Воспитательная работа: понятие, принципы, содержание
статья
Основная цель организации воспитательной работы в детском доме – воспитание и развитие воспитанников в организованной целенаправленной деятельности, где каждый ощущает свою полезность и сопричастность общему делу
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vospitatelnaya_rabota.docx | 26.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Воспитательная работа: понятие, принципы, содержание
Вопросами воспитательной работы занимались педагоги:
И. Ф. Гербарт [3], К.Д. Ушинский [10], Ю.К. Бабанский [1], Б.Т. Лихачев [4].
Понятие «воспитательная работа» невозможно определить без представления о термине «Воспитание». В.А. Сластенин дает чёткое и ясное определение воспитания, характеризует его как специально организованную деятельность педагога и воспитанников по реализации целей образования в условиях педагогического процесса [8]. Воспитательная работа - это педагогическая деятельность, направленная на организацию воспитательной среды и управление разнообразными видами деятельности воспитанников с целью решения задач гармоничного развития личности [8]. С появлением новых стандартов образования поменялось отношение к системе образования и воспитания. Воспитательная работа рассматривается как воздействие педагога на ученика в рамках реализации своих профессиональных функций. Включает в себя реализацию комплекса организационных и педагогических задач, решаемых педагогом с целью обеспечения оптимального развития личности ученика, выбор форм и методов воспитания учащихся в соответствии с поставленными задачами и сам процесс их реализации [5].
Организация воспитательной работы в детском доме осуществляется педагогами и воспитателями, которые должны владеть следующими компетенциями:
- осуществлять диагностику развития личности ребенка, детского коллектива и коллектива педагогов;
- ставить достижимые цели воспитательной работы и добиваться их;
- организовать благоприятную для самореализации и
самоутверждения личности ребенка, педагога и родителя деятельность;
- объединять деятельность педагогов, участвующих в воспитательном процессе, с целью повышения эффективности воспитательной работы;
- создать в образовательной организации нравственно
благоприятную и эмоционально насыщенную развивающую среду;
- проводить анализ сложившейся социально-педагогической ситуации, полученных результатов воспитательной деятельности и т.д. [9].
Воспитательная работа строится на принципах:
- Принцип гуманизма.
Воспитательная работа требует уважительного отношения к каждому человеку, прежде всего, к ребёнку как главной ценности в системе человеческих отношений. В соответствии ФГОС ООО педагог и обучающийся (воспитанник) являются равноправными участниками педагогического процесса.
- Принцип социальной адекватности.
Воспитательная работа должна организовываться в соответствии с социальной ситуацией, соотноситься с общественно-экономическими условиями. При организации воспитательной работы необходимо объединять деятельность педагогов, семьи и общественности.
- Принцип единой воспитывающей среды.
При организации воспитательного процесса условия деятельности не только детей, но и взрослых должны быть равны. Должно быть обеспечено: единство требований к воспитанникам; единство предметно-пространственной среды; единство слова и дела (каждое данное слово должно подтверждаться делом); гармоничное сочетание индивидуальной и коллективной деятельности воспитанников; общность интересов; единство школьного, семейного и общественного воспитания.
- Принцип продуктивности педагогического общения.
Осуществление этого принципа предполагает выполнение педагогом следующих условий: владение инициативой в общении с воспитанниками; диалогичность общения; богатство и разнообразие ситуаций педагогического общения; соответствие общения этическим нормам.
- Принцип активности и самодеятельности воспитанников.
Воспитание эффективно только при условии, если оно осуществляется на основе активности самого ребёнка. Педагогу необходимо поддерживать активность ребенка, оказывать помощь в достижении ребенком значимых для него результатов.
- Принцип личностной направленности.
Педагог должен своевременно выявить способности, интересы и наклонности воспитанников, определить наиболее верный путь развития для каждого из них и организовать жизнедеятельность детей в соответствии с их индивидуальными особенностями.
- Принцип единства урочной и внеурочной деятельности.
Внеурочная воспитательная работа должна быть продолжением урочной деятельности, должна опираться на знания и опыт детей, приобретённые в школе.
- Принцип личностной направленности и оценки.
Педагогическое требование должно подкрепляться педагогической оценкой, педагогическая оценка, в свою очередь, должна даваться с учётом предъявленных воспитаннику требований. В случае если оценка не равна требованиям, этот принцип утрачивает свою действенность.
- Принцип создания благоприятных социально-психологических условий.
Условия жизни воспитанников должны быть благоприятными, необходимо поддержание социально-психологического климата в коллективе воспитанников, установление конструктивных и доброжелательных взаимоотношений учащихся с педагогами, организации ситуаций успеха.
- Принцип создания предметно-пространственной среды.
Условия жизни воспитанников должны быть должны быть комфортными и безопасными для здоровья. Окружающая обстановка должна быть эстетически оформлена, соответствовать возрастным и психологическим особенностям детей [7].
Комплекс данных принципов является содержанием воспитания. Принципы обязательны к исполнению и должны применяться в равной степени в воспитательном и образовательном процессе. «Любая воспитательная работа, - утверждает Н. М. Таланчук, - должна начинаться с того, что педагог усваивает, осознает воспитательные функции, то есть обязанности, виды деятельности, выполняемые в процессе формирования личности и ученического коллектива».
В воспитательной работе следует выделить три группы функций:
1. непосредственное воздействие педагога на ребенка:
- изучение индивидуальных особенностей его развития, окружения, интересов;
- программирование воспитательных воздействий;
- реализация комплекса методов и форм индивидуальной работы с воспитанником;
- - анализ эффективности воспитательных воздействий.
2. создание воспитывающей среды:
- сплочение коллектива;
- формирование благоприятной эмоциональной атмосферы;
- включение воспитанников в разнообразные виды трудовой,
спортивной, творческой, социальной деятельности;
- развитие детского самоуправления.
3. коррекция влияния различных субъектов социальных отношений ребенка:
- взаимодействие с педагогическим коллективом;
- коррекция воздействия средств массовой коммуникации;
- нейтрализация негативных воздействий социума;
- взаимодействие с другими образовательными учреждениями.
Содержание воспитания - это набор целей, видов деятельности, методов, направлений и прочих параметров, которые характеризуют целенаправленное воздействие на личность ребенка.
В содержании воспитания учитывается воздействие внешних факторов, а также индивидуальные особенности характера ребенка. Оно представляет собой определенную систему, которая включает в себя набор убеждений, личных качеств, особенностей поведения и прочих черт, которыми должен овладеть ребенок в процессе целенаправленного воздействия. В основу закладываются следующие идеи:
- реальность целей (развитие ребенка в соответствии с его
способностями и задатками);
- совместная деятельность (проработка программ занятий, поиск тем
и методик педагогами осуществляется в тесном сотрудничестве с воспитанниками);
- самоопределение (ребенку должна быть предоставлена определенная свобода действий в области поиска увлечений, а также установления жизненной позиции);
- личностная направленность (в центре воспитательного процесса должен находиться именно ребенок, его чувства и интересы);
- добровольность (работа с детьми должна быть организована таким образом, чтобы они сами изъявляли желание приобретать те или иные знания и навыки);
- коллективность (в процессе воспитания дети должны быть подготовлены к жизни в обществе).
Сидоров С.В. выразил классификацию содержания воспитания [7].
Она описана следующим образом:
В соответствии с объектом:
- экономическое (пояснение основных законов финансовых
отношений);
- гражданское (обучение основным нормам жизни в обществе);
- интеллектуальное (законы логического мышления);
- интернациональное (знание особенностей культуры и быта разных народов, а также развитие уважения и толерантности к ним);
- правовое (основные аспекты законодательства);
- духовно-нравственное (обучение нормам поведения и морали);
- эстетическое (воспитание подразумевает привитие любви к прекрасному);
- патриотическое (выработка чувства ответственности перед Родиной).
В соответствии с содержанием:
- трудовое (обучение основным приемам работы и донесение информации о самых распространенных профессиях);
- умственное (развитие мыслительных способностей, расширение
кругозора);
- физическое (развитие выносливости и обучение основам здорового образа жизни).
В соответствии с формой: школьное; семейное; конфессиональное (религиозное).
По отношению воспитателя:
- демократическое (воспитатель с уважением относится к точке зрения учеников);
- свободное (не ограничиваются действия воспитанников);
- авторитарное (жесткий стиль преподавания, четкое соответствие программе).
Цели и содержание воспитания - это конечное состояние и набор характеристик, которые планируется привить ребенку путем систематических занятий [6].
Для достижения целей выделяются определенные задачи. Для каждого направления воспитательной работы характерны свои задачи.
ФГОС ООО определил основные направления воспитательной работы:
- Обще интеллектуальное;
- Спортивно-оздоровительное;
- Общекультурное;
- Духовно-нравственное;
• Социальная деятельность;
- Работа с родителями.
Рассмотрим общие задачи в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в РФ» № 273 – ФЗ от 29.12.2012 [11]:
- формирование представлений о собственных способностях и положении в обществе;
- гармоничное и разностороннее развитие личности;
- овладение основными нравственными ценностями, которые являются общепринятыми в обществе;
- формирование гражданской позиции, которая позволит ребенку в будущем стать активным членом общества;
- развитие инициативы и заинтересованности в решении трудовых и коллективных задач;
- формирование широкого круга общения и коммуникативных навыков.
Воспитательная работа включает в себя всю совокупную деятельность детского дома: внешкольную познавательную деятельность детей, деятельность воспитанников по интересам, игровую, трудовую, деятельность по развитию детского самоуправления и другие виды деятельности. Не все они являются одинаково значимы для воспитанников детских домов и способны стать системообразующими. Основные виды деятельности в детском доме должны быть направлены на позитивное развитие ребенка, то есть на развитие его интеллекта, нравственности, эмоционально-волевое развитие, в том числе - развитие самостоятельности, а также его физическое развитие. Особую роль в этом процессе следует отвести таким видам деятельности как: познавательная, деятельность по интересам, трудовая, игровая [2].
Познавательная имеет особое значение для детей-сирот, имеющих серьезные проблемы в развитии познавательной сферы. Главную роль в полноценном развитии личности играет познание себя (своих психофизических способностей, особенностей характера, стиля и тактики собственной жизни), а также познание и принятие окружающего мира, внешнего образа мира; позитивное мироощущение.
Деятельность по интересам: для детей, у значительной части которых в процессе социализации имеется препятствие в виде неудачи в учебе (а это становится серьезным препятствием на пути взаимодействия ребенка с другими), деятельность по интересам предоставляет возможность самоутверждения, саморазвития в других областях. Деятельность по интересам для детей-сирот - это путь вхождения в мир, в общественные отношения через полезную деятельность, через социально приемлемые формы самоутверждения.
Трудовая: труд для воспитанников детского дома - важнейшее средство социализации. Поэтому жизнедеятельность в детском доме должна быть организована таким образом, чтобы воспитанники овладели навыками в различных видах деятельности: от самообслуживания до предпринимательской деятельности. Особое место в овладении трудовыми навыками в детском доме должна занять профессиональная ориентация и профессиональная подготовка воспитанников - подростков, покидающих детский дом, овладение ими одной или несколькими профессиями.
Игровая: важнейшее средство развития воспитанников. Особое значение имеет для дошкольников и младших школьников. Однако жизнь этих детей была лишена игры и нормального развития. Дети-сироты принадлежат к той категории детей, которые в детстве «не доиграли». Они практически не умеют играть. Научить их различным видам игровой деятельности - задача психологов и педагогов детских домов [2].
Таким образом, воспитательная работа - это целенаправленная целостная динамическая система, специально организованная педагогами, системообразующим фактором которой является цель развития личности воспитуемого, реализуемая во взаимодействии педагога и воспитанника. Цели воспитания должны быть реальными, поставленными с учетом возрастных и психофизических особенностей детей, с учетом направлений воспитательной работы, проводимой с воспитанниками. Воспитательная работа основана на принципах гуманизма, социальной адекватности, единой воспитывающей среды, продуктивности педагогического общения, активности и самодеятельности воспитанников, личностной направленности, создания благоприятных социально-психологических условий, создания предметно-пространственной среды. Содержание воспитания - это набор целей, видов деятельности, методов, направлений и прочих параметров, которые характеризуют целенаправленное воздействие на личность ребенка.
Литература:
- Бабанский Ю. К. Оптимизация процесса обучения. М.: Педагогика., 1997. 103 с.
- Байкова Л. А., Гребенкина Л. К., Еремкина О. В. Методика воспитательной работы: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. Сластенина В. А., М.: Издательский центр «Академия», 2004. 144 с.
- Гербарт И. Ф. Общая педагогика, выведенная из цели воспитания. // Хрестоматия по истории зарубежной педагогики: учебное пособие / сост. А.И. Пискунов. М.: Просвещение, 1981. 352 с.
- Лихачёв Б.Т. Педагогика: Курс лекций. 4-е изд., перераб. и доп. М.: Юрайт-М, 2001. 607 с.
- Рожков М. И., Байбородова Л. В. Организация воспитательного процесса в школе: Учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: ВЛАДОС, 2000, 256 с.
- Седова Л. Н., Толстолуцких Н. П. Теория и методика воспитания: конспект лекций. М.: Высш. образование, 2006. 205 с.
- Сидоров С. В. Сайт педагога-исследователя [Электронный ресурс]// Принципы организации воспитательной работы в школе.
- Сластенин В. А. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. Заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2002. 576 с.
- Сидорова Л. К. Организация и содержание работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей. М.: Айрис-пресс, 2004. 112 с.
- Ушинский К. Д. Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии. Т. 1. СПб. 499 с.
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» // № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года с изменениями 2017-2016 года).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Основные принципы воспитательной работы классного руководителя
В данной статье представлены основные принципы воспитательной работы классного руководителя...
Статья. Основные принципы организации воспитательной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
Образование детей с ОВЗ и детей-инвалидов предусматривает создание для них специальной коррекционно - развивающей среды, лечение и оздоровление, воспитание и обучение, коррекцию нарушений развития, со...
ПРИНЦИПЫ И ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ ШКОЛЕ
Из опыта работы по формированию общекультурного развития учащихся...
Совершенствование научно-методической работы ДПЦ «Молодость» в целях повышения качества учебно-воспитательного процесса Секция: «Обновление содержания форм и методов работы ПДО по социализации личности
Материал I Открытых Алишевских педагогических чтений «Свободное время детства: За и против», 2011 г....
Методическая разработка "Основные певческие понятия, принципы звукообразования и некоторые вопросы практической работы с учеником"
Методическая разработка "Основные певческие понятия, принципы звукообразования и некоторые вопросы практической работы с учеником"...
Воспитательная работа: понятие, сущность, характеристика, нормативно-правовая база
Воспитательная работа в условиях учреждения содействия семьи представляет собой специально организованную, целенаправленную деятельность администрации и педагогического коллектива по реализации нормат...
Воспитательная работа: понятие, сущность, характеристика, нормативно-правовая база
Воспитательная работа в условиях детского дома представляет собой специально организованную, целенаправленную деятельность администрации и педагогического коллектива по реализации нормативных пр...