Опыт работы Шевченко Л.Г.
методическая разработка на тему

Людмила Григорьевна Шевченко

Опыт работы Шевченко Л.Г.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon opyt_raboty_shevchenko_l.g.doc277.5 КБ

Предварительный просмотр:

Шевченко Л.Г.

МБУ ДО

Игримский Центр Творчества

Из опыта работы:

Интерактивные технологии обучения устной речи

как способ формирования

коммуникативной компетенции обучающихся

 на занятиях английского языка

Выполнила:

учитель высшей квалификационной категории

Шевченко Людмила Григорьевна

Игрим, 2015

Содержание

Введение………………………………………………………………………………………….3

ГЛАВА 1 Современные методы обучения. Интерактивные методы обучения………..4

1.1. Активные и интерактивные методы преподавания на уроках английского языка……..4

1.2. Организация работы с учащимися…………………………………………………………7

1.3. Интерактивные методы обучения………………………………………………………….9

1.3.1. Тестирование…………………………………………………………………………10

      1.3.2. Ролевая игра………………………………………………………………………….11

      1.3.3. Мини-лекция…………………………………………………………………………11

      1.3.4. Разработка проекта…………………………………………………………………..12

      1.3.5. Просмотр и обсуждение видеофильмов……………………………………………12

      1.3.6. Разминки……………………………………………………………………………...13

      1.3.7. Обратная связь……………………………………………………………………….13

1.3.8. Тренинг……………………………………………………………………………….13

ГЛАВА 2 Педагогический опыт апробирования технологии интерактивного обучения в условиях образовательного учреждения…………………………………….14

2.1. Педагогическая характеристика контингента обучающихся.…………………………..14

2.2. Первичная диагностика сформированности ключевых компетенций обучающихся....15

2.3. Динамика в развитии обучающихся……….……………………………………………..18

2.4. Динамика достижений обучающихся……….……………………………………………21

Заключение…………………………………………………………………………………….23

Литература……………………………………………………………………………………..25

Приложение

Введение

Инновационность учебной работы заключается в целенаправленном  внедрении в образовательный процесс  новых технологий, способствующих эффективному обучению. Это такие инновационные технологии, как кабельное и спутниковое телевидение, видеоконференции, телефорумы, телемарафоны, портфель собственных достижений в обучении и воспитании, тренинги по формированию жизненных навыков, в том числе навыков социального поведения, и др.

Инновационный подход ориентирует на внесение в процесс обучения новизны, обусловленной особенностями динамики развития жизни и деятельности, спецификой дистанционного обучения и потребностями личности, общества и государства в выработке у обучаемых социально полезных знаний, убеждений, черт и качеств характера, отношений и опыта поведения.

         Сегодня стало очевидным, что надо управлять не личностью, а процессом ее развития. А это означает, что приоритет в работе педагога отдается приемам опосредованного педагогического воздействия: происходит отказ от лобовых методов, от лозунгов и призывов, воздержание от излишнего дидактизма, назидательности; вместо этого выдвигаются на первый план диалогические методы общения, совместный поиск истины, развитие через создание воспитывающих ситуаций, разнообразную творческую деятельность.

Есть проблема:  Какие методы педагогического воздействия наиболее эффективны в условиях современного образовательного учреждения? В данной работе – в условиях МБУ ДО ИЦТ г.п. Игрим. Как организовать учебный процесс, создавая комфортную бесстрессовую среду? Как активизировать деятельность воспитанников на овладение иностранным языком?

Отсюда, целью своей педагогической работы считаю: создать условия формирования коммуникативных компетенций обучающихся посредством интерактивных методов обучения на занятиях  английского языка.

В соответствии с целью определены задачи:

1. Изучить научно-методическую литературу формирования коммуникативных компетенций учащихся.

2. Отобрать методы, приемы и формы преподавания, способствующие эффективному обучению.

3. Провести мониторинг сформированности ключевых компетенций за три года.

4. Сформулировать основные выводы по внедрению в учебный процесс методов интерактивного обучения учащихся.

ГЛАВА 1 Современные методы обучения. Интерактивные методы обучения

1.1. Активные и интерактивные методы преподавания на уроках английского языка

Методы обучения – это совокупность приемов и подходов, отражающих форму взаимодействия учащихся и учителя в процессе обучения.

В современном понимании обучения процесс обучения рассматривается как процесс взаимодействия между учителем и учениками (урок) с целью приобщения учащихся к определенным знаниям, навыкам, умениям и ценностям. С первых дней существования обучения и до сегодняшнего дня сложились, утвердились и получили широкое распространение в общем три формы взаимодействия учителей и учащихся. Для наглядности представим их нижеследующими схемами.

Схема 1

  • Пассивный метод

Пассивный метод (схема 1) – это форма взаимодействия учащихся и учителя, в которой учитель является основным действующим лицом и управляющим ходом урока, а учащиеся выступают в роли пассивных слушателей, подчиненных директивам учителя. Связь учителя с учащимися в пассивных уроках осуществляется посредством опросов, самостоятельных, контрольных работ, тестов и т. д. С точки зрения современных педагогических технологий и эффективности усвоения учащимися учебного материала пассивный метод считается самым неэффективным, но, несмотря на это, он имеет и некоторые плюсы. Это относительно легкая подготовка к уроку со стороны учителя и возможность преподнести сравнительно большее количество учебного материала в ограниченных временных рамках урока. С учетом этих плюсов, многие учителя предпочитают пассивный метод остальным методам. Надо сказать, что в некоторых случаях этот подход успешно работает в руках опытного педагога, особенно если учащиеся имеют четкие цели, направленные на основательное изучение предмета. Лекция - самый распространенный вид пассивного урока.

Схема 2

  • Активный метод

Активный метод (схема 2) – это форма взаимодействия учащихся и учителя, при которой учитель и учащиеся взаимодействуют друг с другом в ходе урока и учащиеся здесь не пассивные слушатели, а активные участники урока. Если в пассивном уроке основным действующим лицом и менеджером урока был учитель, то здесь учитель и учащиеся находятся на равных правах. Если пассивные методы предполагали авторитарный стиль взаимодействия, то активные больше предполагают демократический стиль. Многие между активными и интерактивными методами ставят знак равенства, однако, несмотря на общность, они имеют различия. Интерактивные методы можно рассматривать как наиболее современную форму активных  методов.

Схема 3

  • Интерактивный метод

Интерактивный метод (схема 3). Интерактивный («Inter» - это взаимный, «act» - действовать) – означает взаимодействовать, находиться в режиме беседы, диалога с кем-либо. Другими словами, в отличие от активных методов, интерактивные ориентированы на более широкое взаимодействие учеников не только с учителем, но и друг с другом и на доминирование активности учащихся в процессе обучения. Место учителя в интерактивных уроках сводится к направлению деятельности учащихся на достижение целей урока. Учитель также разрабатывает план урока (обычно, это интерактивные упражнения и задания, в ходе выполнения которых ученик изучает материал).

Следовательно, основными составляющими интерактивных уроков являются интерактивные упражнения и задания, которые выполняются учащимися. Важное отличие интерактивных упражнений и заданий от обычных в том, что выполняя их, учащиеся не только и не столько закрепляют уже изученный материал, сколько изучают новый.

Интерактивный — означает способность взаимодействовать или находится в режиме беседы, диалога с кем-либо (человеком) или чем-либо (например, компьютером). Следовательно, интерактивное обучение — это, прежде всего, диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие преподавателя и обучаемого.

Особенности этого взаимодействия состоят в следующем:

• пребывание субъектов образования в одном смысловом пространстве;

• совместное погружение в проблемное поле решаемой задачи, т. е. включение в единое творческое пространство;

• согласованность в выборе средств и методов реализации решения задачи;

• совместное вхождение в близкое эмоциональное состояние, переживание созвучных чувств, сопутствующих принятию и осуществлению решения задач.

Суть интерактивного обучения состоит в том, что учебный процесс организован таким образом, что практически все учащиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что они знают и думают. Совместная деятельность учащихся в процессе познания, освоения учебного материала означает, что каждый вносит свой особый индивидуальный вклад, идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Причем, происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет не только получать новое знание, но и развивает саму познавательную деятельность, переводит ее на более высокие формы кооперации и сотрудничества.

Характеристика, сущностная особенность интерактивных методов - это высокий уровень взаимно направленной активности субъектов взаимодействия, эмоциональное, духовное единение участников.

В одной китайская притче говорится: «Скажи мне – и я забуду; покажи мне – и я запомню; дай сделать – и я пойму».  В этих словах находит свое отражение суть интерактивного обучения.

1.2. Организация работы с учащимися

Каковы же основные правила организации интерактивного обучения?

Правило первое. В работу должны быть вовлечены в той или иной мере все участники. С этой целью полезно использовать технологии, позволяющие включить всех участников семинара в процесс обсуждения.

Правило второе. Надо позаботиться о психологической подготовке участников. Речь идет о том, что не все, пришедшие на занятие, психологически готовы к непосредственному включению в те или иные формы работы.   В этой связи полезны разминки, постоянное поощрение учеников за активное участие в работе, предоставление возможности для самореализации ученика.

Правило третье. Обучающихся в технологии интерактива не должно быть много. Количество участников и качество обучения могут оказаться в прямой зависимости. Оптимальное количество участников - 25 человек. Только при этом условии возможна продуктивная работа в малых группах.  

Правило четвертое. Отнестись со вниманием к подготовке помещения для работы.   Помещение должно быть подготовлено с таким расчетом, чтобы участникам было легко пересаживаться для работы в больших и малых группах.   Для обучаемых должен быть создан физический комфорт.

Правило пятое. Отнеситесь со вниманием к вопросам процедуры и регламента. Об этом надо договориться в самом начале и постараться не нарушать его. Например: все участники будут проявлять терпимость к любой точке зрения, уважать право каждого на свободу слова, уважать его достоинства.

Правило шестое. Отнеситесь со вниманием к делению участников семинара на группы. Первоначально его лучше построить на основе добровольности. Затем уместно воспользоваться принципом случайного выбора.

Интерактивное обучение — это специальная форма организации познавательной деятельности. Она имеет в виду вполне конкретные и прогнозируемые цели. Одна из таких целей состоит в создании комфортных условий обучения, таких, при которых обучаемый чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным сам процесс обучения.

         Обязательные условия организации интерактивного обучения:

• доверительные, по крайней мере, позитивные отношения между обучающим и обучающимися;

• демократический стиль;

• сотрудничество в процессе общения обучающего и обучающихся между собой;

• опора на личный ("педагогический") опыт обучающихся, включение в учебный процесс ярких примеров, фактов, образов;

• многообразие форм и методов представления информации, форм деятельности обучающихся, их мобильность;

• включение внешней и внутренней мотивации деятельности, а также взаимомотивации обучающихся.

При использовании интерактивных методов обучаемый становится полноправным участником процесса восприятия, его опыт служит основным источником учебного познания. Преподаватель не даёт готовых знаний, но побуждает обучаемых к самостоятельному поиску. По сравнению с традиционными формами ведения занятий, в интерактивном обучении меняется взаимодействие преподавателя и обучаемого: активность педагога уступает место активности обучаемых, а задачей педагога становится создание условий для их инициативы.

Педагог отказывается от роли своеобразного фильтра, пропускающего через себя учебную информацию, и выполняет функцию помощника в работе, одного из источников информации.

Интерактивное обучение широко используется в интенсивном обучении.

Для того чтобы освоить и применять эти методы, преподавателю  необходимо знание  различных методик группового взаимодействия.  

Интерактивное обучение обеспечивает взаимопонимание, взаимодействие, взаимообогащение.

Интерактивные методики ни в коем случае не заменяют лекционный материал, но способствуют его лучшему усвоению и, что особенно важно, формируют мнения, отношения, навыки поведения.

1.3. Интерактивные методы обучения

К методам интерактивного обучения относятся те, которые способствуют вовлечению в активный процесс получения и переработки знаний:

  • «Мозговой штурм» (атака)

• Мини-лекция  

• Работа в группах

• Контрольный лист или тест

• Ролевая игра  

• Игровые упражнения  

• Разработка проекта

• Решение ситуационных задач            

• Приглашение визитера        

• Дискуссия  группы экспертов

• Интервью

• Инсценировка                      

• Проигрывание ситуаций  

• Выступление в роли обучающего

• Обсуждение сюжетных рисунков

• Опрос–Квиз (контроль) и др.

К интерактивным методам относятся также презентации с использованием различных вспомогательных средств: доски, книг, видео, слайдов, флипчартов, постеров, компьютеров и т.п.

Кроме того, в процессе  обучения можно использовать такие формы работы, как групповые дискуссии, письменные изложения и сочинения, интервью,  обучение молодых людей для работы со сверстниками по принципу «Равный - равному», просмотр и обсуждение видеофильмов и видеосюжетов, проведение различных акций и кампаний.

Примеры интерактивных методов обучения:

«Мозговая атака», «мозговой штурм» (метод «дельфи») – это метод, при котором принимается любой ответ учащихся на заданный вопрос. Важно не давать оценку высказываемым точкам зрения сразу, а принимать все и записывать мнение каждого на доске или листе бумаги. Участники должны знать, что от них не требуется  обоснований или объяснений ответов.

«Мозговая атака»  применяется, когда нужно выяснить информированность и/или отношение участников к определенному вопросу. Можно применять эту форму работы для получения обратной связи.

Алгоритм проведения: 

1. Задать участникам определенную тему или вопрос для обсуждения.

2. Предложить высказать свои мысли по этому поводу.

3. Записывать все прозвучавшие высказывания (принимать их все без возражений). Допускаются уточнения высказываний, если они кажутся вам неясными (в любом случае записывайте идею так, как она прозвучала из уст участника).

4. Когда все идеи и суждения высказаны, нужно повторить, какое было дано задание, и перечислить все, что записано вами со слов участников.

5. Завершить работу, спросив участников, какие, по их мнению, выводы можно сделать из получившихся результатов и как это может быть связано с темой тренинга.

После завершения «мозговой атаки» (которая не должна занимать много времени, в среднем 4-5 минут), необходимо обсудить все варианты ответов, выбрать главные и второстепенные. «Мозговая атака» является эффективным методом при необходимости:  обсуждения спорных вопросов стимулирования неуверенных обучаемых для принятия участия в обсуждении сбора большого количества идей в течение короткого периода времени выяснения информированности или подготовленности аудитории.

Работа в малых группах

Процесс профилактического обучения необходимо строить с ориентацией на обучающегося. Наиболее эффективной в данной ситуации является работа в группах. В этом случае учитель обеспечивает диагностику и мониторинг, организует учебную среду, осуществляет поддержку (дает советы, разъяснения), когда в наличии нет других ресурсов.

Такая форма работы применяется, когда нужно продемонстрировать сходство или различия определенных явлений, выработать стратегию или разработать план, выяснить отношение различных групп участников к одному и тому же вопросу.

Что же дает внедрение интерактивного режима группе как субъекту образовательного процесса? Это, прежде всего:

• Развитие навыков общения и взаимодействия в группе.

• Формирование ценностно-ориентационного единства группы.

• Поощрение к гибкой смене социальных ролей в зависимости от ситуации.

1.3.1. Тестирование

С помощью метода тестирования можно определить уровень информированности молодых людей  или их отношение к обсуждаемой теме. Подход к формулировке вопросов тестов должен быть корректным: они должны быть составлены грамотно, четко, на понятном языке и щадить чувства учащихся.

Получив тест, учащиеся должны внимательно прочитать его и отметить свой вариант ответа в соответствующей графе: «верно» – «не верно», «не знаю».

         Затем, если тест не анонимный,  ответы обсуждаются в парах или малых группах. Итоги анонимного тестирования подводятся преподавателем (тренером).  А итоги обычного тестирования - после совместного обсуждения ответов участниками  и преподавателем (тренером).

   

1.3.2. Ролевая игра

Ролевая игра – это разыгрывание участниками группы сценки с заранее распределенными ролями в интересах овладения определенной  поведенческой или эмоциональной стороной жизненных ситуаций.

Ролевая игра проводится в небольших группах (3-5 участников). Участники получают задание на карточках (на доске, листах бумаги и т.д.), распределяют роли, обыгрывают ситуацию и представляют (показывают) всей группе. Преподаватель может сам распределить роли с учетом характеров детей.

Преимущество этого метода в том, что каждый из участников может представить себя в предложенной ситуации, ощутить те или иные состояния более реально, почувствовать последствия тех или иных действий и принять решение.

Данная форма работы применяется для моделирования поведения и эмоциональных реакций людей в тех или иных ситуациях путем конструирования игровой ситуации, в которой такое поведение предопределено заданными условиями.

1.3.3. Мини-лекция

Мини-лекция является одной из эффективных  форм преподнесения теоретического материала. Перед ее началом можно провести мозговой штурм или ролевую игру, связанную с предстоящей темой, что поможет актуализировать ее для участников, выяснить степень их информированности и отношение к теме.

Материал излагается на доступном для участников языке. Каждому термину необходимо дать определение. Теорию лучше объяснять по принципу «от общего к частному». Перед тем, как перейти к следующему вопросу, необходимо подытожить сказанное и убедиться, что вы были правильно поняты.

Важно ссылаться на авторитетные источники и подчеркивать, что все сказанное – не придумано вами, а изучено и описано специалистами в данной области. По окончании выступления нужно обсудить все возникшие у участников вопросы, затем спросить, как можно использовать полученную информацию на практике и к каким результатам это может привести.

Мини-лекции предлагается проводить в интерактивном режиме: перед объявлением какой-либо информации тренер спрашивает, что знают об этом участники; после предоставления какого-либо утверждения тренер предлагает обсудить отношение участников к этому вопросу. Например:

• А вы как считаете?

• Как вы предлагаете это делать?

• Как вы думаете, к чему это может привести? И т.д.

1.3.4. Разработка проекта

Этот метод позволяет участникам мысленно выйти за пределы аудитории и составить проект своих действий по обсуждаемому вопросу. Самое главное, что группа или отдельный участник имеет возможность защитить свой проект, доказать преимущество его перед другими и узнать мнение друзей.

Например: составить проект по снижению риска стихийных бедствий  в своем городе.

Участники могут обратиться за консультацией, дополнительной литературой в специализированные учреждения, библиотеки и т.д. Можно предложить участникам собрать публикации из газет, фотографии, статьи, касающиеся вопросов темы, а затем обсудить эти материалы со всей группой.

 

1.3.5. Просмотр и обсуждение видеофильмов

На занятиях по снижению риска стихийных бедствий можно использовать как художественные, так и документальные видеофильмы, фрагменты из них, а также видеоролики и видеосюжеты.

Видеофильмы соответствующего содержания можно использовать на любом из этапов занятий и тренингов в соответствии с его темой и  целью, а не только как  дополнительный материал.

Перед показом фильма необходимо поставить перед обучаемыми  несколько (3-5) ключевых вопросов. Это будет основой для последующего обсуждения. Можно останавливать фильм на заранее отобранных кадрах и проводить дискуссию.

В конце необходимо обязательно совместно с обучаемыми подвести итоги  и озвучить извлеченные выводы.

1.3.6. Разминки

Разминки с целью снятия психологической и физической нагрузки. Разминки также способствуют развитию коммуникативных навыков (общению). Они должны быть уместными по содержанию, форме деятельности и  продолжительности. Так, например, перед упражнениями, требующими сосредоточенного внимания, не следует проводить слишком  подвижные игры-разминки.

1.3.7. Обратная связь

Обратная связь позволяет выяснить реакцию участников на обсуждаемые темы, увидеть достоинства и недостатки организации и проведения обучения, оценить результат.

Участникам (в произвольном порядке) предлагается высказаться по поводу прошедшего упражнения, информационного блока, конкретного дня или всего тренинга.

Важно акцентировать внимание на чувствах и переживаниях каждого из участников.

Все высказывания должны быть выслушаны молча, без споров, комментариев и вопросов, как со стороны тренера, так и со стороны других участников. Каждого говорящего следует благодарить за сказанное. Предоставлять обратную связь наравне со всеми участниками следует также тренеру.

1.3.8. Тренинг

Занятие с использованием интерактивных методов обучения называется тренингом.

Что же такое тренинг? Тренинг (от английского train - воспитывать, учить, приучать) – это процесс получения навыков и умений в какой-либо области посредством выполнения последовательных заданий, действий или игр, направленных на достижение наработки и развития требуемого навыка.

Тренинг позволяет дать его участникам недостающую информацию, сформировать навыки устойчивости к давлению сверстников, навыки безопасного поведения. Неоспоримым достоинством тренинга является то, что он обеспечивает активное вовлечение всех участников в процесс обучения.

ГЛАВА 2 Педагогический опыт апробирования технологии интерактивного обучения в условиях образовательного учреждения

2.1. Педагогическая характеристика контингента учащихся

Цель: определить на начало исследования уровень сформированности базовых знаний и умений обучающихся, на основе диагностических материалов составить планирование педагогической деятельности.

Характеристика группы №1 (2011-2012 уч. год)

Социальный контингент группы разнообразен. В группе – 10 человек. Анализ успеваемости и качество знаний показывают, что в группе есть ребята, которые могут учиться гораздо лучше, но у них низкий уровень самоорганизации учебного труда, навыков самообразования и самовоспитания.

Ребята, в основном, освоили грамматический материал, навыки монологической и диалогической речи, навыки перевода. Навыками аудирования, как наиболее сложного для ребят вида речевой деятельности, овладели всего двое детей. Воспитанники научились пользоваться словарем, использовать справочную литературу. Таким образом, в группе №1 из десяти обучающихся учатся «5» - нет, «4» - 2, «3» - 8.

Характеристика группы №2  (2011-2012 уч. год)

Социальный контингент группы разнообразен. В группе обучалось 11 человек. Анализ успеваемости и качества знаний показывают, что определилась группа детей с высокой степенью развития познавательного интереса к предмету. В этой группе нет детей с девиантным поведением. В основном, воспитанники усвоили навыки перевода, знаний грамматических структур. Дети, в основном, четко и ясно выражают свои мысли, соблюдают логическую последовательность при изучении нового материала. Они овладели навыками перевода прямой речи в косвенную, неличными формами глагола, модальными глаголами, знаниями времен действительного и страдательного залога. Таким образом, в группе №2 на «5» занимается два человека, на «4» - 5, на «3» - 4 воспитанника.

Вывод: Данные характеристики позволяют определить уровень базовых знаний и умений учащихся; овладение основными видами речевой деятельности, языковой грамотности. Следовательно, группа №1 нуждается в срочной педагогической помощи, необходимости внедрения в учебный процесс более эффективных методов и приемов педагогического воздействия.

2.2. Первичная диагностика сформированности ключевых компетенций учащихся

Целью обучения английскому языку являются:

развитие иноязычной коммуникативной компетенции (речевой, языковой, социокультурной, учебно-познавательной):

  • речевая компетенция – развитие коммуникативных умений в четырех видах речевой деятельности (аудирование, говорение, чтение и письмо);
  • языковая компетенция – систематизирование ранее изученного материала; овладение новыми языковыми средствами в соответствии с отобранными темами; увеличение объема используемых лексических единиц;
  • социокультурная компетенция – увеличение объема знаний о социокультурной специфики страны/стран изучаемого языка, формирование умений выделять общее и специфическое в культуре родной страны и страны изучаемого языка;
  • учебно-познавательная – развитие и воспитание способности и готовности к самостоятельному и непрерывному изучению иностранного языка, дальнейшему самообразованию использованию иностранного языка в других областях знаний.

Цель: определить уровень сформированности  знаний и навыков в четырех видах речевой деятельности на начало исследования:

  • аудирование;
  • говорение;
  • чтение;
  • письмо.

Группа №1 (2011-2012 уч. год) – 10 человек

Таблица 1

Виды речевой деятельности

Кол-во учащихся, владеющих навыками речевой деятельности

% от общего кол-ва уч-ся

аудирование

1

10%

говорение

4

40%

чтение

3

30%

письмо

2

20%

Диаграмма 1

Группа №2 (2011-2012 уч. год) – 11 человек

Таблица 2

Виды речевой деятельности

Кол-во учащихся, владеющих навыками речевой деятельности

% от общего кол-ва уч-ся

аудирование

3

27%

говорение

4

37%

чтение

2

18%

письмо

2

18%

Диаграмма 2

Вывод: из диаграмм видно, что речевое умение – говорение у воспитанников обеих групп примерно на одном уровне, что соответственно составляет 40% и 37%; чтение и письмо – от 18% до 20% от общего количества уч-ся; а самый сложный вид – аудирование – на низком уровне – лишь 10% и 27%. Следовательно, количество детей (в процентном отношении), владеющих навыками речевой деятельности незначительно, необходима срочная педагогическая помощь.

2.3. Динамика в развитии обучающихся

Цель: определить, как методы педагогического воздействия влияют на формирование речевых умений учащихся; отследить динамику в развитии (представить в диаграммах). 

Группа №1 (2012-2013 уч. год) – 15 человек

Таблица 3

Виды речевой деятельности

Кол-во учащихся, владеющих навыками речевой деятельности

% от общего кол-ва уч-ся

аудирование

2

14%

говорение

3

20%

чтение

5

33%

письмо

5

33%

Диаграмма 3

Группа №2 (2012-2013 уч. год) – 17 человек

Таблица 4

Виды речевой деятельности

Кол-во учащихся, владеющих навыками речевой деятельности

% от общего кол-ва уч-ся

аудирование

5

29%

говорение

6

35%

чтение

4

24%

письмо

2

12%

Диаграмма 4

Группа №1 (2013-2014 уч. год) – 22 человека

Таблица 5

Виды речевой деятельности

Кол-во учащихся, владеющих навыками речевой деятельности

% от общего кол-ва уч-ся

аудирование

4

18%

говорение

5

23%

чтение

7

32%

письмо

6

27%

Диаграмма 5

Группа №2 (2013-2014 уч. год) – 23 человека

Таблица 6

Виды речевой деятельности

Кол-во учащихся, владеющих навыками речевой деятельности

% от общего кол-ва уч-ся

аудирование

5

22%

говорение

6

26%

чтение

7

30%

письмо

5

22%

Диаграмма 6

Вывод: из диаграмм видно, что количество обучающихся, обладающих речевыми умениями и навыками, выросло, что соответственно по годам составляет:

Таблица 7

Виды речевой деятельности

Кол-во учащихся, владеющих навыками речевой деятельности / % от общего кол-ва уч-ся

Прирост (в %)

2011-2012 уч. год

2012-2013 уч. год

2013-2014 уч. год

Группа №1

аудирование

1 / 10%

2 / 14%

4 / 18%

8%

говорение

4 / 40%

3 / 20%

5 / 23%

3%

чтение

3 / 30%

5 / 33%

7 / 32%

2-3%

письмо

2 / 20%

5 / 33%

6 / 27%

7-13%

Группа №2

аудирование

3 / 27%

5 / 29%

5 / 22%

5-7%

говорение

4 / 37%

6 / 35%

6 / 26%

9-11%

чтение

2 / 18%

4 / 24%

7 / 30%

6-12%

письмо

2 / 18%

2/ 12%

5 / 22%

4-6%

Примечание: количество обучающихся менялось, есть место математической погрешности.

2.4. Динамика достижений учащихся

Цель:  отследить динамику достижений обучающихся за три года; определить на сколько эффективно применение активных и интерактивных методов обучения в учебном процессе.

Таблица 8

Группа №1 – 10 ч.

Группа №1 - 15 ч.

Группа №1 – 22 ч.

2011-2012 уч. год

2012-2013 уч. год

2013-2014 уч. год

Качество

20%

53%

68%

СОУ

42%

47%

63%

Средний балл

3,2

3,2

3,9

Диаграмма 8

Таблица 8

Группа №2 – 11 ч.

Группа №2 - 17 ч.

Группа №2 – 23 ч.

2011-2012 уч. год

2012-2013 уч. год

2013-2014 уч. год

Качество

63%

59%

78%

СОУ

58%

66%

67%

Средний балл

3,8

4,0

4,0

Диаграмма 8

Вывод: Качество знаний учащихся на протяжении трех лет улучшалось, что соответственно по годам составляет:

  • Группа №1: 20%, 53%, 68%;
  • Группа №2: 63%, 59%, 78%.

Следовательно, применение активных и интерактивных методов в учебно-воспитательном процессе оказалось эффективным, что положительно отразилось на динамике в развитии обучающихся.

Заключение

Итак, сделаем важные выводы:

Являются ли интерактивные методы универсальными?

Нет, интерактивные методы ни в коем случае не заменяют лекционные формы проведения занятий, но способствуют лучшему усвоению лекционного материала и, что особенно важно, формируют мнения, отношения, навыки поведения.

В чем же заключаются положительные моменты использования интерактивных методов обучения?

При использовании интерактивных методов роль преподавателя резко меняется, перестаёт быть центральной, он лишь регулирует  процесс и занимается его общей организацией, готовит заранее необходимые задания и формулирует вопросы или темы для обсуждения в группах, даёт консультации, контролирует время и порядок выполнения намеченного плана.

Участники обращаются к социальному опыту – собственному и других людей, при этом им приходится вступать в коммуникацию друг с другом, совместно решать поставленные задачи, преодолевать конфликты, находить общие точки соприкосновения, идти на компромиссы.

Психологами было установлено, что в условиях учебного общения наблюдается повышение точности восприятия, увеличивается результативность работы памяти, более интенсивно развиваются такие интеллектуальные и эмоциональные свойства личности,  как - устойчивость внимания, умение его распределять; наблюдательность при восприятии; способность анализировать деятельность партнера, видеть его мотивы, цели.

Каковы же преимущества интерактивных методик обучения? Прежде всего, интерактивные методы:

• пробуждают  у обучающихся интерес;

• поощряют активное участие каждого в учебном процессе;

• обращаются к чувствам каждого обучающегося;

• способствуют эффективному усвоению учебного материала;

• оказывают многоплановое воздействие на обучающихся;

• осуществляют обратную связь  (ответная  реакция аудитории);

• формируют у обучающихся мнения и отношения;

• формируют жизненные навыки;

• способствуют изменению поведения.

         Заметим, что важнейшее условие для этого — личный опыт участия преподавателя в тренинговых занятиях по интерактиву.  Научиться им можно только путем личного участия в игре, «мозговом штурме» или дискуссии.

В.А. Сухомлинский говорил, что лучший учитель тот, кто забывает о том, что он учитель. Стоит учителю отбросить менторский тон, проявить подлинный интерес, забыть, что он находится «наверху» и «встать рядом», как обучающиеся откликнутся, проявят искреннюю заинтересованность в общении.

Почему мы говорим «да» интерактивным методам? Они обеспечивают:

• Высокую мотивацию.

• Прочность знаний.

• Творчество и фантазию.

• Коммуникабельность.

• Активная жизненная позицию.

• Командный дух.

• Ценность индивидуальности.

• Свободу самовыражения.

• Акцент на деятельность.

• Взаимоуважение.

• Демократичность

Литература

  1. Анцибор М.М. Активные формы и методы обучения. Тула /2012.
  2. Брушменский  А.В. Психология мышления и проблемное обучение. – М., 2013.
  3. Гордон Драйден, Джаннетт Вое. Революция в обучении. — М.: ПАРВИНЭ, 2013.
  4. Джонсон Д., Джонсон Р., Джонсон-Холубек Э. "Методы обучения. Обучение в сотрудничестве";
  5. Дьюи Джон "Демократия и образование".
  6. Карпова Г.А. Методы педагогической диагностики. – Екатеринбург, 2011.
  7. Коротаева Г.С., Иофина  И.В. Психолого-педагогические основы конструктирования ситуации успеха в учебно-воспитательном процессе. – Екатеринбург, 2011.
  8. Коротаева Е.В. Обучающие технологии в познавательной деятельности. М., 2013.
  9. Латышина Д. И. "История педагогики";
  10. Лизинский В.М. Приемы и формы в учебной деятельности. М., 2014.

Литература

  1. Логинова Л.И. как помочь ребенку заговорить по-английски. СПб., 2010 г.
  2. Методические журналы «Иностранные языки в школе», 2010-2015 г.г. (подписное издание).
  3. Пассов Е.И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению. М., 2011 г.
  4. Радугин А. А. "Педагогика"
  5. Савельева. Английский язык для поступающих в вузы. М., 2011 г.
  6. Скалкин В.Л. Английский язык в ситуациях общения. М., 2012 г.
  7. Смирнов С.А. Педагогика. Теории, системы, технологии. – М., 2011.
  8. Фокин Ю. Г. "Преподавание и воспитание в высшей школе. Методология, цели и содержание, творчество";


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы "Нетрадиционные формы урока и внеклассная работа как фактор формирования положительной мотивации к обучению"

Нетрадиционные формы проведения занятий направлены на повышение эффективности деятельности учащихся. Главным достоинством нетрадиционных форм уроков является развитие и совершенствование со...

Анализ письменных контрольных работ (диктантов) по русскому языку (опыт работы)

Учебный материал посвящен анализу диктантов по русскому языку. Дано описание основных разделов и порядок работы при проведении анализа диктанта (работы над ошибками). Проведение анализа позволяет...

«Опыт работы по инновационной методике организации и проведения внеучебной физкультурно-оздоровительной и спортивной работы»

Автореферат для участия в X областном конкурсе «Мастер педагогического труда по учебным и внеучебным формам физкультурно-оздоровительной и спортивной работы»...

Опыт работы социального педагога по теме: "Работа социального педагога с детьми девиантного поведения как условие успешности обучения и развития учащихся".

       Опыт работы  показал, что, используя систему работы с детьми с девиантным поведением, у учащихся формируется положительная самооценка, эмоциональная стабил...

Опыт работы по теме "Работа с одаренными детьми"

Материал был предоставлен на 1 этап областного конкурса "Лидер в образовании- 2013"...

"Пожарная профилактическая работа с учащимися в системе дополнительного образования" - опыт работы

Аннотация    Представлен опыт пожарной профилактической работы с учащимися в системе дополнительного образования в объединении «Юные пожарные» МБОУ СОШ №10 Абинского района.Мир, в котор...