Успешный ученик
рабочая программа на тему

Куракина Наталья Михайловна

Программа, направленная на предупреждение и преодоление трудностей в обучении. Данным материалом могут воспользоваться как заинтересованные родители, так и педагоги.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПРОГРАММА ПРОФИЛАКТИКИ ТРУДНОСТЕЙ В УЧЕБЕ

«УСПЕШНЫЙ УЧЕНИК»

Цель программы: предупреждение и преодоление трудностей в учебе у учащихся.

Задачи:

  • Формирование и развитие у учащегося умений и навыков планирования и организации деятельности;
  • Развитие рефлексии;
  • Формирование позитивно-адекватной самооценки, навыков оценивания результатов собственного труда;
  • Повышение учебной мотивации.

Кол-во часов

Тема

Содержание

3

1. Мой портрет

- мой характер, мои дела;

- я в школе, любимые учителя и любимый предмет;  

- лучшие  друзья.

1

2. Мои достижения

Мои лучшие работы, мои награды.

2

3. Мои цели

Мои цели в учебном году и в каждой четверти;

таблица продвижения к цели; лестница успеха.

3

4. Секреты планирования

Распорядок дня, полезные привычки, план действий.

4

5. Секреты успешной домашней работы

- памятка о выполнении дом. работы;

- организация рабочего места;

- распределение времени и самоконтроль;

- подготовка к новому учебному дню.

2

6. Анализ проблемы

Выделение учебных проблем и принятие решений

2

7. Успех в учебе

- учебные предметы;

- учебные результаты;

- успех на уроке.

1

8. Стиль обучения (АОСО)

Разработка самостоятельного метода оценки восприятия и запоминания.

6

9. Секреты эффективной работы

- работа с книгой;

- как учить стихотворение;

- работа с тетрадью;

- как писать сочинение;

- подготовка к контрольной работе;

- решение математических задач.

1

10. Хороший отдых

- мои интересы, потребности и возможности;

- кружки и секции.

Используемая литература: Программы профилактики трудностей в учебе/ авт.-сост. Е.М.            

                                               Меттус, А.В. Литвинова. – Волгоград: Учитель, 2007. – 137с.



Предварительный просмотр:

ПОРТФОЛИО «КОПИЛКА УСПЕХА»

У каждого ученика есть работы, которыми он может гордиться. Полезные и интересные материалы часто не сразу могут найти применение. Что со всем этим делать? Предлагаем завести папку, в которой ты сможешь не только хранить свои лучшие работы, грамоты, дипломы, но и систематизировать полезную и интересующую тебя информацию.

Как работать с портфолио?

  • Оформи основные разделы.
  • В первой части портфолио тебе предстоит составить свой собственный портрет. Выдели отличные черты своего характера; перечисли свои основные дела; выпиши любимые занятия. Здесь же опиши себя в школе, о любимых учебных предметах, об учителях и друзьях. Этот раздел может содержать интересные фотографии и твой автопортрет.
  • 1 раз в месяц обновляй содержимое раздела «Мои достижения».
  • В начале учебного года и в начале каждой четверти тебе нужно подумать, чего ты хочешь добиться в своих делах: какие результаты ты должен получить? Это и есть цели, которые нужно записать в соответствующем разделе портфолио. Просматривая содержимое раздела «Мои достижения», подумай: соответствуют ли результаты деятельности поставленным целям?

Структура портфолио

Мой портрет:

  • мой характер; мои дела; любимые занятия;
  • я в школе (моя школа, любимые учителя и лучшие друзья в школе, любимый предмет).

Мои цели:

  • мои цели в учебном году и в каждой четверти;
  • табличка продвижения к цели;
  • лестница успеха.

Мои достижения:

  • мои лучшие работы;
  • мои награды.

Копилка:

  • рабочие материалы (планирование, расписание и т.д.);
  • важная и/или интересная информация.

СЕКРЕТЫ ПЛАНИРОВАНИЯ

Существует мнение, что мы устаем от несделанных дел и особенно от того беспорядка в голове, который возникает, когда нерешенные проблемы накапливаются и наслаиваются одна на другую. Своеобразным «ангелом-хранителем» от стрессов и неприятных неожиданностей может стать планирование.

Кроме того, планирование помогает человеку затрачивать меньше времени на однообразную и скучную работу. Умение планировать обеспечить не только успех в учебе, но и будущие высокие профессиональные достижения.

С чего начинается планирование?

В первую очередь, необходимо уметь выделять главное, то есть научиться выстраивать проблемы и дела по степени важности.

Затем определить цель и составить план действий, необходимых для ее достижения.

Важно также научиться отслеживать выполнение плана и оценить полученный результат.

Выделение главного.

Хорошо известна народная мудрость: всех дел не переделать.

Действительно, часто человеку мешает начать выполнение какой-то работы мысль о слишком большом ее объеме. Поэтому необходимо научиться выделять главное.

Используя таблицу, выполни следующее:

Запиши все дела, которые предстоит сделать в таблицу 1. 

Отметь маркером (текстовыделителем) одного цвета самые важные из них – те, которые необходимо сделать в первую очередь.

Другим цветом выдели те дала, которые можно отложить до выходных дней, выпиши их на отдельном листе и прикрепи этот список к холодильнику (или другое видное место).

Третий маркер тебе пригодиться, чтобы выделить дела, которые можно отложить до каникул; выпиши их. Вложи список в отдельную папку «Что я буду делать на каникулах».

А может быть, есть что-то, что вообще можно не делать? Если такие дела найдутся, оставь их не выделенными.

Таблица 1.

Мои дела.

ПОСТАНОВКА ЦЕЛИ, ПЛАНИРОВАНИЕ, КОНТРОЛЬ ЗА ВЫПОЛНЕНИЕМ ПЛАНА И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ.

  1. Выдели главное дело, которое необходимо сделать в первую очередь.

Что я должен сделать?__________________________________

  1. Ответь на вопрос: Какой результат я хочу получить?_________________________ 
  2. Ответь на вопрос: что я должен делать, чтобы получить желаемый результат? Запиши план действий в таблицу 2.
  3. Отметь в таблице предполагаемый результат по каждому пункту плана действий.
  4. Начни выполнение плана. Отмечай в таблице, удалось ли получить желаемый результат по каждому его пункту.
  5. Когда план будет полностью выполнен, ответь на вопрос:

Достигнута ли конечная цель?_____________________________ 

Что я должен сделать?______________________________________

Какой результат я должен получить?_________________________

Что я буду делать, чтобы получить желаемый результат:

Таблица 2.

План действий

Предполагаемый результат

Полученный результат

1

2

3

4

5

Достигнута ли конечная цель? Соответствует ли полученный результат поставленной цели?_______________________________________________________

Если цель не достигнута, подумай, в чем проблема.____________________________

ЛЕСТНИЦА УСПЕХА И ЛИНЕЙКА ДОСТИЖЕНИЙ

Одним из самых важных секретов успешной учебы – это умение замечать собственные успехи и радоваться им.

Вспомните свое последнее достижение в учебе. Что тебя по-настоящему обрадовало: полученные знания, хорошо выполненная работа или отличная оценка?

Конечно, приятно, когда твои успехи отмечает учитель, но не менее важно самому уметь это делать. Часто приходится слышать от учеников: «Учил, учил, а меня не спросили». Или «Я так готовился к контрольной, но по невнимательности сделал глупую ошибку и пятерки не получил». Случается, что оценка не соответствует затраченным усилиям. Многих ребят это огорчает, а некоторые и вовсе перестают стараться, потеряв веру в успех. Но оценка – это вовсе не единственный результат, который дает учеба.

Знания и опыт – вот то, что действительно пригодится тебе в жизни.

Поэтому, используя приведенные ниже схемы, научись отмечать на лестнице успеха и линейке достижений не только улучшение успеваемости, но и те усилия, которые ты приложил для этого, и те знания, умения и навыки, которые тобой в результате приобретены.

Линейка достижений

Оцени по 5-ти бальной школе:

  1. затраченные усилия на выполнение отдельного вида работ

0        5

       2) полученные мною знания

0        5

        3) какую оценку я получил?  

0        5

Используя такие линейки каждый день, ты можешь всесторонне оценить свои учебные результаты, соотнося их с затраченными усилиями.

В конце каждого месяца «поставь» себя на какую-нибудь из ступенек лесенки успеха (самая верхняя ступенька - наилучшие результаты в учебе). Проставляй даты (ручкой или фломастером) на соответствующих ступеньках лесенки не  реже 1 раза в месяц.

ПОЛЕЗНЫЕ ПРИВЫЧКИ

О вредных привычках и необходимости их искоренять говорят много и часто. Нам бы хотелось улепить внимание привычкам-помощникам, от которых в немалой степени зависит успех не только в учебе, но и в любом другом деле.

Полезных привычек множество: привычка делать зарядку по утрам, привычка умываться, причесываться, следить за своей одеждой, принимать пищу, делать уроки в одно и то же время и т.д. Человек, у которого эти привычки выработаны, заботится, с одной стороны, о собственном здоровье и эмоциональном комфорте, с другой стороны, приносит пользу окружающим, которым приятно с ним общаться.

Вспомни, какие чувства возникали у тебя, когда тебя просили (заставляли) сделать какое-нибудь не очень приятное дело, например, сесть за уроки? Очень неприятные ощущения? Скорее всего, да. А теперь вспомни, какие чувства ты испытывал, когда работа была выполнена? Наверное, это были очень приятные ощущения: свободы, победы, легкости.

     Именно волевые усилия и дарят нам такие чувства.

     Если ты принял решение «подружиться» со своей волей, попробуй выполнить следующее:

- Каждый день в течение недели делай по 1 делу, которое ты больше всего не любишь делать. Ежедневно фиксируй результаты в таблице 4.

- В конце недели подведи итоги, заполнив соответствующую строку.

Таблица 4

День недели

Что я сделал?

Какие чувства у меня возникли после проделанной работы?

Понедельник

Вторник

Среда

Четверг

Пятница

Суббота

Воскресенье

Итоги недели

СЕКРЕТЫ УСПЕШНОЙ ДОМАШНЕЙ РАБОТЫ

К сожалению, школа, в которой не задают (или почти не задают) домашних заданий, - большая редкость. А раз домашнюю работу все-таки делать нужно, давай вместе подумаем, как организоватъ самостоятельный труд, чтобы он отнимал меньше времени и сил. В первую очередь, вернись к секретам планирования и вспомни все, очем мы уже говорили. Если режим дня ты соблюдаешь, значит, волевые усилия уже стали твоими помощниками. И в выполнении домашней работы без них тебе, конечно же, не обойтись (см. схему 1).

Итак, как лучше организовать самостоятельный труд: 

  1. Усилием воли усади себя за письменный стол.
  2. Подготовь рабочее место: на столе не должно быть ничего лишнего.
  3. Чередуй выполнение «трудных», «легких», письменных и устных заданий.
  4. Сделай один короткий (не более 15 минут) перерыв: немного подвигайся под музыку, выпей сока или чаю и продолжай выполнение домашних заданий.
  5. Выполнив домашнюю работу, внимательно собери все необходимое к следующему учебному дню в портфель.
  6. Обязательно отдохни!

Схема 1

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОЧЕГО МЕСТА

1. Первое, О чем  необходимо позаботиться, - это хорошее освещение. Настольная лампа должна быть установлена на письменном столе слева.

2. Стол и стул должны быть удобными, чтобы обеспечивать правильное (ровное) положение спины во время работы. Проверить, расстояние от глаз до тетради (книги) можно, поставив локти па стол и прикоснувшись кончиками пальцев рук до глаз. Если руки И ладони при этом полностью выпрямлены, расстояние правильное. 

3.  Мы говорили уже о том, что, перед тем как начать работать, тебе необходимо полностью освободить свой стол.

4. Нужные книги, тетрадь и канцелярские принадлежности выкладывай па стол непосредственно перед выполнением задания по     соответствующему предмету. Сразу же после окончания работы убирай со стола лишнее. Таким образом, выполнения задания по каждому предмету ты будешь начинать на чистом столе. (Это очень важно, так как позволяет «очистить» голову.)

5. Подумай и нарисуй свое рабочее место.

                                           Мое рабочее место

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ВРЕМЕНИ И САМОКОНТРОЛЬ

  1. Составь план выполнения домашней работы, пользуясь таблицей 6.
  2. В соответствии с планом проставь предполагаемое время напротив каждого пункта.
  3. Установи на видном месте будильник. Заведи его на то время, когда ты должен перейти к выполнению следующего задания; продолжай делать то же самое в течение всего времени выполнения работы.
  4. Отметь в таблице реально затраченное время. Соответствует ли оно предполагаемому? Если нет, подумай, что помешало.
  5. Воспользуйся лесенкой успеха или линейкой достижений, чтобы зафиксировать полученные результаты.

Таблица 6

Предмет

Предполагаемое время выполнения задания

Реально затраченное время

1

Математика

2

Русский язык

Что помешало мне выполнить задание за определенное время?

ПОДГОТОВКА  К НОВОМУ УЧЕБНОМУ ДНЮ

  1. Открой дневник. Какие уроки будут завтра в школе?
  2. Положи необходимые учебники и тетради.
  3. Может быть, тебе завтра понадобятся: дополнительная литература, контурные карты и атласы по географии и истории; тетради для лабораторных работ; словари, рефераты и др.?

Не забудь их!

  1. Подумай, какие канцелярские принадлежности, кроме ручки и карандаша, понадобятся тебе в школе (циркуль, линейка, транспортир и т.д.). Положи их в портфель.
  2. Проверь еще раз готовность к новому учебному дню по дневнику!  

УСПЕХ В УЧЕБЕ

Учебные предметы

предмет

Самый важный

Самый интересный

Менее важный

Менее интересный

легкий

трудный

легкий

трудный

легкий

трудный

легкий

трудный

1 математика

*

2 история

*

3 ….

  1. Подумай, все ли учебные предметы равнозначны для тебя. Есть ли среди них наиболее важные и интересные?
  2. Ставь галочку напротив каждого учебного предмета в соответствующей графе таблице.
  3. Выдели маркером самые важные и одновременно наиболее трудные для тебя учебные предметы. Тебе предстоит обратить на них особое внимание.

Учебные предметы – учебные результаты

предмет

Учебные результаты 1 четверть

Учебные результаты 2 четверть

Затраченные усилия

Полученные знания

ОТМЕТКА

Затраченные усилия

Полученные знания

ОТМЕТКА

1.физкультура

2.Информатика

3.  …

Отметь на каждой шкале (по 5-ти бальной системе) свои результаты, оценивая затраченные тобой усилия, полученный объем знаний и практических навыков. Подумай, соответствуют ли затраченные усилия полученным знаниям и отметке, поставленной учителем. Что для тебя важнее: отметка или знания и навыки, которые ты приобрел в процессе обучения?

ХОРОШИЙ ОТДЫХ

Раскрывая секреты успешной учебы, нужно не забывать важность хорошего, полноценного отдыха. Чередование разных видов деятельности (умственной и физической) поможет тебе «отключаться» от однообразной работы. Итак, повторим и запомним: лучший отдых – другая деятельность.

Во время занятий твои глаза, нервная система напряжены. Поэтому после окончания уроков не стоит сидеть перед телевизором или у компьютера. Лучше побыть немного на свежем воздухе, подвигаться. Если погода не позволяет совершить прогулку, послушай приятную, веселую музыку, потанцуй или выполни не слишком сложный комплекс упражнений. Главное, чтобы отдых не затянулся на неопределенное время. Начать выполнение домашней работы нужно своевременно, в противном случае ты устанешь еще больше, сидя за уроками до поздней ночи!

Если ты очень устал от физической нагрузки, отдохни в тихом месте под спокойную музыку или почитай любимую книгу. Хорошо, если получится прогуляться у воды.

Вечером можно принять теплую ванну, добавив в воду отвар успокаивающих трав.

Интересно провести свободное время тебе помогут педагоги Центров досуга и отдыха, тренеры спортивных секций и т. д. Ниже мы расскажем, как выбрать себе занятие по вкусу.

Как выбрать себе занятие по вкусу

1. Проанализируй свои интересы, склонности, потребности и возможности, заполнив таблицу 7.

2. Собери информацию о кружках и секциях: 1) внутришкольного Центра дополнительного образования; 2) районных клубов и Домов творчества; 3) Городского Дворца творчества, Дворцов культуры и т. д.

3. Соотнеси свои интересы и возможности с вариантами выбора (см. таблицу 8).

4. Просмотри свой распорядок дня и определи, каким временем ты располагаешь: какие дни и часы у тебя наиболее свободны от обязательных занятий (уроков в школе, занятий у логопеда), 5. Если время занятий в выбранном кружке тебя устраивает, согласуй свой выбор с родителями.

6. Запишись в кружок (секцию), внеся уточнения в свой распорядок дня

7. Начиная заниматься в том или ином кружке (секции), помни: каждое дело требует определенного труда и терпения, заметные для окружающих результаты (дипломы, грамоты и т. д.) порадуют тебя и твоих родных, скорее всего, не сразу! Отмечай на линейке достижений те усилия, которые ты приложил.

Интересное дело – само по себе награда!

Таблица 7

Мои интересы, потребности и возможности

Я люблю

Мне интересно, я хочу научиться

Я могу

Делать что то руками

(рисовать, шить, конструировать модели и т.д.)

1.

2.

3.

Выполнять физические упражнения

(танцевать, плавать, играть в спортивные игры и т.д.)

1.

2.

3.

Заниматься музыкой

(слушать музыку, петь, играть на музыкальных инструментах)

1.

2.

3.

 Получать углубленные знания по предметам

(иностранному языку, литературе, биологии, информатике, истории, химии, физике, математике..)

1.

2.

Таблица 8

Анализ вариантов выбора

Варианты выбора (исходя из интересов и возможностей)

Информация о кружках и секциях

Где находится

Время занятий

Условия приема

Дополнительная информация

1.

2.

3.

Я выбираю:

1.

2.

3.

СЕКРЕТЫ УСПЕХА НА УРОКЕ

Слушать, работать, уважать учителя!

  • Подготовить все необходимое для урока до звонка.
  • Не отвлекаться, сосредоточиться на задании.
  • Не выкрикивать с места, поднимать руку.
  • Не жевать на уроке.
  •  Не болтать с соседом по парте.
  • Не списывать.
  • Подготавливать свой ответ
  • Соблюдать правила этикета.
  • Сидеть ровно.
  • Выключать мобильные телефоны.
  • «Перерабатывай информацию»

РАБОТА С КНИГОЙ

Работа с текстом, пересказ, подготовка к изложению.

  1. Выбери материал в книге по нужной тебе теме.
  2. Прочитай внимательно текст.
  3. Постарайся сформулировать  основную мысль прочитанного, ответив на вопрос: о чем текст? Ответ на вопрос постарайся сформулировать одним предложением.
  4. Придумай свое название к данному тексту в соответствии с его основной мыслью.
  5. Прочитай текст второй раз и составь краткий план прочитанного по схеме.
  6. Перескажи прочитанное, пользуясь составленным планом.  
  7. Обрати внимание на правила, определения, термины, даты, которые необходимо выучить наизусть. Выпиши их. Произнеси вслух не менее трех раз. Постарайся воспроизвести выученное устно и письменно через некоторое время.
  8. Проверь себя, пересказав текст кому-нибудь,  и восстанови по памяти план на черновике.

 

Работая над текстом подобным образом, ты сможешь хорошо подготовиться к изложению. Подготовка к изложению  вряд ли  потребует от тебя  заучивания каких-то фактов наизусть: содержание прочитанного тебе следует  передать своими  словами.

Схема2

О чем я прочитал?____________________________________________________

Название, которое я подобрал к этому тексту.

План пересказа:

Вступление__________________________________________________________

Основная часть

1.___________________________________________________________________

2.___________________________________________________________________

3.___________________________________________________________________

4.___________________________________________________________________

Заключение__________________________________________________________

Что я должен выучить наизусть:

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

КАК УЧИТЬ СТИХОТВОРЕНИЕ

  1. Желательно учить стихотворение в течение нескольких дней.
  2. Прочитай стихотворение. Какие чувства оно у тебя пробудило? Постарайся представить то, о чем пишет автор.
  3. Прочитай стихотворение еще 2 –3 раза и воспроизведи его по памяти целиком (можно заглядывать в книгу).
  4. Обрати внимание на те места, которые хуже запоминаются. Можешь обозначить их ключевыми словами или схематичными рисунками на листе бумаги, который будет у тебя перед глазами.
  5. Если стих-е трудное, учи его по строкам: первую, затем первую и вторую; первую, вторую  и третью и т.д.
  6. Отложи книгу. Повтори стихотворение вечером, хорошо отдохнув после выполнения домашней работы.
  7. Каждый день выразительно рассказывай стих-е  1 – 2 раза кому-нибудь из друзей или родителям.
  8. Повтори стих-е утром  перед выходом в школу в тот день, когда будешь рассказывать его в классе.

РАБОТА С ТЕТРАДЬЮ


  Люби тетрадь, и она тебе поможет.

1. Оформление тетради:
- оберни тетрадь (используй для этого специальную обложку);

- аккуратно подпиши ее;

- записи производи синей ручкой, а темы выделяй зеленой (если учитель не предъявляет других требований);

- оформляй все работы в соответствии с требованиями учителя.

2. Ведение тетради:

- выполняй все работы (в том числе рисунки, схемы и др.) аккуратно;

- не рисуй и не записывай в тетради лишнего (не касающегося темы урока);

- не мни тетрадь;

- пиши аккуратно, разборчиво;

- не пачкай тетрадь;

- не стирай ручку резинкой;

- записывай правила и все самое важное по теме урока.

Умей проверять и исправлять ошибки:

- проверяй работу от начала к концу и наоборот;

- каждое слово читай по слогам;

- если ты не уверен в правильности написания слова, попробуй вспомнить правило;

- если ты допустил ошибку, не расстраивайся – аккуратно зачеркни карандашом;

- не используй замазку;

- делай работу над ошибками (анализ ошибок);

- если ты не уверен, сначала пиши на черновике;

- подумай, а потом пиши.

3. Использование тетради:

- просматривай записи, сделанные в тетради;

- анализируй свои ошибки, просматривая различные виды работ.

РЕШЕНИЕ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ЗАДАЧ

Этапы решения задач

  1. Начинай изучение условия задачи с тщательно выполненных наглядных рисунков, чертежей, таблиц или иллюстрированных схем, помогающих осмыслить задачу. Помни, что правильное графическое представление условия задачи означает четкое, ясное и конкретное представление о всей задачной ситуации в целом.
  2. Ясно представь все элементы задачи, обстоятельно выясни, какие из них заданы, известны, какие из них являются искомыми, неизвестными.
  3. Вдумайся в смысл каждого слова в тексте задачи (каждого символа, термина), постарайся выявить существенные элементы задачи, выдели на рисунке данные и искомые наглядными условными обозначениями. Постарайся видоизменить расположение элементов задачи на рисунке или схеме (возможно, это поможет выявить существенное в задаче).
  4. Попытайся охватить условие задачи в целом, отметить ее особенности, вспомнить, не встречались ли вы раньше с задачей, в чем-либо аналогичной данной.
  5. Продумай, однозначно ли сформулирована задача: не содержит ли условие задачи избыточных, недостающих, противоречащих друг другу данных.
  6. Внимательно изучи цель, поставленную задачей, выяви, какие теоретические методы лежат в основе решения задачи, постарайся выразить элементы задачи на языке соответствующего метода (составить уравнение, выразить данные и искомые в координатной или векторной форме и т.д.)

Советы решающему задачи

Совет первый – начиная решение задачи:

  1. Изучи условие задачи – «Хорошо понять вопрос – значит наполовину ответить на него».
  2. Изучи цель, поставленную задачей. Не начинай решение в слепую. Выбери направление поиска плана решения, руководствуясь целью задачи.
  3. При выборе направления поиска плана решения принимай во внимание:

- то, что ты знаешь о ситуации, отраженной в задаче;

- то, что ты умеешь и можешь делать в данной ситуации и что нужно делать;

- то, что известно вообще о связи данного и искомого;

- то, о чем тебе говорит опыт в решении задач, похожих на данную.

Совет второй – пробуй составлять и решать задачи более общие, чем данная, тогда данная задача будет частным случаем составленной и ее решение будет следовать из решения более общей задачи. Новая родственная задача часто лишь поначалу кажется более трудной. Ведь недаром говорят: «Клин клином вышибают».

Совет третий   - «Обдумай цель ранее, чем начать действовать», «Мудрый меняет свои намерения, дурак -  никогда», «Тот, кто не может обдумать все заново, не может мыслить верно».

 Совет четвертый – решив задачу, оглянись назад и изучи задачу и найденное решение в целом, установи, что полезно запомнить, а что можно забыть (нужно не только пользоваться своей памятью, но и беречь ее).

КАК ПИСАТЬ СОЧИНЕНИЕ

«Сочинение» происходит от древнерусского слова «чин», т.е. порядок, и означает не просто изложение своих знаний, но изложение их в определенном порядке, системе.

 А. А. Крундышев. «Как работать над сочинением»

        Чтобы получить удовольствие от такого интересного, творческого вида работы, как сочинение, необходимо хорошо подготовиться к нему: выбрать тему, продумать план (в этом тебе поможет схема). Приступать к работе над сочинением по литературному произведению можно только после его внимательного (лучше неоднократного) прочтения.

1) Выбор темы сочинения зависит от твоих симпатий, вкусов, отношения к героям произведения.

2) План сочинения должен включать в себя три пункта: вступление, основную часть и заключение.

3) Во вступлении ты можешь обосновать выбор темы, обозначить проблемы (в форме вопросов или утверждений), которые тебе предстоит раскрыть в  основной части сочинения. В заключении необходимо сделать выводы, ответить на те вопросы, которые ты сформулировал во вступлении.

4) Если ты решил выбрать эпиграф к своему сочинению, помни, что эпиграф - это краткое изречение, взятое из литературных источников, отражающее ведущую мысль, характер темы.

5) Чтобы подтвердить свои мысли, используй краткие, точные и дословные выдержки из текста - цитаты.

6) Об особенностях сочинений разных жанров (сочинение-размышление, эссе, анализ поэтического произведения и т. д.) расскажет учитель. Не стесняйся задавать ему вопросы!

7) Твоя письменная речь (как и устная) должна быть связной, а это значит, что каждое следующее предложение должно продолжать мысль, изложенную в предыдущем!

Схема

1. Я выбрал эту тему, потому что __________________________________________________

2. Чтобы раскрыть тему, я должен ответить на следующие вопросы:

  • ____________________________________________________________________________
  • ____________________________________________________________________________
  • ____________________________________________________________________________

3. Для того, чтобы ответить на эти вопросы, я должен:

  • Проанализировать следующую литературу (словари, произведения…):_ _ _ _ _ _ _ _ _ _
  • Получить информацию из других источников (ТВ, Интернет…)_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _
  • Выбрать цитаты по теме сочинения _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _

4. План моего сочинения:

1) Вступление (впиши основную мысль сочинения):

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2) Основная часть:

мысль

эпизод

цитата

3) Заключение (выводы):

___________________________________________________________________________________

ПОДГОТОВКА К КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЕ

Повторение учебного материала по пройденной теме.

Для того, чтобы хорошо выполнить контрольную работу, тебе необходимо повторить весь пройденный материал и построить свою работу следующим образом:

1. Составь план повторения:

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Обрати внимание в первую очередь на то, что слабо усвоено. Отмечай все неясные вопросы. При необходимости обратись за разъяснением к учителю или одноклассникам; пользуйся справочной литературой.

3. Повтори материал по учебнику. Внимательно изучи имеющиеся в тексте рисунки, схемы, таблицы. Обрати особое внимание на определения, правила, формулы.

4. Если по пройденному материалу у тебя сделаны опорные конспекты, просмотри их. Если конспектов нет, составь – это поможет тебе собраться с мыслями.

5. Что из повторенного материала показалось тебе самым важным? Ответь на данный вопрос письменно. _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6. Попробуй проиллюстрировать пройденный материал собственными примерами:

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________  



Предварительный просмотр:

КАРТА САМОКОНТРОЛЯ

Цифры в данной таблице означают номера уроков по расписанию. После каждого урока поставь «+» или «-» в зависимости от того, согласен ты с утверждением или нет, после покажи учителю для подписи.

понедельник

вторник

среда

1

2

3

4

5

6

1

2

3

4

5

6

1

2

3

4

5

6

Домашнее задание выполнено

Имел все необходимое

Сидел ровно

Не нарушал дисциплину

Слушал внимательно

Записывал в тетрадь

Не списывал

Поднимал руку

Записал дом/задание

Подпись учителя

четверг

пятница

суббота

1

2

3

4

5

6

1

2

3

4

5

6

1

2

3

4

5

6

Домашнее задание выполнено

Имел все необходимое

Сидел ровно

Не нарушал дисциплину

Слушал внимательно

Записывал в тетрадь

Не списывал

Поднимал руку

Записал дом/задание

Подпись учителя

ЛЕСТНИЦА УСПЕХА



Предварительный просмотр:

                     

содержание

время

Отметка о выполнении


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Успешный учитель-успешный ученик"

Современное общество, оказавшись в новых рыночных условиях, в потоке информационного многообразия, предъявляет к образовательной сфере новые требования, направленные на активное освоение учеником спос...

Успешный учитель-успешный ученик

УСПЕХ,1. Положительный результат, удачное завершение чего – либо, победа в каком-л. сражении,2. Хорошие результаты в учебных занятиях, достижения в освоении, изучении чего-л. Поразить кого-л. своими...

Успешный учитель – успешный ученик

Успешный учитель – это педагог, глубоко владеющий предметными и психолого-педагогическими знаниями; обладающий высокими профессиональными качествами; способный помочь обучающимся найти свой путь...

Спецкурс "Успешный ученик -грамотный ученик" 6 класс

Программа курса «Успешный ученик – грамотный ученик» составлена на основе Программы  (Русский язык. 5-9 классы. Под ред. М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М. Шанского. - М., Пр...

Спецкурс "Успешный ученик -грамотный ученик" 7 класс

Программа курса «Успешный ученик – грамотный ученик» составлена на основе Программы  (Русский язык. 5-9 классы. Под ред. М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М. Шанского. - М., Пр...

Успешный учитель – успешный ученик

Успешному творческому учителю необходимо обладать определенными умениями...

Общественно-политический и научно-методический журнал "Образование в современной школе": статья "Успешный учитель - успешный ученик" (№11-12, 2022)

В статье рассказывается об истории становления и развития средней школы №35 г.Улан-Удэ в связи с 60-летием со Дня основания. Представлены интересные факты и примеры педагогического мастерства учителей...