Воспитание детей в Германии
картотека на тему
Предварительный просмотр:
Антипина
Юлия Юрьевна
Актуальность исследования. В настоящее время важной задачей педагогической науки является новое осмысление идей и опыта ведущих зарубежных педагогов в рамках нового педагогического мышления для того, чтобы оценить и использовать их творческий вклад в теорию и практику личностно ориентированного образования, занимающего важное место в отечественной педагогической науке.
«Семья - ячейка общества». Это высказывание популярно и верно не только в России.
Но вот, в семье появился малыш, его долго ждали, готовили приданое, придумывали имя, мечтали о его будущем. Наконец, он появился на свет! Это – большой праздник для любой семьи. И не важно, где географически произошло это чудо – в Германии, или в России, оно наполняет радостью и гордостью сердца всех, сопричастных событию. А вот дальше. Дальше все, или почти все по-другому, начиная, пожалуй, с первых дней в родильном доме.
В Германии, вне зависимости от материального и социального положения родителей малыша, молодая мама и новорожденный получают отдельную палату и персональный уход. Малыш может находиться в комнате с мамой. Никаких пеленок! Маленький человечек с первых дней одет в ползунки, нарядные рубашечки и кофточки. На столике, у входа в палату – первый фотоальбом для гостей, которые свободно могут посетить маму и малыша в часы приема. В первые дни жизни детей, многие получали строгий наказ от своей бабушки - малыша никому не показывать! Многие молодые родители в России уверены, что ребенка могут сглазить. Беззащитный и беспомощный, он нуждается в ласке и тепле, постоянной заботе и внимании взрослых.
В российской модели воспитания присущи чрезмерная забота и опека. Маленьких детей в российских семьях принято баловать, настолько, насколько позволяют, конечно, возможности родителей. Ребенок - центр жизни, вокруг него и его интересов строится жизнь всей семьи. Порой, когда семьи живут под одной крышей, воспитание это эмоционально и непоследовательно: мама разрешает, а папа запрещает.
Однако, именно в большой семье, вырастают открытые для общения и контакта люди. Думаю, именно этим характеризуются русские, мы всегда открыты контактам, рады любому человеку, переступившему порог нашего дома, любим шумные компании, можем постучаться в дверь к другу, без предварительной договоренности».
Немецкая модель дошкольного воспитания.
В противоположность «нашему», немецкий стиль воспитания, это - четкая организация и последовательность.
Жизнь в Германии начинается очень рано. Многие взрослые спешат на работу в пять - шесть часов утра! Маленьких детей обычно укладывают спать в 20.00, а то и раньше. Многих русских – приехавших в Германию удивляло: тихие дворы, нет шума у подъездов жилых домов. В дневное время этот шум можно услышать только в специально отведенных местах – на детских игровых площадках, в парках и скверах. Под окнами никто не шумит и не зовет маму, голося на весь двор. Молодые родители чрезмерной опекой не балуют: Упал? – Вставай сам! - Ребенок познает мир!
С самого первого дня жизни ребенка, родители много внимания уделяют обустройству его быта. В каждой немецкой квартире есть детская комната, которую ребенок украшает вместе с мамой и папой. Там его территория и позволено все! Что касается остальной квартиры – строгость и порядок. Малыш не должен трогать папины вещи или валяться в постели родителей. Чужое брать нельзя, играть только в те предметы, которые находятся в детской.
Телевизор тоже - строго по расписанию. Днем - обязательная прогулка. Ребенок должен быть на свежем воздухе, даже, если он сопливит и температурит.
С малых лет маленьких немцев приучают к пунктуальности и обязательности.
А еще у каждого малыша есть своя копилка. Даже маленькие дети законно получают от родителей карманные деньги, копят, учатся экономить и планировать свои собственные маленькие покупки. На рождество каждый малыш получает не только подарки, но и небольшие денежные суммы, для пополнения своего бюджета.
Свои дни рождения, маленькие именинники проводят вместе с мамами и другими детьми в кафе, устраивают совместные походы в кино, на концерты. Сидеть дома за столом не принято, главное – радость общения и любому увлекательному действу, будь то театр или просто городской праздник в парке.
У мамы тоже есть своя жизнь! Материнство не должно исключать немецкую женщину из общественной и семейной жизни. Никто не оставляет малыша с бабушкой или соседкой, даже если надо пойти на прием в солидное государственное учреждение. Это просто никому не придет в голову. Появился новый человек, член семьи, поэтому он участвует во всех семейных походах и мероприятиях.
Очень часто можно встретить молодую маму, путешествующую с малышом. Ребенка с рождения приучают к тому, что мир вокруг принадлежит всем в равной мере, и у мамы есть другие дела, и с этим надо считаться.
В Германии никто не побежит к соседу или другу просить десятку до получки. Нуждаешься в помощи? Обратись к государству! Особенно, если в этой помощи нуждаются мать или ребенок.
В Германии социальная помощь обеспечивает малыша до трех лет и его маме пособия. Не смотря на это, многие молодые мамы стараются, как можно быстрее, вернуться к нормальной трудовой деятельности. В этот момент перед родителями остро встает вопрос: где будет находиться их ребёнок в часы, когда они работают или учатся? Кто будет заботиться о нем? К бабушке? Никогда! Только в детский сад.
Все мы с теплотой и нежностью вспоминаем наших бабушек. Куда на каникулы (выходные, праздники, во время отпуска родителей)? Конечно к бабушке!
Совсем другая картина в Германии. Бабушка, конечно, тоже присутствует в жизни малыша, но, только как член семьи, добрая родственница, которая всегда принесет на праздник подарок и не забудет памятных дат в жизни своих внуков, но не больше! Детям поможет государство, воспитанием должны заниматься профессионалы, а родители, приняв решение иметь ребенка, должны хорошенько подумать и рассчитывать только на себя!
Итак, варианты с бабушкой или дедушкой не проходят. В Германии это просто не принято. Поэтому там, где родители работают, как правило, нанимают няню, а мамы могут делать карьеру. Либо отдавать детей в детские учреждения, причем о месте надо позаботиться заранее – многие мамы встают на очередь сразу после выхода из род. дома.
Дети-инвалиды, как правило, ходят в специализированные детские сады, но раз в неделю они общаются, играют со своими здоровыми сверстниками. Дети должны с ранних пор уметь понимать, принимать и заботиться о своих маленьких больных согражданах.
Играм уделяется очень большое внимание. В каждом детском саду обязательно есть большая комната, где много строительных кубиков, конструкторы "Лего", машины - дети строят замки, железную дорогу и пр. Еще одна отдельная комната - кукольный дом, где много кукол и всевозможных игрушек для игр в куклы. Там же стоит большой стол для рисования. Если ребенку надоели общие игры и развлечения, он может спокойно заняться своим делом. Или просто выбрать игрушку и посидеть тихонечко в своем уголке. Игрушек в детских садах очень много.
В чем главное отличие детского сада в Германии от российского? – В том, что в немецком детском саду ребенок может делать то, что хочет.
И это действительно так. В каждом детском саду есть несколько помещений: кухня-столовая, где дети едят свои, принесённые из дома завтраки. А если съел всё своё, а есть ещё хочется, то всегда найдутся фрукты, "мюсли" и молоко. За горячее питание, которое организуют для детей, остающихся на полный день, доплачивают родители отдельно. Если семья сама не в состоянии вносить плату за детский сад, например – семья безработных, оплату берет на себя орган социальной защиты семьи.
Есть в садике и комната для отдыха. В этой комнате почти нет мебели, просто на полу лежат много матрасов и подушек, здесь дети по желанию отдыхают или играют в спокойные игры. Здесь целый день звучит музыка. В этой комнате читают книги, отдыхая от шумных развлечений и прогулок. Имеется специальная комната-спортзал для активных игр, там стоят детские тренажеры, снаряды, мячи. Конечно, при каждом детском саду есть большой и обустроенный двор. На прогулке детям выдают велосипеды, машины для катания, в каждом дворе устроены песочницы, летом – маленькие бассейны. Дети постарше имеют право сами выходить во двор, малыши – только под присмотром воспитателей. У детей там - абсолютная свобода. Если погода плохая, дети катаются на велосипедах и машинках прямо в коридорах детского сада. На груди каждого – бейджик с именем. Дети учатся быть вежливыми «на дорогах», уступать друг другу. Нарушителей строго наказывают маленькие регулировщики движения.
Главная цель воспитателя не навязать и заставить, а понять – чего хочет ребенок, заинтересовать, увлечь и быть умным и добрым участником детских придумок и игр.
Кстати о пропусках в посещении детского сада. Причин не так уж и много, температура или простуда не являются основаниями для отсутствия ребенка в саду. Здесь на температуру до 38 градусов никто просто не обратит внимание. Воспитатели спокойно относятся в детских садах к невымытым рукам, но зато, после каждого приема пищи – обязательно почистят зубы! В детских садах Германии очень распространен педикулез(!) это никого не пугает, кроме наших российских мам, внешний вид ребенка тоже не является чем-то важным. Главное, чтобы было удобно, чисто, функционально. В шкафчиках целый гардероб: фартучки для рисования, одежда для похода в лес, для игры в песочнице и резиновые сапоги – чтобы ходить по лужам.
И еще немного о праздниках для детей: главная забава во всех детских парках – надувные батуты и горки для лазанья – все бесплатно.
Визитная карточка любой воспитательницы, а позже, учительницы в школе – улыбка. Если Вы спросите о том, – как дела у Вашего ребенка в садике, то ответ, как правило, будет один – хорошо!
Аннотация:
Немецкая система образования, на мой взгляд, сильно отличается от Российской. Наверное, такой подход к воспитанию детей отвечает одной из главных задач дошкольного воспитания – создать территорию счастливого и безоблачного детства. Хорошо там, где нас нет!
Список литературы
- Асмолов А.Г. От практической психологии к развивающему образованию // Детский практический психолог. 2010. -№1-2.-С.9-13.
- Бабашев А.Э. Развитие содержания среднего образования в Германии: Монография. Волгоград: ВГАФК, 2009 - 194 с.
- Божович JI.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: Просвещение, 2009. - 464 с.
- Валлон А. Психическое развитие ребенка: Пер. с фр,- М.: Просвещение, 2010. 196 с.
- Демакова И. Д. Гуманитарные критерии оценки воспитательной деятельности общеобразовательной школы // http://center.fio.ru/vio/recource/print/art.
- Новикова Т.В. От идеи до внедрения // Сов. педагогика. 1986. N 8.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад на тему: "Патриотическое воспитание детей и подростков как основа нравственного воспитания".
Патриотическое воспитание детей и подростков, как основа нравственного воспитания....
Сообщение на тему: *Воспитание любви к малой родине как необходимое условие фундамента патриотического воспитания детей.*
Воспитание гражданина – это многогранный процесс, включающий в себя решение целого комплекса задач:-воспитание у ребёнка любви и привязанности к семье, родному дому, детскому саду, родному город...
О воспитании детей и о воспитании интереса в детях
О важности проведения с детьми игровых обучающих уроков....
Воспитание чувства патриотизма и любви к своей Родине в современном мире и в современном воспитании детей.
Воспитание чувства патриотизма и любви к своей Родине в современном мире и в современном воспитании детей является одной из наиболее актуальных и важных проблем современного общества....
Гражданско-правовое воспитание детей –сирот и детей оставшихся без попечения родителей в условиях Центра содействия семейному воспитанию.
Проблема воспитания правовой культуры, формирование законопослушного поведения детей - сирот и детей оставшихся без по...
Трудовое воспитание детей в "Центре семейному устройству для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей"
Трудовое воспитание детей начинается с формирования в доме элементарных правил, представлений о трудовых обязанностях....
Родительское собрание «Специфика обучения и воспитания детей с ТНР (тяжелыми нарушениями речи)/Родительское собрание «Специфика обучения и воспитания детей с ТНР (тяжелыми нарушениями речи)
Конспект родительского собрания. Время проведения: 1 период обучения, конец сентября....