Научно-исследовательская деятельность в школе как развитие творческих способностей учащихся
статья (10 класс) на тему

Лапина Оксана Адольфовна

Как обеспечить активную познавательную деятельность учеников, вовлечь их в поиск решения проблемных вопросов? В этом помогает организация исследовательской деятельности учащихся в школе, которая  актуализирует  знания, выработку навыков анализа, умения абстрагировать и делать выводы. В статье представлены некоторые рекомендации  работы учителя по данному направлению.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл issledovatelskaya_rabota_uchashchihsya.docx240.22 КБ

Предварительный просмотр:

«Нет ничего такого сложного, что невозможно было бы исследовать»
Эрнст Хайне

        Важную роль в развитии и реализации творческих способностей школьников играет научно-исследовательская деятельность.

        Под исследовательской деятельностью понимается деятельность учащихся, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в  научной сфере.

        Главным смыслом исследования в сфере образования есть то, что оно является учебным. Это означает, что его главной целью является развитие личности учащегося, а не получение объективно нового результата, как в "большой" науке.  Если в науке главной целью является производство новых знаний, то в образовании цель исследовательской деятельности - в приобретении учащимся функционального навыка исследования как универсального способа освоения действительности, развитии способности к исследовательскому типу мышления.

        Главным отличием исследовательской деятельности от проектной и конструктивной заключается в том, что результатом исследовательской деятельности является интеллектуальный, творческий продукт, устанавливающий ту или иную истину в результате процедуры исследования и представленный в стандартном виде. Необходимо подчеркнуть самоценность достижения истины в исследовании как его главного продукта.

         В данной работе педагог  должен обладать определенными компетентностями:  быть творческой личностью; постоянно заниматься самообразованием; иметь активную педагогическую позицию,  собственное стремление к исследовательской деятельности; должен уметь прогнозировать перспективу собственной деятельности, так и деятельности учащегося

        Среди причин, препятствующих научному творчеству в образовательном процессе, являются:

  1. боязнь вовлечь детей в «несвойственную им научную деятельность»;
  2. наукообразие в образовательном процессе, т.е. оторванное от жизни, схоластическое знание.

        Школьные научно-практические конференции – первая ступенька в развитии исследовательских, научно-практических компетенций обучающихся. При этом существует главное правило – никакого принуждения и насилия над личностью ребёнка.

Этапы работы над научным исследованием.

 1.    Ознакомиться с перечнем предлагаемой тематики и в соответствии со своим интересом выбрать тему. 2.    Выбранную тему обсудить на индивидуальной консультации с руководителем. 3.    Изучить предложенную руководителем литературу или литературу, которую автор работы определил самостоятельно. 4.    На основе изученных материалов и тематического словаря написать анализ собственного изучения темы. 5.    На основе изученного теоретического материала выполнить исследовательскую или экспериментальную часть работы. 6.    Оформить работу в соответствии с требованиями и на основе её содержания подготовить небольшое (7-10 минут) выступление на итоговой конференции.

Основными моментами исследования являются: ПРОБЛЕМА исследования понимается как категория, означающая нечто неизвестное, что предстоит открыть и доказать. ТЕМА отражает характерные черты проблемы. ОБЪЕКТ – это та совокупность связей и отношений, свойств, которая существует объективно в теории и практике и служит источником необходимой для исследователя информации. ПРЕДМЕТ же исследования более конкретен. Он включает только те связи и отношения, которые подлежат непосредственному изучению в работе, устанавливают границы научного поиска. В каждом объекте можно выделить несколько предметов исследования. Предмет исследования определяет ЦЕЛЬ и ЗАДАЧИ самого исследования. ЦЕЛЬ формулируется кратко и определённо точно, в смысловом отношении выражая то основное, что намеревается сделать исследователь. Она конкретизируется и развивается в ЗАДАЧАХ исследования.

 Формы предоставления исследования: публичный доклад или сообщение; обсуждение результатов;  дискуссия; публичная защита в форме лицензирования;  беседа и спор с оппонентами и коллегами

 Основные принципы работы:  принцип объективности;  принцип сущностного анализ; принцип единства логического и исторического; принцип концептуального единства

 Основные требования к представляемым для участия в конференции работам:  чёткость и  доступность изложения материала; соответствие темы работы её содержанию; актуальность и практическая значимость работы;  эрудиция автора, умелое использование различных точек зрения по теме работы; наличие собственных взглядов и выводов по проблеме; умение использовать специальную терминологию и литературу по теме; оформление научной работы;  культура выступления на конференции.

        Предлагаю некоторые темы и аннотации  научно-исследовательских работ своих учеников по литературоведению.

        Тема « Изображение леса в русской литературе и живописи».

        Цель: сопоставить поэтический образ леса, созданный русскими поэтами и писателями с его художественным образом на полотнах Ивана Шишкина.

         Задачи:

1) проанализировать стихи И. Бунина, И. Сурикова, А. Фета, М. Лермонтова и выявить средства художественной выразительности, рисующие образ леса;      

2) познакомиться с полотнами И. Шишкина, на которых изображен лес;

3) сравнить особенность восприятия русского леса поэтами и художником Шишкиным;

4) пронаблюдать, как писатели с помощью поэтического слова изображают деревья, а художник Иван Шишкин показывает лес с помощью богатой цветной гаммы.

          В содержании работы -  две части. 

В первой части представлены изображения леса в поэтическом мире Ивана Бунина, Ивана Сурикова, Афанасия Фета, Михаила Лермонтова.                             И.Шишкин. Сосны, освещенные солнцем

Во второй части рассмотрены изображения леса в прозаических произведениях, созданных  Г. Скребицким,  И. Соколовым – Микитовым и на полотнах  И. Шишкина.

        Тема «Времена года в лирике поэтов-земляков»                                                                   

Цель:  сопоставить поэтические образы величия и красоты родного края в разные времена года, созданные  поэтами-земляками.

         Задачи: познакомиться с творчеством поэтов-земляков, рисующих красоту природы  родного края;

-познакомиться со стихами, посвященными природе Смоленщины в разные времена года;

-составить лирические миниатюры, воспевающие замечательную смоленскую природу;

-составить поэтическую тетрадь «Времена года».

Объектом  исследования в работе являются времена года в лирике поэтов земляков.

Предметом исследования стали художественные и изобразительные средства создания времен года.

В качестве материала для исследования послужили художественные тексты, монографии, репродукции картин.

 Гипотеза:  родная природа, воспетая Н.Рыленковым, М.Исаковским, А. Твардовским, А.Мишиным, С.Машковым  несет огромную силу для привития любви к своей малой родины.

В исследовательской работе сопоставляются  поэтические образы величия и красоты родной природы Смоленщины в разные времена года, созданные поэтами-земляками: М.Исаковским, Н.Рыленковым, А.Твардовским и С.Машковым.

Тема «Образ дороги в русской культуре»

        Объект  исследования  -  концепт  «дорога»

           Предмет  изучения  -  лексические, стилистические, художественные  средства  создания  образа  дороги.

           Цель    исследования  -  выявить  отражение  концепта  «дорога»  в  произведениях  устного  народного  творчества  русской  литературы 19 века, живописи  и  музыке  и  его  роли  в  раскрытии  идейного  содержания.            Задачи:  дать  описание  содержания  концепта  «дорога»;

-познакомиться  со  значением  слов, обозначающих  забытые  профессии  и  реалии  поля  «Транспорт»;

-найти  отражение  концепта  «дорога»  в  произведениях  устного  народного  творчества, в  творчестве  А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Н.В.Гоголя, Н.А.Некрасова;

-проанализировать  произведения  живописи, включающие  концепт  «дорога»;

-узнать  черты  русского  национального  характера, которые  отразились  в  особом  отношении  к  дороге, в  любви  к  быстрой  езде  россиян.

             Материал для  исследования -  словари  современного  русского  языка, художественные  тексты, репродукции  картин, музыкальные  фрагменты.

             Рабочая  гипотеза:   концепт  «дорога», используемый  Гоголем, Пушкиным, Лермонтовым, Некрасовым, художниками  и  композиторами  несет  серьезную  смысловую  нагрузку и  используется  для  воссоздания  черт  русского  национального  характера.                                                                                                         И.Шишкин.  Пейзаж с телегой

В данной исследовательской работе дано описание содержания концепта «дорога»; приведены значения слов, обозначающие забытые профессии и реалии поля «Транспорт». Описано отражение концепта «дорога» в произведениях устного народного творчества, в творчестве А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя, Н.А. Некрасова. Проанализированы произведения живописи, включающие концепт «дорога». Выявлены черты русского национального характера, которые отразились в особом отношении к дороге, в любви россиян к быстрой езде.

        Таким образом, научно-исследовательская, опытно-экспериментальная работа становится мощным и действенным фактором, влияющим на развитие творческой личности, на результативность труда школьного коллектива, развитие педагога и ребёнка, уровень культуры образованности общества, определение школьником своего места в жизни.

Список литературы

www.issl.dnttm.ru— сайт журнала «Исследовательская работа школьника»

www.konkurs.dnttm.ru — обзор исследовательских и научно-практических юношеских конференций, семинаров конкурсов и пр.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческих способностей учащихся начальных классов специальной (коррекционной) общеобразовательной школы (Vвида) через продуктивные виды деятельности, коррекция их личностных особенностей.

В статье раскрываются пути формирования творческих способностей младших школьников с тяжелыми нарушениями речи, способствующие их социальной адаптации....

Досугово-развлекательные мероприятия для развития опыта творческой деятельности и развития творческих способностей учащихся.

Всестороннее развитие личности школьника, наряду с получением образования, невозможно без активной, насыщенной досуговой жизни в школе. Организационно-содержательное наполнение школьной жизни нев...