Использование информационных технологий на уроках английского языка и внеурочной деятельности как средство повышения учебной мотивации и качества обучения
статья
Из опыта работы
Скачать:
Предварительный просмотр:
Гайнутдинова Л.Н.
Использование информационных технологий на уроках английского языка и внеурочной деятельности как средство повышения учебной мотивации и качества обучения.
Обучение иностранному языку рассматривается как одно из приоритетных направлений современного школьного образования. Специфика иностранного языка как учебного предмета в его интегративном характере, т. е. в сочетании языкового/иноязычного образования с элементарными основами литературного образования (ознакомление с образцами зарубежной литературы), а также в его способности выступать и как цель, и как средство обучения для ознакомления с другой предметной областью (гуманитарной, естественно научной, технологической). Таким образом, в нем могут быть реализованы самые разнообразные межпредметные связи (с родным языком, литературой, историей, географией и т. д.). Основная цель изучения иностранных языков в школе — формирование у школьников иноязычной коммуникативной компетенции, т. е. способности и готовности осуществлять иноязычное межличностное и межкультурное общение с носителями языка. Эта цель обусловливает содержание требований к уровню подготовки выпускников средней школы. Реализовать ее можно только при условии модернизации современного школьного образования путем его информатизации, а также совершенствования подготовки учителя для выработки у него навыков практического применения современных информационных и коммуникационных технологий (ИКТ). На сегодняшний день в государстве существует целостная национальная политика в области внедрения информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в деятельность образовательных учреждений. В английском языке заложены огромные возможности для применения ИКТ в процессе обучения. Мне хотелось бы отметить несколько основных направлений в использовании компьютерных технологий и мультимедиа в преподавании предмета. Демонстрация материалов. В настоящее время имеется разнообразный набор интерактивных средств обучения английскому языку, которые помимо гипертекста имеют высококачественную графику, слайды, видеоролики и звуковое сопровождение. Такие средства принято называть учебными электронными мультимедиа-изданиями. В их структуре есть: собственно иллюстративный текст по темам и разделам курса; мультимедиа-компоненты (звук, видео, анимации и др.), поддерживающие соответствующие темы и разделы курса; интерактивный практикум; контрольные вопросы и тесты; словарь. Первым импульсом активного использования компьютера на уроках английского языка для меня выступил мультимедийный учебник, позволяющий рассматривать грамматические явления, практиковать более широкое употребление лексических единиц. Возможность в пределах учебника создавать свои авторские темы, используя готовый материал, позволяет учителю использовать свой творческий потенциал при подготовке к уроку. Мультимедиа-курс в наглядной легкодоступной форме дает представление о той или иной теме в целом, расставляя акценты на основных элементах ее содержания. В каждой теме курса можно ознакомиться в наглядной и образной форме с основными элементами ее содержания с помощью иллюстраций, анимации, видеофрагментов и гипертекста. На теоретическом этапе урока изучение нового материала автор сопровождает показом схем, слайдов, что позволяет направить внимание учащихся на самые важные моменты теоретического материала, помогает учащимся лучше запомнить материал, более глубоко проникнуть в суть изучаемого вопроса. Очень удобны заложенные в электронных учебниках таблицы, схемы, которые идут всего 2-3 минуты, но отражают суть грамматического правила и понятия. Использование диктора тоже даёт возможность разнообразить урок и включить в деятельность слуховую память учащихся. Компьютерная лекция по сравнению с традиционной имеет большие возможности в привлечении иллюстративных материалов. Для того чтобы учащиеся лучше запоминали материал, автор старается продублировать основные моменты лекции средствами мультимедиа, используя в них наглядный материал. Одним из важных моментов такого урока является возможность самих учащихся определить темп работы. Использование программы Power Point для презентаций. Наиболее доступным средством - созданием собственных обучающих продуктов – презентаций - с помощью программы Power Point для их подготовки. На уроках и внеурочной деятельности я стараюсь превратить презентацию в увлекательный способ вовлечения учащихся в образовательную деятельность. Это и как своеобразный план, отражающий логическую структуру урока, и как фрагмент на любом этапе урока или на любом виде урока, будь то: целеполагание, введение нового материала, тренировка и закрепление, применение знаний на практике, зачет или контроль, домашнее задание и др. Презентация дает возможность проявить творчество, индивидуальность, избежать формального подхода к проведению уроков. Она обеспечивает возможность педагогу для: - информационной поддержки; - иллюстрирования; - использования разнообразных упражнений; - экономии времени; - построения схемы урока; - расширения урочного образовательного пространства. Благодаря использованию презентаций у школьников наблюдается: - возрастание мотивации к учебе; - включение всех видов памяти: зрительной, слуховой, моторной, ассоциативной; - более быстрое и глубокое восприятие излагаемого материала; - повышение интереса к изучению предмета; - концентрация внимания. Благодаря использованию ИКТ происходит глубокое погружение в проблему с одной стороны и серьезная экономия учебного времени - с другой. С учениками 8-11 классов создаю банк презентаций по теме «Англоязычные страны», материалы которого используются при изучении страноведческого материала. Главными достоинствами использования обучающих презентаций в учебном процессе я считаю интерактивность, повышенную эффективность восприятия, возможность тиражирования и распространения. Интерактивное обучение – это специальная форма организации познавательной деятельности, при которых ученик чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным сам процесс обучения. Проверка знаний. Одна из наиболее важных функций мультимедиа-учебника - это контролирующая. В разделах «Тесты» и «Практика» помещены задания для проверки знаний учащихся в разной форме и разного уровня сложности с нормами оценок. В ходе работы при возникновении ситуации затруднения учащийся получает подсказку в виде разъяснения термина, ссылки на конкретный учебный материал, выбор варианта решения, набора пропущенных в шаблоне элементов. Таким образом, деятельность учащегося корректируется и направляется в нужном направлении. Мною созданы по отдельным темам курсов 7-х и 11-х классов проверочные тесты в программе Excel, а также активно работаю на сайте LearningApps.org., где существующие модули непосредственно включаю в содержание обучения и создаю в оперативном режиме в процессе преподавания тесты, викторины и т.д. Это позволяет разнообразить формы проверки знаний учащихся на уроке и сформировать положительную мотивацию к изучаемому материалу. Сегодня, когда обучающиеся сдают Единый Государственный Экзамен, современному учителю необходимо научить детей работать с тестами. В электронных учебниках эта возможность предусмотрена. Здесь заложены тестовые работы по каждой теме, в нескольких вариантах. Возможно ведение индивидуального дневника учащегося, где фиксируются результаты успешности за весь промежуток работы в программе. Важно и то, что ведётся учёт времени потраченного на выполнение всех видов задания, а компьютерная обработка позволяет сразу определить ошибки, допущенные в ходе работы. Самостоятельная работа учащихся. Самостоятельная работа учащихся - это любые виды деятельности: подготовка реферата, сообщения, группового или индивидуального проекта по английскому языку, в частности создание презентации к уроку, мотивированным учеником желание попробовать себя в роли учителя. Результаты. Информационно-коммуникационные технологии помогают усилить воспитывающую функцию обучения, достигается новый качественный уровень образования, который выражается в способности учащихся находить и обрабатывать информацию, овладевать знаниями и умениями, эффективно применимыми в любой сфере жизнедеятельности, самостоятельно принимать решения. Использование возможностей ИКТ в преподавании английского языка способствует: активизации познавательной, творческой деятельности, повышению качественной успеваемости обучающихся; достижению целей обучения и воспитания с помощью современных электронных учебных материалов; развитию навыков самообразования и самоконтроля; повышению уровня комфортности обучения; снижению дидактических затруднений у учащихся; повышению активности и инициативности учащихся на уроках и во внеурочное время.
Заключение. Современным ученикам близки и понятны компьютерные, мультимедийные версии излагаемой преподавателем темы. В таких условиях педагог обязан приложить усилия к освоению и использованию всех полезных новшеств, которые предлагает технический прогресс. Это уже продиктовано самой жизнью. Формирование и практическое использование ИКТ является одним из приоритетных направлений информатизации образования в современных условиях.
Литература. 1. Развитие содержания и методики обучения информатике и информационным и коммуникационным технологиям в системе подготовки кадров высшего и среднего профессионального образования. Аксянов И.М., Козлов О.А., Мартиросян Л.П., Роберт И.В.-М.:ИИО РАО , 2004. 2. Возможности и проблемы использования компьютерных технологий в преподавании английского языка. Назарова Т.А Глухова Ю.Н .-Журнал «Иностранные языки» №8 2016г. 3. «Школьные технологии». Научно-практический журнал №1. 4. Интернет ресурсы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ И РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ
В современном образовании наряду с традиционными средствами обучения, которые нам всем хорошо известны, учителя все больше используют современные технологии. Использование информационных технологий по...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ И РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ
В современном образовании наряду с традиционными средствами обучения, которые нам всем хорошо известны, учителя все больше используют современные технологии. Использование информационных техноло...
Статья "Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы как средство повышения эффективности урока"
Внедрение компьютерных технологий в учебный процесс является неотъемлемой частью школьного обучения. Современный школьник уже на начальной ступени образования имеет элементарные навыки пользователя пе...
Использование информационных технологий на уроках английского языка и внеурочной деятельности как средство повышения учебной мотивации и качества обучения.
В статье сделан обзор условий для формирования у школьников иноязычной коммуникативной компетенции, т. е. способности и готовности осуществлять иноязычное межличностное и межкультурное общение с...
Использование ИКТ на уроках английского языка как средство повышения мотивации и качества работы учащихся.
Публичное представление педагогического опыта...
Выступление на МО учителей начальных классов от 30.03.2022 г. на тему: «Использование мультимедийных презентаций на уроках домоводства и профильного труда как средства повышения учебной мотивации у учащихся с интеллектуальной недостаточностью (УО)»
Развитие познавательной деятельности ребенка с ОВЗ в школе зависит от множества факторов, в том числе и от того, насколько наглядным и удобным для его восприятия является учебный материал....
Использование драматизации на уроках английского языка и внеурочной деятельности
В статье рассматривается использование драматизации на уроках английского языка и во внеурочной деятельности....