Презентация к педагогическому совету
презентация к уроку на тему

Презентация к педагогическому совету "От общих учебных умений куниверсальным учебным действиям" на актуальную тему введения ФГОС

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

От общеучебных умений и навыков – к универсальным учебным действиям Тема педагогического совета Заместитель директора по учебной работе Баландина Е.В.

Слайд 2

Проблемы современного ребенка – исследование институт а психологии РАН, 2011 г. Ориентация на потребление, отрыв от культурных традиций общества Маргинализация , медикализация Снижение когнитивного развития, ухудшение развития мелкой моторики Экранная зависимость: 60% родителей проводят досуг с ребенком перед телевизором Негативная идентификация с родителями Рост детей с проблемами психического развития – 49% ММД,ЗПР, психопатии. Отказ от нравственных ценностных ориентаций.

Слайд 3

Новый образовательный Стандарт Школа должна ребёнка: «научить учиться», «научить жить», «научить жить вместе», «научить работать и зарабатывать» (из доклада ЮНЕСКО «В новое тысячелетие»).

Слайд 4

«Портрет выпускника основной школы »: «Идеал недостижим, но совершенство заключается в стремлении достигнуть идеала» Н.А. Римский - Корсаков любящий свой край и своё Отечество, знающий русский и родной язык, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции; осознающий и принимающий ценности человеческой жизни, семьи, гражданского общества; активно и заинтересованно познающий мир, осознающий ценность труда, науки и творчества; умеющий учиться, осознающий важность образования и самообразования для жизни и деятельности, способный применять полученные знания на практике;

Слайд 5

«Портрет выпускника основной школы»: социально активный, уважающий закон и правопорядок, осознающий свои обязанности перед семьёй, обществом, Отечеством; уважающий других людей, умеющий вести конструктивный диалог, сотрудничать для достижения общих результатов; осознанно выполняющий правила здорового и экологически целесообразного образа жизни, безопасного для человека и окружающей его среды; ориентирующийся в мире профессий, понимающий значение профессиональной деятельности для человека.

Слайд 6

Раньше: учащийся Должен знать/уметь Учитель должен дать знания Учитель предает предметное содержание Теперь: обучающийся Научится/получит возможность научиться Учитель должен научить учиться Учитель обучает обобщенному способу работы

Слайд 7

Изменение позиций ученика и учителя

Слайд 8

На ступени основного общего образования устанавливаются планируемые результаты освоения: четырёх междисциплинарных учебных программ – «Формирование универсальных учебных действий», «Формирование ИКТ-компетентности обучающихся», «Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности» и «Основы смыслового чтения и работа с текстом» учебных программ по всем предметам

Слайд 9

Результаты обучения: личностные, метапредметные , предметные Личностные результаты – система ценностных отношений обучающихся – к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу и его результатам. Метапредметные результаты – обобщенные способы деятельности , освоенные обучающимися на базе нескольких или всех учебных предметов необходимые для самостоятельного успешного усвоения учащимися новых знаний, умений и компетенций . Предметные – освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета.

Слайд 10

Деятельностный подход «Расскажи мне и я забуду. Покажи мне и я запомню. Дай мне действовать самому и я пойму». 1. От действия к мысли. 2. Учиться учить себя. Формирование гипотезы о недостающем знании - самостоятельная постановка задачи в теоретическом плане. 3. Важнее уметь думать, а не знать.

Слайд 11

Дидактические принципы Непрерывности – преемственность на уровне технологии содержания и методик. Целостности – системное представление о мире. Минимакса – от социально безопасного минимума до максимума возможностей Психологической комфортности. Учет возрастных особенностей. Вариативности – ситуации выбора в обучении. Творчества. Жизнь раскрывается через творчество (Л.С. Выготский ).

Слайд 12

Соответствие урока принципам развивающего обучения Приоритет инвариантных знаний как ориентировоч-ной основы действий в любой частной ситуации Осознание учеником собственного учения Целеполагание (постановка цели, анализ и обсуждение условий её достижения детьми) Высокая эмоциональная включенность Баланс инициатив ученика и учителя Решение проблемных ситуаций и задач Задания на развитие творческого мышления Работа в малых группах, «мозговой штурм», взаимообучение учеников

Слайд 13

Понятие и сущность УУД В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться , т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком (собственно психологическом) значении этот термин можно определить как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса.

Слайд 14

Универсальный характер учебных действий проявляется в том, что они: носят надпредметный , метапредметный характер; обеспечивают целостность общекультурного, личностного и познавательного развития и саморазвития личности; обеспечивают преемственность всех ступеней образовательного процесса; лежат в основе организации и регуляции любой деятельности учащегося независимо от её специально-предметного содержания. Универсальные учебные действия обеспечивают этапы усвоения учебного содержания и формирования психологических способностей обучающегося.

Слайд 15

Виды универсальных учебных действий Личностные Регулятивные Познавательные Коммуникативные

Слайд 16

В сфере развития личностных универсальных учебных действий приоритетное внимание уделяется формированию основ гражданской идентичности личности (включая когнитивный, эмоционально-ценностный и поведенческий компоненты), основ социальных компетенций ( включая ценностно-смысловые установки и моральные нормы, опыт социальных и межличностных отношений, правосознание) готовности и способности к переходу к самообразованию на основе учебно-познавательной мотивации, в том числе – готовности к выбору направления профильного образования .

Слайд 17

Личностные УУД Представление о территории и границах России, ее географических особенностях Знание государственной символики (герб, флаг, гимн), знание государственных праздников Знание о своей этнической принадлежности Освоение национальных ценностей, традиций, культуры, знание о народах и этнических группах России Экологическое сознание Признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях Знание основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий Любовь к Родине, чувство гордости за свою страну Межэтническая толерантность, доброжелательное отношение к окружающим Переживание стыда и вины при нарушении моральных норм

Слайд 18

Личностные УУД готовность и способность к участию в школьном самоуправлении в пределах возрастных компетенций (дежурство в школе и классе, участие в детских и молодежных общественных организациях, школьных и внешкольных мероприятиях просоциального характера) потребность в участии в общественной жизни ближайшего социального окружения, общественно-полезной деятельности умение строить жизненные планы с учетом конкретных социально-исторических, политических и экономических условий устойчивый познавательный интерес и становление смыслообразующей функции познавательного мотива готовность к выбору профильного образования

Слайд 19

В сфере развития познавательных универсальных учебных действий приоритетное внимание уделяется практическому освоению методов познания, используемых в различных областях знания и сферах культуры, соответствующего им инструментария и понятийного аппарата, регулярному обращению в учебном процессе к использованию общеучебных умений, знако-символических средств, широкого спектра логических действий и операций; практическому освоению учащимися основ проектно-исследовательской деятельности; развитию стратегий смыслового чтения и работе с информацией;

Слайд 20

Познавательные УУД Умеют выбирать смысловые единицы текста и устанавливать отношения между ними Выделяют количественные характеристики объектов, заданные словами Выделяют обобщенный смысл и формальную структуру задачи Умеют выводить следствия из имеющихся в условии задачи данных, устанавливают причинно-следственные связи Выражают смысл ситуации различными средствами (рисунки, символы, схемы, знаки) Выполняют операции со знаками и символами Выделяют и формулируют познавательную цель Применяют методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств Осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной и письменной форме Извлекают необходимую информацию из прослушанных текстов различных жанров Выделяют и формулируют проблему Выдвигают и обосновывают гипотезы, предлагают способы их проверки

Слайд 21

В сфере развития регулятивных универсальных учебных действий приоритетное внимание уделяется формированию действий целеполагания , включая способность ставить новые учебные цели и задачи, планировать их реализацию, в том числе во внутреннем плане, осуществлять выбор эффективных путей и средств достижения целей, контролировать и оценивать свои действия, как по результату, так и по способу действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение. 10 способов рефлексии

Слайд 22

Регулятивные УУД Сличают способ и результат своих действий с заданным эталоном, обнаруживают отклонения и отличия от эталона, вносят коррективы и дополнения в способ своих действий в случае расхождения с эталоном Составляют план и последовательность действий Вносят коррективы и дополнения в составленные планы Выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознают качество и уровень усвоения Ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно Принимают познавательную цель, сохраняют ее при выполнении учебных действий, регулируют весь процесс их выполнения и четко выполняют требования познавательной задачи Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней

Слайд 23

В сфере развития коммуникативных универсальных учебных действий приоритетное внимание уделяется формированию действий по организации и планированию учебного сотрудничества с учителем и сверстниками , умений работать в группе и приобретению опыта такой работы, практическому освоению морально-этических и психологических принципов общения и сотрудничества, практическому освоению умений, составляющих основу коммуникативной компетентности : умения ставить и решать многообразные коммуникативные задачи; умение действовать с учетом позиции другого и уметь согласовывать свои действия; устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми; удовлетворительно владеть нормами и «техникой» общения, умение определять цели коммуникации, оценивать ситуацию, учитывать намерения и способы коммуникации партнера, выбирать адекватные стратегии коммуникации; развитию речевой деятельности , приобретению опыта использования речевых средств для регуляции умственной деятельности, приобретению опыта регуляции собственного речевого поведения как основы коммуникативной компетентности.

Слайд 24

Коммуникативные УУД Умеют слушать и слышать друг друга Адекватно используют речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции Вступают в диалог, участвуют в коллективном обсуждении проблем, учатся владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка Проявляют готовность к обсуждению разных точек зрения и выработке общей (групповой) позиции Учатся аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию невраждебным для оппонентов образом Учатся управлять поведением партнера - убеждать его, контролировать, корректировать и оценивать его действия Развивают умение интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми Демонстрируют способность к эмпатии , стремление устанавливать доверительные отношения взаимопонимания

Слайд 25

NỘI DUNG 1 Сформировать УУД – значит:

Слайд 26

Технологии развития универсальных учебных действий Также , как и в начальной школе , в основе развития УУД в основной школе лежит системно-деятельностный подход . В соответствии с ним , именно активность обучающегося признается основой достижения развивающих целей образования – знания не передаются в готовом виде , а добываются самими учащимися в процессе познавательной деятельности .

Слайд 27

ПРОДУКТИВНЫЕ ЗАДАНИЯ - как традиционные задания сделать продуктивными Традиционное задание Продуктивное задание  Представь, что ты – человек XXI века – оказался в числе соратников Пугачева. За какие действия восставших ты бы испытывал угрызения совести? Свое мнение объясни. (История, 7 кл.) Назовите прогрессивные силы, участвовавшие в восстании Пугачева Вместо оценки авторской предложить ученику оценить ситуацию самому

Слайд 28

ПРОДУКТИВНЫЕ ЗАДАНИЯ - как традиционные задания сделать продуктивными Традиционное задание Продуктивное задание Если бы вы входили в команду Семена Дежнева, то какое время года вы предложили бы для начала похода? Почему? А если бы вы отправились в Антарктиду? Расскажите о путешествии Семена Дежнева Отрабатывать учебные алгоритмы на материале жизненных ситуаций

Слайд 29

ПРОДУКТИВНЫЕ ЗАДАНИЯ - как традиционные задания сделать продуктивными Традиционное задание Продуктивное задание Почему Петра Первого считают великой личностью? Чем великая личность отличается от обычных людей? Назовите выдающихся личностей первой половины XVIII века Перенести акцент с воспроизведения на анализ информации

Слайд 30

ПРОДУКТИВНЫЕ ЗАДАНИЯ - как традиционные задания сделать продуктивными Традиционное задание Продуктивное задание Поработайте в паре: один из вас приводит преимущества демократии, другой – ее недостатки; затем поменяйтесь и ролями и обсудите демократический режим власти. Назовите преимущества и недостатки демократического режима власти Дать задание паре или группе, распределив роли участников

Слайд 31

Проектная деятельность Учебно-исследовательская деятельность Проект направлен на получение конкретного запланированного результата – продукта, обладающего определенными свойствами, и который необходим для конкретного использования В ходе исследования организуется поиск в какой-то области, формулируются отдельные характеристики итогов работ. Отрицательный результат есть тоже результат . Реализацию проектных работ предваряет представление о будущем проекте, планирование процесса создания продукта и реализации этого плана. Результат проекта должен быть точно соотнесен со всеми характеристиками, сформулированными в его замысле. Логика построения исследовательской деятельности включает формулировку проблемы исследования, выдвижение гипотезы (для решения этой проблемы) и последующую экспериментальную или модельную проверку выдвинутых предположений. Одним из путей повышения мотивации и эффективности учебной деятельности в основной школе является включение учащихся в учебно-исследовательскую и проектную деятельность.

Слайд 32

Особенности оценки личностных результатов Оценка личностных результатов представляет собой оценку достижения обучающимися в ходе их личностного развития планируемых результатов, представленных в разделе «Личностные универсальные учебные действия» программы формирования универсальных учебных действий. Формирование личностных результатов обеспечивается в ходе реализации всех компонентов образовательного процесса, включая внеурочную деятельность, реализуемую семьёй и школой .

Слайд 33

Оценка метапредметных результатов: Оценка метапредметных результатов представляет собой оценку достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы, представленных в разделах «Регулятивные универсальные учебные действия», «Коммуникативные универсальные учебные действия», «Познавательные универсальные учебные действия» программы формирования универсальных учебных действий, а также планируемых результатов, представленных во всех разделах междисциплинарных учебных программ. Формирование метапредметных результатов обеспечивается за счёт основных компонентов образовательного процесса — учебных предметов.

Слайд 34

Основным объектом оценки метапредметных результатов является: способность и готовность к освоению систематических знаний, их самостоятельному пополнению, переносу и интеграции; способность к сотрудничеству и коммуникации; способность к решению личностно и социально значимых проблем и воплощению найденных решений в практику; способность и готовность к использованию ИКТ в целях обучения и развития; способность к самоорганизации, саморегуляции и рефлексии. Оценка достижения метапредметных результатов может проводиться в ходе различных процедур. Основной процедурой итоговой оценки достижения метапредметных результатов является защита итогового индивидуального проекта .

Слайд 35

Особенности оценки индивидуального итогового проекта Индивидуальный итоговой проект представляет собой учебный проект, выполняемый учащимся в рамках одного или нескольких учебных предметов с целью продемонстрировать свои достижения в самостоятельном освоении содержания и методов избранных областей знаний и/или видов деятельности и способность проектировать и осуществлять целесообразную и результативную деятельность (учебно-познавательную, конструкторскую, социальную, художественно-творческую, иную).

Слайд 36

Современная школа Школа будущего Фокус направлен на развитие базовых умений Фокус направлен на развитие мыслительных умений Результат отдельно от процесса обучения Целостное определение процесса обучения Обучение индивидуальное и самостоятельное Совместное с учащимися решение учебных задач Обучение строится по иерархически последовательным распоряжениям (указаниям) Обучение строится с учетом реальных проблем и задач Администрация руководит процессом обучения В центре внимания – учащийся, учитель – руководит процессом обучения Отдельных ( элитных ) учеников учат мыслить (думать) Всех учащихся учат мыслить (думать)

Слайд 37

Мы должны сами верить в то, чему учим наших детей (В. Вильсон) Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обучающая презентация для педагогического совета "Школа цифрового века"

Обучающая презентация для педагогического совета  "Школа цифрового века"...

Презентация к педагогическому совету на тему: "Уровневая дифференциация"

В данной  презентации  предложено внедрение в работу уровневой дифференциации, предложены уровни дифференциации учащихся и способы определения этих уровней.   Данная технология пре...

Управление качеством образования в школе. Презентация на педагогическом совете

Проблема качества в школе стоит очень остро. А что понимать под качеством образования. На этот и другие вопросы мы попытались ответить на педагогичеком совете.  Презентация подготовлена к основно...

презентация к педагогическому совету

презентация к педагогическому совету...

презентация для педагогического совета "Профилактика суицидального поведения подростков"

Сопровождать ребёнка в учебном процессе- это значит своевременно заметить проблемы, трудности, и показать наиболее позитивный  выход из сложной, невыносимой ситуации....

презентация к педагогическому совету "Особенности современных школьников"

Данная презентация дает наглядное представление о современных детях и способах организации продуктивной деятельности с ними...

Доклад и презентация к педагогическому совету: "Использование нетрадиционных техник рисования на уроках ИЗО".

Презентация к педагогическому совету: "Использование нетрадиционных техник рисования на уроках изо"....