Урок по творчеству современного автора Л.Улицкой с применением технологии критического мышления по рассказу "Бумажная победа"
план-конспект урока по литературе (6 класс) по теме
Урок разработан в технологии критческого мышления ( чтение с остановками)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 2.75 МБ |
Предварительный просмотр:
Описание работы.
- Урок.
- Предметная область: литература.
- Возраст: 5-7 классы.
- Цели и задачи использования ЭОР:
Цель: продемонстрировать использование ЭОР на уроке литературы.
Задачи:
- заинтересовать учеников изучаемым материалом;
- стимулировать творческую активность учащихся;
- способствовать формированию информационной культуры;
- формировать умения самостоятельно анализировать, отбирать главное;
- разнообразить формы работы, деятельность учащихся;
- активизировать внимание;
- повысить творческий потенциал личности;
- презентация позволяет экономить время, более эстетично оформить материал,
- дает возможность использовать межпредметные связи.
- Аннотация: краткое описание работы.
Урок литературы по теме: «Он не чувствовал ни страха, ни неприязни, ни вражды» по рассказу Л. Улицкой «Бумажная победа» проводился в 6 классе, как внеклассное чтение. Использовалась технология критического мышления через чтение и письмо: приём чтение с остановками. На уроке была представлена презентация, которая отражает все ключевые моменты, разбираемые на уроке: на стадии вызова интереса к новым знаниям использовался слайд№2-название произведения, по которому учащиеся прогнозировали его содержание; на стадии изучения нового материала слайд№3- портрет Л.Улицкой и её книги; слайд№4-учащимся предлагается выполнить задание по тексту, слайд№5- осуществить самопроверку; слайд№6 – изображение ранней весны, отражает душевное состояние героя; слайд№7-музыкальное сопровождение, музыка Бетховена; слайд№8- показывает «бумажную победу» героя, изображение разных фигурок, на этапе домашнего задания слайд№9 учащимся предлагается заполнить двухчастный дневник.
Таким образом, использование ЭОР на данном уроке соответствует требованиям СанПиН 2.4.2.2821-10-чередование во время урока различных видов учебной деятельности.
- Список используемого программного обеспечения и готовых электронных образовательных ресурсов:
1.Microsoft Power Point.
2. images.yandex.ru›портрет улицкой
3. . modernlib.ru›books/ulickaya…bumazhnaya_pobeda…1/ копия
5.images.yandex.ru›картины ранняя весна
6. ololo.fm›Слушать бесплатно онлайн›Бетховен Сурок.
7. images.yandex.ru›поделки из бумаги своими руками
- Ключевые слова. Технология критического мышления.
- Автор: Тарасова Альмира Рафаиловна, учитель русского языка и литературы.
- Место работы: МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №2», г.Усинск, Республика Коми.
Конспект урока внеклассного чтения по литературе в 6 классе по теме: «Он не чувствовал ни страха, ни неприязни, ни вражды» по рассказу Л. Улицкой «Бумажная победа».
Учреждение: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №2» г. Усинска.
Учитель русского языка и литературы.
6 класс.
Тема урока: «Он не чувствовал ни страха, ни неприязни, ни вражды» Проблема____________________________ по рассказу Л.Улицкой «Бумажная победа» (На доске записана часть проблемы, которую учащиеся должны вывести в конце урока самостоятельно).
Автор учебника: В.Я. Коровин, «Литература 6 класс», Москва «Просвещение».
Цель урока: формировать универсальные учебные действия, используя прием чтения с остановками рассказа «Бумажная победа» Л. Улицкой, убедить учащихся в необходимости толерантного отношения друг к другу.
Задачи урока:
Обучающая:
- познакомить учащихся с жизнью и творчеством российского автора: Л.Улицкой;
- познакомить учащихся с рассказом «Бумажная победа» и понять авторский замысел произведения;
- учить анализировать текст на примере рассказа Л.Улицкой «Бумажная победа»
Развивающая:
- развивать творческие способности и читательскую наблюдательность, развивать устную речь;
- развивать самостоятельную деятельность;
- развивать умение прогнозировать события, отвечать на вопросы;
-развивать умение оценивать художественное произведение;
- развивать критическое мышление у учащихся.
Воспитательная:
- воспитывать интерес к чтению;
-формировать умения работать в коллективе;
- уметь четко и логично излагать свою точку зрения.
-воспитывать толерантность, доброту, умение сострадать, прививать навыки терпимости и корректности в общении друг с другом
Тип урока: – урок изучения нового материала.
Формы работы с учащимися: фронтальная.
Технологическое оборудование: тексты с рассказом «Бумажная победа» заранее приготавливаются учителем, разрезаются на значимые части и раскладываются на парты (каждому ученику), использование ИКТ: компьютерная презентация, запись музыки Бетховена: композиция про сурка, двухчастный дневник (домашнее задание), анкета для рефлексии.
Используемая технология: Технология развития критического мышления через чтение и письмо.
Методические приёмы: чтение с остановками, обращение к личному опыту, прогнозирование по названию, заполнение двухчастного дневника, опережающее задание.
Оборудование: тексты с рассказом «Бумажная победа» заранее приготавливаются учителем, разрезаются на значимые части и раскладываются на парты (каждому ученику), использование ИКТ: компьютерная презентация, запись музыки Бетховена: композиция про сурка, двухчастный дневник (домашнее задание), анкета для рефлексии.
Планируемый результат | |
Предметные умения: -определять авторскую позицию и высказывать свое отношение к героям и их поступкам; -отвечать на вопросы по содержанию произведения; -ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, осознавать сущность поведения героев; -самостоятельно делать выводы, соотносить поступки героев с нравственными нормами. | Личностные УУД: 1.Уметь интерпретировать текст. 2. Высказывать свое отношение к прочитанному с аргументацией. 3.Уметь анализировать характеры и поступки героев. 4. Анализировать ситуацию с точки зрения всех возможных путей её решения. Регулятивные УУД: 1. Участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое мнение. 2.Осуществлять самопроверку Познавательные УУД: 1.Учиться основам смыслового чтения художественного произведения; 2. Уметь выделять существенную информацию. 3. Уметь осуществлять сравнение. 4. Прогнозировать содержание художественного произведения. 5.Формулировать проблему, обозначенную автором произведения. Коммуникативные УУД: 1.Слушать своего одноклассника и обосновывать свое мнение 2. Выражать свои мысли и идеи |
Ход урока
- Организационный момент.
Здравствуйте, ребята!
Сегодня мы на уроке будем знакомиться с произведением Л.Улицкой. Тексты я подготовила заранее, они лежат у вас на партах.
- Стадия вызова.
Учитель: Ребята, скажите, пожалуйста, были ли в вашей жизни случаи, когда вы считались победителем?
(Возможные ответы: победил в соревнованиях по лыжам, занял первое место по шахматам, победила в олимпиаде по математике и т.д.)
Учитель: Обратите внимание на словосочетание (слайд №2) «Бумажная победа». Какие ассоциации оно у вас вызывает?
Ученики (примерные ответы):
-название странное: два несовместимых слова сочетаются (бумага-непрочный материал; победа-это успех в борьбе за что-нибудь)
- это какая-то ненастоящая победа;
- игра в морской бой;
-игра в карты;
- писатель какой-нибудь дописал свое произведение;
-это игра какая-то между командами;
-получил грамоту;
-выиграл кто-то конкурс по изготовлению поделок из бумаги.
С рассказом «Бумажная победа», автором которого является современная российская писательница Людмила Улицкая, нам и предстоит сегодня познакомиться. (Слайд№3) запись темы урока. Проблему учащиеся выводят самостоятельно в конце урока.
О чем будет это произведение, как вы думаете?
Но прежде чем я его прочту (можно дать заранее ученику подготовить биографию писательницы), несколько слов скажу об авторе (слайд №4).
Людмила Евгеньевна Улицкая родилась 23 февраля 1943 года. Прозаик, сценарист, драматург. Книги писательницы переведены на 17 языков. Самые известные из них: “Сонечка”, “Медея и её дети”, “Казус Кукоцкого”, “Даниэль Штайн, переводчик” и др. Лауреат французской литературной премии Медичи, итальянской премии Джузеппе Ацерби, Букеровской премии, премии “Большая книга” и др.
С 1989г. по 2000 г. Людмила Улицкая создает цикл произведений «Детство-49». Это сборник рассказов, где отображены эпизоды из детства писательницы, которой в 1949 году было шесть лет. В цикл входят 6 рассказов: «Капустное чудо», «Восковая уточка», «Дед-шептун», «Гвозди», «Счастливый случай», «Бумажная победа».
Людмила Евгеньевна активно занимается развитием толерантности среди молодежи. О своей работе в Европейском Толерантном проекте «Другой, другая, о другой» она говорит так: « Я не возлагаю больших надежд, что наши усилия изменят мир. Но, может быть, они как – то смягчат агрессию».
3.Изучение нового материала.
Ребята, читать текст мы будем с остановками, по частям. Итак, часть1.
Л.Е.Улицкая рассказ «Бумажная победа»
Часть1.
Когда солнце растопило черный зернистый снег и из грязной воды выплыли
скопившиеся за зиму отбросы человеческого жилья….
….Все это, вместе взятое, делало Геню очень несчастным
человеком.
__________________________________________________________________
- Каким вам представляется герой произведения Геня Пираплетчиков? Чем интересна его фамилия? (Переплетчик - тот кто переплетает книги (Даль).
- Почему он был «несчастным человеком»?
Продолжаем знакомство с героем, чтение 2 части.
Часть 2.
Итак, он вышел во двор, едва оправившись после весенне-зимних болезней,
в шерстяной лыжной шапочке с поддетым под нее платком и в длинном зеленом
шарфе, обмотанном вокруг шеи…
… - Я думаю, надо…
- Какое самое страшное испытание было для мальчика? (встреча с ребятами во дворе)
- Как вы думаете, что он чувствовал в эти минуты? (страх, обиду, ему хотелось быстрее убежать)
- Найдите в 1 и 2 частях текста слова, характеризующие героев: Геню и ребят со двора. (слайд№5). Какой литературный прием использует автор? Проверьте (слайд№6)
- С каким словом ассоциируется фамилия мальчика Айтырь?
(возможно,богатырь. Действительно, в словаре Даля есть слово батырь-богатырь, силач)
- Что же будет дальше? Как вы думаете? Кто поможет ему выйти из сложившейся ситуации?
А теперь узнаем, подтвердились ли ваши предположения? Читаем часть3.
Часть 3.
- Я думаю, надо пригласить их в гости, к Гене на день рождения,-
ответила мать…
…. - Надо,- коротко ответила мать, и по тому, как дрогнули ее брови, он
понял, что ему не отвертеться.
_____________________________________________________________________________
- Как вы считаете, правильным ли было решение мамы: пригласить ребят со двора на праздник? ( Интересно то, что учащиеся дают разные ответы: их мнения разделились на две противоположные части. Одни считают, что не надо приглашать, в основном это те ребята, которые в классе с другими мало общаются и предпочитают быть в стороне. Другие, наоборот, очень активно доказывали, что мама поступила правильно).
- И в 1, и во 2, и в 3 частях мы встретились с описанием природы? (слайд№7) Какое время года описывает Л.Улицкая? Зачитайте. Что помогает понять нам природа? (Когда солнце растопило черный зернистый снег и из грязной воды,.. в воздухе поднялась кутерьма запахов, в которой самым сильным был сырой и сладкий запах весенней земли; наступила спокойная и нежная весна. Высохла грязь. Остро отточенная трава покрыла засоренный двор…) (Природа помогает понять душевное состояние героя, в начале описание какое-то мрачное, особенно «черный, снег, грязная вода» и в жизни Гени не все хорошо. А далее наступление нежной весны, когда в природе все обновляется, может, в жизни Гени будут перемены…)
- Как вы думаете, ребята к нему придут на день рождения?
Узнаем, о чем повествует часть 4.
Часть 4.
Вечером мать вышла во двор и сама пригласила ребят на завтра…
… Геня крутил в руках недоделанный кораблик и с ужасом ждал прихода
гостей.
- Что нового вы узнали о семье мальчика? (мама талантливая пианистка, дома было пианино, в семье читали книги, потому что в комнате находился книжный шкаф, портрет немецкого композитора Бетховена, а сам Геня был мастером бумажного искусства)
- Как вы думаете, почему Геня стеснялся всего этого?
Продолжаем чтение с остановками.
Часть5.
Они пришли ровно в четыре, всей гурьбой….
….Мать кончила играть.
Послушайте композицию.
(Слайд№8) звучит музыкальная композиция про сурка, класс слушает. Сядьте, пожалуйста, поудобнее, можете закрыть глаза, представьте, что вы в гостях у Гени.
- Как видите, пришли ребята в гости к Гене. Опишите их (одеты плохо, на столе самая простая еда, ребята набросились на конфеты).
- Какое же время описывает Л.Улицкая? (после войны 1949 год, оно было трудное, голодное)
- Какое открытие сделали ребята на дне рождении? (Мама Гени умеет играть на пианино и Геня тоже)
- Почему это их так удивило? (Потому что никто из них не умел играть, и наверное, ни у кого не было такого инструмента)
- Как они слушали музыку? Зачитайте цитаты. (…сидели тихо, никто не смеялся; все слушают и смотрят на сильно разбегающиеся руки; сестрички завороженно смотрят; двенадцать человек сидят в полном молчании)
- Как вы думаете, какое открытие еще ожидает Гениных гостей? Можно предположить по названию рассказа?
Что нам раскроет 6 часть.
Часть 6
- Ну, хватит музыки. Давайте поиграем во что-нибудь. Во что вы любите
играть?....
…. Счастливый мальчик раздаривал бумажные игрушки...
- Какое же открытие ожидало гостей ?
- С какой целью Геня делал эти игрушки? Хотел ли он похвастаться? ( нет, он просто хотел всех обеспечить фантами, он считал свой талант чепуховым, не придавал ему никакого значения)
- Как же ребята стали относится к Гене? (они искренне восхищаются его талантом… они тянули к нему руки… и все улыбались, и все его благодарили)
- А каким вы увидели Айтыра на дне рождении, самого страшного врага Гени? (он тоже хочет научиться складывать бумажные игрушки и обращается за помощью к Гене, называет его по имени, он тоже может восхищаться чужим талантом, не стыдиться учиться чему-то новому)
- Почему же они до дня рождения ребята со двора так относились к Гене? ( наверное, считали его маменькиным сынком, он за ручку с бабушкой ходил)
- А теперь вспомним название рассказа. Почему он так называется ? Что хотела донести до своих читателей Людмила Улицкая? Обсуждение проблемы.
С помощью бумаги Геня совершил сокрушительную победу над закоренелой неприязнью к нему. «Бумажная победа» над презрением, жестокосердием детей, несправедливостью была одержана Геней с помощью его «чепухового» таланта и добра его матери.
Людмила Улицкая пишет о детском мире, рассказ «Бумажная победа» раскрывает проблему толерантного отношения друг другу. (слайд № 9) Вспомним, что такое толерантность.Учитель дописывает проблему на доске.
- Что вам больше всего понравилось в рассказе?
4.Домашнее задание.
Заполнение двухчастного дневника (слайд 10).
Цитата | Мое отношение |
1.Геня вздрогнул-брызги тяжело шлепнулись на лицо. Второй комок попал в спину… Вдогонку,как звонкое копьё, летел самодельный стишок: -Генька хромой, сопли рекой! 2.-Я думаю надо пригласить их в гости, к Гене на день рождения, - ответила мать. 3.Сестрички завороженно смотрели на её руки, порхающие над клавишами. У младшей было испуганное лицо, и казалось, что она вот-вот расплачется. 4.Они тянули к нему руки, и он раздавал им свои бумажные чудеса, и все улыбались, и все его благодарили…Он был счастлив. |
5. Рефлексия.
Анкетирование (нужное подчеркнуть)
ФИО______________________
- На уроке я работал(а) активно/пассивно
- Своей работой на уроке я доволен/недоволен
- Рассказ мне______________________, потому что
___________________________________.
4)Домашнее задание мне кажется легким/трудным (нужное подчеркнуть)
Оценки за работу на уроке.
А закончить наш урок мне бы хотелось словами Молитвы о встрече:
- Я пришел в этот мир
- не для того, чтобы оправдать твои надежды,
- не для того, чтобы отвечать твоим интересам,
- не для того, чтобы, соответствовать твоим ожиданиям.
- И ты пришел в этот мир
- не для того, чтобы соответствовать моим ожиданиям,
- не для того, чтобы отвечать моим интересам,
- не для того, чтобы оправдать мои надежды.
- Потому что я – это я, а ты – это ты.
- Но если мы встретились и приняли друг друга – это прекрасно
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Применение технологии критического мышления на уроке литературы"
В современных условиях каждая школа и каждый учитель вольны выбирать себе свое педагогическое кредо, свою философию образования. От этого выбора зависит очень многое. Как учить детей без п...
![](/sites/default/files/pictures/2016/02/02/picture-160110-1454432743.jpg)
Мастер-класс "Реализация государственной общеобразовательной программы формирования компетенций через применение технологии критического мышления на уроках литературы"
Представление опыта конструирования урока по технологии критического мышления....
![](/sites/default/files/pictures/2013/03/14/picture-221230-1363252119.jpg)
Применение технологии критического мышления на уроках истории
Данная статья посвящена изучению приемов критического мышления, раскрывается актуальность данной технологии, а так же описаны некоторые из приемов...
![](/sites/default/files/pictures/2013/01/10/picture-43217-1357829845.jpg)
Применение технологии критического мышления через чтение и письмо на уроках литературы как одной из ведущих технологий внедрения ФГОС.
Цель: Осмыслить возможности использования технологии развития критического мышления с целью повышения эффективности обучения и развития мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в уче...
![](/sites/default/files/pictures/2014/02/02/picture-396190-1391349746.jpg)
План проведения урока английского языка в 9 классе "Праздники"(с применением технологии критического мышления)
Конспект открытого урока "Праздники" в 9 классе....