Кейс – технологии как метод повышения образовательной компетентности учащихся.
методическая разработка по теме
Использование кейс-технологий на уроке истории.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
keys_-_tehnologii_kak_metod_povysheniya_obrazovatelnoy_kompetentnosti_uchashchihsya.doc | 694.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Егорова Любовь Васильевна,
учитель истории и обществознания
МБОУ СОШ №3 г. Ядрина
http://nsportal.ru/lyubov-vasilevna-egorova
Всему, что необходимо знать, научить нельзя,
учитель может сделать только одно – указать дорогу.
Р. Олдингтон
«Кейс – технологии как метод повышения образовательной компетентности учащихся»
В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение в мировое образовательное пространство. В образовательный процесс вводятся федеральные государственные стандарты основного общего образования. Существенные изменения должны произойти в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса.
В этих условиях учителю необходимо ориентироваться на современные инновационные технологии, идеи. Я думаю, не надо тратить время на открытие уже известного, а использовать российский и зарубежный педагогический опыт. Без этого успешным педагогом быть нельзя. Сегодня мы с вами познакомимся с одной из современных эффективных образовательных технологий - кейс-технологии. Имею собственный опыт использования названных технологий на уроках истории и обществознания, посетила ряд открытых уроков учителей школ №36 и №14 г. Чебоксары, участвовала на республиканском семинаре руководителей кадетских классов «Кейс – технологии как метод повышения образовательной компетентности кадет».
Изначально кейс-технологии разрабатывались в н. 20 века в школе бизнеса Гарвардского университета для обучения юристов и менеджеров, когда студенты активно обсуждали конкретную экономическую или юридическую ситуацию, что и служило основой для их дальнейшей профессиональной деятельности. На сегодняшний день данные технологии широко используются в средних школах. Кейс-технологии можно использовать на всех уроках, в частности на уроках экономики, права, обществознания, истории по темам, требующим анализа большого количества документов и первоисточников. Они предназначены для получения знаний по тем дисциплинам, где нет однозначного ответа на поставленный вопрос.
Название технологии произошло от латинского casus – запутанный необычный случай; а также от английского case – портфель, чемоданчик. Происхождение терминов отражает суть технологии. Учащиеся получают от учителя пакет документов (кейс), при помощи которых либо выявляют проблему и пути её решения, либо вырабатывают варианты выхода из сложной ситуации, когда проблема обозначена. Методы кейс – технологии: 1. метод инцидентов – случилось непредвиденное, появилась проблема – исчез звук в фильме, флешка не открылась, ребёнок ушёл из дома ….То есть можно использовать предметный или внепредметный материал. Примером такого урока можно назвать изучение темы «Нашествие с Востока» по истории в 6 классе. При просмотре видеофильма о монголо-татарском нашествии исчез звук в нескольких местах. Для решения проблемы раздаю заранее подготовленные пакеты документов 3 группам учащихся (1 папка – кейс материалы о взятии Рязани, 2 группа – о взятии Козельска, 3 - взятии Киева). Группы восстанавливают текст, при этом оценивают друг-друга.
Кейс технологии противопоставлены таким видам работы, как повторение за учителем, ответы на вопросы учителя, пересказ текста и т.п. Кейсы отличаются от обычных образовательных задач (задачи имеют, как правило, одно решение и один правильный путь, приводящий к этому решению, кейсы имеют несколько решений и множество альтернативных путей, приводящих к нему. Задача учителя, использующего данные технологии – сделать из ребёнка лицо, принимающее решение, умеющее выявлять и решать проблему, презентовать своё решение.
2. игровые технологии
3. метод разбора деловой корреспонденции, анализа информации: Примером такого урока может служить изучение темы «Коллективизация в СССР». Данный кейс рассчитан на учащихся 9, 11 классов.
Кейс «Методы и результаты коллективизации в СССР»
Цели:
1. Выявление учащимися существования неоднозначных оценок событий, связанных с коллективизацией
2. Развитие учебно-интеллектуальных компетенций учащихся (бегло, сознательно, правильно читать тексты различных стилей при соответствии темпа чтения утвержденным нормам; распознавать противоречия в тексте; выделять проблему; анализировать разные точки зрения; выделять причинно-следственные связи при анализе с последующей подготовкой выводов; свободно интерпретировать материал).
3. Развитие учебно-коммуникативных компетенций (высказывать суждение в виде алгоритма мыслей; вести дискуссию, имея независимое суждение; осуществлять опровержение аргументов и тезисов; свободно вступать в полемику).
Потенциал кейса
При составлении заданий для этого урока можно использовать несколько уровней сложности
– Первая степень сложности: составление 3 группами учащихся социального портрета бедняка, середняка, кулака, используя учебник и кейс-материалы.
– Вторая степень сложности: восстановить временную цепочку
Бедняки, середняки, кулаки (расслоение деревни) к 1929 г. ----? – колхозники (однородный состав деревни). Методы осуществления коллективизации, отношение советской власти к разным категориям крестьян, отношение самих крестьян к коллективизации
– Третья степень сложности: добавить ещё одно задание : коллективизация –триумф или трагедия! Для кого трагедия, для кого триумф? Победа государства над крестьянами? Триумф для самих крестьян?
Решить кейс предлагается учащимся после самостоятельного изучения темы, работы с дополнительной литературой. Решений может быть множество и все варианты имеют право на существование, доказательство.
Содержательная часть кейса
Ситуация:
Разнородный состав советской деревни за 8 лет (с 1929 по 1937 гг ) стал однородным. Выход на проблему. Что произошло в деревне? Какой процесс происходил в деревне?
Схема составления социального портрета середняка (бедняка, кулака)
I/ Общая характеристика
1. Процентный состав в общей структуре крестьянства.
2. Описание хозяйства
- доходность
- производительность
-ориентация на рынок
- способ ведения хозяйства
3. Перспективные возможности
I/ «Отношение середняка(бедняка, кулака) к коллективизации»
- Общая тенденция.
- Варианты поведения.
III/ Политика советской власти по отношению к середняку(бедняку, к кулаку)
Приложение №2.
Материал для составления социального портрета (изучив информацию, выберите материал для выполнения своего задания)
1. Настоящий русский крестьянин, материально независимый, трудолюбивый, хозяйственный, настоящий хозяин на земле.
2. К коллективизации отнесся крайне отрицательно. Как можно согласиться на уравнивание трудовых усилий лодырей и тружеников. Он – хозяйственный, трудолюбивый человек. Всё нажитое тяжёлым трудом: сельскохозяйственный инвентарь, скот – теперь колхозу отдавать? Это у него не вызывало никакого энтузиазма.
«Ничего не пожалею, последнюю корову отдам, лишь бы уничтожить эту проклятую власть и придушить всех стервецов-коммунистов»
Это чуждый элемент, выступает против темпов или методов коллективизации, следовательно, готов отдать СССР на растерзание внешним врагам, т.е. хочет погубить советскую власть. Он «контрреволюционер» и «враг народа», должен быть уничтожен.
Конкретные предложения по «его ликвидации»
1. Отмена действия закона об аренде и применении наёмного труда — тем самым у …. выбивалась экономическая основа их хозяйства. Они больше не могли пользоваться собственным земельным наделом («аренда») и нанимать односельчан для его обработки («наёмный труд»).
2. Насильственное изъятие собственности: орудий производства, скота, хозяйственных и жилых построек, предприятий по переработке сельхозпродукции (мельниц и пр.), продовольственных, фуражных и семенных запасов.
3. Всё «кулацкое население» разбивалось на III категории:
отнесённые к I категории («контрреволюционный актив») — этапировались в концлагеря или подлежали расстрелу; отнесённые ко II категории — депортировались в отдалённые местности СССР; отнесённые к III категории — выселялись за пределы колхоза, проводившего раскулачивание.
30 января 1930 г. было принято секретное постановление Политбюро ЦК ВКП(б), явившееся одним из важнейших документальных оснований коллективизации. По I категории планировалось этапировать в концлагеря или расстрелять 60 тыс. человек, по II категории планировалось депортировать на север СССР, в Сибирь, на Урал, в Казахстан 245 тыс. человек. При депортации несчастным оставлялись лишь «самые необходимые предметы домашнего обихода, элементарные средства производства» (топор, лопата и т.п.), «минимум продовольствия». Деньги подлежали конфискации, на каждую семью разрешалось оставить не более 500 руб. (т.е. в среднем менее 100 руб. на человека, меньше месячной зарплаты). Отобранная у крестьян собственность поступала в фонды колхозов, часть конфискованного получало государство в качестве «возмещения долгов от кулачества». Дома «кулаков» превращались в избы-читальни, помещения сельсоветов, деревенские клубы, школы или общежития для колхозников. На колхозы возлагалась ответственность за засев «кулацкого» земельного надела и сдачу государству соответствующего количества сельхозпродукции. Грабежу подлежали и все вклады «кулаков» в сберкассах. Одновременно Политбюро приняло решения о запрете «кулакам» свободно переселяться из района проживания и распродавать своё имущество, о выделении спецэшелонов для этапирования спецпереселенцев к местам депортации и т.д. Вышеперечисленные мероприятия коснулись первоначально зерновых районов, а затем — территории всей страны.
Местный колхозный актив, члены ВКП(б) и комсомольцы вместе с представителями райисполкомов, райкомов партии проводили опись имущества, затем семья «кулака», насчитывавшая в среднем от 5—6 до 10—12 человек, выгонялась из дома на улицу с минимальными пожитками и в кратчайший срок отправлялась на ближайшую железнодорожную станцию в общей колонне таких же несчастных. Дорвавшийся до дармового, недоступного ранее добра, колхозный актив отбирал у раскулачиваемых валенки, полушубки, шапки, платки, шали, перины, подушки, посуду, детские игрушки и матрасики — всё, что ценилось, вплоть до женского нижнего белья.
На узловых станциях мужиков, детей, женщин, стариков и старух грузили, словно скот, в товарные теплушки и отправляли в Среднюю Азию, Казахстан, Коми, на Урал, в Сибирь. Везли неделями без хлеба, пищи и воды, по приезде поселяли в голую степь и предлагали устраиваться как угодно. Работы, медицинской помощи, жилья, продуктов — ничего не было, раскулаченные умирали сотнями, особенно маленькие дети и старики. Так осуществлялся форменный геноцид, жертвой которого становилась самая трудолюбивая и крепкая часть крестьянства. Только к лету 1930 г. было ограблено и разорено более 320 тыс. крестьянских хозяйств, присвоено имущества на сумму более 400 млн руб.
Были и такие. Не менее 100 тыс. хозяйств «самораскулачились» — крестьянские семьи успели распродать, порой за бесценок, нажитое имущество и бежать от арестов и депортации в города и на стройки.
В «кулаки», со всеми вытекающими последствиями, мог быть записан каждый крестьянин: кто хоть самый короткий срок использовал рабочую силу односельчан, не желал идти в колхоз, высказывал сомнения в его экономической эффективности, имел личные счёты с уполномоченными по хлебозаготовкам, односельчанами, представителями райисполкома или чем-то не угодил уполномоченному ОГПУ. Слово «кулак» превратилось в клеймо, означавшее одно: конфискацию имущества, разорение, полный слом прежнего быта, депортацию, бесконечные лишения и мытарства для детей и внуков, а может быть — концлагерь или расстрел. Расстрелы проводились по приговорам внесудебных органов — так называемых троек из представителей ОГПУ, партийных и советских органов. Трупы закапывали в балках, оврагах, заброшенных колодцах и шахтах, часто небрежно. Иногда могильники вскрывались по весне и обнаруживались местными жителями, ничего не знавшими о судьбе арестованных односельчан
Спецпереселенцев сводили в особые артели, жизнь в которых была едва ли легче, чем в лагере. Писатель В. Афонин рассказывал в 1987 г. в интервью «Литературной газете»: «В истории сибирских деревень есть поистине трагические страницы. Это возникшие неестественным, насильственным путем селения на самых отдаленных притоках Оби, куда поздней осенью 29-го – 30-го годов привозили в основном с Алтая раскулаченных. В поляну вбивали кол, говорили: “Здесь будете жить, ройте землянки. В Северном крае к осени 1930 г. потребность в жилье для переселенцев была удовлетворена на 1%. Не лучше было положение на Урале. В Богословском лесничестве на 102 семьи переселенцев имелось 12 изб, в каждую из которых вселили по 8–9 семей.
Генеральный прокурор СССР Н.В. Крыленко признавал в 1931 г.: «Спецпереселенцы сплошь и рядом находятся в зимнее время в летних казармах и зданиях бывших церквей, банях, шалашах, землянках и палатках, абсолютно перегруженных».
Снабжались переселенцы ниже порога выживаемости. В Сибири суточная норма на одного человека составляла 200 г муки, 20 г крупы, 6 г сахара, 3 г чая, 75 г рыбы и 7 г соли]. На Урале нормы были еще ниже: 200 г муки, 195 г картофеля и 100 г капусты в сутки. За все это приходилось платить на 15% дороже, чем в кооперативной торговле. Но даже такие нормы обеспечивались лишь на 50–70% .В результате только за 19321935 гг. умерло более 300 тыс. спецпереселенцев, то есть каждый шестой. Смертность в 1932 г. превысила рождаемость в 5 раз, в 1933 г. — в 9 раз.
В деревне стоит стон. Принуждаемые к коллективизации крестьяне режут скот и птицу и входят в колхоз, сравнявшись в нищете с бедняками, то есть применяли пассивные формы сопротивления.
На Украине, Кавказе, и Средней Азии возникли крестьянские волнения, подавленные частью Красной Армии.
Были и такие: Для крестьян, сочувствовавших раскулаченным или сопротивлявшихся коллективизации, чьё материально-имущественное положение никак не позволяло их хозяйства считать «кулацкими», колхозным активом был придуман специальный ярлык: подкулачник. Как легко догадаться, подкулачником мог стать каждый крестьянин, если в отношении его лояльности советской власти и колхозному строительству существовали какие-то сомнения.
Ограбленные и лишённые собственности крестьяне могли выбирать лишь один из двух вариантов: либо переселяться в город, на стройки и ради собственного пропитания становиться дешёвой рабочей силой, либо остаться в деревне, но жить и трудиться в коллективном и контролируемом государством хозяйстве. Уровень оплаты, а также условия труда определяло государство, получавшее таким образом фактически нищих, бесправных, дешёвых рабов и в промышленности, и в сельском хозяйстве.
Крестьяне остались самой бесправной частью населения. Ввели паспорта, а крестьянам их не выдали. В итоге крестьянин как крепостной колхозной системы, не имел свободы перемещения. Да и пенсии им стали платить только с 1964 г.
.
Составляет треть населения деревни. Безлошадные или однолошадные хозяйства. Часть работает по найму у зажиточных односельчан. Озлоблен. Негативно относится к деревенским богачам.
Опора советской власти в деревне.
Наряду с экономическими преобразованиями в деревне происходили культурные преобразования. В деревню стали поступать трактора, комбайны, автомашины, которые сосредотачивались в МТС. В деревне появились агрономы, механизаторы. С 1935 года крестьянам разрешили иметь приусадебный участок, корову, телят, свинью, овец. Жить стало лучше, веселей.
Вопросы и задания:
1. Какое противоречие можно найти между фактами в предложенных текстах?
2. Сформулируйте на основе найденного противоречия проблему.
2. Какова ваша точка зрения на методы и результаты коллективизации
Социальная структура крестьянства в 1927 – 1929 гг
РЕГИОНЫ | СРОКИ завершения коллективизации |
Северный Кавказ, Средняя и Нижняя Волга | осень 1930 -весна 1931 |
Украина, Центрально –Чернозёмный район, Сибирь, Урал, Казахстан | осень 1931-весна 1932 |
Остальные районы | к 1933 |
динамика объединения крестьян в колхозы
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дистанционные образовательные технологии как инструмент повышения ИКТ-компетентности учителя.
Дистанционное (дистантное) обучение - образование, осуществляемое с преобладанием в учебном процессе дистанционных образовательных технологий, форм, методов и средств обучения, а также с использование...
«Кейс-технология, как условие активизации самостоятельной работы учащихся, на уроках технологии»
Применение "Кейс-технологии" на уроках технологии...
Модель школьного самоуправления, как один из способов профилактики безнадзорности, правонарушений, наркомании, повышения социальной компетентности учащихся.
В статье повествуется о формах воздействия на безнадзорность, правонарушения, наркоманию и повышенея социальной компетентности учащихся школ....
мастер-класс "Применение кейс-технологии как метода проблемного обучения на уроках русского языка и литературы
Опыт применения проблемного метода обучения, в частности, использование кейс-технологии на уроках русского языка и литературы. Выступление на областном семинаре учителей русского языка и литературы 03...
МЕТОД ПРОЕКТОВ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ
Метод проектов – это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным ...
Тестирование как метод повышения профессиональной компетентности педагога
Тестирование — это метод, который позволяет выявить уровень знаний, умений и навыков, способностей и других качеств личности, а также их соответствие определенным нормам путем анализа способов в...
МЕТОД ПРОЕКТОВ – технология развития социального компонента образовательной компетентности на основной стадии обучения иностранному языку.
Метод проектов – это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, которая должна завершиться вполне реальным, практическим результатом. Доктор педагогических наук, и...