ППедагогический проект. Языковой портфель
проект (10 класс) на тему
Данный проект разработан в помощь для учителей иностранногот языка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pedagogicheskiy_proekt.docx | 21.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Языковой портфель как средство повышения уровня владения иностранным языком
Автор:
Учитель иностранных языков
Хабибуллина Динара Рамисовна
Обоснование работы: как известно, главная цель обучения – развития интеллектуальных творческих способностей учащихся с тем чтобы выпускник школы был способен к самореализации, самостоятельному мышлению, принятию важных для себя решений, но на практике этого часто не происходит. Глубинная причина на мой взгляд, состоит в том, что:
- Учащиеся не только не владеют методикой самооценки и самоопределения, но и в принципе не привыкли к такой постановке вопроса.
- Они не могут осознанно оценивать свой речевой опыт.
- Не могут в случае необходимости к осознанной его коррекции.
- Недостаточно развита рефлексия.
Цель работы: использование «языкового портфеля» в обучении учащихся как средство развития их коммуникативных компетенций и способностей обучающихся к самоопределению и самореализации.
Задачи:
- Создание диагностической системы по отслеживанию уровня овладения учащихся коммуникативных компетенций на основе «языкового портфеля»
- Проведение в системе мониторинга коммуникативных умений и навыков учащихся с целью выявления их продвижения в этом направлении.
- Разработка материала для диагностики коммуникативных умений и навыков учащихся.
- Привлечение психолога для создания диагностического материала по отслеживанию формирования умений самооценки (рефлексии).
Начнем с понятия – «портфель ученика» - это инструмент самооценки собственного познавательного, творческого труда ученика, рефлексии его собственной деятельности. Этот комплект документов, самостоятельных работ учащегося. Комплект документов разрабатывается учителем и предусматривает: задания школьникам по отбору материала в портфель (имеется в виду не конкретное задание, какой материал следует отобрать и по каким параметрам следует это делать: анкеты для родителей; параметры и оценки вложенных в портфель работ; анкеты для экспертной группы на презентации для объективной оценки представленного портфеля.
Учащиеся по собственному выбору, либо по заданию учителя отбирают в свое «досье» работы, выполненные самостоятельно на уроке (контрольные, тесты, сочинения), дома (домашние задания), на внеклассных занятиях (проекты, рефераты по иностранному языку), отбор проводится в течение одного года или одной четверти, либо на протяжении всех лет обучения (например творческие письменные работы и проекты). Портфель или отдельные работы предваряются комментарием ученика, почему он считает необходимым отобрать именно эти работы (желательно, чтобы все комментарии учащихся выполнял на иностранном языке, начиная от одной- двух коротких фраз). Если это сложно, то все рассуждения учащийся делает на родном языке. Каждая работа также сопровождается кратким комментарием ученика: что у него в этой работе получилось, а что нет; согласен ли он с оценкой учителя и какие выводы он может сделать из результатов этой работы. Каждая работа предусматривает аргументированное корректирование ошибок.
Главное в такой работе - самооценка учащегося в виде рассуждения, аргументации, обоснования. По завершению работ по данному разделу программы или проекты ученик выставляет свой «портфель» на презентацию.
Принципы такой технологии:
- Самооценка результатов овладения определенными видами коммуникативной деятельности:
а) Владение учеником соответствующей лексикой по теме, сформирован ость грамматического навыка (письменные работы, тесты, домашние задания, письма)
б) Умения учащегося принимать самостоятельные решения, прогнозировать последствия этих решений (в проектах, самостоятельных работах)
в) Умение аргументировать вою позицию, а также собственная оценка своей деятельности.
2. Системность самомониторинга. Учащийся систематически отслеживает результаты своей деятельности. Задача ученика проанализировать эти работы, внести коррективы, составить собственный отчет самооценки. Именно эти суждения, аргументы и составляют сущность рефлексии.
3. Аккуратно и эстетично выполненное оформление
4. Наглядность и обоснованность портфеля. Портфель демонстрирует умения учащегося оперировать грамматическим и лексическим материалом для выражения собственных мыслей.
Требования к оформлению и содержанию портфеля:
- Титульная страница: название портфеля, имя, фамилия ученика, период создания портфеля.
- Содержание портфеля
- Краткая история успехов по иностранному языку
- Записи, доклады, домашние работы
- Контрольные, самостоятельные работы
- Тесты
- Групповой проект
- «Моя любимая работа»
- Оценка родителей.
Комментарий учащегося должен представлять всю картину формирования у него коммуникативной компетенции.
Благодаря «языковому портфелю» учащиеся осознают о достигнутых результатах и проходят к пониманию путей самоориентирования. Использование «языкового портфеля» позволяет лучше организовать учебный процесс, учит анализировать учебный процесс совместно с учащимися, помогает исходя из самооценки ученика, его потребностей и мотивации, корректировать содержание обучения, находить индивидуальный подход к учащимся.
Ожидаемые результаты: создание диагностического пакета, диагностического материала для определения уровня обученности учащихся коммуникативным навыкам и умениям. Обучающиеся, владеющие умениями и навыками, способные к самоопределению и самореализации.
Существует 3 варианта "языкового портфеля": для начальной школы, молодых людей и взрослых; они были протестированы во всех странах Европы в том числе и в России. Предусматривается, что начав заполнять языковой портфель в детстве, вы продолжаете это дело и на следующих этапах жизни. Благодаря использованию документации такого рода, человек приучается адекватно оценивать уровень своих притязаний и соотносить его с уровнем своих возможностей, определять количество времени, затраченного на овладение языком свои результаты.
"Языковой портфель" прост в применении, доступен каждому, отражает реальные потребности современного человека в пользовании иностранными языками. Он стоит из трех частей: паспорта, языковой биографии его пользователя и досье.
"Языковой портфель" повышает мотивацию учащихся, их ответственности за результаты учебного процесса, способствует развитию осознанного отношения учащихся к процессу обучения и его результатам.
Мы строим учебный процесс, ориентированный на личность ученика, учитывая его индивидуальные особенности.
Выводы, которые из этого следует:
1. В центре учебного процесса находится учащийся, его познавательная и творческая деятельность
2. Ответственность за успех учебной деятельности школьники в большей степени берут на себя
Учитель советует школьнику быть самокритичным и объективным, давая характеристику картины овладения им иностранным языком на данном этапе.
Учащимися предполагаются вопросы, например:
1. Какую работу вы провели для отбора материала в портфель?
2. Что получилось, что вызвало затруднения?
3. Если что-то, что вы не сумели включить в свой портфель?
4. Можете ли вы изложить возникшую проблему более доступно?
5. Насколько эта работа оказалась рациональной?
6. Что было наиболее трудным при решении данной проблемы?
7. Что нового вы узнали, решая проблему?
Цель работы: сформировать у него навыки самооценки, и проект нужен для того, чтобы ученик научился самостоятельно, критически мыслить. Таким образом, важен не столько предмет, на котором отрабатываются эти умения, сколько способы деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение опыта по теме "Языковой портфель как инструмент оценивания и развития ученика"
Задачей школы является создание таких условий, которые бы обеспечивали “запуск” механизмов самообразования, самопознания и самоактуализации личности, а также способствовали бы формированию мотивации д...
« ЯЗЫКОВОЙ ПОРТФЕЛЬ КАК ИНСТРУМЕНТ ОЦЕНИВАНИЯ И РАЗВИТИЯ УЧЕНИКА».
Возрастная категория учащихся: 6-11 классыТема учебного проекта соответствует государственным образовательным стандартам основного общего образования по иностранным языкам.Работа направлена на формиро...
« ЯЗЫКОВОЙ ПОРТФЕЛЬ КАК ИНСТРУМЕНТ ОЦЕНИВАНИЯ И РАЗВИТИЯ УЧЕНИКА».
Возрастная категория учащихся: 6-11 классыТема учебного проекта соответствует государственным образовательным стандартам основного общего образования по иностранным языкам.Работа направлена на формиро...
« ЯЗЫКОВОЙ ПОРТФЕЛЬ КАК ИНСТРУМЕНТ ОЦЕНИВАНИЯ И РАЗВИТИЯ УЧЕНИКА».
Возрастная категория учащихся: 6-11 классыТема учебного проекта соответствует государственным образовательным стандартам основного общего образования по иностранным языкам.Работа направлена на формиро...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ТЕХНОЛОГИИ «ЯЗЫКОВОЙ ПОРТФЕЛЬ УЧЕНИКА" НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА
В данной статье рассмотрена одна из современных педагогических технологий - "Языковой портфель ученика". сформулированы цели, принципы, концептуальные основы технологии....
Опыт использования языкового портфеля
Актуальность внедрения данного проекта очевидна, так как в настоящее время в учебном процессе существует множество противоречий.Учителя пытаются решать эти проблемы, делая свои уроки живым...
Проект "Языковой портфель ученика"
Для чего нужен "Языковой портфель?"...