Работа с одаренными детьми: проблемы, поиски, находки.
статья
Личностно-ориентированный подход, индивидуальные планы работ- некторые из методов работ по выявлению и работы с одаренными детьми.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_odarennye_deti.doc | 31.5 КБ |
otsenka_metappredmetnyh_rezultatov_na_urokah_v_nachalnoy_shkole.docx | 23.43 КБ |
deti_s_ovz_v_nachalnoy_shkole.docx | 24.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Работа с одаренными детьми: проблемы, поиски, находки.
Р.Г.Яруллина,
методист МКУ «Управление
образованием Алькеевского МР РТ»
Личностно-ориентированный подход в обучении относится к гуманистическому направлению в педагогике. Основной принцип этого направления: в центре обучения должен находиться ученик, а не учитель. И целью обучения и воспитания школьника является создание условий, в которых каждый ученик будет иметь возможность развивать свои способности. Все ученики, безусловно, разные, но это совсем не означает, что в ком-то заложены способности к знаниям, а в ком-то - нет. Поэтому учитель в своей педагогической деятельности должен обращать внимание на возможности каждого своего ученика, пробуждая тем самым в нем осознание себя личностью, ответственной за свои поступки, и потребность в познании. Как же этого достичь?
Ученые уже давно работают над различными методами, которые призваны развивать заложенные природой, но почти не задействованные способности человеческого мозга. В России в развитие данного метода внесли большой вклад выдающиеся ученные: Леонтьев А.А., Эльконин Д.Б., Давыдов В.В., и другие. Суть метода- научить мозг работать быстро: не только воспринимать информацию, но и оценивать, анализировать, принимать решения.
Так, в ходе подготовки к олимпиадам по английскому языку, в ходе отработки огромного лексико-грамматического материала, учитель находит такие задания, которые развивали бы и творческое начало в ученике, дивергентное мышление – т.е. способность ответить на один и тот же проблемный вопрос разными способами; такие задания, которые развивали бы критическое, аналитическое мышление, задания, провоцирующие ученика на поиск выхода из ситуации. И, наконец, что тоже является очень важным, если не самым важным: учитель учит детей пользоваться источниками информации, т.е. заниматься самообразованием. Наверное, нет необходимости говорить о том, что занятия с «одаренными» детьми – это процесс взаимообогащающий, взаиморазвивающий
Работа с одаренными детьми не ограничивается только подготовкой и участием в олимпиадах. Преподаватели ведут большую работу в рамках Научного общества учащихся, которое действует уже несколько лет. Стало доброй традицией привлекать к работе в НОУ талантливых детей, проявляющих интерес к лингвистике, культуроведению, литературе стран изучаемого языка. Следует отметить интеграцию английского языка с другими областями знаний: педагогикой, литературоведением, психологией, фольклористикой.
Есть в школах немало детей, одаренных в другом плане – так называемые «правополушарные» дети – дети, талантливые, способные играть на сцене, читать стихи, петь песни. Не всегда эти дети имеют высокие способности к языку, но, как правило, имеют хорошее произношение и слух. Поэтому мы широко привлекаем их к внеклассной работе: дети участвуют в конкурсах на произношение, фестивалях скетчей, песенных фестивалях, праздниках на иностранных языках.
Ну а если говорить об уроке? Если не занимать таких одаренных детей специальными заданиями – заданиями повышенной сложности, проблемными, творческими, то ребенка можно потерять как ученика. Такие дети, сделав свое задание быстро и качественно, сидят и с нетерпением ждут, когда другие закончат выполнение задания, либо от безделья начинают рисовать, читать что-либо, или с интересом смотрят, а что же будет дальше в учебнике. Ну как тут не задуматься над тем, чем и как занять детей. И начинается творческий поиск учителя – осуществляется дифференцированный подход. Если обычному ученику нужно сделать 10 заданий, то способному ученику – 15. Если задание для всех – ответить на вопросы, то одаренному – ответить и объяснить, почему он так думает; если задание – пересказать текст, то одаренному – проанализировать поступки героев, сделать выводы и т.п.
Большое внимание уделяется учебному сотрудничеству – работе в команде или группе. Суть этой технологии в том, что на уроках ребята объединяются в небольшие группы по 3-4 человека, и им дается одно общее задание. При этом оговариваются роли каждого ученика в выполнении задания. Возникает ситуация, в которой каждый отвечает не только за результат своей работы, но, что особенно важно – за результат всей группы. Поэтому сильные ученики заинтересованы в том, чтобы все члены группы, в первую очередь слабый ученик, досконально разобрались в материале. Сильный ученик выполняет роль учителя: в процессе обсуждения исправляет ошибки, помогает понять прочитанное, грамматические структуры, усвоить лексику и т.д. То есть он обучает, но с другой стороны обучается сам; например, объясняя правило, он сам повторяет его, систематизирует. В то же время он приобретает очень ценные человеческие качества: готовность помочь, ответственность, толерантность.
Список использованных источников:
1.Татарченкова С.С.Урок как педагогический феномен. Санкт-Петербург, 2008г.
2. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей. – М., 2002.
3. Звягинский В.И. Педагогическое творчество учителя. – М. Педагогика, 1987.
Предварительный просмотр:
"Оценка метапредметных результатов обучающихся на уроках в начальной школе".
«Великая цель образования – это не знания, а действия». В настоящее время учитель решает очень сложные задачи переосмысления своего педагогического опыта, ищет ответ на вопрос «Как обучать в новых условиях?» Чтобы ответить на этот вопрос, предлагаем вам отправиться в мир действий.
Учитель становится организатором развития ученика, который понимает, как использовать урок для формирования регулятивных, коммуникативных, познавательных и личностных учебных действий. Какие же действия учителя позволяют сформировать универсальные учебные действия, то есть умение учиться?
Сейчас мы на конкретном уроке покажем и расскажем, как мы формируем УУД на уроках в начальной школе.
Урок русского языка во втором классе по теме " Правописание имен собственных и нарицательных" .(УМК Перспектива)
1 этап - актуализация опорных знаний. Самоопределение к деятельности. Постановка темы и учебной задачи.
Просмотр отрывка из м/ф "Котенок Гав", где собака спутала себя с воздушным шариком.
Помогите собаке, объясните, в чем она ошибается.
собака ....арик |
воздушный ...арик |
- О чем мы будем говорить на уроке? Как на письме различать имена собственные и нарицательные? Молодцы! Правильно.
( Обязательно нужно дать время на раздумье...)
Проблемная ситуация должна вызвать интерес обучающихся своей необычностью, неожиданностью, нестандартностью. Такие положительные эмоции, как удивление, интерес служит благоприятным стимулом для изучения нового. Одним из самых доступных и действенных методов достижения этих эффектов, мы считаем, служат события из сказок, жизненных ситуаций, а в 1-2 классах - фрагменты добрых советских мультфильмов. Для нашего урока очень удачен фрагмент из мультфильма "Котенок по имени Гав".
На данном этапе формируются такие УУД:
Личностные: положительное отношение к учению, мотивация к учебной деятельности, принимая и осваивая социальную роль обучающегося.
Регулятивные: уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя, ведь через мотивацию педагогические цели быстрее превращаются в личностные цели обучаемых. Учащиеся осуществляют поиск нужной информации, высказываются в устной форме, самостоятельное выделение познавательной цели , самоопределение к деятельности: создание условий для возникновения внутренней потребности включения в деятельность.("хочу"), содержательной области ("могу").
Коммуникативные: формулировать собственное мнение , ставить учебную задачу на основе того, что уже известно и усвоено и того, что еще неизвестно.
Познавательные : уметь ориентироваться в совей системе знаний, отличать новое от уже известного с помощью учителя.
2 этап. Работа по группам. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии
Упр. 19 (с.16, 17).
Прочитайте задание. Работа по группам. 5 групп- 5 предложений. Анализ.
Лёва …кворцов делал домик для ….кворцов.
Олег …ыбаков был у …ыбаков.
Андрюша …астухов любил слушать рассказы …астухов.
Андрюша …астухов любил слушать рассказы …астухов.
Женя …хотников читал книгу про …хотников.
Вывод.
Работа в группах - это одна из комфортных форм работы с детьми. В этом задании следует обратить внимание не только на правописание слов, но и на происхождение и возникновение русских фамилий. Фамилии людей - это часть нашей истории , в них отражается , чем любили заниматься наши предки, как и где они проживали, во что верили, то есть проводится многоаспектный анализ.
На данном этапе формируются:
Коммуникативные : речевая деятельность; навыки сотрудничества; умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение.
Регулятивные : проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве; преобразовывать практическую задачу в познавательную.
Личностные: понимание необходимости товарищеского сотрудничества с одноклассниками, готовности к взаимодействию и взаимопониманию.
Познавательные: строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
3 этап. Коллективная работа над предложением.
Иванов Иван Иванович живёт в городе Иваново.
Что вы скажете об этом предложении? (ответы детей).
Как вы думаете, случайно ли выбрано это имя?
(дети вспоминают сказки, где есть герои по имени Иван.
Задается вопрос общего характера, что является стимулом для включения в диалог всех детей. Что вы скажете о словах? Что общего и чем отличаются? Вывод.
Дома вы тоже узнайте значение вашего имени, почему же вас так назвали.
Имя Иван - одно из распространенных имен в России, является символом России. Имя Иван было распространенное в России, называли и сына, и отца, и внука, и дедушку, в честь дедушки брали и фамилию Иванов. В переводе с древнееврейского означает "дар божий". В других странах есть имя Иван , только звучит оно по-другому.
Италия -Джованни Норвегия - Йенс
Франция - Жан Чехия - Ян
Иоганн, Ганс - Германия Армения - Ованес и др.
На данном этапе формируются такие УУД:
Личностные: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
Регулятивные: развиваем умения высказывать свое отношение , выражать свои эмоции.
Коммуникативные УУД: уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли,
Познавательные УУД: Проявлять инициативу и самостоятельность в обучении.Формируем мотивацию к обучению, целенаправленной познавательной деятельности, самостоятельному поиску информации из дополнительных источников.
4 этап. Физминутка. под музыку.
Я буду читать стихотворение. Если прозвучит слово, которое пишется с маленькой буквы, вам надо присесть. Если услышите слово, которое пишется с заглавной буквы, надо хлопнуть в ладоши над головой.
Кошка Пушинка, собака Смешинка, петух Крикун, козёл Бодун, воробей Тишка, поросёнок Гришка, красивая синичка. Как напишешь клички?
5 этап. Творческая работа в парах.
На столах дополнительная литература, физическая карта России, РТ, Алькеевского района.
Дети в парах вставляют подходящие слова в текст. Один из учеников объясняет выполненное упражнение.
Наш адрес.
Мы живем на планете........................, в стране .................,., в Республике .................. в селе .................. ................. Наша школа находится на улице ........................
Познавательные: уметь добывать новые знания, находить ответы на вопросы учителя, используя дополнительную литературу, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Коммуникативные: учиться работать в паре, аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёра в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности.
6 этап. Домашнее задание.
1 Узнать значение своего имени.
2. Составить весёлый рассказ (5 - 6 предложений) на тему «Мой класс» и подчеркнуть в нём имена собственные.
3. Продолжить цепочку пар слов. Собака Шарик- воздушный шарик,.....
7 этап. Рефлексия деятельности
Сегодня на уроке: я узнал (открыл для себя)…
научился …
могу похвалить себя и одноклассников за ….
Оцените свою работу на уроке на лестнице успеха на полях в тетради.
На данных этапах формируются:
Личностные: положительное отношение к учению, потребность в самопознании.
Регулятивные: контроль, оценка и коррекция своих действий, выбор наиболее эффективных способов решения задания.
Коммуникативные: умение осознанно и произвольно строить монологическую речь, рефлексия способов и условий действий.
Познавательные : уметь ориентироваться в своей системе знаний, различать имена собственные и нарицательные , обосновывать свое мнение, применять полученные знания в жизни.
Все этапы урока построены на системно - деятельностном подходе. Обращается внимание не только на изучение материала, но и на мотивацию детей к самостоятельному поиску информации. (кому-то захочется посмотреть мультфильм, кто-то захочет узнать происхождение своей фамилии, узнать значение не только своего имени, но и членов своей семьи.) На уроке осуществлялся многаспектный анализ.
Проектирование уроков по формированию УУД – дело непростое, но сегодня – это требование времени. А мы должны идти в ногу со временем, чтобы дети были востребованными, так как современное общество запрашивает человека обучаемого, способного самостоятельно учиться и многократно переучиваться в течение всей жизни. Главное для учителя - помнить, что все учащиеся - звезды, маленькие и большие, близкие и далекие, но одинаково красивые. Каждая звездочка выбирает свою траекторию полета. Каждая звездочка мечтает сиять.
Предварительный просмотр:
«Дети с ограниченными возможностями здоровья в массовой школе»
Дети с ограниченными возможностями здоровья (далее - с ОВЗ) - особенные, а потому нуждаются в специальном подходе в контексте образовательной и воспитательной работы.
Обучение должно быть коррекционным и направляться на умственное, сенсорное и речевое развитие.Работа с детьми с ОВЗ в школе предполагает, что педагогическое воздействие:
- устраняет недостатки развития;
- компенсирует нарушения психическойдеятельности.
Эффективность коррекционной работы с детьми с ОВЗ в массовой школе повышается, если в образовательном учреждении выполняется ряд условий:
- В ходе учебного процесса должны быть сформированы универсальные учебные действия, которые систематически закрепляются и повторяются;
- Обучение детей навыкам сравнения, классификации, анализа, обобщения, выявления признаков и характеристик предметов;
- Необходимо побуждать у учащихся речевую активность, контролировать их речевую деятельность;
- Используется медленный темп обучения, к изученную материалу неоднократно возвращаются;
- Любая деятельность осуществляется поэтапно, выделяются составные элементы и части, чтобы учащийся мог осмыслить их взаимоотношения и взаимозависимость;
- В ходе обучения используются упражнения, стимулирующие развитие памяти, внимания и восприятия;
- Учитель помогает ученику осознать связь между предметом, его внешним видом, практическим действием и обозначением.
Чтобы «особенные» дети могли учиться в массовой школе, важно правильно организовать пространство в помещении класса. Для этого учащимся с ОВЗ отводят удобные места, часто их садят вместе с успевающими и старательными одноклассниками, которые будут стимулировать активную учебную деятельность. Чтобы дети могли свободно передвигаться, им нужно безопасное и свободное от преград пространство. Важно, чтобы посторонние предметы и изображения не отвлекали ученика от учебного процесса.
Организация работы с детьми с ОВЗ в школетребует соблюдения некоторых правил:
1. следует строго придерживаться режима и распорядка дня, прослеживая последовательность действий;
2.расписание занятий должно соблюдаться, что сделать его нагляднее, используют знаки, рисунки и картинки;
3.отражая школьную жизнь, используются карточки и фотографии; учащегося с ОВЗ вовлекают в подготовку занятий, совместно изготавливают наглядные пособия;
4. его родителей оперативно информируют об изменениях в расписании и распорядке.
Чтобы помочь обучающемуся с ОВЗ высказать свое мнение и отвечать урок, стоит начать с работы в группах, от которой впоследствие перейти к ответу перед всем классом. Таким образом, в группах ученик учится у своих одноклассников, раскрывается перед ними, высказывает свое мнение. Важно предоставить «особенному ребенку» возможность ошибаться, высказывать свое мнение, делать самостоятельные выводы, а не во всем опекать его учебный процесс.
Формы организации обучения детей с ОВЗ в общеобразовательной школе:
- Очная. Форма, которая применяется к большинству учеников современных школ. Учащиеся ежедневно посещают школу, учебное время разделено на уроки. Обучение происходит при непосредственном контроле учителя. Процесс освоения нового материала подкрепляется выполнением домашних заданий. Уровень освоения знаний оценивается при помощи проверочных работ.
- Вечерняя. Отличается от очной формы лишь временем посещения уроков. Происходит это вечером. Такая форма актуальна переполненных школ, из-за нехватки кабинетов. Вечернее образование так же могут получать взрослые, работающие люди по каким-либо причинам не сумевшие завершить свое среднее образование в юношеском возрасте.
- Экстернат. Форма обучения таких учащихся в школе, которая доступна не в каждой ОО. При такой системе организации учебного времени, ребенок не обязан посещать школу ежедневно, а появляется только для индивидуальных занятий с преподавателями. Такая форма необходима подросткам, которые за один год готовы освоить программу нескольких лет обучения, либо школьникам, которые посещают специализированные школы, например, спортивные, и много времени проводят на соревнования, не в силах присутствовать ежедневно на уроках. Учитель в этом случае работает как консультант по сложным вопросам и говорит ученика к экзаменам. Экзамены в этом случае становятся испытанием, показывающим уровень успеваемости ученика.
- Домашнее обучение. Форма обучения детей с ОВЗ в общеобразовательной школе, применимая в нескольких случаях: если ребенок болен и такую форму получения образования рекомендует врач, в связи с невозможностью ребенка ежедневно посещать школу, или невозможностью освоить образовательную программу для обучения детей с ОВЗ на общих основаниях. Тогда ученик посещает учебное заведение только для того, чтобы пройти аттестацию, если родители считают, что сами, при помощи репетиторов и консультаций учителей смогут дать ребенку образование.
До недавнего времени самой распространенной формой организации получения образования детьми с ОВЗ было обучение на дому.
Главным достоинством индивидуального обучения является возможность педагога адаптировать как содержательную часть образовательной деятельности для детей с ОВЗ, так и способы его подачи, ориентируясь возможности, потребности ученика. Учитель в состоянии в учебном процессе корректировать, как действия ученика, так и свои собственные. Все это позволяет ученику работать экономно, постоянно контролировать затраты своих сил, работать в оптимальное для себя время.
Однако, ежегодный рост числа детей с ОВЗ, приводит к росту нагрузки на школы и педагогов.
Одновременно, усовершенствование медицинской диагностики учащихся и постоянный поиск педагогами и психологами форм и методов обучения детей с ОВЗ позволяют говорить об успехах в процессе обучения и главное, социализации детей с особенностями здоровья.
Инклюзивное образование детей с ОВЗ, то есть совместное обучение здоровых школьников и детей с ОВЗ в общеобразовательной школе в режиме очного образования, становится все более распространенным явлением. Нельзя все же не обратить внимание на накопившийся опыт педагогов, которые отмечают, что модель инклюзивного образование детей с ОВЗ в инклюзивной организации чревато тем, что педагог может столкнуться сразу с несколькими трудностями. В классе ребенок с ОВЗ может неадекватно реагировать на трудности и свой неуспех в учебе по сравнению с другими ребятами. Из-за этого его интерес и желание посещать школу может снижаться. Потому, основная задача учителя на начальном этапе обучения сделать для таких учеников класс – зоной свободной от неуспеха. Уверить ребенка в его благополучии. Подбирать для ребенка методики, способные заинтересовать новым материалом и пояснять его наиболее доходчивым способом. Еще один принцип вариативных форм обучения детей с ОВЗ в школе – это комфортное существование ребенка в социальной среде . То есть на педагога ложится ответственность за то, чтобы погружение ребенка в школьный социум проходила для него в щадящем режиме.
Дистанционная форма обучения детей с ОВЗ в общеобразовательной школе подразумевает процесс, когда процесс взаимодействия педагога и ученика происходит посредством информационных технологий, видео-связи через Интернет, предоставлением видео-лекций и дистанционной аттестацией. Дистанционная технология обучения детей с ОВЗ может считаться наиболее успешным для школьников, в силу физических, психологических, психофизиологических причин не могущих получить инклюзивное образование. Отчасти, дистанционное обучение способно снять часть нагрузки с учителей, которые могут представить свои предметы в виде видео-блоков. При этом, дистанционное обучение сохраняет характерный для домашнего обучения индивидуальный подход к ученику. Так как педагог способен скорректировать учебную программу, исходя из особенностей, в том числе и умственных, своего ученика.
Необходимые условия для образования детей с ОВЗ:
- использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования,
- предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь,
- проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий,
- обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность,
и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ для обучения детей с ОВЗ.
Немного упражнений для детей с ОВЗ, которые применимы и для обычных детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Профильное обучение и образование: проблемы, поиски, находки
Профильное обучение и образование: проблемы, поиски, находки...
Профильное обучение и образование: проблемы, поиски, находки
Профильное обучение и образование: проблемы, поиски, находки...
Организация работы с одаренными детьми, проблемы и перспективы.
Выступление на педагогическом совете...
Организация работы с одаренными детьми: проблемы, перспективы
МС «Организация работы с одаренными детьми: проблемы, перспективы».В данной работе описывается формы организации работы с учащимися продвинутого уровня развития.Известно, что по уровню успешност...
Система работы с одаренными детьми: проблемы и перспективы их решения
Цель данной работы – ознакомить с особенностями организации работы с одаренными детьми в ФТЛ в рамках ФГОС....
Работа с одаренными детьми: проблемы и пути их решения
Работа с одаренными детьми важна была на каждом периоде педагогической деятельности, но не всеми педагогами она ставилась во главу угла. Концепция математического образования определила одной из основ...
Работа с одаренными детьми: проблемы и пути их решения
В своей статье я обращаю внимание на основные проблемы, возникающие как перед обучающимися, так и перед педагогами, работающими с детьми, проявившими выдающиеся способности по предмету. Но проблемы ка...