мастер -класс "Этический диалог"
презентация к уроку на тему
В данном мастер-классе представлен пошаговый алгоритм технологии этического диалога, условия эффективности.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Ценностные ориентиры системы общего образования, лежащие в основе стандартов: Гражданская идентичность как ключевой компонент российской идентичности; Идеалы ценностей гражданского общества, в том числе ценности человеческой жизни, труда, семейные ценности; Патриотизм, основанный на принципах гражданской ответственности и диалоге культур Ценности личностной, социальной и государственной безопасности; Национальное согласие по основным этапам становления и развития общества
Метод этического диалога разработан Аллой Ивановной Шемшуриной, доктором педагогических наук, профессором, зав. лабораторией воспитания нравственно-этической культуры НИИ семьи и воспитания РАО, достаточно широко известен. Он завоевал признание в начале 2000-х гг. Воспитательские часы на основе этого метода выстраиваются по сюжетному принципу, как история, позволяющая вовлечь ребенка в обсуждение нравственной проблемы.
Диалог имеет многоаспектное звучание в интегративных процессах педагогического взаимодействия взрослых и детей. Диалог Философский аспект Педагогический аспект Психологический аспект Методический аспект Социальный аспект
Значимость диалога – любое знание по природе своей диалогично, оно результат интеграции внешнего воздействия и внутренней активности субъекта. Диалог во взаимодействии педагога и учащихся проясняет и оттачивает индивидуальную мысль, рождает эмоционально прочувствованную и рационально осмысленную аргументацию; – в диалоге востребована и формируется субъектная позиция всех участников, что создаёт условия для речевой активности и ясной мысли, стимул для понимания другого; – процесс диалога формирует мотивацию поступка, готовность к нравственному выбору, инициативному проявлению; – развитие диалога поэтапно, его процесс приводит к единому результату, созданному путём интеграции всех мнений и позиций через их сопоставление, достижение понимания, через состояние сомышления его участников; – результатом процесса взаимодействия в диалоге всех участников является развитие рефлексии и потребность во внутреннем диалоге, а также достижение понимания.
Специфика технологии этического диалога Направленность технологии на осмысление стержневых оснований нравственной жизни человека, что позволяет рассматривать процесс диалогического взаимодействия в качестве метода нравственного становления и развития личности школьников.
Возрастная специфика моделирования диалогического взаимодействия . С младшими школьниками акцент делается на желание ребёнка быть хорошим, на характерное внимание к нравственной стороне поступка, его моральной оценке. Педагог строит канву диалога как сюжетный рисунок сказки, приключения, путешествия, открытия важной тайны, коллективной игры. В канву сюжета вплетаются разнообразные методики, ненавязчиво корректирующие поведения детей, их взаимоотношения в коллективе, диагностирующие их особенности, динамику нравственного развития.
Подростковый возраст В подростковом возрасте в основе канвы сюжетного рисунка лежит соотнесение, сопоставление и личностное осмысление накопленного нравственного опыта ребёнка с этически выверенными нормами образа жизни человека в вековом опыте предшествующих поколений. Сюжет выстроен в логике поиска нравственного решения в разнообразных жизненных ситуациях, приёмах стимулирования моральной самооценки, в действиях, творчестве, играх, экспериментах, сопровождающих непрерывный и развивающий разговор, ведущий к осознанию своего Я.
Ранний юношеский возраст Особенностью диалога со старшеклассниками является его проблемный характер, развитие культуры мышления, способности морального суждения и оценки, умения принимать решение в непростых ситуациях нравственного выбора.
Структурные компоненты этического диалога: Завязка. Процесс активного совместного логического размышления над проблемой. Кульминационный момент- наивысшее эмоциональное и интеллектуальное напряжение. Нравственный выбор. Развязка. Финал.
1 этап: Завязка Задача этапа : Эмоционально-образное сосредоточение учащихся в процессе диалога на этически выверенных ориентирах человеческой жизни, утверждающих нравственное основание личности. Содержание: Выход воспитанников на этическую проблему. Формы, приемы: Интригующий вопрос, дилемма, суждение, предложенной для анализа ситуации, реплика героев, игры, незаконченный сюжет, адресованное детям письмо и т.д. Результат: Выход на проблему.
2 этап: Процесс активного совместного логического размышления над проблемой. Задача этапа : Осмысление учащимися собственной личности, своего опыта. Стимулирование деятельности учащихся на уроке, положительная оценка ее, создание ситуации успеха Содержание : Построение логической цепочки развития мысли Формы, приемы : Последовательные, углубляющие проблему вопросы («почему?", "как вы думаете?" и т.д.);тесты, практические задания, эксперименты. Результат : Проблема становится личностно значимой, требующей ответа на поставленные вопросы, разрешения конкретных жизненных ситуаций.
3 этап: Кульминационный момент - наивысшее эмоциональное и интеллектуальное напряжение Задача этапа : Углубление и осмысление школьниками своего личностного Я в контексте данной проблемы, которое высвечивает перед ними пути нравственного решения непростых вопросов личной жизни. Содержание: Конкретизация проблемы в важном для нравственно-этического осмысления школьниками аспекте, обращение к личности ребёнка, поворот "на себя" Формы, приемы: Вопросы: А я какой? Я в этой проблеме. Результат: Ребенок переходит от общего размышления над проблемой на себя, у него возникает необходимость принятия решения, варианта поступка.
4 этап: Нравственный выбор Задача этапа : Прогнозирование воспитанниками дальнейшей линии своего поведения в той или иной социальной ситуации, жизненной коллизии, сложившейся в сфере его взаимоотношений с окружающими. Содержание: завершающий аккорд, который не ставит точку по обсуждаемой проблеме . Формы, приемы: Результат: Нравственный выбор, оценка себя, оценка ситуации «на себя» (может не высказываться педагогу)
5этап: Развязка Задача этапа : Смысловое заключение или переход к следующей проблеме Содержание: Резюме диалога Формы, приемы: «Открытый финал» - оставляет размышление на потом для индивидуального раздумья учеников (особенно актуально для старших школьников) Результат: индивидуальные раздумья учеников
6 этап: Финал Задача этапа : Стимулирование самоанализа, самооценки. Содержание: Рефлексия Формы, приемы: разные виды рефлексии Результат: Самоосмысление, которое ведет к нравственному развитию детей
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
МАСТЕР-КЛАСС: ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ С ПРИМЕНЕНИЕМ ТЕХНОЛОГИИ УЧЕБНОГО ДИАЛОГА НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ В СТАРШИХ КЛАССАХ ПО РОМАНУ Б.Л. ПАСТЕРНАКА «ДОКТОР ЖИВАГО»
МАСТЕР-КЛАСС: ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ С ПРИМЕНЕНИЕМ ТЕХНОЛОГИИ УЧЕБНОГО ДИАЛОГА НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ В СТАРШИХ КЛАССАХПО РОМАНУ Б.Л. ПАСТЕРНАКА «ДОКТОР ЖИВАГО»...
Мастер-класс "Интерактивное обучение: организация учебного диалога
Динамика развития системы образования диктует пересмотр привычных форм и содержания обучения. Практика показывает, что коррекция содержания образовательных программ происходит быстрее, чем меняю...
Мастер-класс "Интерактивное обучение: организация учебного диалога
Динамика развития системы образования диктует пересмотр привычных форм и содержания обучения. Практика показывает, что коррекция содержания образовательных программ происходит быстрее, чем меняю...
Мастер-класс "Проблемный диалог как средство реализации СДП"
Методическая разработка включает конспект, описывающий ход мастер-класса, и презентацию....
Мастер-класс "Выгодно ли брать кредит?" Проблемный диалог. Материалы педагогического совета.
Презентацию можно использовать для уроков экономики в 8-11 классах...
Мастер класс "Диалог с природой"
Мастер-класс«Диалог с природой»«Арюун байгаали тухайда хөөрэлдэел тухандаа»...
Мастер - класс "Диалог культур"
Мы с вами живем в стремительном 21 веке. Нашему государству необходимо сильное, конкурентоспособное поколение.Как вы думаете, какую же задачу ставит современное образование перед школой?...