Педагогический проект "Методические аспекты подготовки учащихся с ОВЗ к проведению итоговой аттестации и защите выпускной квалификационной работы"
проект на тему
В основу разработки проекта положена личностно-ориентированная технология, позволяющая заменить традиционную форму подготовки к экзаменам для слабых в обучении учащихся на индивидуальную работу, а прохождение экзаменационных испытаний - на тестирование по вопросам билета и разноуровневые практические задания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt.doc | 124 КБ |
Предварительный просмотр:
КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ХАНТЫ -МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ
«РАДУЖНИНСКАЯ ШКОЛА ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»
Педагогический проект
«Методические аспекты подготовки учащихся с ОВЗ к проведению итоговой аттестации и защите выпускной квалификационной работы»
Автор проекта: Глушак Тамара Константиновна,
учитель трудового обучения.
КОУ «Радужнинская школа для обучающихся
с ограниченными возможностями здоровья»
г. Радужный,
2015-2016 учебный год
ОГЛАВЛЕНИЕ
1.Сведение об авторе…………………………………………………………… 3
2.Введение………………………………………………………………………..4
3.Основная часть………………………………………………………………... 7
4.Литература……………………………………………………………………..12
Введение
Доступность качественного образования детей с ограниченными возможностями здоровья является предметом пристального внимания. Признание прав такого ребенка, его интересов, потребностей, оказание помощи в процессе его личностного становления, в выборе соответствующей профессиональной деятельности являются чрезвычайно важными. В связи с этим проводится систематический анализ успеваемости, выявляются индивидуальные характеристики и возможности школьников, проверяется качество созданных условий для успешной социальной адаптации.
С этой точки зрения, экзаменационные испытания можно рассматривать как одну из основных форм предъявления результата обучения. Деятельность по организации итоговой государственной аттестации регламентируется нормативными документами Минобразования РФ, изложенными в письме от 14 марта 2001 г. N 29/1448-6. Результатом профессиональной подготовки учащихся с нарушением интеллекта является начальный уровень овладения ЗУН по выбранной профессии.
Экспериментальные данные и практические наблюдения в школе показывают, что у учащихся одного и того же класса формирование ЗУН, необходимых для экзаменационных испытаний без специально направленных на это методов и средств обучения, не достигает необходимого уровня, предусмотренного требованиями ФГОС (приказ от 19.12.2014 года № 1599). Важность этой проблемы определяется ее направленностью на изыскание новых возможных путей реализации принципа корригирующего обучения. В связи с этим возникает необходимость поиска эффективных подходов к воспитанию и образованию школьников с целью достижения ими более высокого уровня профессиональной подготовки и, как следствие, успешной сдачи экзамена и адаптации в современном обществе. Все вышеизложенное указывает на актуальность и необходимость реализации данного проекта.
Учащиеся с нарушением интеллекта способны к овладению несложными профессиями и могут успешно пройти экзаменационные испытания, защитить выпускную квалификационную работу по выбранной профессии, но вместе с тем их возможности в плане профессиональной подготовки значительно ограничены. Это обусловлено умственным заболеванием в разной степени сложности и недостатками физического развития. Таким образом, возникает необходимость применения в процессе подготовки к экзаменам современных образовательных технологий, позволяющих учитывать интересы и индивидуальные особенности каждого ученика.
Многие теоретические и, главным образом, методические вопросы по применению технологии индивидуального подхода в организации подготовки учащихся с интеллектуальными нарушениями к проведению экзаменационных испытаний различного уровня не получили достаточного развития в конкретных разработках, методиках, программах. Анализ состояния обозначенной проблемы позволил выявить следующие основные противоречия:
- между требованиями, предъявляемыми к качеству образования учащегося с ОВЗ на экзаменационных испытаниях, и имеющимся уровнем профессиональной подготовки выпускника школы;
- между наличием традиционной формы сдачи итоговой государственной аттестации и необходимостью создания специальных условий для успешного прохождения экзаменационного испытания всеми учащимися;
- между потребностью реализации в образовательной практике новых идей, технологий и подходов и отсутствием методик по их реализации.
Новизна проекта предполагает разрешение данных противоречий путем включения в процессе профессиональной подготовки новых современных образовательных технологий. Содержание данного проекта определяется рамками реализации Программы развития школы, которая предусматривает инновационные изменения в организации учебного процесса.
В основу разработки проекта положена личностно ориентированная технология. Индивидуальный подход как принцип осуществляется в той или иной мере во всех существующих технологиях, поэтому индивидуализацию обучения можно также считать «проникающей технологией». Данный метод позволяет заменить традиционную форму подготовки к экзаменам для слабых в обучении учащихся на индивидуальную работу, а прохождение экзаменационных испытаний – на тестирование по вопросам билета и разноуровневые практические задания.
Одним из основных методов профессионального обучения более успешных учащихся является проектный метод обучения. Метод проектов – это комплексный обучающий метод, который позволяет индивидуализировать учебный процесс, дает возможность ребенку проявить самостоятельность в планировании, организации и контроле своей деятельности. Современный метод проектов призван скорректировать и обогатить учебный процесс. Основные положения проектного метода, разработанные зарубежными и отечественными учеными, можно соотнести с деятельностным подходом в современной дидактической системе. Его внедрение в учебный процесс является очень важным для допрофессиональной подготовки (10,11классы), так как использование проектной технологии позволяет активизировать процесс производственного обучения, способствует технологическому образованию, формированию технологической культуры учащихся, подготовке их к реальным условиям жизнедеятельности.
Таким образом, основная идея проекта заключается в оказании помощи слабым ученикам в подготовке к экзаменам, и в выявлении, поддержке и максимальном раскрытии потенциала способных в обучении учащихся. Разноуровневые теоретические и практические экзаменационные задания, защита квалификационной работы в форме творческого проекта является той качественной основой, которая может реализовать инклюзивный подход в обучении. Он направлен на формирование раскрепощенной, творческой личности, деятельность которой уже нацелена на социализацию, на воплощение своих идей наравне со своими сверстниками.
Теоретическая значимость проекта заключается в разработке методических материалов по подготовке и проведению экзаменационных испытаний в соответствии с индивидуальными особенностями выпускников.
Практическая значимость проекта определяется четко выраженной практико-ориентированной направленностью. Использование элементов конструкторско-технологических, экономических знаний, информационно-коммуникационных технологий позволит повысить мотивацию и расширить кругозор учащихся.
Содержание данного проекта основывается на принципах дидактики и направлено на развитие подростка как компетентной личности. Особое внимание уделяется информационной компетентности учащихся, направленной на формирование простейших навыков работы с источником, материалами. Важнейшее значение имеет овладение учащимися коммуникативной компетенцией: умение формулировать собственную позицию, использовать для аргументации при защите квалификационной работы в форме творческого проекта научные сведения, отвечать на поставленные вопросы, связанные с технологическим содержанием.
Специфика целей и содержания проекта направлено на развитие рефлексивной деятельности учащихся к объективному оцениванию своих учебных достижений, поведения, способности и готовности к профессиональной деятельности и социализации в обществе.
Успешность реализации проекта определяется степенью заинтересованности всех его участников в положительных, лично значимых результатах. Достижение высоких образовательных результатов каждым учеником возможно при решении задачи оптимального сочетания:
- требований стандарта и индивидуальных способностей учащихся;
- новых информационно-коммуникативных технологий и учебно-методических комплексов;
- эмоционально психологической комфортности и интенсивной учебной деятельности.
Основная часть
Вид проекта:
комбинированный, средне - срочный
Сроки: 2012-2015 гг.
Участники: администрация КОУ РШООВЗ, учителя, учащиеся 9, 11 классов, родители учащихся, социальные партнеры.
Цель проекта:
создать условия для успешного прохождения итоговой государственной аттестации и защиты выпускной квалификационной работы посредством использования элементов технологии личностно ориентированного обучения.
Объект проекта: процесс подготовки учащихся с ОВЗ к прохождению экзаменационных испытаний
Предмет проекта: методические материалы, основанные на элементах личностно ориентированной технологии, по подготовке учащихся с ОВЗ к прохождению экзаменационных испытаний.
Задачи:
1.Выяснить и проанализировать исходный уровень развития коммуникативной, информационной и профессионально-технологической компетенций обучающихся.
2.Изучить методику подготовки к экзаменам с использованием индивидуального подхода и метода проектов.
3. Разработать программно-методическое обеспечение, создать материально-техническую базу для внедрения проекта в образовательный процесс.
4. Подобрать комплекс контрольно-измерительных материалов для изучения эффективности проекта.
5. Разработать план дальнейшего развития проекта с учётом проведённого анализа полученных данных.
Гипотеза проекта: обучающиеся с ОВЗ способны успешно пройти экзаменационные испытания, если в процессе подготовки использовать элементы технологии личностно ориентированного обучения.
Диапазон проекта: учебная деятельность на уроках профессионально-трудового обучения, направленная на подготовку учащихся 9 класса к итоговой государственной аттестации; учебная деятельность на уроках производственного обучения, направленная на подготовку учащихся 11 класса к защите выпускной квалификационной работы.
Ожидаемый результат: повышение мотивации, ответственности, творческой активности старшеклассников, успешное прохождение экзаменационных испытаний, выпускная квалификационная работа в форме творческого проекта.
Реализация проекта
I. Подготовительный этап | |||
Дата | Мероприятия | Цель | Результаты |
Май | Проведение опроса учащихся, учителей. Анализ исходного уровня развития коммуникативной, информационной и профессионально-технологических компетенций будущих выпускников. | Установить уровень сформированности коммуникативной, информационной и профессионально-технологических компетенций, рекомендовать форму сдачи экзамена. | Распределение учащихся по группам на основании классификации В.В.Воронковой. Разработка плана мероприятий, развивающих основные компетенции обучающихся. |
Май-август | Подборка педагогической, методической литературы, диагностического материала по теме проекта. | Проанализировать психолого-педагогическую, методическую, специальную литературу, нормативные документы по теме проекта, провести системный анализ проектирования, моделирование процесса обучения в 9 и 11 классах. | Определение эффективных методов работы, разработка пакета методических материалов, рекомендаций по подготовке учащихся к экзаменационным испытаниям. Разработка адаптированных учебных программ по предмету (9,11 кл.). |
Август | Определение основных этапов работы над проектом. | Определение основных мероприятий и эффективных методов работы. | План реализации проекта. |
Сентябрь | Беседа с родителями выпускников. Проведение опроса, анализ анкетных данных. | Ознакомление родителей с предстоящей работой по подготовке к экзаменационным испытаниям, ответы на интересующие вопросы. | Информированность родителей о подготовительной работе, сроках, этапах и возможных формах сдачи экзамена. |
Дата | Мероприятия | Цель | Результаты |
Сентябрь | Проведение занятия с учащимися 9,11 классов. | Ознакомление учащихся с положением о проведении итоговой государственной аттестации и о возможных формах защиты выпускной квалификационной работы. | Информированность учащихся о плане работы на год и предстоящих экзаменационных испытаниях. |
Сентябрь | Выступление на МО учителей трудового обучения. | Обсуждение вопросов разработки инновационного проекта с членами методического объединения. | Полная информированность педагогов о проекте. |
II. Основной этап | |||
Октябрь-декабрь | Работа по подготовке экзаменационных материалов. | Разработать экзаменационные материалы с учетом индивидуальных особенностей учащихся. | Билеты, ответы к билетам, разноуровневые экзаменационные задания, правила выполнения проекта. |
Январь- май | Работа над выпускной квалификационной работой учащихся. | Подготовить материалы для написания выпускной работы. | Создание выпускной работы в традиционной форме или форме творческого проекта. |
Январь- май | Подготовка изделий учащимися для предоставления экзаменационной комиссии. | Выполнить швейные изделия в соответствии со способностями учащихся. | Швейные изделия разного уровня сложности. |
Январь-февраль | Утверждение на педсовете тем выпускной квалификационной работы и формы прохождения итоговой аттестации | Ознакомить педагогический состав школы с особенностями предстоящих экзаменационных испытаний. | Решение педсовета. |
Дата | Мероприятия | Цель | Результаты |
Январь-май | Контроль за подготовкой к экзаменам. | Проверить степень готовности квалификационных изделий, наличие конструкторско-технологической документации, количество подготовленных билетов, степень подготовки творческого проекта. | Мониторинг количества и качества выполнения работ обязательных для сдачи экзаменационных испытаний. |
Апрель-май | Проведение психологических тренингов. | Снятие стресса и снижение уровня тревожности перед экзаменом. | Уменьшение уровня тревожности учащихся. |
Январь-май | Участие в родительском собрании. | Информирование родителей о степени готовности каждого ребенка к сдаче экзамена. | Своевременная информированность родителей. |
Апрель | Подготовка пакета экзаменационных материалов. | Предоставление экзаменационных материалов в ДО и МП. | Утверждение экзаменационных билетов и заданий. |
Май | Проведение пробного экзамена. | Ознакомление выпускников с технологией сдачи экзамена. | Репетиция экзамена. |
Май | Проведение пробной защиты квалификационной работы. | Ознакомление выпускников с правилами защиты квалификационной работы. | Репетиция экзамена. |
В течение учебного года | Применение ИКТ на уроках, создание банка творческих проектов. | Формирование информационной компетентности и технологической грамотности учащихся. | Создание учебно-методического комплекса. |
III. Заключительный этап | |||
Дата | Мероприятия | Цель | Результаты |
Сентябрь | Презентация результатов проекта. | Анализ достигнутых результатов и разработка плана дальнейшего развития проекта. | Создание учебно-методических материалов с целью распространения опыта реализации инновационного проекта. Размещение информации о проекте на школьном сайте. |
Ожидаемые результаты реализации проекта
1.Успешное прохождение экзаменационных испытаний учащимися с разными возможностями обучения.
2.Разработка и реализация разноуровневой адаптированной рабочей программы по профессионально-трудовому обучению (9 класс) и
программы по профессии «Швея» (11 класс).
3.Разработка экзаменационных материалов с учетом индивидуальных возможностей учащихся для проведения государственной (итоговой) аттестации (9 класс).
4.Разработка пакета методических материалов, рекомендаций по проведению защиты выпускной квалификационной работы с учетом индивидуальных особенностей на присвоение специальности «Швея» 1, 2 разряда.
5.Реализация проектного метода обучения в процессе подготовке к экзаменам и защиты выпускной квалификационной работы в форме творческого проекта.
6.Разработка рекомендаций для родителей.
7.Создание условий сотрудничества с учителями, специалистами школы, социальными партнерами.
Схема взаимодействия с социальными партнерами в рамках реализации проекта представлена на рис. 1.
Рис.1 Схема взаимодействия с социальными партнерами
Ресурсное обеспечение проекта
Нормативно-правовое:
- Закон РФ «об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 237-ФЗ (ред. от 13.07.2015).
- Закон ХМАО Югры «Об образовании в Ханты-мансийском автономном округе – Югре от 1 июля 2013 г. № 68оз (ред. от 11.03.2015).
- Письмо Минобразования РФ от 14 марта 2001 г. N 29/1448-6 «О Рекомендациях по порядку проведения экзаменов по трудовому обучению выпускников специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида».
Материально-техническое обеспечение:
мультимедийное оборудование кабинета: персональный компьютер, проектор, экран, подключение кабинета к локальной школьной сети и обеспечение доступа в интернет.
Информационное обеспечение:
реализация проекта предполагает использование интернет - ресурсов, психолого-педагогической, методической, специальной литературы.
Дидактические средства:
- технологическая документация на изготовление изделия;
- тренировочные упражнения;
- разноуровневые карточки - задания;
- банк проектов.
Наглядный учебный материал:
демонстрационные, тематические стенды, коллекция волокон и тканей, образцы изделий, образцы поузловой обработке изделия, машинные швы, журналы Мод, выкройки и шаблоны изделий.
Список литературы
- Воронкова В.В. Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе: Пособие для учителей и студентов дефектолог. [Текст]/ Под ред. В.В. Воронковой –М.: школа – Процесс, 1994. 416 с.
2. Картушина Г.Б. Технология. Швейное дело. 9 класс: учеб.для спец.
(коррекц.) образоват. учреждений YIII вида / Г.Б. Картушина,
Г.Г.Мозговая. – М.: Просвещение, 2010. – 199 с.: ил.
3. Мирский С.Л. Индивидуальный подход к учащимся вспомогательной
школы в трудовом обучении. [Текст] / С.Л.Мирский // Науч.- исслед.
ин-т дефектологии Акад. пед. наук СССР. – М.: Педагогика, 1990. 160
с.: ил.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Подготовительные материалы и методические рекомендации по геометрии для подготовки учащихся 9 классов к государственной итоговой аттестации
В работе представлено нормативно-правовое обеспечение, методическое и дидактическое обеспечение , электронные образовательные ресурсы и методические рекомендации учителю математики по подг...
Организация заключительного повторения по алгебре при подготовке учащихся 9 классов к государственной итоговой аттестации в 2011-2012 учебном году
В работе предлагается календарно-тематическое планирование уроков алгебры по УМК Ю.Н, Макарычева и других, а также тематические тесты по основным вопросам курса алгебры. Обобщающий тест 4 ...
Задания по алгебре для подготовки учащихся 9 классов к государственной итоговой аттестации
Материал представляет собой задачник. Задачи разделены на три части: задания на 2 балла, задания на три балла, задания на четыре балла. Также прилагаются ответы к заданиям. Сборник можно использовать ...
Задания по комбинаторике для подготовки учащихся 9 классов к государственной итоговой аттестации
Материаал представляет собой задачник. Задания разделены на две части; задания первой части и задания второй части. Сборник можно использовать при подготовке к урокам, при проведении индивидуальных и ...
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЙ ЗАЩИТЕ ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ
Предзащита и защита выпускной квалификационной работы являются завершающими этапами освоения основной профессиональной образовательной программы СПО и имеют своей целью систематизацию, закрепление и р...
Рабочая программа дополнительных образовательных услуг, спецкурс "Проектная деятельность: требования к подготовке и защите выпускных квалификационных работ" 2021-2022г.
Дополнительное образование детей и взрослых направлено на формирование и развитие творческих способностей детей и взрослых, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном и нравствен...
План работы по подготовке учащихся 9 классов к Государственной (итоговой) аттестации в форме ОГЭ
Разработка содержит три направления: информационная работа с учителями, учениками и родителями...