Использование поддерживающей технологии в работе с одарёнными детьми
методическая разработка ( класс) на тему
В работе раскрыта особенность работы классного руководителя с одарёнными детьми.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Поддерживающая технология в работе с одарёнными детьми | 40.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование технологии педагогической поддержки в работе классного руководителя с одарёнными детьми
Теоретическая часть
- Сущность технологии педагогической поддержки
Наличие теоретических представлений об условиях и принципах педагогической поддержки позволяет мне как классному руководителю более обоснованно, точно и корректно осуществлять практические действия по оказанию помощи одарённым детям.
Наиболее полно технологии индивидуальной поддержки разработаны в зарубежных исследованиях по гуманистической психологии. К. Роджерс считает основной задачей педагога помощь ребенку в его личностном росте. Педагогика, по его мнению, сродни терапии: она всегда должна возвращать ребенку его физическое и психическое здоровье. К. Роджерс утверждает, что учитель может создать в классе нужную атмосферу для индивидуального развития, если будет руководствоваться следующими положениями:
• на всем протяжении учебного процесса учитель должен демонстрировать детям свое полное доверие к ним;
• учитель должен помогать учащимся в формировании и уточнении целей и задач, стоящих как перед классом в целом, так и перед каждым учащимся в отдельности;
• учитель должен исходить из того, что у детей есть внутренняя мотивация к учению;
• учитель должен быть для учащихся источником разнообразного опыта, к которому всегда можно обратиться за помощью; важно, чтобы в такой роли он выступал для каждого учащегося;
• учитель должен развивать в себе способность чувствовать национальный настрой группы и принимать его;
•учитель должен быть активным участником группового взаимодействия;
•он должен открыто выражать в классе свои чувства;
•должен стремиться к достижению эмпатии, позволяющей понимать чувства и переживания каждого школьника;
•учитель должен хорошо знать самого себя и свои возможности.
Под педагогической поддержкой О.С. Газман понимал превентивную и оперативную помощь детям в решении их индивидуальных проблем, связанных с физическим и психическим здоровьем, социальным и экономическим положением, успешным продвижением в обучении, в принятии школьных правил; с эффективной деловой и межличностной коммуникацией; с жизненным, профессиональным, этическим выбором (самоопределением).
Технология осуществления педагогической поддержки
Следует отметить, что в педагогической поддержке нуждаются не только проблемные дети, но и одарённые. Классный руководитель может и должен оказать поддержку ребенку в решении его проблем по укреплению здоровья, формированию нравственности, развитию способностей – умственных, трудовых, художественных, коммуникативных.
Механизм педагогической поддержки складывается из взаимосвязанных действий школьника и классного руководителя, выполняемых ими на следующих пяти этапах:
I этап: (диагностический) - фиксация факта, сигнала проблемности (в нашем случае одарённости), диагностика предполагаемой проблемы, установление контакта с ребенком, вербализация постановки проблемы (проговаривание ее самим школьником), совместная оценка проблемы с точки зрения значимости ее для ребенка;
II этап: (поисковый) - организация совместно с ребенком поиска причин возникновения проблемы (трудности), взгляд на ситуацию со стороны (прием “глазами ребенка”);
III этап: (договорный) - проектирование действий педагога и ребенка (разделение функций и ответственности по решению проблемы), налаживание договорных отношений и заключение договора в любой форме;
IV этап: (деятельностный) - действует сам ребенок и действует педагог (одобрение действий ребенка, стимулирование его инициативы и действий, координация деятельности специалистов в школе и за ее пределами, безотлагательная помощь школьнику);
V этап: (рефлексивный) - совместное с ребенком обсуждение успехов и неудач предыдущих этапов деятельности, констатация факта разрешимости проблемы или переформулирование затруднения, осмысление ребенком и педагогом нового опыта жизнедеятельности.
Условия осуществления педагогической поддержки
Учитель может оказать реальную поддержку ученику в решении личностно значимой проблемы лишь тогда, когда между ними устанавливаются "помогающие отношения" (термин введен Карлом Роджерсом – одним из основоположников гуманистической психологии и педагогики). "Под этими словами, - писал К. Роджерс, - я подразумеваю такие отношения, в которых, по крайней мере, одна из сторон стремится к поощрению другой, к личностному росту, развитию, созреванию, улучшению жизнедеятельности и сотрудничества. Помогающие отношения – это такие отношения, в которых один из участников стремится к тому, чтобы у одной или у обеих сторон произошли изменения в сторону более тонкого понимания себя, в сторону усиления выражения и использования всех своих потенциальных внутренних ресурсов".
Особый интерес представляет точка зрения этого ученого о возможностях и условиях формирования помогающих отношений. Он называет пять основных условий. Таким образом, для оказания эффективной помощи ребенку в проблемной ситуации педагогу необходимо позаботиться о создании и соблюдении пяти условий:
1. Восприятие ребенком себя как человека, умеющего и желающего решать собственные проблемы;
2. Конгруэнтность личности и поведения педагога во взаимодействии со своими воспитанниками;
3. Положительное отношение педагога к ребенку;
4. Эмпатийное понимание ребенка воспитателем;
5. Ощущение воспитанниками конгруэнтности, принятия и эмпатии педагога.
Принципы педагогического взаимодействия
Успешность формирования перечисленных обстоятельств во многом зависит от сложившегося педагогического кредо воспитателя, фундаментом которого являются основополагающие идеи-принципы построения воспитательных отношений с детьми.
Обеспечение педагогической поддержки учащегося, возможно тогда, когда в качестве принципов педагогического взаимодействия воспитатель избирает следующие:
- согласие ребенка на помощь и поддержку;
- опора на наличные силы и потенциальные возможности личности учащегося;
- вера в эти возможности;
- ориентация на способность ребенка самостоятельно преодолевать препятствия;
- совместность, сотрудничество, содействие;
- конфиденциальность;
- доброжелательность и безоценочность;
- безопасность, защита здоровья, прав, человеческого достоинства;
- реализация принципа "не навреди";
- рефлексивно-аналитический подход к процессу и результату.
- Практическая часть
Формы и методы воспитательной работы, направленной на поддержку и развитие индивидуальных особенностей обучающихся
Особенно целесообразно использование поддерживающей технологии в работе с одарёнными детьми. Осуществлять качественно данную деятельность мне позволило обучение на курсах повышения квалификации по теме «Теория и методика работы с одарёнными детьми». Работа с одарёнными детьми складывается из нескольких этапов.
- этап: (диагностический). Организация процесса выявления одаренных детей
1 шаг: Изучение теории по теме
Работу с одарёнными детьми учителю следует начинать с теоретической подготовки. Первый, теоретический уровень предполагает определение концепции одаренности, выяснение вопроса о том, кого и по каким критериям можно отнести к одаренным. Мы располагаем достаточным количеством литературы по данной теме.
2 шаг: Диагностика (выявление типов одарённости)
Диагностика детской одаренности является неотъемлемой частью целостного педагогического процесса. Диагностика будет объективной только при условии продуманности использованных методик. Одномоментная, даже многомерная оценка уровня одаренности – крайне ненадежное основание для социально – педагогического прогноза. Обследование должно быть всесторонним, комплексным. Только долговременное обследование может быть объективным. Кроме уровня развития интеллектуальных, необходимо изучить творческие способности, психосоциальное и физическое развитие, охватить как можно больший спектр способностей ребёнка. Но при этом следует помнить о том, что ребенок, показавший высокие результаты хотя бы по одному из рассматриваемых параметров, следует рассматривать как одаренного.
На данном этапе я обращалась за помощью психолога, родителей, педагогов начальной школы и предметников, осуществляла педагогическое наблюдение. Для каждой из этих категорий работников необходим свой, специально разработанный метод, инструментарий. Только сопоставление этих данных может дать картину, максимально приближенную к истине.
Первичная оценка общей и социальной одаренности детей была проведена с помощью специальных опросных листов для учителей и родителей. (Приложение №1). Эта методика создана А.И. Савенковым на основе методики Хаана и Каффа. Данный опрос был проведён, когда ребята обучались в 5 классе. С помощью этой методики мне удалось количественно оценить степень выраженности у детей различных видов одарённости и определить, какой вид у него преобладает в настоящее время. Сопоставление полученных оценок позволило мне как классному руководителю увидеть индивидуальный путь развития дарований ученика.
Утверждения, по которым производилась оценка, можно рассматривать как программу его дальнейшего развития. Данная методика позволила мне обратить внимание на то, чего я раньше не замечала в детях, усилить внимание к тем сторонам, которые мне показались наиболее ценными. Данная методика является одной из составных частей общего комплекса методик диагностики детской одарённости.
Кроме методики карты одарённости (по Савенкову), на диагностическом этапе я пользовалась методикой оценки общей одарённости ребёнка. (Приложение № 2). По данной методике были опрошены как родители, так и педагоги.
Полученные данные позволили определить виды одарённости и легли в основу сводной таблицы. Следует отметить, что не все ребята по результатам тестирования, наблюдений и других методик являются одарёнными. Эти ученики требуют от классного руководителя особой педагогической поддержки. Я стараюсь развивать способности ребят, привлекать к общешкольным и классным делам, организую участие в олимпиадах и конкурсах. Обязательным условием развития и воспитания таких детей считаю создание ситуации успеха. Поощряю пред всем классом, помещаю дипломы о достижениях на классный стенд.
Результаты обработки диагностических материалов обучающихся 7 Б класса:
ВИДЫ ОДАРЁННОСТИ | |||||||||
Интел лекту альная | Твор ческая | Академи Ческая | Художест венно-изобрази тельная | Музыка льная | Литера турная | Техни ческая | Лидер ская | Артисти ческая | Спортивная |
Темерева Никоненко Мандик Барауля | Баранникова | Грязнова Николаева | Летягина Романова Каптан | Евсеева Рыбакова Лавров Петренко Пилевский Мажукина | - | Дементьев Громов | Лёвочкина Евсеева | Степурин Сёмина | Юдов Харютин Лёвочкина
|
II этап: (поисковый) - обсуждение совместно с ребенком и родителями результатов тестирования
Установление контакта с ребенком, вербализация постановки проблемы совместная оценка проблемы с точки зрения значимости ее для ребенка. Провести беседу с ребёнком, установить круг его интересов, желание развивать музыкальные, художественные, спортивные и т.д. способности.
III этап: (договорный) - проектирование действий ребенка, педагога и родителей
Необходимо познакомить родителей с результатами диагностики. Выяснить степень увлечённости ребёнка науками, творчеством, спортом, музыкой. Познакомить с учреждениями дополнительного образования, художественными, музыкальными, спортивными школами, театральными студиями, расположенными на территории Ленинского округа. Определить совместно с родителями путь индивидуального развития ребёнка.
Шаг 1: индивидуальные консультации для родителей
Важным моментом в работе с одарёнными детьми является работа с родителями. Индивидуальные консультации, тематические родительские собрания – обязательные формы работы, которые я использую.
Внимание! Одарённый ребёнок. (Рекомендации родителям)
- Не смотреть на своих детей как на потенциальных вундеркиндов, предостерегают их от нереалистических ожиданий, от завышения требований, от попыток вольно и невольно проецировать на ребёнка собственные амбиции и неосуществлённые надежды.
- Избавиться от страха перед выдающимся интеллектом, не приглушать и не нивелировать способности своих детей, подводя их под ординарный стереотип, пытаясь уберечь необычного ребёнка от конфликтных столкновений с окружающим его миром.
- Позитивно и внимательно воспринимать эксцентричные поступки и идеи своих талантливых детей, поддерживать их
- Развивайте стремление к самостоятельности и независимости. В случае конфликтов ребёнка с учителями и сверстниками рекомендуется оказывать ему необходимую помощь.
- Разрешать эти конфликты желательно во многих случаях путём перевода ребёнка в специальную школу для одарённых детей, где он не будет чувствовать себя на особом положении и легче сможет адаптироваться.
- Приучать одарённого ребёнка «нормально» реагировать на неудачи, способствовать тому, чтобы он не только принимал участие в занятиях, в которых не преуспевает, но даже получал удовольствие от этого. Считается, что таким образом удаётся ослабить болезненную реакцию незаурядных детей на неудачу.
Взрослым следует учить таких детей справляться с их завышенными ожиданиями в отношении собственных возможностей. Психологи предлагают целый ряд приёмов, наводящих вопросов, которыми следует пользоваться родителям и учителям для того, чтобы стимулировать осмысление и «эмоциональную переработку» подобных критических ситуаций. Отмечая существенную роль половых различий в проявлении и развитии способностей, исследователи рекомендуют родителям уделять особое внимание одарённым девочкам, у многих из которых отмечается неуверенность в себе, неадекватно низкий уровень самооценки и притязаний.
Во многих из перечисленных рекомендаций содержится явное или скрытое указание на необходимость привести самооценку ребёнка в соответствие с его высокими умственными возможностями. Иными словами повысить её. Стабильное позитивное самовосприятие рассматривается как важнейшее условие для реализации потенциальных возможностей такого ребёнка. Родителям предлагается оказывать детям необходимую помощь и эмоциональную поддержку путём поощрения их деятельности внимательного и доброжелательного отношения к их мнению и проблемам.
Шаг 2: работа с предметниками
Важная роль в поддержке одарённого ребёнка принадлежит учителям-предметникам. Именно классный руководитель должен совместно с администрацией школы и психологом провести работу с учителями, создать коллектив единомышленников. В начале года был проведён консилиум по 7 Б классу, на котором мною были представлены результаты диагностик по классу, особенности интеллектуального и творческого развития ребят. Каждый предметник знает тех детей, которые требуют индивидуальной программы развития, использования поддерживающей технологии.
Взаимодействие учителя с одаренным ребенком должно быть направлено на оптимальное развитие способностей, иметь характер помощи, поддержки, быть недирективным. Работа с одарёнными детьми требует от учителя определённой подготовки. Учитель должен верить в собственную компетентность и возможность решать возникающие проблемы. Он готов нести ответственность за последствия принимаемых им решений и одновременно ощущает себя человеком, заслуживающим доверия. Учитель считает окружающих способными самостоятельно решать свои проблемы, верит в их дружелюбие и в то, что они имеют положительные намерения, им присуще чувство собственного достоинства, которое следует ценить, уважать и оберегать. Учитель стремится к интеллектуальному самосовершенствованию, охотно работает над пополнением собственных знаний, готов учиться у других и заниматься самообразованием и саморазвитием. Учитель, работающий с одарёнными детьми, должен пересмотреть содержание учебного материала.
Содержание учебного материала должно настраивать учащихся на непрерывное обучение, процесс познания должен быть для таких детей самоценным. А главное, нужен постепенный переход к обучению не столько фактам, сколько идеям и способам, методам, развивающим мышление, побуждающим к самостоятельной работе, ориентирующим на дальнейшее
самосовершенствование и самообразование, постепенное проявление той цели,
для достижения которой они прилагают столько духовных, интеллектуальных и
физических усилий.
Для оптимального развития одаренных учащихся должны быть разработаны специальные развивающие программы по отдельным предметам в рамках индивидуальной программы обучения одаренного учащегося. Одаренный обучающийся получает дополнительный материал к традиционным курсам, большие возможности развития мышления, креативности, умений работать самостоятельно. Программы по отдельным предметам для одаренных учащихся ориентированы на более сложное содержание, направлены на увеличение знаний в конкретной области и на развитие умственных операций.
Развитие исследовательских умений одарённых обучающихся целесообразно проводить в форме научно-практической работы. Для таких детей организована конференция «Шаги в науку». Я как классный руководитель помогаю обучающимся определиться с выбором секции, в рамках которой будет проводиться исследование.
Так же в нашей гимназии организованы тест-классы, ребята могут принять участие в предметных чемпионатах, олимпиадах, конкурсах различных уровней.
Методы и формы работы могут быть разделены на урочные и внеурочные.
Основной формой организации учебного процесса в школе остается урок. Формы и приемы в рамках отдельного урока должны отличаться значительным разнообразием и направленностью на дифференциацию и индивидуализацию работы. Широкое распространение должны получить групповые формы работы, различного рода творческие задания, различные формы вовлечения учащихся в самостоятельную познавательную деятельность, дискуссии, диалоги.
Перечисленные формы работы и виды деятельности могут найти широкое применение в рамках семинарской формы работы, в различных практикумах и при проведении лабораторных знаний в условиях деления класса на подгруппы при изучении профильных дисциплин.
Важным фактором, влияющим на развитие одаренных школьников и на выявление скрытых одаренности и способностей, является система внеклассной
воспитательной работы в школе. Основой формирования такой системы выступает «погружение в культуру», функциями системы являются обучающая, развивающая и воспитывающая функции, а организующим началом системы является игра. Работа педагогического коллектива должна быть направлена на:
- Признание руководством и коллективом школы того, что реализация
системы работы с одаренными учащимися является одним из приоритетных
направлений в работе школы.
- Создание подсистемы диагностики одаренности учащихся школы и организация эффективного функционирования этой системы.
- Расширение и совершенствование деятельности психологической службы в школе.
- Включение проблемы работы с одаренными детьми как приоритетного
направления в систему научно-методической и опытно-экспериментальной работы учителей школы.
- Осознание важности этой работы каждым членом коллектива школы и усиление в связи с этим внимания к проблеме формирования положительной мотивации к учению.
- Создание и постоянное совершенствование школьной методической системы и предметных подсистем работы с одаренными учащимися.
- Включение в работу с одаренными учащимися в первую очередь учителей, обладающих определенными качествами: учитель для одаренного ребенка является личностью, продуктивно реагирующей на вызов, умеющей воспринимать критику и не страдать от стресса при работе с людьми более способными и знающими, чем он сам.
Роль классного руководителя на данном этапе заключается в плодотворной работе с учителями-предметниками.
IV этап: (деятельностный) - действует сам ребенок и действует педагог.
На данном этапе я как классный руководитель внимательно слежу за успехами и неудачами учеников. Одобрение действий ребенка, стимулирование его инициативы и действий, координация деятельности специалистов в школе и за ее пределами, безотлагательная помощь школьнику – вот те приёмы, которые я использую на данном этапе. В результате совместной работы с родителями практически все ученики имеют возможность развивать свои способности в учреждениях дополнительного образования.
Далее представлена таблица, отражающая степень занятости обучающихся 7 Б вне школы.
№ | Фамилия, имя ученика | Внеурочная занятость |
1 | Баранникова Мария | Школа-студия современной хореографии «Антре». |
2 | Барауля Александра | Танцевальный клуб, школа английского языка J&S. |
3 | Варфоломеев Пётр | ------ |
4 | Грязнова Катя | Детская художественная школа № 1. Школа английского языка J&S. |
5 | Громов Николай | ------ |
6 | Дементьев Денис | ------ |
7 | Евсеева Дарья | ОМГУ им. Достоевского, четверговая математическая школа. Детская школа искусств № 4. |
8 | Зимина Настя | ------- |
9 | Каптан Вероника | Детская художественная школа № 1. |
10 | Каримова Рената | Детская художественная школа № 1. |
11 | Кривда Катя | Детская школа искусств № 4. |
12 | Лавров Максим | Детская школа искусств № 4. Армейский рукопашный бой, система «Сплав» |
13 | Ларьков Егор | Армейский рукопашный бой, система «Сплав» |
14 | Летягина Александра | Детская художественная школа № 1. |
15 | Лёвочкина Арина | Спортивный клуб «Авангард», кикбоксинг. |
16 | Мандик Сергей | Армейский рукопашный бой, система «Сплав» |
17 | Мажукина Наташа | ------- |
18 | Назарова Анна | Танцевальный клуб «Галианта». |
19 | Никоненко Елизавета | Детская художественная школа № 1. ЭйБиСи – школа английского языка |
20 | Николаева Александра | Танцевальный коллектив «Гармония». |
21 | Петренко Даша | Детская школа искусств № 4. |
22 | Пилевский Дима | Школа английского языка J&S. |
23 | Рыбакова Вика | Танцевальный клуб «Галианта». Детская школа искусств № 4. ОМГУ им. Достоевского (урок …учителя). Училище им. Шебалина. |
24 | Романова Дарья | Фотошкола «Портфолио». |
25 | Сёпина Лиза | Танцевальный клуб «Авант». |
26 | Синёв Миша | Флорбол «Армада-Юниор» |
27 | Стерлягова Настя | -------- |
28 | Степурин Дима | Дом детского творчества, театр праздника «Гротеск». |
29 | Темерева Елена | Детская школа искусств № 17. |
30 | Харютин Александр | Футбольный клуб, «Авангард» |
31 | Юдов Даниил | ------- |
Класс демонстрирует высокий уровень участия и результативности в интеллектуальных, спортивных, художественных проектах как результат использования в работе с классом технологии педагогической поддержки. (Приложение № 3)
Так же я придаю большое значение созданию и сохранению благоприятного микроклимата в классе как важного условия развития одарённых детей.
V этап: (рефлексивный) - совместное с ребенком и родителями обсуждение успехов и неудач предыдущих этапов деятельности.
Данный этап я провожу в конце учебного года форме творческого отчёта. Каждый обучающийся в творческой форме представляет результаты своей учебной и внеурочной деятельности.
Заключение
Я считаю, что использование технологии педагогической поддержки классным руководителем способствует выявлению и развитию одарённых детей.
Результатом систематической работы классного руководителя можно считать высокий уровень достижений обучающихся в разных направлениях наук и искусства.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование проектной деятельности в работе с одарёнными детьми
Выступление с представлением опыта работы...
Современные технологии в работе с одарёнными детьми
Работа по обучению одарённых детей - задача, требующая совместных действий многих специалистов. В школьном возрасте процент таких детей очень мал, и чаще всего они лишены необходимой для развития их т...
Методический семинар "Использование научно - исследовательских технологий в работе с одарёнными детьми."
Педагог года - 2016. Конкурсное задание....
Пояснительнительная записка к методическому семинару "Использование научно - исследовательских технологий в работе с одарёнными детьми"
Конкурс "Педагог года - 2016"...
Дистанционные образовательные технологии в работе с одарёнными детьми в условиях функционирования регионального и районного порталов
Материал подгоовлен для педагогических чтений 2014г....
"Современные образовательные технологии в работе с одарёнными детьми"
Кружок «Занимательная анатомия» – это объединение учащихся 7-9 классов под руководством педагога, в рамках которого проводятся систематич...
Педагогические технологии при работе с одарёнными детьми на уроках биологии и во внеурочной деятельности
Педагогические технологии при работе с одарёнными детьми на уроках биологии и во внеурочной деятельностиФедеральные стандарты второго поколения делают акцент на деятельностный подход в образовательном...