Статья для педсовета "Духовно-нравственное воспитание детей на уроках ОРКСЭ"
статья на тему
Материал будет интересен предметникам, готовящимся к педсовету по вопросу духовно-нравственного воспитания детей в современной школе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie.docx | 22.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Вопрос духовно-нравственного воспитания детей в современной школе
Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед каждым родителем, обществом и государством в целом..
В наше время особенно очевидно, что без духовности нам не выжить, не обрести согласия в обществе. Больно от того, что из душ наших исчезают сострадание, сочувствие – вечные ценности.
Проблему духовно- нравственного воспитания необходимо решать уже в младшем школьном возрасте, как самом эмоциональном и восприимчивом периоде детства, когда “сердца открыты для добродетели”. Известно, что основой духовно- нравственного воспитания является культура общества, семьи и образовательного учреждения- той среды, в которой живет ребенок, в которой происходит становление и развитие. Культура – это прежде всего система , закрепленная в традициях. Она необходима для удовлетворения духовных потребностей и поиска высших ценностей.
Чем больше ребёнок развивается, чем больше он впитывает и начинает ощущать всё богатство и разнообразие нашей культуры, тем больше у него возникает вопросов духовного характера, тем больше он задумывается над смыслом жизни .
Безусловно, современному подростку трудно разобраться в жизни. Родителям зачастую некогда, и тут «на помощь» приходят СМИ, которые формируют образец поведения: индивидуализм, следование принципу «бери от жизни все». Патриотические, нравственные и культурные ценности отодвинуты на периферию внутреннего мира, на смену им пришли другие ценности, не соответствующие образцам и требованиям высокой культуры, морали, права, патриотизма и религии. Получили широкое распространение цинизм, немотивированная агрессивность, неуважительное отношение к государству, снизилась духовно-патриотическая устойчивость человека, его способность к выживаемости, творчеству, культурному обустройству собственной жизни. Во многом утрачено чувство ответственности и долга перед родителями, семьёй, коллективом, обществом, Отечеством. У молодого поколения в настоящее время утрачен главный фактор развития личности - воспитание духа. Для молодежной среды характерны «двойная мораль», «дегуманизация» поведения, ориентация и на атрибуты массовой, в основном западной культуры (опять же за счет снижения истинных духовных, культурных, национальных ценностей, характерных для российского менталитета). Все это вызывает беспокойство за будущее России.
Один мудрец задал окружающим три вопроса: «Какое дело у человека самое важное? Какое время у человека самое важное? Кто из людей для нас самый важный?» Люди отвечали по-разному. Тогда мудрец сказал им: «Самое важное для нас в жизни дело то, которое мы сейчас делаем. Самое важное время – тот момент, в котором мы живем. Самый важный для нас в жизни человек тот, с которым мы сейчас имеем дело».
Рядом с нами находятся наши дети, поэтому они – самые важные для нас люди. Мы живем ради детей, ради того, чтобы все хорошее и светлое, что есть в нас самих, вложить в них. Через 5-10 лет у руля государства встанут те, кто сегодня сидит за школьными партами. Станут они расточителями, потребителями и нигилистами или будут истинными патриотами своей страны, духовно-нравственными людьми, знающими и любящими свое отечество, дорожившими традициями, радеющими о процветании Родины - это зависит от нас.
Современная школа нуждается в материалах, развивающих душу детей.
Замечательно, что такая возможность появилась в школе на уроках ОРКСЭ. Вместе с тем, введение курса «Основы религиозных культур и светской этики» - это принципиальный шаг воссоединения обучения и воспитания. При этом светская и религиозная этика не противопоставляются, а взаимодополняют друг друга.
Реализация курсов «Основы православной культуры» и «Основы религиозных культур и светской этики» способствует формированию духовно-нравственной культуры школьника.
Данные курсы интегрируют различные образовательные линии: православную, культурологическую, краеведческую – в единое образовательное содержание.
Суть курса ОРКСЭ связана с двумя основными категориями – православие и культура.
Под понятием «культура» подразумевается форма общественного сознания и отражения действительности, среда обитания человека, представленную продуктами его деятельности. Духовный компонент культуры включает в себя идеологию, искусство и религию, которые определяют систему духовных ценностей и социальных норм.
Моя педагогическая практика строится на этой основе, способствует формированию интеллектуального, духовно развитого человека, интегрированного в современное общество и нацеленного на совершенствование этого общества
Применяемые формы организации учебной деятельности позволяют стимулировать познавательную активность учащихся на уроках и во внеурочное время, корректировать их эмоциональное отношение к проблемам духовно-нравственного совершенствования, к процессу обучения и воспитания в целом.
Главное, чтобы образом будущего для учащихся стали образованность, целеустремленность, любознательность, умение получать знания и использовать их на практике, приумножать свои знания во благо, а не во зло; ответственность за судьбу Родины, общества, семьи; бережное отношение к историческому и духовному наследию России; торжество любви, доброты и милосердия, уважения и сострадания.
Основным результатом гуманистического воспитания я считаю положительный личностный рост ребенка. Изучение национальных традиций, святынь русского народа, расширение кругозора в области познания истоков национальной культуры, формирование духовности – это ценности, которые входят в нашу школу.
На уроках и я ввожу своих учеников в мир познания национальных традиций русского народа через осознание роли православия в русской литературе, искусстве, открываю перед ними мир вечных ценностей.
Преподавая курс «Основы религиозных культур и светской этики», строю учебный процесс в деятельностной модели обучения через взаимодействие учитель-ученик, ученик-ученик, ученик-родитель, учитель-родитель и решение проблемных коммуникативных задач.
Такой подход обеспечивает возможность учащемуся самостоятельно осуществлять обучение, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности.
В своей работе я использую разнообразные методы, формы и средства учебно-воспитательного процесса. Приоритетные методы – метод творческого проекта, , метод диалога культур. Именно они в процессе деятельности наиболее эффективны, потому что дают возможность строить урок в соавторстве с учеником, но самыми результативными считаю совместные творческие дела, оформление книжек-малышек, создание коллажей, инсценирование отрывков, совместные презентации детей и родителей, Часто использую пословицы, поговорки, мудрые мысли известных людей, притчи, короткие рассказы
Духовные ценности, нормы, моральные установки, идеология и убеждения – всё это является частью нашего мировоззрения и отражено в произведениях искусства. Таким образом, курс «Основы религиозных культур и светской этики» позволяет усилить духовно-нравственную составляющую и подготовить наших учеников к более осознанному и глубокому восприятию собственного я, своей семьи, нравственных ценностей и особенностей культур России.
В возрасте 10 лет ребёнок становится младшим подростком.
Этот возрастной период сменяет детство и длится примерно до 12 лет.В этом возрастном этапе я, как преподаватель Основ религиозной культуры и светской этики, считаю, что именно на уроках ОРКСЭ вырабатывается иммунитет духовной нравственности.
Введение в школе курса «Основы религиозных культур и светской этики» вызывало некоторые опасения со стороны родителей учащихся. Они не понимали, для чего необходимо все это нашим детям и что они будут делать на этих уроках. После проведения родительского собрания, на которых были раскрыты цели и задачи курса, содержание модулей, родители положительно поддержали введение нового учебного курса. , получили возможность познакомиться с учебниками, по которым обучаются их дети, задавали множество вопросов – значит им самим было интересно Теперь родители активно помогают своим детям готовить домашние задания, создают вместе с детьми небольшие презентации, проекты к урокам. После каждого урока многие дети делятся дома информацией, семья готовит сообща домашнее задание.
Дети с интересом выполняют каждое задание, Действительно, наши ученики с радостью приходят на эти уроки, ждут, когда будет следующий. Безоценочная система не сковывает детей. Они много рассуждают, доказывают, не боятся ошибиться
На уроках часто просто направляю беседу. Дети сами задают вопросы, самостоятельно ищут на них ответ. Меня радует, когда на уроках возникает дискуссия, значит, тема занятия интересна учащимся. Например, на 6 уроке «Проповедь Христа» некоторых ребят возмутила заповедь «…кто ударит тебя в правую щёку, обрати к нему и другую…». Они бурно выражали свое несогласие покорно переносить обиды. На занятии возникла проблемная ситуация: как быть? В ходе самостоятельного поиска родилась мысль: месть ожесточает и опустошает человека.
Ребята неплохо работают с книгой. Они с увлечением рассматривают иллюстрации, читают тексты. Пытаются анализировать то, что узнали. Очень часто дети самостоятельно готовят сообщения к урокам, делятся своими знаниями. Через игровые задания пополняется словарный запас наших учеников, развивается речь и, конечно же, положительная мотивация. Очень хорошо, что данный курс преподается при выходе из начальной школы. Все нравственные и культурные понятия в этом возрасте хорошо осознаются.
Особый интерес у детей вызвала такая форма работы как интервью. Ребята брали интервью у своих родственников, знакомых. Замечено, что отношения между детьми в классе ровные, доброжелательнее, ответственнее, доброжелательнее.
Темы, поднятые в курсе «Светская этика», проходят и через другие предметы. Так, на уроках по изобразительной деятельности дети рисовали Государственный флаг России, дома было предложено нарисовать герб семьи. А на уроках музыки разучили Гимн нашей Родины. На уроках по окружающему миру обращают внимание на то, что Отчизна наша богата лесами, полезными ископаемыми, мы используем их в своей повседневной жизни, и должны бережно относится к окружающей нас природе. Стараюсь донести до ребят, что каждая травинка, лесной или полевой цветок, нежный шелест ветра напоминают нам о Родине. И, конечно, темы, поднятые на уроках нового курса, подкрепляются на уроках литературного чтения. Ребята дают характеристику героям произведений, высказывают своё отношение к их поступкам, анализируют, делают выводы.
Получается, что мы об одном и том же говорим не раз и не два, а на всех предметах, и маленькие зёрнышки нравственности, брошенные во время общения, формируют и развивают ребёнка как личность, обладающей теми полезными качествами, которые ей (личности) необходимы для жизни в обществе.
Сухомлинский В.А. писал: «Воспитать человека, научить его жить – значить научить долженствовать». Главное – это воспитание значимых общечеловеческих нравственных ценностей, которые связаны с понятиями гуманности и любви, духовности и свободы, добра и зла, порядочности и скромности, доброты и бескорыстия.
Считаю, что наша общая работа по духовно-нравственному воспитанию должна стать гарантом развития воспитанников, потому что она направлена на формирование личности, сочетающей в себе мировоззренческую культуру, высокие нравственные качества, гуманистическое отношение к миру, творческую индивидуальность.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Экологическое образование и воспитание школьников на уроках географии и во внеклассной работе"
В статье отражена актуальность решения экологических проблем современного общества. Приведены формы и методы реализации экологического образования и воспитания на уроках географии и во внеклассной дея...
Статья. 1. ЗАДАЧИ МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ 2. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПО МУЗЫКАЛЬНОМУ ВОСПИТАНИЮ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
Под музыкальным воспитанием подразумевается процесс передачи детям общественно-исторического опыта музыкальной деятельности с целью их подготовки к предстоящей работе.Музыкальное воспитание в детском ...
Статья " Роль семьи в воспитании детей среднего школьного возраста (из опыта работы)"
Подростковый возраст-трудный период психического развития он труден для самого подростка, он труден и при работе с ним. Клубок внутренних противоречий этого возраста, особенно остро проявляющихся...
Статья - "Родителям обучающихся - о воспитании детей в современном обществе "
Родителям обучающихся - о воспитании детей в современном обществе....
Статья на тему: "Физическое воспитание детей младшего школьного возраста в семье"
В данной статье я осветила роль физического воспитания в семье...
Духовно-нравственное воспитание школьника через уроки ОРКСЭ и внеурочную деятельность
Духовно - нравственное воспитание является одним из основных компонентов образовательного процесса в школе, что помогает вырастить честных, добрых, трудолюбивых людей, поможет им найти свое место в жи...
Статья по теме физическое воспитание детей школьного возраста
Физическое воспитание – неотъемлемая составная часть почти всех воспитательных систем. Современное общество, в основе которого лежит высокоразвитое производство, требует физически здорового моло...