Методы развития технического мышления у обучающихся
статья по теме

В статье рассматриваются особенности технического творчества обучающихся системы НПО, так же даётся характеристкиа методам развития технического мышления. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

БОУ СПО «ОТСЛХ»

М.Б. Подолян

Статья

Методы развития технического мышления у обучающихся

        Наиболее успешно осваивают профессию те молодые рабочие, которые занимались техническим творчеством ещё до прихода на производство, чьи творческие способности развивались в период обучения и приобретения профессии. Воспитание творческих черт личности, характерных для рабочего неразрывно связано с организацией и целенаправленным педагогическим руководством техническим творчеством обучающихся. И здесь главная роль отводится мастеру производственного обучения.

Из определений технического творчества наиболее удачным, на мой взгляд, является следующее: техническое творчество обучающихся это такая техническая деятельность, результатом которой является продукт, обладающий пользой и объективной или субъективной новизной.

Основными компонентами технического творчества являются:

  1. техническое мышление;
  2. пространственное воображение и представление;
  3. конструкторская смекалка;
  4. умение применять знания в конкретной проблемной ситуации.

Творческое мышление - это процесс, и, как всякий процесс, оно подчинено определенным законам. Пусть последние очень сложны, но, в конечном счете, мы можем их открыть и на этой основе предвидеть, как будет развиваться творческое мышление в зависимости от тех или иных условий.

На начальных этапах исследования творческое (или продуктивное) мышление обычно характеризуется как некоторый процесс, приводящий к решению новых для человека проблем и задач, - в отличии от мышления репродуктивного, проявляющегося в решении стандартных, однотипных задач, когда способы их решения известны и отработаны.

В психологии уже давно установлено, что творческое мышление берет свое начало в проблемной ситуации, и мыслительные процессы направлены на ее разрешение. Сам процесс решения задачи начинается с постановки гипотезы, мыслительного предвосхищения искомого результата. Выдвижение этих гипотез зависит от того, насколько разносторонними, гибкими и подвижными знаниями владеет человек. Первоначально гипотезы могут быть недостаточно определенными. Но, возникнув, гипотеза начинает направлять действия (в противном случае последние оказались бы слепыми и случайными). Результаты производимых действий сопоставляются с созданными гипотезами, благодаря чему гипотезы проверяются, уточняются, преобразуются, все, более приближаясь к искомому результату. Творчество как сложная продуктивная деятельность, направленная на открытие нового. имеющее большое общественное значение, всегда сугубо индивидуально и неповторимо

В психологии вопросы развития творческого мышления тесно связываются с проблемой способностей и одаренности, и это естественно, ибо они в значительной мере определяют успешность той, или иной деятельности. Способность есть индивидуальная характеристика личности, то особенное и неповторимое, что свойственно одному человеку в отличие от другого. Потому-то разнообразны виды способностей (музыкальные, технические) организаторские, конструкторские, педагогические и т.д.) и еще более многообразны их разновидности у разных людей.

Взаимодействие педагогических и технических способностей стало предметом глубокого исследования А.А. Толмачева. Он обосновывает то, что при формулировании творческих задач педагог должен обладать определенными качествами:

  1. технической наблюдательностью;
  2. критичностью;
  3. умением находить критические проблемы;
  4. видеть недостатки технических объектов;
  5. способность к ассоциированию;
  6. установление аналогий;
  7. генерирование новых технических идей.

Для развития технического мышления у обучающихся, самое главное - создать у обучающегося установку на творческий поиск.

Очень важной психологической характеристикой развития технического мышления является обучение с применением затрудняющих условий. Для этого был разработаны специальные методы, краткая характеристика которых приводится ниже.

Метод временных ограничений (МВО) – основывается на учете существенного влияния временного фактора на умственную деятельность (впрочем, не только на умственную). Опыты показали, что при неограниченном времени решения задачи субъект может находить несколько вариантов, продумывать в деталях свои действия, а также искомые качества и структуры объектов и т.п. При лимитированном времени, как правило, решение, или может упрощаться – субъект ограничивается использованием того, что он лучше всего знает.

Метод мозгового штурма (ММШ) – заключается в том, что задачу предлагается решить группе учащихся, и на первом этапе решения они выдвигают различные гипотезы, порой даже абсурдные. Набрав значительное количество предложений, детально прорабатывают каждое из них. Данный метод развивает групповое мышление (работу в коллективе), позволяет делиться личным опытом в решении подобных задач между членами группы.

Метод внезапных запрещений (МВЗ) – заключается в том, что испытуемому на том или ином этапе запрещается использовать в своих построениях какие-то механизмы (например, при решении задач на построение кинематических цепей использовать те или иные передачи или определенную разновидность - зубчатую или только зубчатую цилиндрическую, коническую, червячную).

Метод скоростного эскизирования (МСЭ) – так или иначе, включатся во все инструкции, когда предлагается учащимся решать новые задачи и ставится цель диагностировать особенности их мыслительной деятельности. В подобных случаях по инструкции требуется как можно чаще рисовать все то, что обучающиеся представляют мысленно в тот или иной момент. Может быть предложено непрерывно «рисовать» процесс размышления – изображать все конструкции, которые приходят в голову.

Метод новых вариантов (МНВ) – заключается в требовании решать задачу по-другому, найти новые варианты, решения. Это всегда вызывает дополнительную активизацию деятельности, нацеливает на творческий поиск, тем более что можно просить найти новый вариант и тогда, когда уже имеется пять-шесть и более решений.

Метод информационной недостаточности (МИН) – применяется тогда, когда ставится задача особой активизации деятельности на первых этапах решения. В этом случае исходное условие задачи представляется с явным недостатком данных, необходимых для начала решения, так, в условии задачи могут быть опущены те или иные существенные функциональные и структурные характеристики как задаваемых, так и искомых данных (направления движения, форма, скорости вращения). Важной модификацией этого приема является использование различных форм представления исходного условия известно, в наиболее удобном виде условие конструкторской задачи включает в себя текст и схему (рисунок).

Метод информационной перенасыщенности (МИП) – основывается соответственно на включении в исходное условие задачи заведомо излишних сведений. Разновидностью этого метода является подсказка, подаваемая устно и содержащая в себе лишние данные, лишь затемняющие полезную информацию.

Метод абсурда (МА) – заключается в том, что предлагается решать заведомо невыполнимую задачу. Типичными вариантами абсурдных задач являются задачи на построение вечного двигателя. Можно применять и задачи, так сказать, относительно абсурдные (например, предложить сконструировать устройство, которое можно применять совершенно с другой целью, чем это требуется по условию).

Метод ситуационной драматизации (МСД) – заключается в том, что в зависимости от конкретного педагогического замысла и текущего решения задачи вводятся определенные изменения в ход решения. Эти изменения предназначены для затруднения деятельности обучающегося и могут быть самыми разнообразными, начиная от вопросов, которые задает преподаватель («вопросы-помехи»), и кончая разными не предусмотренными обычной процедурой требованиями. Метод внезапных запрещений является разновидностью данного метода.

Эти методы нужно применять продуманно, дозировать их, учитывая индивидуальные свойства учащихся. В противном случае можно достичь лишь «эффекта полного погашения» и самой деятельности, и желания ею заниматься.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методы развития критического мышления у учащихся на урокахИЯ

В своей практике я использую только следующие методических приёмы, которые, как показала апробация, считаю наиболее успешными для активизации рече -мыслительной деятельности учащихся: «кластер», «ЗХ...

Статья « Развитие технического мышления на уроках математики»

В статье описаны примеры развития на уроках геометрии технического мышления учащихся....

Метод развития критического мышления и приемы его реализации

Статья о методе развития критического мышления и приемах его реализации будет полезна педагогам, стремящимся проводить свои уроки максимально продуктивно...

Применение ИКТ на уроках ОБЖ, как способ развития технического мышления учащихся

Состояние современного образования и тенденции развития общества требуют новых системно организующих подходов к развитию образовательной среды. Для достижения успеха в XXI в. уже недостаточно академич...

Опыт работы "Визуализация информации на уроках истории как метод развития исторического мышления у обучающихся"

В сложившихся условиях информатизации общества необходимо дополнять образовательный процесс современными ресурсами, к числу которых относят образовательный контент, облеченный в визуальную форму, кото...

МЕТОДИЧЕСКИЙ СЕМИНАР ПО ТЕМЕ: "Визуализация информации на уроках истории как метод развития исторического мышления у обучающихся».

Дается определение "визуализация", указаны плюсы и минусы использования на уроках данного метода, актуальность выбранной темы, новизна опыта....

«Проблемно-поисковые методы развития самостоятельного мышления обучающихся»

laquo;Проблемно-поисковые методы развития самостоятельного мышления обучающихся»...