Статья на тему: "Физическое воспитание детей младшего школьного возраста в семье"
статья
В данной статье я осветила роль физического воспитания в семье
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_dudko.docx | 20.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Cтатья на тему: «Физическое воспитание детей младшего школьного возраста в семье»
Автор:
Воспитатель ГБОУ школы№ 565
Кировского района Санкт-Петербурга
Дудко Наталья Алексеевна
Все родители хотят видеть своих детей здоровыми, сильными, ловкими, стройными и выносливыми, хорошо успевающими в учебе. Всестороннее воспитание ребенка, развитие духовных и физических качеств и формирование его личности во многом зависят от родителей. Одной из важнейших задач семейного воспитания детей является забота об их здоровье и правильном физическом развитии. Эта задача должна осуществляться в самой тесной связи с умственным развитием ребенка, с его учебой в школе, так как умелое сочетание физических упражнений, умственного и физического труда только и может обеспечить гармоничное развитие.
Физическое воспитание детей школьного возраста в семье включает в себя следующие мероприятия: строгое соблюдение гигиенического режима дня, систематическое закаливание и ежедневные занятия физическими упражнениями (утренняя гимнастика, подвижные игры, спорт и т. д.). Необходимым условием для роста и жизненной деятельности организма ребенка являются разнообразные движения, путем которых он познает окружающий мир, а это способствует развитию психики и формированию характера. Под влиянием физической нагрузки усиленно функционируют все органы и системы организма, что ведет к улучшению их работы и укрепляет здоровье ребенка. Различные физические упражнения благоприятно действуют на центральную нервную систему, на кору головного мозга, объединяющую, направляющую и регулирующую деятельность организма, служат хорошим активным отдыхом для школьников после умственной работы во время учёбы в школе и приготовления домашних заданий. Такой отдых успокаивает и укрепляет нервную систему, создаёт у детей бодрое, жизнерадостное настроение и значительно повышает работоспособность.
Лучше всего занятия физкультурой проводить на открытом воздухе - в сквере, парке, во дворе дома, на физкультурной площадке, стадионе. При плохой погоде - дома в предварительно хорошо проветренном помещении. В домашних условиях необходимо иметь: скакалки, гимнастическую палку, гантели, резиновые амортизаторы или бинты, коврик для выполнения упражнений лёжа, резиновый мяч, обруч. Лучшее время для занятий - утром после сна (зарядка), а затем днём через час после обеда или после приготовления уроков вечером, но не позже чем за 1,5–2 часа до сна. Ежедневные занятия физическими упражнениями должны проводиться дома самостоятельно или совместно с родителями, выбор упражнений должен быть таким, чтобы упражнения были доступны и достаточно эффективны. Нельзя делать упражнения, которые сложны, малодоступны и совершенно незнакомы. Польза от выполняемых упражнений достигается только в том случае, если они выполняются правильно.
Семейное физическое воспитание в наши дни можно осуществлять в следующих формах:
- совместные занятия утренней гигиенической гимнастикой (зарядкой); - домашние физкультминутки в форме комплексов основной или силовой гимнастики, упражнений на гибкость, осанку и т. п.;
- закаливание детей в зависимости от их возраста и индивидуальных особенностей;
- обучение первоначальным двигательным и спортивным навыкам: плаванию, гребле, передвижению на лыжах, коньках, спортивным играм (футболу, волейболу, баскетболу, настольному теннису, бадминтону, лапте, городкам и т. п.), настольным играм (шахматам, шашкам и т. п.);
- занятия под руководством старших родственников элементами основной гимнастики, упражнениями атлетической гимнастики на домашних тренажерах и т. п.;
- организация выходных дней на природе, посвященных физкультурно-спортивным мероприятиям (катание на коньках, на лыжах, на лодке; на велосипеде; купание и плавание в открытом водоеме; туристические походы; спортивные игры за городом между семьями в футбол, волейбол, хоккей, баскетбол, лапту, городки и т. п.);
- походы с родителями на соревнования в качестве болельщиков;
- совместные просмотры по телевизору спортивных соревнований;
- обсуждение семьей итогов выступления сборных команд России на чемпионатах Европы, мира, Олимпийских играх.
Академик А. С. Белкин утверждает, что общение с родителями - «главная потребность ребенка». «С ребенком необходимо играть!» Если учесть, что физические упражнения по своему характеру сильно напоминают игру (кстати, на заре теории физического воспитания всякую физкультурно-спортивную активность называли игрой), призыв академика можно перефразировать как «с ребенком надо вместе заниматься физкультурой». Участие родителей в закаливании, обучении физическим упражнениям своих детей, а также совместные с ними тренировочные занятия не только формируют у детей устойчивый интерес и влечение к занятиям физической культурой и спортом, но и совершенствуют их физическое развитие и физическую подготовку, способствуют расширению у родителей и детей общих интересов, укреплению внутрисемейных связей, установлению доброжелательных межличностных отношений, формированию добрых семейных традиций, улучшению нравственного климата в семье. Чехословацкие ученые установили, что семейная форма физического воспитания способствует как физическому развитию и укреплению здоровья детей, установлению добрых, доверительных отношений между родителями и детьми, так и улучшению отношений между самими родителями. Пикники с физкультурно-спортивным уклоном - это не только способ реализации семейного физического воспитания и оздоровления детей, не только форма разумного, полезного и приятного досуга, это еще и экологическое воспитание, возможность общения с природой, познания своего края, знакомство с его растительным и животным миром, это дополнительная возможность развить эмоционально-эстетическую, познавательную, этическую, гуманистическую сферы личности ребенка.
Совместные походы на стадион, каток, трек, бассейн и другие спортивные сооружения в качестве болельщиков, а также просмотры спортивных соревнований по телевизору погружают ребенка в увлекательный мир спорта с его эстетикой человеческого тела в движении, эмоциональным накалом, азартом спортивной борьбы, способствуя тем самым вовлечению его в этот вид человеческой деятельности в качестве активного участника, а присутствие родителей с их авторитетом усиливает данное воздействие. Все перечисленные выше сферы личности ребенка (эмоционально-эстетическая, познавательная, этическая, гуманистическая) также испытывают нагрузку. Результат же во многом зависит от окружающих взрослых, в первую очередь - от родителей. Речь идет об их поведении, форме, содержании комментариев и т. д.
Семейные просмотры спортивных передач по телевизору и их обсуждения могут способствовать закладыванию основ гражданского, патриотического, интернационального и поликультурного воспитания, особенно если приходится «болеть» за сборную команду России.
Участие родителей в физическом воспитании детей может выражаться в разных формах. Так, совместные игры взрослых с детьми в футбол, волейбол, баскетбол, настольный теннис и т. п., с одной стороны повысят у детей престиж собственной деятельности, а с другой — поднимут авторитет родителей в глазах своих воспитанников. Но для этого сами родители должны по своей физической подготовленности и двигательным умениям и навыкам хотя бы минимально соответствовать уровню тех игр (состязаний), в которых они участвуют. Если этого нет, можно выступить в качестве судьи, что также является народной традицией.
Приобщение учащихся к физической культуре - важное слагаемое в формировании здорового образа жизни. Наряду с широким развитием и дальнейшим совершенствованием организованных форм занятий физической культурой, решающее значение имеют самостоятельные занятия физическими упражнениями. В домашних условиях самостоятельные занятия детей играми и упражнениями занимают большое место. Для самостоятельных занятий в режиме дня учащихся отводится до 2,5–3,5 часов ежедневно.
Основными задачами физкультурно-оздоровительной деятельности учащихся являются:
- Укрепление здоровья, коррекция недостатков телосложения, повышение функциональных возможностей организма.
- Развитие двигательных качеств: быстроты, гибкости, силы, выносливости, скоростно-силовых и координационных.
- Воспитание инициативности, самостоятельности, формирование адекватной оценки собственных физических возможностей.
- Воспитание привычек здорового образа жизни, привычки к самостоятельным занятиям физическими упражнениями и избранными видами спорта в свободное время, организация активного отдыха и досуга.
- Воспитание психических морально-волевых качеств и свойств личности, самосовершенствование и саморегуляция физических и психических состояний.
Литература:
1. Гужаловский А. А. Физическая культура в режиме дня учащихся. Минск, 1986.
2. Гуреев Н. В. Активный отдых. Москва, 1991.
3. Новиков Ю. В. Здоровый образ жизни. Москва, 1987.
4. Орлов А. П. Гимнастика. Физкультура и спорт. Москва 1995.
5. Орепехин Ю. А. Здоровье через физическую культуру. Москва, 1990.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья по теме: "Психологические особенности детей младшего школьного возраста" (доклад на МО).
Доклад о том, для чего необходимо знать психологические особенности детей....
Статья о пользе закаливания для детей младшего школьного возраста.
Статья о пользе закаливания детей младшего школьного возраста. О пользе закаливания писал еще Гиппократ, утверждающий, что холод благотворно влияет на состояние здоровья. Поэтому, закаливан...
Статья «Развитие физических качеств у детей младшего школьного возраста во внеурочной деятельности»
Статья опубликованная в сборнике статей Международной научно-практической конференции "Интеграция науки, общества, производства и промышленности" 25 декабря 2018 г. Екатеринбург...
Статья "Формирование компьютерной грамотности у детей младшего школьного возраста"
В статье "Формирование компьютерной грамотности у детей младшего школьного возраста" изучены теоретические подходы к вопросам формирования компьютерной грамотности у детей ...
Статья на тему: " Формирование у детей младшего школьного возраста ценностного отношения к природе родного края посредством организации тематических экскурсий на уроках окружающего мира".
Экологическая пpoблeмa взaимoдeйствия чeлoвeкa и пpиpoды, a тaкжe влияния чeлoвeкa нa oкpужaющую сpeду пpинялa oгpoмныe мaсштaбы. В услoвиях глубoкoгo экoлoгичeскoгo кpизисa усиливaeтся знaч...
Статья на тему: «Роль плавания в физическом воспитании детей младшего школьного возраста».
В наше время вряд ли кто станет отрицать, что плавание - жизненно необходимый навык и для ребенка, и для взрослого. Для детей умение плавать - это средство для всестороннего физического развития. Заня...
Методическая разработка и проведение внеурочных занятий с детьми младшего школьного возраста по социальному и/или духовно-нравственному воспитанию детей младшего школьного возраста
Конспекты по внеурочным занятиям были разработаны для целей социального и духовно-нравственного воспитания детей на такие темы: «Как научиться быть добрым», «Как стать трудолюбивым&r...