Мастер-класс "Интерактивное обучение: организация учебного диалога
учебно-методический материал по теме
Динамика развития системы образования диктует пересмотр привычных форм и содержания обучения. Практика показывает, что коррекция содержания образовательных программ происходит быстрее, чем меняются формы организации учебной деятельности. Новое содержание, по законам гармонии, ведет за собой изменения и в формах обучения. Наибольший успех имеют те методы, которые в центр внимания ставят ученика. Этому и способствует интерактивне обучение, которое базируется на диалоговых формах процесса познания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master-klass_.doc | 36.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер-класс
Разработала: Рубцова А.Д. учитель русского языка и литературы
Тема: Интерактивное обучение: организация учебных диалогов
Ступени вверх прорубаю.
Я гору железом, железом
Долбаю, долбаю, долбаю…
Усилья, усилья, усилья…
Спина - будто натёртая солью.
А вдруг это крылья – крылья
Прорезываются с болью?
В.Шефнер
Цель: Раскрыть аспекты технологии интерактивного обучения, познакомить с основными способами организации учебного диалога, показать возможности применения учебного диалога при работе с любым содержанием разнообразных школьных предметов.
Ход занятия:
I. Актуализация.
Что мы понимаем под словом интерактивный? Понятие интерактивный («меж, между» + «акт, действие») пришло из социологии, понимается как инициативная ответственная позиция субъекта, которому адресованы производимые действия и процедуры.
Интерактивное обучение – это форма обучения, где знание добывается в совместной деятельности: через диалог и полилог учащихся между собой и учителем. Диалог может быть организован как между учениками (интраактивное ), так и между группами (интерактивное).
Интерактивное обучение – это обучение, погруженное в общение.
Интерактивное обучение помогает решать три задачи: учебно-познавательную, коммуникативно-развивающую, социальную. Эффективность такого обучения зависит от того, насколько педагог владеет навыками организации учебного диалога, потому что именно правильно организованный учебный диалог позволяет создать условия для формирования и развития учебной деятельности.
II. Применение интерактивной технологии на уроках русского языка.
(Все присутствующие становятся участниками импровизированного урока.)
Урок русского языка на тему «Обучение анализу прозаического текста на примере анализа миниатюры В.А.Сухомлинского «Красота» (см. Приложение).
Цель: создание условий для формирования навыков работы с текстом, мотивировать учащихся к созданию собственного алгоритма анализа текста.
Ход урока:
- Актуализация опорных знаний.
- Что такое текст?
- Назовите признаки текста.
2. Ключевое задание.
- Вспомните сказку «Курочка Ряба», докажите, что это текст. Определите тему и основную мысль.
- Всегда ли легко определить основную мысль текста?
- Определите цель урока. (Цель для учащихся: найти способы определения основной мысли текста, научиться анализировать текст).
- Определите тему урока (Анализ текста)
- Предложите ваши версии определения основной мысли текста (Версии фиксируются на доске. Например, найти ключевые слова, внимательно прочитать, обратить внимание на причинно-следственные связи и т.д).
- Ваши версии нуждаются в проверке, предлагаю их проверить на тексте В.А.Сухомлинского «Красота».
3. Работа в группах с использованием инструкции для групповой работы (см. приложение).
4. Представление результатов, используя прием «объемная мозаика». (Все участники мастер-класса при входе в аудиторию получают различные геометрические фигуры разного цвета, деление на группы происходит по принципу одинаковых фигур. После обсуждения в группах участникам снова объединяются в группы, но уже по цвету. Таким образом каждый член новой группы может высказать свою точку зрения. После обсуждения группа должна представить свои ответ. Ответы обобщаются. Делается вывод, неверные версии отбрасываются).
5. Составление каждым участником собственного алгоритма анализа текста. Защита, выбор наиболее удачных.
6. Проверка алгоритма при анализе любого текста. (Например, сказки «Курочка ряба»)
7. Этап рефлексии.
III. Основные аспекты технологии интерактивного обучения.
- Организация обучающего пространства (трансформация учебного пространства – в диалоге собеседники обращены лицом к лицу).
- Проблемность содержания (содержание ключевого задания образует ситуацию «разрыва» «знаю – не знаю»).
- Групповое распределение (идеальной для сотрудничества и взаимопомощи является групповая работа, наиболее оптимальный состав продуктивной группы – пять человек).
- Мотивация совместной деятельности (помни одно известное изречение мудрецов « Я могу подвести верблюда к водопою, но не могу заставить его напиться!»).
- Групповые роли и ситуации (организация работы в микрогруппе).
- Совместный результат (представление групповых решений: «ярмарка», «эстафета», «объемная мозаика»).
- Роль учителя (инициирующие реплики и вопросы учителя).
- Виды и формы оценок (рефлексия).
IV. Анализ импровизированного урока.
Рассмотреть основные этапы организации учебного диалога, начиная с момента создания проекта урока до конечного этапа- рефлексии.
- итоговое рассуждение, т.е какое задание-действие (рассуждение о том, как действовать) построит ученик, если урок пройдет эффективно и его учебные действия на уроке будут реализованы?
- ключевое задание (Необходимо помнить, что содержание ключевого задания образует ситуацию «разрыва», способствует созданию внутренней познавательной мотивации).
- организация дискуссии исследовательского характера.
Т.о интерактивное обучение - это обучение, в процессе которого ученик развивается совместно с учителем.
Технология интерактивного обучения может быть применена на самых разных учебных предметах.
Желаем удачи!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мониторинг качества обученности английскому языку и формы организации учебной деятельности по повышению качества обучения учащихся на уроке
Проблема повышения качества является одной из важнейших проблем современного образования. Принципиально важную роль в процессе управления качеством образования играет полнота и достоверность информаци...
Организация учебного процесса на основе технологии интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала
Основатель технологии Шаталов Виктор Федорович-ученый,педагог-новатор, народный учитель СССР. Работаю по данной технологии 15 лет. 7-ой год работаю в детском доме-школе с детьми с ограниченными ...
Мастер-класс "Интерактивное обучение: организация учебного диалога
Динамика развития системы образования диктует пересмотр привычных форм и содержания обучения. Практика показывает, что коррекция содержания образовательных программ происходит быстрее, чем меняю...
Презентация "Интерактивное обучение: организация учебного диалога"
Данная презентация является дополнением к мастер-классу "Интерактивное обучение: организация учебных диалогов"...
Практико-ориентированное обучение учащихся. Учебный магазин как форма организации учебного процесса в режиме реально действующего предприятия.
В современном российском обществе, переживающем глубокие социальные преобразования, молодые люди после получения профессионального образования зачастую не могут найти для себя рабочее мест...
Обучение речевому этикету посредством учебного диалога в 5-7 классах.
Работа содержит методические рекомендации при обучении формулам речевого этикета в учебном диалоге....
Особенности организации учебного процесса обучения младших школьников в условиях пятидневной учебной недели
Выступление на методическом объединении...