Научно-исследовательская деятельность в школе как развитие творческих способностей учащихся
статья (10 класс) на тему
Как обеспечить активную познавательную деятельность учеников, вовлечь их в поиск решения проблемных вопросов? В этом помогает организация исследовательской деятельности учащихся в школе, которая актуализирует знания, выработку навыков анализа, умения абстрагировать и делать выводы. В статье представлены некоторые рекомендации работы учителя по данному направлению.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
issledovatelskaya_rabota_uchashchihsya.docx | 240.22 КБ |
Предварительный просмотр:
«Нет ничего такого сложного, что невозможно было бы исследовать»
Эрнст Хайне
Важную роль в развитии и реализации творческих способностей школьников играет научно-исследовательская деятельность.
Под исследовательской деятельностью понимается деятельность учащихся, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере.
Главным смыслом исследования в сфере образования есть то, что оно является учебным. Это означает, что его главной целью является развитие личности учащегося, а не получение объективно нового результата, как в "большой" науке. Если в науке главной целью является производство новых знаний, то в образовании цель исследовательской деятельности - в приобретении учащимся функционального навыка исследования как универсального способа освоения действительности, развитии способности к исследовательскому типу мышления.
Главным отличием исследовательской деятельности от проектной и конструктивной заключается в том, что результатом исследовательской деятельности является интеллектуальный, творческий продукт, устанавливающий ту или иную истину в результате процедуры исследования и представленный в стандартном виде. Необходимо подчеркнуть самоценность достижения истины в исследовании как его главного продукта.
В данной работе педагог должен обладать определенными компетентностями: быть творческой личностью; постоянно заниматься самообразованием; иметь активную педагогическую позицию, собственное стремление к исследовательской деятельности; должен уметь прогнозировать перспективу собственной деятельности, так и деятельности учащегося
Среди причин, препятствующих научному творчеству в образовательном процессе, являются:
- боязнь вовлечь детей в «несвойственную им научную деятельность»;
- наукообразие в образовательном процессе, т.е. оторванное от жизни, схоластическое знание.
Школьные научно-практические конференции – первая ступенька в развитии исследовательских, научно-практических компетенций обучающихся. При этом существует главное правило – никакого принуждения и насилия над личностью ребёнка.
Этапы работы над научным исследованием.
1. Ознакомиться с перечнем предлагаемой тематики и в соответствии со своим интересом выбрать тему. 2. Выбранную тему обсудить на индивидуальной консультации с руководителем. 3. Изучить предложенную руководителем литературу или литературу, которую автор работы определил самостоятельно. 4. На основе изученных материалов и тематического словаря написать анализ собственного изучения темы. 5. На основе изученного теоретического материала выполнить исследовательскую или экспериментальную часть работы. 6. Оформить работу в соответствии с требованиями и на основе её содержания подготовить небольшое (7-10 минут) выступление на итоговой конференции.
Основными моментами исследования являются: ПРОБЛЕМА исследования понимается как категория, означающая нечто неизвестное, что предстоит открыть и доказать. ТЕМА отражает характерные черты проблемы. ОБЪЕКТ – это та совокупность связей и отношений, свойств, которая существует объективно в теории и практике и служит источником необходимой для исследователя информации. ПРЕДМЕТ же исследования более конкретен. Он включает только те связи и отношения, которые подлежат непосредственному изучению в работе, устанавливают границы научного поиска. В каждом объекте можно выделить несколько предметов исследования. Предмет исследования определяет ЦЕЛЬ и ЗАДАЧИ самого исследования. ЦЕЛЬ формулируется кратко и определённо точно, в смысловом отношении выражая то основное, что намеревается сделать исследователь. Она конкретизируется и развивается в ЗАДАЧАХ исследования.
Формы предоставления исследования: публичный доклад или сообщение; обсуждение результатов; дискуссия; публичная защита в форме лицензирования; беседа и спор с оппонентами и коллегами
Основные принципы работы: принцип объективности; принцип сущностного анализ; принцип единства логического и исторического; принцип концептуального единства
Основные требования к представляемым для участия в конференции работам: чёткость и доступность изложения материала; соответствие темы работы её содержанию; актуальность и практическая значимость работы; эрудиция автора, умелое использование различных точек зрения по теме работы; наличие собственных взглядов и выводов по проблеме; умение использовать специальную терминологию и литературу по теме; оформление научной работы; культура выступления на конференции.
Предлагаю некоторые темы и аннотации научно-исследовательских работ своих учеников по литературоведению.
Тема « Изображение леса в русской литературе и живописи».
Цель: сопоставить поэтический образ леса, созданный русскими поэтами и писателями с его художественным образом на полотнах Ивана Шишкина.
Задачи:
1) проанализировать стихи И. Бунина, И. Сурикова, А. Фета, М. Лермонтова и выявить средства художественной выразительности, рисующие образ леса;
2) познакомиться с полотнами И. Шишкина, на которых изображен лес;
3) сравнить особенность восприятия русского леса поэтами и художником Шишкиным;
4) пронаблюдать, как писатели с помощью поэтического слова изображают деревья, а художник Иван Шишкин показывает лес с помощью богатой цветной гаммы.
В содержании работы - две части.
В первой части представлены изображения леса в поэтическом мире Ивана Бунина, Ивана Сурикова, Афанасия Фета, Михаила Лермонтова. И.Шишкин. Сосны, освещенные солнцем
Во второй части рассмотрены изображения леса в прозаических произведениях, созданных Г. Скребицким, И. Соколовым – Микитовым и на полотнах И. Шишкина.
Тема «Времена года в лирике поэтов-земляков»
Цель: сопоставить поэтические образы величия и красоты родного края в разные времена года, созданные поэтами-земляками.
Задачи: познакомиться с творчеством поэтов-земляков, рисующих красоту природы родного края;
-познакомиться со стихами, посвященными природе Смоленщины в разные времена года;
-составить лирические миниатюры, воспевающие замечательную смоленскую природу;
-составить поэтическую тетрадь «Времена года».
Объектом исследования в работе являются времена года в лирике поэтов земляков.
Предметом исследования стали художественные и изобразительные средства создания времен года.
В качестве материала для исследования послужили художественные тексты, монографии, репродукции картин.
Гипотеза: родная природа, воспетая Н.Рыленковым, М.Исаковским, А. Твардовским, А.Мишиным, С.Машковым несет огромную силу для привития любви к своей малой родины.
В исследовательской работе сопоставляются поэтические образы величия и красоты родной природы Смоленщины в разные времена года, созданные поэтами-земляками: М.Исаковским, Н.Рыленковым, А.Твардовским и С.Машковым.
Тема «Образ дороги в русской культуре»
Объект исследования - концепт «дорога»
Предмет изучения - лексические, стилистические, художественные средства создания образа дороги.
Цель исследования - выявить отражение концепта «дорога» в произведениях устного народного творчества русской литературы 19 века, живописи и музыке и его роли в раскрытии идейного содержания. Задачи: дать описание содержания концепта «дорога»;
-познакомиться со значением слов, обозначающих забытые профессии и реалии поля «Транспорт»;
-найти отражение концепта «дорога» в произведениях устного народного творчества, в творчестве А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Н.В.Гоголя, Н.А.Некрасова;
-проанализировать произведения живописи, включающие концепт «дорога»;
-узнать черты русского национального характера, которые отразились в особом отношении к дороге, в любви к быстрой езде россиян.
Материал для исследования - словари современного русского языка, художественные тексты, репродукции картин, музыкальные фрагменты.
Рабочая гипотеза: концепт «дорога», используемый Гоголем, Пушкиным, Лермонтовым, Некрасовым, художниками и композиторами несет серьезную смысловую нагрузку и используется для воссоздания черт русского национального характера. И.Шишкин. Пейзаж с телегой
В данной исследовательской работе дано описание содержания концепта «дорога»; приведены значения слов, обозначающие забытые профессии и реалии поля «Транспорт». Описано отражение концепта «дорога» в произведениях устного народного творчества, в творчестве А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя, Н.А. Некрасова. Проанализированы произведения живописи, включающие концепт «дорога». Выявлены черты русского национального характера, которые отразились в особом отношении к дороге, в любви россиян к быстрой езде.
Таким образом, научно-исследовательская, опытно-экспериментальная работа становится мощным и действенным фактором, влияющим на развитие творческой личности, на результативность труда школьного коллектива, развитие педагога и ребёнка, уровень культуры образованности общества, определение школьником своего места в жизни.
Список литературы
www.issl.dnttm.ru— сайт журнала «Исследовательская работа школьника»
www.konkurs.dnttm.ru — обзор исследовательских и научно-практических юношеских конференций, семинаров конкурсов и пр.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие творческих способностей учащихся начальных классов специальной (коррекционной) общеобразовательной школы (Vвида) через продуктивные виды деятельности, коррекция их личностных особенностей.
В статье раскрываются пути формирования творческих способностей младших школьников с тяжелыми нарушениями речи, способствующие их социальной адаптации....
«Развитие творческих способностей учащихся в воспитательном пространстве школы через журналистскую деятельность»
Выступление на конференции...
«Использование элементов краеведения, экологии, этнографии для развития творческих способностей учащихся на уроках географии и во внеурочной деятельности в условиях сельской малокомплектной школы»
Презентация о специфики работы учителя географии в малокомплектной, малочисленной школе....
Роль внеурочной деятельности по ФГОС в развитии творческих способностей учащихся.
Доклад для МО классных руководителей...
Самоанализ педагогической деятельности в межаттестацинный период« Развитие творческих способностей учащихся на уроках трудового обучения и на занятиях кружковой работы; формирование у учащихся основных жизненных компетентностей, активн
В работе раскрыты методы и приемы по развитию у обучающихся творческих способностейт на уроках трудового обучения, на занятиях кружковой р...
Развитие творческих способностей учащихся в урочной и внеклассной деятельности в рамках реализации программы «Школа – культурно- образовательный центр»
Обобщение опыта работы по развитию творческих способностей учащихся....
Досугово-развлекательные мероприятия для развития опыта творческой деятельности и развития творческих способностей учащихся.
Всестороннее развитие личности школьника, наряду с получением образования, невозможно без активной, насыщенной досуговой жизни в школе. Организационно-содержательное наполнение школьной жизни нев...