Обобщение опыта работы по теме "Разноуровневое обучение на уроках математики"
методическая разработка (8 класс) на тему

Овсюкова Вера Анатольевна

Предлагаю обобщение опыта работы по теме "Разноуровневое обучение на уроках математики" в форме мастер-класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master.docx24.37 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс «Разноуровневое обучение на уроках математики»

Вера Анатольевна Овсюкова, учитель математики

I. Презентация педагогического опыта

Ни для кого не секрет, что обучать всех школьников на одном высоком уровне практически невозможно. Уровень требований для большинства учащихся просто непостижим. В следствии – пропал интерес к учебе и уверенность ученика в себе. На помощь для выхода из создавшейся ситуации приходит уровневая дифференциация знаний и умений обучающихся. Уровневая дифференциация осуществляется не за счет уменьшения объема изучаемой информации, а обеспечивается ориентацией школьников на различные требования к его усвоению.

Исходные научные идеи.

1. Уровневое обучение предоставляет шанс каждому ребёнку организовать своё обучение таким образом, чтобы максимально использовать свои возможности.

2. Уровневая  дифференциация позволяет акцентировать внимание учителя на работе с различными категориями детей.

3. В структуре уровневой дифференциации по обученности выделяют, как правило, три уровня:

   - минимальный (базовый);

-  программный;

-  усложнённый (продвинутый).

4. Чтобы технология уровневого обучения была эффективной необходимо ориентироваться на особенности субъективного опыта школьников:

- особенности личностно – смысловой сферы;

- особенности психического развития (особенности памяти, мышления, восприятия, умение регулировать свою эмоциональную сферу);

- уровень обученности в рамках учебного предмета (сформированные у школьников знания, умения, навыки, способы деятельности).

Дифференциация обучения предполагает различные формы работы: коллективную (все учащиеся выполняют одно задание), групповую (каждая из трех групп получает задание), индивидуальную (отдельные учащиеся получают персональный вариант задания). Цель разделения состоит как раз в том, чтобы привести требования к учащимся в соответствие с их возможностями, создать оптимальные условия для обучения и способствовать систематическому росту школьника, переходу его из одной группы в другую.

Какова же система действий учителя и ученика?

Она состоит из следующих этапов.

1. Предварительный.

Учитель определяет в действиях школьников базового, программного и усложнённого уровней усвоения учебного материала.

2. Диагностический.

Учитель разрабатывает задания для выявления уровня усвоения знаний. Проводит диагностику обученности школьников. Анкетирует учащихся, беседует с классным руководителем, учащимися и их родителями. Учащиеся самоопределяются в области выбора уровня изучения данного предмета на основе результатов диагностики и своих интересов.

3. Этап распределения учащихся по группам.

Учитель организует распределение учащихся по группам. Уточняет содержание обучения для разных групп. Разрабатывает чёткие требования к уровню образовательной подготовки применительно к каждому уровню. Предоставляет учащимся разработанные требования.

Учащиеся выбирают определённую группу. Участвуют в обсуждении предлагаемых учителем требований к уровню образовательной подготовки в той или иной группе.

4. Этап реализации уровнего обучения.

Учитель организует работу учащихся в группах.

Учащиеся организуют свою учебную деятельность в рамках выбранной группы.

5. Этап оценки результатов образовательной подготовки в условиях уровнего обучения.

Учитель оценивает учащихся с позиции приложенных усилий.

Учащиеся осуществляют самооценку достигнутых результатов.

В каждом классе я делю всех учащихся на три группы:

Группа I – учащиеся со слабыми математическими способностями.

Группа II – учащиеся со средними математическими способностями.

Группа III – учащиеся с хорошими математическими способностями.

Дети не испытывают дискомфорт от того, что они находятся в группе I или II. Наоборот, они реально оценивают свои возможности. В течение учебного года состав групп постоянно меняется, кто-то переходит из группы I в группу II, я обыгрываю этот переход, хвалю ребёнка, и как правило назад он возвращаться не хочет, старается изо всех сил, чтобы удержаться в этой группе. Находятся и такие, которых перевожу из группы II в группу I. А это уже повод для встречи с родителями.

На начальном этапе передо мной стояла задача разработать методику дифференцированного обучения математики  на различных этапах урока.

В чем сущность инновационного опыта?

1. Проведение психолого-педагогическая диагностики, позволяющей определить уровень сформированности общеучебных умений и навыков, а, следовательно, предусмотреть роль учителя в оказании индивидуальной помощи учащимся.

2. Отслеживание результатов каждого ученика, фиксация полученных данных.

3. Применение разноуровневых учебных заданий для индивидуального формирования и развития общеучебных умений и навыков учащихся с учетом результатов диагностики.

4. Систематическая работа с разноуровневыми учебными заданиями всех учащихся с последовательным переходом от простого к сложному.

5. Индивидуальная коррекция и контроль знаний и умений учащихся. Планируемый результат: развитие навыков самостоятельной работы на базовом, а для некоторых учеников – на повышенном уровне.

II. Представление системы учебных занятий.

Уроки по каждой учебной теме составляют четыре типа, которые следуют друг за другом:

1) уроки общего разбора темы;

2) комбинированные занятия с углубляющейся проработкой учебного материала в процессе самостоятельной работы учащихся;

3) уроки-практикумы;

4) уроки обобщения и систематизации знаний.

Критерии, которые позволяют анализировать деятельность учителя на уроке, следующие:

  • наличие у учителя учебного плана проведения урока в зависимости от готовности класса;
  • использование проблемных творческих заданий;
  • применение заданий, позволяющих ученику самому выбирать тип, вид и форму материала;
  • создание положительного эмоционального настроя на работу всех учеников в ходе урока;
  • сообщение в начале урока не только темы, но и организации учебной деятельности в ходе урока;
  • обсуждение с детьми в конце урока не только того, что “мы узнали” (чем овладели), но и того, что понравилось (не понравилось) и почему; что бы хотелось выполнить еще раз, а что сделать по-другому;
  • стимулирование учеников к выбору и самостоятельному использованию разных способов выполнения заданий;
  • оценка (поощрение) при опросе на уроке не только правильного ответа ученика, но и анализ того, как ученик рассуждал, какой способ использовал, почему и в чем ошибся;
  • отметка, выставляемая ученику в конце урока, должна аргументироваться по ряду параметров: правильности, самостоятельности, оригинальности;
  • при задании на дом называется не только тема и объем задания, но подробно разъясняется, как следует рационально организовать свою учебную работу при выполнении домашнего задания.

В процессе обучения учителю необходимо определять меру дозированной помощи для каждого ученика. В связи с этим, для учителя важно учитывать индивидуальные показатели сформированности общеучебных умений и навыков на основе анализа результатов предварительной психолого-педагогической диагностики.

III. Проведение имитационной игры.

Участники мастер-класса распределяются на три группы. Им предлагаются разноуровневые задания по теме «Неполные квадратные уравнения»

Группа I:

Даны уравнения: 1)                 2)  

1) Определите коэффициенты неполных квадратных уравнений

2) Заполните пропуски в решении:

1)                                                2)  

                = 0  или                   =0                          

                                x=

Группа II:

Решите неполные квадратные уравнения:  

                                                                         

                                                                           

Группа III:

Решите квадратные уравнения:  

                                                       

                                                     

Разноуровневое домашнее задание:

Группа I: решить 3 неполных квадратных уравнений

Группа II: решить 5 квадратных уравнений

Группа III: составить опрную схему для решения неполных квадратных уравнений.

                 

IV. Моделирование.

Тема урока «Формулы корней  квадратных уравнений»

Учителя – ученики выполняют самостоятельную работу по конструированию собственной модели учебного занятия в режиме технологии учителя-мастера

Мастер выполняет роль консультанта, организует самостоятельную работу слушателей и управляет ею

Мастер совместно со слушателями проводит обсуждение авторских моделей учебного занятия

V. Рефлексия

Разноуровневые задания необходимы для оценки индивидуальных учебных возможностей школьников, а также для дальнейшего развития их общеучебных умений и навыков. Систематическое применение таких заданий позволит ученикам впоследствии самостоятельно решать, какие умения им необходимы в типовых учебных ситуациях, как осуществлять перенос знаний в новые условия. При этом развитие навыков самостоятельной работы осуществляется на уровне, характерном для каждого ученика. Роль учителя в этом процессе – оказание индивидуальной помощи учащимся.

Данный опыт имеет общеметодический уровень практической значимости. Его результаты имеют большую практическую значимость при организации учебно-воспитательного процесса. Его использование способствует максимальному развитию творческого потенциала каждого ученика


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта работы по теме: "Обучение деловой письменной речи в коррекционной школе"

Коррекционная школа  должна подготовить своих выпускников к практической жизни. Поэтому большое внимание должно быть уделено обучению деловому письму. Необходимость составлять различные деловые б...

Обобщение опыта работы по теме: "Обучение навыкам аргументации суждения на уроках русского языка и литературы при подготовке части С ЕГЭ".

Стратегия рассуждения - это убеждение. Какими способами реализовать ее, какую тактику избрать - вот главный вопрос процесса обучения аргументации. В ходе аргументации каждое следующее суждение вытекае...

Презентация. Обобщение опыта работы. «Эффективные формы обучения на уроках русского языка и литературы в классах 2-й ступени в условиях вечерней школы»

Презентация. Обобщение опыта работы. «Эффективные формы обучения на уроках русского языка и литературы в классах 2-й ступени в условиях вечерней школы»...

обобщение инновационного педагогического опыта работы «Использование информационных технологий на уроках математики»

в данной статье я обощаю опыт своей работы, которая развивается с внедрением новых технологий. Начинала я работу с создания презентаций к урокам, с привлечением учащихся к данной работе. Учениками соз...

Обобщение опыта работы по модульной технологии на уроках математики

Сегодня в педагогической и психологической литературе часто встречается понятие "технология", пришедшее к нам вместе с развитием компьютерной техники и внедрением новых компьютерных технологий. В наук...

Обобщение опыта работы "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КЕЙС-МЕТОДА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ С ЦЕЛЬЮ ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ К ОБУЧЕНИЮ"

Из опыта работы учителя русского языка и литературы МБОУ «ООШ п.Анисовский»  Ребро Любови Вячеславов Кейс – метод совмещает в себе такие прекрасно зарекомендовавшие себя методы как: метод про...