Система оценки качества в условиях предпрофильного обучения
статья на тему
Качество образования рассматривается как комплексный показатель, синтезирующий все этапы становления личности, условия и результаты учебно-воспитательного процесса, а также как критерий эффективности деятельности образовательного учреждения. Решение проблемы повышения качества образования зависит от того, насколько своевременно и адекватно реагирует школа на изменения внешней среды, и от потребностей общества. В статье рассматривается структура модели внутришкольного мониторинга уровня учебных достижений обучающихся по предметам предпрофильной подготовки, используемой в МБОУ Лицей № 88, для объективной оценки качества достигнутых результатов учебно-познавательной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
donskih_ng.doc | 42.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Донских Наталья Георгиевна, заместитель директора по УВР МБОУ Лицея № 88,г.Екатеринбурга |
Аннотация
Качество образования рассматривается как комплексный показатель, синтезирующий все этапы становления личности, условия и результаты учебно-воспитательного процесса, а также как критерий эффективности деятельности образовательного учреждения. Решение проблемы повышения качества образования зависит от того, насколько своевременно и адекватно реагирует школа на изменения внешней среды, и от потребностей общества. В статье рассматривается структура модели внутришкольного мониторинга уровня учебных достижений обучающихся по предметам предпрофильной подготовки, используемой в МБОУ Лицей № 88, для объективной оценки качества достигнутых результатов учебно-познавательной деятельности.
Система оценки качества в условиях предпрофильного обучения
В последнее время качество обучения и воспитания все более определяет уровень развития государства, становится стратегической областью, обеспечивающей их безопасность и потенциал за счет подготовки подрастающего поколения. Центральными тенденциями обеспечения высокого уровня образования становятся ориентация на запросы обучающихся и создание оптимальных условий для их обучения и развития. При этом качество образования рассматривается как комплексный показатель, синтезирующий все этапы становления личности, условия и результаты учебно-воспитательного процесса, а также как критерий эффективности деятельности образовательного учреждения. Оценка качества образования представляет не самостоятельный интерес, а рассматривается как ключ к решению назревших практических проблем в образовательном учреждении.
Введение в 7-9 классах Лицея предпрофильного обучения становится средством дифференциации и индивидуализации обучения, позволяющим за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитывать интересы, склонности, способности и возможности обучающихся. Таким образом, актуальным становится вопрос о создании системы эффективной оценки качества учебно-познавательной деятельности в таких классах, ведущей к самоактуализации и самореализации личности, направленной на выявление возможностей и создание оптимальных условий для их учебной деятельности.
Решение проблемы качества образования зависит от того, насколько своевременно и адекватно реагирует школа на изменения внешней среды, и от потребностей общества. Необходимо сознательное воздействие на возникающие процессы, что невозможно без изучения их динамики. Обеспечение должного качества образовательной системы достигается благодаря объективной информации о функционировании и развитии всех ее элементов, получаемой в мониторинговом режиме.
Особо отслеживается уровень учебных достижений класса по предметам предпрофильной подготовки. Образовательный мониторинг осуществляется по данным отчетов за контрольную точку, которые предоставляют классные руководители, учителя-предметники, заведующие предметными кафедрами. Аналитическая часть мониторинга сводится к оцениванию уровня обученности всего класса в сравнении с показателями предыдущего периода. Данный мониторинг также позволяет увидеть динамику обученности каждого ученика в отдельности.
Анализ осуществляемого мониторинга ставит перед администрацией Лицея следующие вопросы:
1. Как оценить динамику изменений в учебном и личностном росте ребенка?
2. Как оценить деятельность педагогов по развитию ребенка?
3. Как управлять мониторингом качества образования?
4. Как усовершенствовать существующий мониторинг на основе информационных технологий?
Таким образом, мы рассматриваем качество образования как совокупность показателей, характеризующих эффективность деятельности образовательного учреждения в целях развития личности ученика и учителя.
Безусловно, существуют разнообразные формы анализа административных контрольных работ. На наш взгляд, прежде всего необходим анализ выполнения обучающимися заданий с учетом трех уровней сформированности системы качеств знаний учащихся: воспроизводящего, конструктивного, творческого. Для этого подсчитывается количество обучающихся, выполнивших соответственно первое и второе задание, – учащиеся воспроизвели понятие (закон, основные положения) и применили его к решению задачи по образцу – воспроизводящий уровень; третье задание – применили знания в измененной ситуации – конструктивный уровень; применили знания в новой ситуации – творческий уровень. На основании полученных результатов строятся диаграммы и графики, дающие возможность наглядно представить состояние системы качеств знаний обучающихся предпрофильного класса.
Используя данный подход, можно анализировать состояние системы качеств знаний обучающихся по одному предмету, по всем классам у одного учителя; у разных учителей для сравнения эффективности их работы; в одном классе по разным предметам, а также получить информацию о качествах знаний отдельно взятого ученика по одному предмету или по всем предметам. Администрации лицея полученные данные позволяют управлять деятельностью каждого учителя по формированию системы качеств знаний при предпрофильной подготовке обучающихся.
Таким образом, объективная оценка качества достигнутых результатов учебно-познавательной деятельности, применение современных образовательных технологий обучения и контроля с учетом реалий школы являются необходимым условием совершенствования качества общего образования.
Список используемой литературы
- Глушенкова А.В. Организация системы психолого-педагогического сопровождения профильного обучения старшеклассников на диагностической основе//Завуч -2012-№5
- Профильное обучение в старшей школе: ученое пособие для повышения квалификации работников образования / Е.Л.Болотова, И.М. БродскаяюМ.УРАО,2006
- Галеева Н.Л. Мониторинг для учителя //ПС. Управление школой - 2005.-№23
- Гуменюк Т.А. Педагогический совет «Управление процессом формирования системы качеств знаний учащихся» // Завуч. 2012.-№ 4
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Поиск модели классной воспитательной системы в современных условиях
Роль классного руководителя в школе. Как средства ИКТ помогают классному руководителю во внеурочной деятельности...
Аспекты и проблемы интеграции национальной системы образования в условиях глобализации.
В современном информационном обществе в условиях глобализации образование становится его фундаментальной основой. Совершенствование системы образования — один из стратегических ресурсов р...
Адаптивная система обучения в условиях ВСОШ при ФКУ ИК.
Адаптивная система обучения: в чем ее преимущество.Как научить обучающихся учиться? Повысить уровень самостоятельности и познавательного интереса к предмету? «Не потерять ребят» с низкими учебными воз...
«Организация накопительной системы оценки в условиях реализации новых стандартов».
Системная оценка личностных, метапредметных и предметных результатов реализуется в рамках накопительной системы – рабочего Портфолио. Портфолио ученика: - является современным педагогическим инструмен...
«Внеурочная деятельность в системе ФГОС: создание условий для самореализации и саморазвития личности обучающихся через совместную деятельность общеобразовательного учреждения и семьи»
Внеурочная деятельность в системе ФГОС: как создать условия для самореализации и саморазвития личности обучающихся через совместную деятельность общеобразовательного учреждения и семьи....
Качество и результаты образования: система оценки в условиях ФГОС
ПРИОРИТЕТНОЕ НАПРАВЛЕНИЕРАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ–ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯНА ОСНОВЕ ЭФФЕКТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯС УЧЕТОМ КОНКРЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ, ВОСПИТАНИЯ И РАЗВИТИЯ...
Некоторые аспекты системы оценивания в условиях ФГОС
В статье представлены некоторые аспекты системы оцениваня в условиях ФГОС....