Развитие личности в процессе преподавания математики
статья на тему
Платон: "Мышление есть диалог, который душа ведет сама с собой о том, что наблюдает".
Как научиться мыслить? Только одним способом: задавать себе вопросы, искать ответы и анализировать. А еще - научиться слышать внутренние диалоги других людей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obuchenie_i_razvitie_uchashchihsya_v_protsesse_prepodavaniya_matematiki.docx | 37.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие личности в процессе преподавания математики.
За всю многовековую историю педагогика выработала только два пути повышения эффективности обучения - это индивидуализация и повышение роли самостоятельной работы в учебном процессе. Прекрасное образование имели дворянские дети, которых учили индивидуально, но в современных условиях массовой школы к каждому ученику не приставишь по учителю.
Много лет в школе ничего не менялось - за 28 лет моей работы на Байкало-Амурской Магистрали, в хорошей, очень хорошей школе, кроме двух страшно шумящих графопроекторов, не было ничего из технических средств, а наглядные пособия учителя научились мастерски изготовлять собственными руками-а как же иначе? Принцип наглядности в обучении ведь никто не отменял!
От учителя требовалось умение транслировать и формировать знания, умения, навыки…Комплексный подход к обучению, всеобщее среднее образование… Много чего было, но суть не менялась.
В самом деле, как бы ни назывался урок: урок-лекция, урок-семинар – учитель определяет все, вплоть до самой мелочи. Он определяет темп урока, формы работы, кого спросить: у ученика есть возможность поднять руку, но спросить его или нет, опять-таки решает учитель. Общение происходит на уровне от примитивного до манипулятивного. Много лет, учась в школе, ученики, по сути, не имеют возможности работать в меру своих сил и способностей. Так, приучая к пассивности изо дня в день, мы не просто препятствуем развитию личности, а развращаем. Приучаем получать все в готовом виде, находиться в атмосфере конфронтации, т.к. учиться заставляет страх наказания, учитель подавляет: контролирует, оценивает,уличает в неверном решении и т.д. В конечном итоге человек утрачивает веру в себя.Неуверенность, снижение самооценки,тревожность, боязнь не понравиться, агрессия - все это следствия культуры поощрений и наказаний. Но самое неприятное - дети усваивают иерархию «действуй с позиции силы!»
Образовательная деятельность современного учителя отходит от наставнического морализаторства в сторону понимающего и сопереживающего соучастия, оказания педагогической поддержки вместо «научения правильному знанию».
Здорово, что у учителя появились такие возможности: компьютеры, интернет!.. Но как это трудно – изменить себя, свои стереотипы, привычку работать по-старому. Ведь какие бы новации ни приходили в школу, только на уроке встречаются учитель и ученик, и от того, какой будет эта встреча, зависит многое.
Сегодняшний день требует от учителя совершенно иного подхода к общению и организации учебного процесса. Необходимо создаватьатмосферу справедливого порядка, равноправия, ответственности, свободы выбора, стремления к диалогу, учитьне боятьсявысказывать свое мнение, учить умению решать творческие задачи, готовить к предстоящей жизни Человека Мыслящего, принимая его таким, какой он есть!
В атмосфере сотрудничества, сотворчества на уроке равная активность учителя и учеников. И даже учитель отходит на второй план. Содержание уроков строится на реальном интересном жизненном материале, создаются ситуации проблемы, коллизии, а также предоставляются средства для разрешения затруднений; в личностном плане учитывается ЗБР (зона ближайшего развития), определить которую для каждого отдельного ученика, пожалуй, бывает самым трудным при подготовке к уроку, т.к. у каждого она своя.
Наша цель - общее развитие ребенка, его ума, воли, чувств, создание у него целостной картины мира, и в этом математика, как элемент общей культуры, как никакой другой предмет в школе имеет колоссальное значение.
Итак, что значит РАЗВИВАТЬ?
С точки зрения психолога, не является признаком личностного роста:
- усвоение знаний,
- формирование системы ценностей.
- усвоение социальных ролей и т.д.
А рост (в психологическом плане) предполагает независимость суждений, ответственность за принятие решений, динамичность, гибкость, веру в себя. В отношениях с внешним миром – творческую адаптивность, конструктивность в поведении, естественность.
Одним из основателей теории развивающего обучения является Лев СеменовичВыготский. Главные идеи, которые развивала школаЛ.С.Выготского, сформулирую в виде цитат из его произведений:
- «Раз человек мыслит, спросим: какой человек?При одних и тех же законах мышления процесс будет разный, смотря по тому, в каком человеке он происходит» (ст. «Орудие и знак в развитии ребенка»);
- «Чтобы понять внутренние психические процессы, необходимо выйти за пределы организма и искать объяснение в общественных отношениях этого организма со средой»;
- «Стричь всех под одну гребенку–это величайшее заблуждение педагогики и основная предпосылка требует момента индивидуализации».
- «Главная цель учителя состоит в том, что он активно вмешивается в воздействие на ребенка социальной среды, организует это воздействие и направляет его»;
- «Определяющим моментом в учебном процессе является сознание того, для чего производится то или иное действие, для чего заучивается материал»;
- «Если учитель хочет, чтобы что-либо было хорошо усвоено, он должен позаботиться о том, чтобы это было интересно…»;
- «…гораздо важнее научить ребенка мыслить, чем сообщить ему те или иные сведения»;
- «У ученика должны быть затруднения и средства, которыми эта задача может быть решена»;
- «Ученик должен понимать общую связь материала»;
- «Пассивность ученика является величайшим грехом с точки зрения науки, т.к. берет за основу ложное правило, что учитель-это все, а ученик - ничто».
Технологии развивающего обучения подразумевают ничего не сообщать ученику в готовом виде, начинать работу с выявления того, на что способны ученики, с создания ситуации затруднения. Держите паузу, не спешите с оценкой ответа, вместо «Молодец!» лучше сказать: «Интересная мысль!». Пусть дети сами придут к выводу –правильно или нет, тогда они постоянно будут начеку.Уделяйте внимание ошибкам: пусть сами их обнаружат и исправят! Дети без напоминания должны сами обосновывать свои ответы. Приучайте самостоятельно воспринимать учебное задание, «принять на себя», а самое главное -выполнять его без дополнительных разъяснений. Необходимо продумывать возможные варианты ответов и свою реакцию на них.
Что можно развивать на уроках математики в плане личностных качеств?
Прежде всего, конечно, на уроках математики происходит развитие мышления, умения смотреть – и видеть, слушать-и слышать.Развитие мышления в настоящее время выдвигается на первое место в связи с изменившейся парадигмой образования. Образование должно формировать у обучаемых такой взгляд на мир, общество и человека в нем, чтобы они были способны к самоопределению, повышению собственной культуры, умели проникать в сущность проблем.
«Мышление - необходимая предпосылка всякой другой деятельности, ибо любаядеятельность вконечном счете есть его переработанный итог» (Я.А. Пономарев, психолог, «Знания,мышление и умственное развитие»).
У человека, занимающегося математикой, развитое мышление бывает выражено более ярко, чем у другого (известно изречение «математик это сделает лучше»).Качества мышления, называемые также еще качествами ума, создающие предпосылки для успешного учения и развития:
- убедительность (доказательность),
- критичность и объективность,
- гибкость,
- лаконизм и ясность,
- самостоятельность и активность,
- глубина и широта,
- любознательность и пытливость,
- интуиция,
- готовность памяти,
- вкус к исследованию и поиску закономерностей.
Традиционная педагогика учит не спешить (от простого - к сложному…постепенно…). Но медленный темп не соответствует психологии ребенка и приводит к замедлению умственного развития. Если кто-то не все понял, лучше вернуться потом, но на более высоком уровне.
Традиционное обучение способствует развитию чувственно-конкретного (эмпирического) мышления: вначале ищем сходства и различия, их образы и представления, затем образы расчленяются на признаки (учим приводить примеры).Основное, чем приходится заниматься ученику–это классификация. «К какому типу относится задача?»- и следом идет нужный алгоритм. Каждый учитель слышит на уроке: «А мы таких задач не решали!». Как будто всю жизнь придется решать только когда-то уже решенные задачи!
Как должно быть организовано обучение, чтобы обеспечить личностное развитие?
Эту проблему поставил в свое время Л.С.Выготский, определив ее как «соотношение обучения и развития».Однако он лишь наметил пути ее решения.Наиболее полно эта проблема разработана в концепции учебной деятельности В.В. Давыдова, одного из основателей системно-деятельностного подхода к обучению. На этой основе позднее группой ученых разработаны так называемые УУД (универсальные учебные действия).
Организация обучения, построенного по теоретическому принципу,наиболее благоприятна для умственного развития ребенка.За эталон развития принимаются показатели, характеризующие теоретическое мышление: рефлексия, целеполагание, планирование, умение действовать во внутреннем плане, обмениваться продуктами познания. Обучение при этом понимается не просто как передача знаний, а как формирование личностных качеств ученика, в том числе и ключевой компетенции образования –умения учиться.
Теория развивающего обучения авторов Давыдова-Эльконинаосновывается на ведущей роли теоретических знаний. В противовес традиционнымпринципам обучения, например, принципу доступности, ставится высокий уровеньсложности,прохождение материала быстрымитемпами, все обучаются в едином коллективе, без деления на сильных и слабых, лучше, если в классе 24 ребенка, тогда удобно делить их на группы по 2, 4, 6… учеников. Специфический принцип у Давыдова –индивидуализация. В традиционном обучении он достигается раздачей персональных, дифференцированных заданий, карточек. А здесь задание у всех одинаковое, но понимает его каждый по-своему, т.к. оно записано в параметрах, схемах, и поэтому каждый видит в нем свое, обсуждаются все гипотезы, все точки зрения, общее и различия, делается вывод, выводится закон или свойство.
Методы и приемы традиционной педагогики не эффективны, т.к. они, в основном, объяснительно-иллюстративные. У Давыдова-Эльконина на первый план выходятметоды формирования учебной деятельности. Все они имеют поисковый характер. В развивающем обучении каждый урок строится на исследовательских методах, каждое упражнение несет новый элемент. Объяснительно-иллюстративные методы заменены на методы организации учебного диалога (в технологии развивающего обучения Л.В.Занкова он называется методом разрешения коллизий).
Целью системы Давыдова является развитие личности через формирование учебной деятельности.
В развивающем обучении главное –действие, деятельность.
Не надо начинать урок с сообщения новой темы и цели урока. Ребенок сам должен вступить и начать действовать. Создаем такую учебную ситуацию, чтобы ребенок захотел работать, сам сформулировал проблему, понял для себя, что он знает, а что - нет, и что ему надо узнать. И решить ее он должен сам!
Учитель должен продумать, какие могут возникнуть версии, чтобы поиск привел в нужное место. Дать задачу, все варианты решения рассмотреть у доски обязательно! Так, чтобы тот ребенок, который сделал неправильно, понял свою ошибку. Последним рассматривать правильное решение. На уроке должно возникнуть не менее двух точек зрения. Иначе – плоха учебная ситуация. Выслушать всех, кто желает высказаться, пусть даже самые неправильные ответы.Формы работы у Давыдова коллективно-распределенные. Индивидуальных открытий не бывает. Оказывается, они всегда коллективные!
Основной прием в математике – моделирование. Буквы, знаки, чертежи, абстрактные числа, модели, схемы и т.д. заменяют некоторые вещи в жизни.Дети должны знать это. Нужно пользоваться абстрактной символикой на каждом уроке.
Интеллект–важная составляющая личности, но не единственная, и,наверное (кощунственная мысль!), не самая главная.
Мнение психолога В.Холодной (г.Санкт-Петербург) о технологии Эльконина-Давыдова: «…она – благо, казалось бы, но в ней ориентация на вербально-знаковую методику. А как же быть «визуалам», «кинестетикам»?..» Необходимо учитывать познавательный стиль каждого ученика. Ведь это индивидуальный, своеобразный способ изучения реальности.
Каждый человек умен на свой лад. Еще в 50-е годы прошлого века были описаны 3 типа учащихся, различающихся по стилю кодирования информации:
«аудиалу» присуще анализировать, обобщать, сравнивать, описывать. Для такого ребенка слово – это главное. Такие дети любят дискуссии;
для «визуала»главное–образ, рисунок, схема, модель. Работа с компьютером для такого – подарок;
«кинестетику» (предметно-практически«устроенному» ребенку) главное –поработать собственными руками;
Существует ещевстречающийся крайне редкочувственно-сенсорный тип. Таким детям важен необычный подход к делу. Они всегда готовы удивиться,восхититься ...; они придумщики, любят игры, метафоры и т.д.
Отсюда вытекают две педагогические задачи:
- Актуализировать у каждого ребенка его индивидуальный познавательный стиль, наблюдая, какие он выбирает задания, подобрать необходимые приемы учебных действий.
- Научить ребенка пользоваться всеми стилями кодирования информации, поскольку обучение должно быть компенсорным и в конечном итоге гармонизировать личность.
Способ переработки информации учащимися тоже можно классифицировать по стилям:
- индуктивный-дедуктивный;
(Первым нужны четкие указания, вторых факты не интересуют, они обожают объяснение учителя)
- полизависимый-полинезависимый;
(Первые испытывают влияние внешнего окружения, и им трудно выйти из него, вторые не замечают влияния, легко перестраивают ситуацию под себя; такие дети лучше учатся)
- импульсивный-рефлексивный;
(Первые склонны быстро принимать решение при минимальном анализе информации, а вторые медленно принимают решение, на основе тщательного обдумывания.Ребенок молчит, кажется, что ничего не соображает)
- аналитичный– синтетичный;
(Первые обращают внимание на различия, детали, а вторые на сходство объектов)
- стили постановки и решения проблем.
(Описано 11 таких стилей. В школе применимы, выделены три:
а) законодательный - сами ставят задачи и формулируют проблему (будущие ученые, писатели…),
б) исполнительный – задачи сформулированы кем-то, но они их хорошо исполняют (весь спектр профессий),
в) оценочный – не любят сами формулировать, но сравнивают, критикуют, оценивают…(это будущие учителя,юристы, психотерапевты ит.д.)
г) алгоритмический).
Стили кодирования информации тесно связаны с типами памяти.
Для изучения математики нужно иметь хорошую память, в то же время занятия математикой способствуют развитию памяти. Чтобы развивать память учащихся, нужно обучать их приемам запоминания, допустим, располагать материал (например, формулы) группами и блоками, выделять смысловые опорные пункты, составлять алгоритмы и словесные формулировки и т.д.
В традиционной педагогике запоминание основано на ассоциациях, зубрежке. Доказано, что механическая память мало подвергается тренировке, ее нельзя развить, улучшить. А вот логическая память хорошо поддается развитию. Если хорошо понял - почти не забывается (в 22 раза лучше). Поэтому на уроках математики мы должны развивать смысловую память.
Многие учителя видят причину плохих знаний в том, что не удается прорешать много однотипных упражнений («набить руку»). Успехи в решении однотипных задач не свидетельствуют о прочных знаниях, создается лишь видимость успеха. Получается: повторение – мачеха учения!
Зубрежка –это искалеченный орган (ум), искалечить его легко, а вылечить очень трудно, практически невозможно.
Одним из основных признаков мышления является его связь с речью. Общая задача развития речи в процессе обучения складывается из овладения приемами:
- математической терминологии,
- построения определений,
- формулирования теорем,
- конспектирования и составления плана,
- умения задавать вопросы,
- слушания других, понимания и оценивания их речи так же, как и своей,
- работы с учебником и прочей учебной литературой.
Итак, успех в интеллектуальном развитии детей (внимание, восприятие, речь и т.д.)находится в прямой зависимости от организации учителем познавательной деятельности на уроке. С.А. Рубинштейн писал: «Сознательное усвоение знаний есть продукт мышления, а открытие знанийтребуетсамого мышления». Каждый ученик должен пройти весь путь к пониманию сути, буквально добывая знания, самостоятельно выбирая средства для достижения цели.
В системах развивающего обучения из цепочки
ПОТРЕБНОСТИ - МОТИВЫ - ЦЕЛИ - СОДЕРЖАНИЕ -
МЕТОДЫ И СРЕДСТВА - ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ - РЕЗУЛЬТАТ
нельзя вырвать какое-либо звено, иначе система не сработает.
Таким образом,
- в системе развивающего обучения учитель создает условия длявозникновения потребности в познании, стимулирует коллективный поиск разрешения проблемных ситуаций,
- развивающее обучение учитывает и использует уровень, потребности и особенности индивида,
- в развивающих системах обучения его содержание выступаетсредством развития личности,
- осуществляется целенаправленная учебная деятельность, в которой ребенок сознательно ставит цели и творчески их достигает.
Развивающее обучение – это коллективная преобразующая мыследеятельность, диалог-полилог, деловое общение детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
« Развитие интеллектуальных и творческих способностей одарённых учащихся в процессе преподавания математики»
Выявление и развитие способной молодежи, привлечение её к творческому труду – одна из основных задач школы на современном этапе. Стране крайне необходимы творцы нового...
«Развитие личности в процессе изучения математики»
« Введение технологии развивающего обучения и индивидуального подхода в развитии личности школьника». Считаю, что данная проблема является одной из актуальных проблем, так как в ее основе лежит ...
Методические рекомендации по теме «Развитие ключевых компетенций обучающихся в процессе преподавания математики» 10.02.14
статья содержит рекомендации по применению различных пед.технологий в преподавании математики...
Статья «Развитие интеллектуальных и творческих способностей одарённых учащихся в процессе преподавания математики»
Выявление и развитие способной молодежи, привлечение её к творческому труду – одна из основных задач школы на современном этапе...
«Развитие ключевых компетенций обучающихся в процессе преподавания математики и информатики и ИКТ».15.10.15
Упрочить связь изучаемого как с дальнейшим образованием человека, так и с личностными ценностями, ожиданиями и склонностями обучающегося, позволяет компетентностно-ориентированное образов...
Творческое развитие личности в процессе личностно-ориентированного подхода в обучении математики с использованием информационных технологий
отчёт по самообразованию...
ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ Духовность и ее влияние на формирование личности обучающегося на уроках математики
В соответствии с последними государственными документами огромное значение в современном образовании отводится духовно-нравственному воспитанию школьников на всех уроках и внеурочных меропри...