Статья "Эффективность применения игровых технологий на уроке"
статья на тему
Статья содержит доказательство эффективности применения игровых технологий на уроке
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
effektivnost_primeneniya_igrovyh_tehnologiy_na_uroke.docx | 22.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Эффективность применения игровых технологий на уроке
Ерастова Наталья Владимировна
Учитель математики
ГБОУ СОШ № 276, г. Санкт-Петербург
Современная система образования требует от педагога применения новых технологий на уроке, главной целью которых является развитие учебно-познавательных, ценностно-смысловых, общекультурных, коммуникативных, информационных, социально-трудовых компетенций школьника. Урок становится собранием различного количества педагогических технологий.
Что же такое педагогическая технология? Педагогическая технология (от др.-греч. τέχνη — искусство, мастерство, умение; λόγος — слово, учение) — специальный набор форм, методов, способов, приёмов обучения и воспитательных средств, системно используемых в образовательном процессе на основе декларируемых психолого-педагогических установок, приводящий всегда к достижению прогнозируемого образовательного результата с допустимой нормой отклонения.
Современные педагогические технологии:
-развивающее обучение;
-проблемное обучение;
-разноуровневое обучение;
-коллективная система обучения;
-технологию изучения изобретательских задач (ТРИЗ);
-исследовательские методы в обучении;
-проектные методы обучения;
-технология использования в обучении игровых методов: ролевых, деловых и других видов обучающих игр;
-обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа);
-информационно-коммуникационные технологии;
-здоровьесберегающие технологии и др.
Наибольший интерес представляет игровая технология. Игра- важнейшая составляющая деятельности школьника. «Игра ребенка – это его жизнь. Он в ней свободная, самостоятельная личность, развивающая свои силы. Для действительной жизни у ребенка еще слишком мало душевного материала, мало следов, мало сложившихся представлений. У него их довольно только для игры»(Русский педагог Н.В. Шелгунов).Ученики лучше усвоят новый материал, если предложить его в игровой форме. Сохранится интерес к обучению, концентрация внимания, исчезнет болезненная реакция на неправильные ответы, активизируется познавательная деятельность, формируется ассоциативное запоминание, развивается творческий потенциал ребенка, формируется коммуникативные компетенции, развивается самоорганизация и самоконтроль на уроке.
В отличие от традиционных игр педагогическая игра обладает существенным признаком - четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом.
В игре воссоздаются условия ситуаций, какой—то вид деятельности, общественный опыт, а в результате складывается и совершенствуется самоуправление своим поведением. Игра моделирует жизненный опыт, взаимодействие людей (на уроках литературы), объектов и явлений (на уроках математики, физики) и т.д. В современной школе игровая деятельность используется в следующих случаях:
-в качестве самостоятельной технологии;
-как элемент педагогической технологии;
-в качестве формы урока или его части;
-его внеклассной работе.
Место и роль игровой технологии, ее элементов в образовательном
процессе во многом зависят от понимания учителем функции игры.
Результативность таких игр зависит от:
- систематического их использования;
- целенаправленного построения их программ;
- сочетания их с обычными дидактическими упражнениями.
Педагогические игры делятся по:
-области применения (физические, трудовые, интеллектуальные, психологические),
-характеру педагогического процесса (обобщающие, познавательные, творческие, развивающие),
- игровой технологии (сюжетные, деловые, ролевые),
- предметной области (математические, физические, трудовые, спортивные),
- игровой среде (уличные, настольные, комнатные, компьютерные).
Этапы педагогической игры следующие:
- Отбор, разработка и подготовка педагогических игр.
- Организация игры.
- Вовлечение детей в игровую деятельность
- Подведение результатов, в соответствии с поставленными целями.
В игровую деятельность входят игры и упражнения, формирующие умение выделять основные характерные признаки предметов, сравнивать, сопоставлять их; игры развивающие умение отличать реальные явления от нереальных, воспитывающие умения владеть собой, быстроту реакции, музыкальный слух, смекалку и др.
Многие виды игр пришли пришли в школу из жизни взрослых. Например, деловые игры, имитационные, операционные, ролевые.
Технология всех игр состоит из нескольких этапов.
1. Подготовительный. Включает разработку сценария — условное отображение ситуации и объекта. В сценарий входят: учебная цель занятия, характеристика проблемы, обоснование поставленной задачи, план деловой игры, описание процедуры, ситуаций, характеристики действующих лиц.
2. Ввод в игру. Объявляются участники, условия игры, эксперты, главная цель, обосновываются постановка проблемы и выбор ситуации. Выдаются пакеты материалов, инструкций, правил, установок.
3. Процесс игры. С ее началом никто не имеет права вмешиваться и изменять ход. Только ведущий может корректировать действия участников, если они уходят от главной цели игры.
4. Анализ и оценки результатов игры. Выступления экспертов, обмен мнениями, защита учащимися своих решений и выводов. В заключение учитель констатирует достигнутые результаты, отмечает допущенные ошибки, формулирует окончательный итог занятия.
Таким образом, современный педагог, посредством игровой технологии, может превратить урок в захватывающее приключение, дающее не только усвоение нового знания, но и развитие коммуникативных, ценностно-смысловых, общекультурных компетенции школьника, а также развитие его творческого потенциала, самоорганизации и ассоциативного мышления.
Используемая литература
- Степанов Е.Н., Лузина Л.М. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания. Москва, 2002
- Хуторской А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты: Доклад на отделении философии образования и теории педагогики РАО 23 апреля 2002. Центр «Эйдос».
- Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Применение игровых технологий на уроках французского языка в начальной школе.(Сценарий урока-конкурса по теме"осень"во 2 классе.)
Уроки-конкурсы в начальной школе можно использовать для проверки усвоения пройденного материала, для оптимизации процесса повторения, для осуществления принципа коммуникативной направленности изучения...
Методика применения игровых технологий на уроках химии
Материал к аттестации в раздел"Владения аттестуемым педагогическим работником современными образовательными технологиями и/или методиками"...
Применение игровых технологий на уроках экономики в старших классах коррекционной школы 8 вида
Данная статья является опытом работы учителя математики коррекционной школы 8 вида Аристарховой Марины Алексеевны. В статье подробно рассмотрены игровые технологии, которые применяются в ра...
Применение игровой технологии на уроке географии
Статья с разработкой урока по теме "Рекреационные ресурсы мира (международный туризм)" 10-й класс...
Применение игровых технологий на уроках английского языка с целью повышения учебной мотивации, самореализации и самоопределения учащихся на начальном этапе обучения.
Знание иностранного языка в настоящее время стало очень актуальным. Особенно эффективно изучение иностранного языка на начальном этапе обучения. Дети младшего школьного возраста проявляют большой инте...
Применение игровых технологий на уроках физики
Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса. В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает сущес...
Применение игровых технологий на уроках географии
Применение игровых технологий на уроках географии способствует повышению познавательной активности учащихся и повышает интерес к предмету.Презентации состоит из 22 слайдов....