Возможности проектной деятельности в формировании метапредметных результатов
статья ( класс) на тему

Возможности проектной деятельности в формировании метапредметных результатов

Скачать:


Предварительный просмотр:

Возможности проектной деятельности в формировании метапредметных результатов.

Парфенова И.Г.,

заместитель директора по УВР,

учитель русского языка и литературы

ГБОУ СОШ «Центр образования» пос. Варламово

     В современном образовании в соответствии с требованиями Стандарта становится актуальным не только создание эффективных условий формирования и развития УУД, но и оценка метапредметных результатов обучающихся, в том числе и на этапе завершения основного общего образования. Реализовать стандарт без педагогического сотрудничества невозможно. Только общими усилиями можно достичь запланированных результатов.

     Ключевое условие реализации ФГОС – это системно-деятельностный подход в образовании. В связи с этим, педагоги должны использовать современные образовательные технологии деятельностного типа.

     К ним можно отнести проектно-исследовательскую деятельность.  

     Проектная деятельность изначально ориентирована на формирование метапредметных навыков. Даже поверхностный анализ основных этапов проектной деятельности и сформулированных в ФГОС основного общего образования метапредметных результатов показывает дидактический потенциал этой технологии.

    Анализируя предложенную таблицу, мы получаем наглядное доказательство того, что значимость проектной технологии как личностно-ориентированной технологии деятельностного типа в условиях внедрения ФГОС переоценить сложно.

Формирование метапредметных результатов в ходе проектной деятельности

Основные этапы проектной деятельности

Метапредметные результаты

(ФГОС ООО)

Выбор темы проекта, анализ проблемы, постановка цели исследования

умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности

Обсуждение возможных вариантов организации исследования, сравнение предполагаемых стратегий и выбор способов исследования проблемы

умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач

умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией

Составление плана работы, распределение обязанностей

умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе, находить общее решение на основе согласования позиций и учета интересов

Сбор и изучение информации

умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы

смысловое чтение

формирование и развитие ИКТ-компетентности

Определение способа представления продукта проектной деятельности и требований к продукту

умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач

формирование ИКТ-компетентности

Выполнение исследования

умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, возможности ее решения

владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в процессе учебной и познавательной деятельности

Представление результатов проекта

умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной  речью

формирование ИКТ-компетентности

Анализ результатов проведенного исследования

умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация Обобщение опыта работы "Проектная деятельность как средство формирования метапредметных результатов"

В современном мире, идущем по пути глобалдизации, способность быстро адаптироваться к условиям международной конкуренции становится иважным фактором успешного и устойчивого развития страны. Следовател...

Выступление на августовской учительской конференции 27.08.2015. Тема выступления "Проектная деятельность как средство формирования метапредметных результатов"

В современном мире, идущем по пути глобализации, способность быстро адаптироваться к условиям международной конкуренции становится важнейшим фактором успешного и устойчивого развития страня. Следовате...

Использование возможностей проектной деятельности для формирования здорового образа жизни школьников

Сегодня метод проектов является одним из популярнейших в мире, поскольку позволяет рационально сочетать теоретические знания  и их практическое применение....

Проектная и исследовательская деятельность как способ формирования метапредметных результатов обучения в условиях реализации ФГОС

Проектная и исследовательская деятельность как способ формирования метапредметных результатов обучения в условиях реализации ФГОСНа тему:Методика исследования одного из подходов улучшения качества гор...

«Проектная деятельность как способ формирования метапредметных результатов обучения в условиях реализации ФГОС »

В статье  автор акцентирует внимание на  ФГОС второго поколения, в основу которых  положены требования к результатам освоения обучающимися основных образовательных программ, перечисляет...

Статья Соботковской Н.Н.по теме « Проектная деятельность и формирование метапредметных компетенций».

Данная проектная работа относиться к разделу "Экология" и является  групповым исследовательским проектомучащихся 10 класса на базе УМК "Звёздный английский"(Eco-fashion in modern life)  С не...

Практика использования проектной деятельности для достижения метапредметных результатов

В статье представлен опыт использования проектной деятельности для достижения метапредметных результатов...