СОВРЕМЕННЫЕ ДИДАКТИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ: ПОНЯТИЕ И СОДЕРЖАНИЕ
статья на тему
Данная статья посвящена одному из важнейших компонентов образовательного процесса - дидактическим условиям. Само содержание образования связано с одной стороны с объективным изменением в силу развития науки педагогики дидактических условий, с другой стороны требованиями образовательной политики государства на том или ином этапе развития общества и тем самым меняющим дидактические условия обучения. Автор рассматривает современные трактовки в педагогической науке определения понятия «дидактические условия». Сегодня изменения подходов к содержанию дидактических условий учебного процесса связано с политикой модернизации системы образования, новыми требованиями к результатам профессионального образования, определенными федеральными государственными образовательными стандартами третьего поколения. .
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
didaktika.doc | 38 КБ |
Предварительный просмотр:
СОВРЕМЕННЫЕ ДИДАКТИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ: ПОНЯТИЕ И СОДЕРЖАНИЕ
Годжаева Светлана Николаевна
БПОУ РК «Торгово-технологический колледж»
Дидактические условия – один из важнейших компонентов образовательного процесса. Само содержание образования связано с одной стороны с объективным изменением в силу развития науки педагогики дидактических условий, с другой стороны требованиями образовательной политики государства на том или ином этапе развития общества и тем самым меняющим дидактические условия обучения.
В качестве примера объективной причины трансформации дидактических условий современности можно назвать появление новых технических средств (компьютеризация общества, интерактивная доска) и технологий обучения (кейс-технологии, дистанционное обучение).
Политика модернизации системы образования, новые требования к результатам профессионального образования, определенные федеральными государственными образовательными стандартами третьего поколения, изменили подходы к содержанию дидактических условий учебного процесса. Что же включают в себя эти новые требования ФГОС? Применительно к результатам обучения это освоенные компетенции, обеспечивающие соответствующую квалификацию и уровень образования. Соответственно требования к условиям реализации ОПОП включают формирования новых моделей, технологий осуществления контроля и оценивания предметных, метапредметных, личностных результатов освоения профессиональной образовательной программы и компетенций.
Сегодня в педагогической науке можно встретить разные определения понятия «дидактические условия». Например, Егорина В.С. под дидактическими условиями подразумевает «обстоятельства обучения, которые являются результатом отбора, конструирования и применения элементов содержания, форм, методов и средств обучения, способствующих эффективному решению поставленных задач».[1] Волкова С.В. считает, что «дидактические условия - это специально смоделированные обучающие процедуры, реализация которых позволяет решать определенный класс образовательных задач». [3] Ложакова Е.А., уточняет что это «специально создаваемые педагогом обстоятельства педагогического процесса, при котором оптимально сочетаются процессуальные компоненты системы обучения».[2]
Содержание дидактических условий меняется в зависимости от поставленных задач перед педагогом в ходе учебного процесса.
Например, Егорина В.С. для формирования логического мышления учащихся предлагает комплекс дидактических условий, который включает:
- специально отобранное содержание процесса обучения школьников мыслительным операциям;
- обеспечение единства мотивационного, содержательного и операционного компонентов обучения;
- единство репродуктивного и продуктивного характера познавательной деятельности учащихся;
- постепенное повышение степени их самостоятельности в овладении мыслительными операциями;
- побудительно-интенсифицирующая деятельность учителя.[4]
Хакбердыев М. при подборе учебного материала для упражнений по формированию логических знаний и умений считает необходимым учитывать такие дидактические условия как:
- преемственность в интеллектуальной подготовке младших школьников с дошкольниками и средним звеном школы;
- систематичность и целенаправленность работы;
- использование специально разработанной системы заданий, способствующей усвоению материала, рассчитанного на интеллектуальное развитие школьников, применению его в новых условиях, в процессе изучения различных предметов.[Цит. по 1]
Волкова С.В. под дидактическими условиями включения учащихся в процесс реализации учащимися смыслов в ходе обучения подразумевает:
- организацию обучения как процесса решения личностно-значимых проблем на основе творческого диалога;
- создание эмоционально стимулирующей учебной среды, активизирующей потребность учащихся открывать новые смыслы в процессе обучения;
- актуализация личностно-профессиональной позиции учителя как «психомайевта».[3]
Ложакова Е.А. к числу дидактических условий формирования информационной компетентности студентов относит:
- выбор определенных форм, средств и методов обучения, а также методов и форм контроля за усвоением знаний (тренажеры, тесты, интерактивное обучение, компьютерные программы и т.д.);
- разработку и применение специальных заданий, способствующих овладению возможностями использования современных информационных технологий в работе со звуком и мультимедиа;
- разработку и применение систему оценивания знаний, умений и навыков студентов. [2]
Таким образом, разнообразие педагогических целей образовательного процесса способствует и множественности дидактических условий их достижения.
Библиографический список
- Хотченкова Е.А. Развитие логического мышления школьников средствами учебного предмета «Математика». – Автореф. дисс. к.п.н. - Ставрополь, 2006.
- Ложакова Е.А. Педагогические условия и принципы обеспечения эффективности процесса формирования информационной компетентности студентов музыкальных специальностей в ходе обучения информатики // Вестник РУДН. - 2011. - № 3. - С. 3-6.
- Волкова С.В. Дидактические условия реализации учащимися личностных смыслов в процессе обучения. - Автореф. дисс. к.п.н. - Петрозаводск, 2002.
- Егорина В.С. Формирование логического мышления младших школьников в процессе обучения. - Автореф. дисс. к.п.н. - Брянск, 2001.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья на тему:«Межкультурная коммуникация в условиях модернизации структуры содержания языкового образования
Обобщение положительного опыта работы учителей английского языка...
Роль экологических понятий в содержании биологического образования
В данной статье можно познакомиться с основными приёмами формирования зкологических знаний, с ролью экскурсий в формировании экологических знаний, с формами экологической работы в школе....
«ИКТ-компетентность как условие качественного обновления содержания образования на уроках технологии»
Изменения в образовательной системе нацелены на то, чтобы сделать ее более приспособленной к изменениям, происходящим в экономике, социальной жизни страны, интегрированной в мировую систему образовани...
буклет для педагогов "Оптимизация познавательного и речевого развития в процессе дидактических игр с математическим содержанием"
В буклете представлены дидактические игры и упражнения для развития математической речи дошкольников...
Финансовая грамотность. Разработка комплекса дидактических материалов по теме «Содержание и методика преподавания тем по финансовому мошенничеству и рискам» для учащихся разного возраста
Разработка комплекса дидактических материалов по теме «Содержание и методика преподавания тем по финансовому мошенничеству и рискам» для учащихся разного возрастаПодготовили:Васильева Тать...
Воспитательная работа: понятие, принципы, содержание
Основная цель организации воспитательной работы в детском доме – воспитание и развитие воспитанников в организованной целенаправленной деятельности, где каждый ощущает свою полезность и сопричас...
Музыкально- дидактические игры с экологическим содержанием для детей старшего дошкольного возраста Зимние узоры.
Музыкально- дидактические игры с экологическим содержанием для детей старшего дошкольного возрастаЗимние узоры.Задачи: 1. Совершенствовать слуховое внимание детей и чувство ритма.2. Развивать тво...