Развитие личностных УУД учащихся посредства вовлечения их в исследовательскую деятельность в школе
проект по теме
Целью данного работы является показать как можно развивать личностные универсальные учебные действия через систему организации исследовательской деятельности в школе, на примере участия в НОУ по английскому языку
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabota_na_konkurs.docx | 27.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Изменения в российском обществе формируют новый социальный заказ на развитие человеческого потенциала страны , генерацию нового поколения россиян: людей с новым мышлением, современным стилем поведения и новой мотивацией, способных жить и работать в условиях все более усложняющихся общественных отношений. В этой ситуации образование имеет важнейшее значение в решении общегосударственных задач, а также целей и ценностей образования. Введенный в последние годы новый Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) призван модернизировать школу.
В соответствии с новым стандартом во многом меняется смысл самого понятия «образовательные результаты» . Прежде всего, это «приращения» в личностных ресурсах обучаемых, которые могут быть использованы при решении значимых для личности проблем. Исследовательская деятельность является одним из самых эффективных инструментов и способов познания окружающего мира ребенком. Позволяет развивать весь спектр универсальных учебных действий, и конкретно Личностных УУД в этом и заключается актуальность данной работы .
Целью данного работы является показать как можно развивать личностные универсальные учебные действия через систему организации исследовательской деятельности в школе, на примере участия в НОУ по английскому языку.
В соответствии с данной целью были поставлены следующие задачи:
- изучить понятие исследовательская деятельность учащихся в рамках
« Научных обществ учащихся»;
- изучить понятие личностные УУД;
- определить влияние исследовательской деятельности на развитие личностных УУД.
-составить проект позволяющий развивать личностные УУД
1. Исследовательская деятельность учащихся в рамках НОУ.
Современно развитие образования предусматривает последовательный процесс развития личности, направленный на формирование системы научно-практических знаний и умений, ценностных ориентаций, которые могли бы позволить ученику активно функционировать в качестве полноправного члена общества. Среди первоочередных задач, стоящих перед современным образованием, можно выделить задачу, связанную с подготовкой ученика к профессиональному умственному труду. Один из путей решения данной проблемы заключается в активном введении учеников в научно-исследовательскую деятельность, осуществляемую в рамках Научных обществ учащихся.
Учебная исследовательская деятельность – это специально-организованная, познавательная творческая деятельность учащихся по своей структуре соответствующая научной деятельности. Характеризующаяся целенаправленностью, активностью, предметностью, мотивированностью и сознательностью , результатом которой является формирование познавательных мотивов , исследовательских умений, субъективно новых для учащихся знаний и способов деятельности.
Под исследовательской деятельностью учащихся понимается деятельность школьников , связанная с решением учащимися творческой , исследовательской задачи с заранее неизвестным решением.
Исследовательская деятельность в образовательной практике рассматривается как один из эффективных способов познания окружающего мира ребенком и развивает весь спектр универсальных учебных действий. Среди всего спектра УУД в данном контексте, особенно хотелось бы выделить Личностные УУД, где в центре внимания стоят личностные качества человека. Но что такое личностные качества человека? Являются ли понятия личностные качества и личностные УУД синонимичными и взаимозаменяемыми? Возможно ли достичь личностных УУД без развития личностных качеств ? Для ответа на все эти вопросы необходимо изучить понятия личностные качества учащихся и личностные УУД.
2. Личностные качества учащихся.
Изучением понятия личностные качества занимались многие ученые на протяжении нескольких десятилетий. Развитие личностных качеств является приоритетным по мнению многих педагогов , психологов и философов. Стоит заметить что с точки зрения все тех же философов 21 век признан веком «неогуманизма». Особенность «неогуманизма» заключается в том , что она отстаивает «не удовлетворение потребностей личности, а развитие ее возможностей и способностей. Американский психолог А. Маслоу отмечал , что образование в демократическом обществе не может быть ничем другим, как помощью каждой личности в том , чтобы она полностью реализовала в себе человеческие качества . А.А Леонтьев также говорил о целостном развитии личностных качеств и подготовке личности к дальнейшему развитию за стенами школы. Что же такое личностные качества?
Личностные качества – совокупность жизненно важных качеств, без которых человеку сложно, а порой и невозможно быть успешным в конкретных жизненных ситуациях. В совокупности с профессиональными качествами они относятся к категории социально-значимых качеств. Личностные качества необходимы человеку для адаптации в социуме. Профессиональные качества базируются на личностных качествах и интегрированы с ними.
Личностные качества включают в себя:
-физические и психофизические;
-когнитивные (мышление, речь, эффективное внимание, память каналы восприятия;
-психосоциальные (эмоционально-чувственные качества, поведение, общение, творчество).
С физическими , психофизическими, когнитивными качествами все понятно. Остановимся подробнее на психосоциальных качествах личности, как уже упоминалось ранее они делятся на эмоционально-чувственные, поведение и творчество. Эмоционально-чувственные включают в себя следующие проявления : этические (чувство любви, долга, достоинства, чести, патриотизма, совесть, эмпатия), эстетические (чувство прекрасного, эстетический вкус), интеллектуальные (любознательность, чувство юмора). Развитие поведения предполагает активность, волю (целеустремленность, настойчивость, упорство, внутренняя дисциплина, смелость, важность, ответственность, пунктуальность, корректность , тактичность. Общение как система коммуникативных качеств включает умение слушать и слышать, терпимость и адресность (учет особенностей собеседника), открытость, искренность. К творческим качествам можно отнести исследовательские , художественные (изобразительные, поэтические, артистические и д.р), технические качества.
Вывод. Как мы видим личностные качества это понятие более широкое и охватывает все стороны личности.
3. Личностные УУД
За последние годы в обществе произошли изменения в представлении о целях образования и способах их реализации. Школа должна не только вооружать, знаниями умениями и навыками, а формировать универсальные учебные действия для использования и применения этих знаний , умений и навыков в любой жизненной ситуации.
Универсальные учебные действия – это обобщенные действия , открывающие возможность широкой ориентации учащихся , - как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включая осознание учащимися ее целевой направленности, ценностно-смысловых характеристик. Среди четырех ууд мне бы хотелось выделить личностные ууд ,так как они обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотнести поступки и события с эстетическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения), ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Применительно к учебной деятельности выделяют два вида действий:
- действия смыслообразования, т.е установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Ученик должен задаваться вопросом о том «какое значение, смысл имеет для меня учение», и уметь находить на него ответ;
- действие нравственно-эстетического оценивания усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор.
Но невозможно достичь личностных результатов обучения , без развития личностных качеств учащихся.
Теперь имеея ответ на вопросы мы можем сделать вывод, что невозможно достичь личностных результатов обучения, без развития личностных качеств учащихся, то есть личностные УУД базируются на личностных качествах учащихся.
4. Развитие личностных качеств учащихся через вовлечение их в исследовательскую деятельность, и как следствие формирование личностных УУД. Влияние исследовательской деятельности на развитие личностных УУД.
Прежде чем говорить о влиянии исследовательской деятельности на развитие личностных качеств учащихся и на формирование личностных УУД, следует упомянуть ряд принципов на которых должна базироваться исследовательская деятельность учащихся.
- Принцип доступности (способность ребенка выполнять задание, по завершении которого возникает ощущение успеха от результата собственной деятельности).
- Принцип естественности ( проблема должна быть реальной, а не надуманной.
- Принцип экспериментальности ( познание учащимися свойств чего-либо по средствам всех анализаторов, в результате чего различные свойства предметов и явлений воспринимаются во взаимосвязи, охватывается со всех сторон)
- Принцип культуросообразности ( учет традиций миропонимания, которые существуют в данной культуре).
- Принцип самодеятельности (ученик овладевает ходом исследования и новыми знаниями через собственный опыт самостоятельной работы).
А также должны соблюдаться условия эффективности исследовательской деятельности:
- Добровольное желание в проведении исследования : ученик и учитель должны хотеть проводить данное исследование, если тема неинтересна хотя бы одной из сторон, исследование не получится.
- Возможность провести исследование. Прежде всего это должен уметь сделать учитель, иначе как можно руководить исследовательской деятельностью, если не известны методика , особенности.
- Получение удовлетворенности от собственной работы. ( важно для обеих сторон )
Предполагает наличие определенных этапов, характерных для исследования в научной сфере:
- Постановку проблемы;
- Изучение теории, связанной с выбранной темой;
- Подбор методик исследования и практическое овладение ими;
- Сбор собственного материала;
- Анализ и обобщение материала;
- Собственные выводы.
Проводя каждое исследование ученик неосознанно затрагивает все органы чувств, все каналы восприятия, развивает мышление, речь , память, внимание. Развивает эмоционально-чувственные качества, проявляет творчество, и тем самым развивает личностные УУД.
Практическая часть
Образовательный проект « Развитие личностных УУД по средствам вовлечения их в исследовательскую деятельность в школе ( на примере участия в НОУ по английскому языку)
Цели проекта:
Создание условий развития личностных УУД посредствам вовлечения в исследовательскую деятельность.
Задачи проекта
- Создание для проявления каждым изучающим английский язык учеником проявление своих творческий способностей и интересов;
- Воспитание положительного отношения к учению, познавательной деятельности посредствам вовлечения в исследовательскую деятельность
- Развитие положительного отношения не только к изучаемому языку, и культуре страны изучаемого языка, но и к своей стране;
- Воспитание трудолюбия, осознания трудностей и стремится к их преодолению;
- Создание условий к освоению новых видов деятельности;
- Сознание условий для учащихся позволяющих им осознать себя как индивидуальности и одновременно как членов общества, признание для себя общепринятых морально-этических норм;
- Создавать условия позволяющие оценивать свои действия и поступки
Формулировка проблемы
Разработка данного проекта обусловлена необходимостью организации системной работы по развитию личностных УУД, через вовлечение в исследовательскую деятельность в НОУ по английскому языку
Выдвижение гипотезы
Если разработать и внедрить в практику занятий по английскому языку данный проект, то это позволит развивать личностные УУД. А учитель сможет проверить это на практике.
Этапы проведения проекта
1.Объявление о проведении школьного НОУ (для учащихся 4-11 класов)
2. Поиск тем исследовательской работы, в соответствии с секциями НОУ объявленными учителем. (проводится самостоятельно учащимися )
3. Составление плана работы над каждым исследованием по месяцам.
4. Сбор необходимой информации по каждой главе научной работы ( проводится самостоятельно учащимися).
5. Анализ собранного материала, начальный этап вместе с учителем, старший этап самостоятельно.
6.Создание практической части каждой работы обязательно( анкетирование, интернет опрос, съемка фото и видео, изготовление поделок)
7. Презентация работы коллективу учащихся с обязательным обсуждением, причем презентация проходит не перед знакомой аудиторией, а перед всеми учащимися потока, что позволяет подготовить ученика к презентации работы научной комиссии.
8. Наличие обязательной рефлексии со стороны не только автора работы, что также является обязательным, но и со стороны слушающих (детей всех возрастов, при помощи вопросов и других типов заданий, проводится самостоятельно и при помощи учителя в зависимости от возраста учащихся)
9.Презентация работы комиссии.
После каждого этапа проходит обсуждение всех трудностей с которыми сталкивался ученик.
Оценка качества выполнения работы
Работая в соответствии с целями , задачами и планом данного проекта мне удалось сформировать положительное отношение к изучению английского языка и в целом к познавательной деятельности, ученики принявшие участие в НОУ хотя бы один раз, продолжают это делать в последующие года как по английскому языку так и по другим предметам. Учащиеся с радостью стремятся приобретать новые знания через поиск информации в разных источниках. Учатся осознавать и преодолевать трудности. Осваивают новый вид деятельности - научно- исследовательскую. Учувствуют в творческом , созидательном процессе. Развивают в себе способность к самооценке . Осознают себя как граждан определенной страны, определенного народа. А значит реализуется работа по развитию Личностных УУД. Наши результаты представлены в таблице.Список используемой литературы а работе:
- Вестник ТГПУ. 2014. №1
- Гансберг Ф. Творческая работа в школе М.,1913 стр .40
- Семенова Н.А. Исследовательская деятельность учащихся . // Начальная школа №2.2007 стр. 45
- Школьное научное общество. Л. 1971
Интернет ресурсы:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие образного мышления учащихся посредством вовлечения в творческую деятельность на уроках физики и во внеурочное время
Вашему вниманию предложено обобщение опыта (текстовый документ) + разработка урока физики в 9 классе (по Шахмаеву) по теме: "Вес тела, невесомость, перегрузки"....
Развитие личностного потенциала учащихся на уроках литературы посредством внедрения проектной деятельности
Условия возникновения проблемы исследования,становление опыта:противоречия между требованиями к новому содержанию образования и устаревшими методами преподавания литературы.Технология опыта: осуществл...
Научно-исследовательская деятельность в школе как развитие творческих способностей учащихся
Как обеспечить активную познавательную деятельность учеников, вовлечь их в поиск решения проблемных вопросов? В этом помогает организация исследовательской деятельности учащихся в школе, которая...
Обобщение педагогического опыта «Развитие творческих способностей учащихся через включение их в исследовательскую деятельность на уроках географии».
Обобщение педагогического опыта «Развитие творческих способностей учащихся через включение их в исследовательскую деятельность на уроках географии».Информационно – педагогический модуль....
Представление педагогического опыта "Развитие личностной сферы учащихся посредством использования нестандартных занимательных заданий на уроках русского языка"
Представление педагогического опыта "Развитие личностной сферы учащихся посредством использования нестандартных занимательных заданий на уроках русского языка"...
Развитие личностной активности учащихся посредством метода проекта
Проектная деятельность как одна из форм учебной деятельности способна, по мнению современных отечественных и зарубежных дидактов, сделать учебный процесс для школьника личностно значимым, в котором он...