«Организация накопительной системы оценки в условиях реализации новых стандартов».
статья по теме
Системная оценка личностных, метапредметных и предметных результатов реализуется в рамках накопительной системы – рабочего Портфолио. Портфолио ученика: - является современным педагогическим инструментом сопровождения развития и оценки достижений учащихся, ориентированным на обновление и совершенствование качества образования; - реализует одно из основных положений Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования второго поколения – формирование универсальных учебных действий; - позволяет учитывать возрастные особенности развития универсальных учебных действий учащихся младших классов; лучшие достижения Российской школы на этапе начального обучения; а также педагогические ресурсы учебных предметов образовательного плана; - предполагает активное вовлечение учащихся и их родителей в оценочную деятельность на основе проблемного анализа, рефлексии и оптимистического прогнозирования. Портфолио представляет собой комплект печатных материалов формата А4, в который входят материалы, представляющие достижения учащегося. Портфолио как инновационный продукт носит системный характер. В образовательном процессе он используется как: процессуальный способ фиксирования достижений учащихся; наглядные доказательства образовательной деятельности ученика; повод для «встречи» школьника, учителя и родителя. Преимущества Портфолио как метода оценивания достижений учащихся: - сфокусирован на процессуальном контроле новых приоритетов современного образования, которыми являются УУД (универсальные учебные действия); - учитывает особенности развития критического мышления учащихся путем использования трех стадий: вызов (проблемная ситуация) – осмысление – рефлексия; - позволяет помочь учащимся самим определять цели обучения, осуществлять активное присвоение информации и размышлять о том, что они узнали.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Выступление на семинаре с международным участием.
«Организация урочной и внеурочной деятельности для достижения новых образовательных результатов»
( Рабочий язык семинара - английский.)
«Организация накопительной системы оценки в условиях реализации новых стандартов.
Структура портфолио».
В рамках реализации ФГОС, с целью индивидуализации и дифференциации процесса обучения в школе, личностного и профессионального самоопределения обучающихся, формирования у них мотивации на достижение определенных результатов воспитания, развития и социализации, разработана система оценки.
Особенностями системы оценки являются:
· комплексный подход к оценке результатов образования (оценка предметных, метапредметных и личностных результатов общего образования);
· использование планируемых результатов освоения основных образовательных программ в качестве содержательной и критериальной базы оценки;
· оценка успешности освоения содержания отдельных учебных предметов на основе системно-деятельностного подхода, проявляющегося в способности к выполнению учебно-практических и учебно-познавательных задач;
· оценка динамики образовательных достижений обучающихся;
· сочетание внешней и внутренней оценки как механизма обеспечения качества образования;
· использование персонифицированных процедур итоговой оценки и аттестации обучающихся и неперсонифицированных процедур оценки состояния и тенденций развития системы образования;
· уровневый подход к разработке планируемых результатов, инструментария и представлению их;
· использование наряду со стандартизированными письменными или устными работами таких форм и методов оценки, как проекты, практические работы, творческие работы, самоанализ, самооценка, наблюдения и др.;
· использование контекстной информации об условиях и особенностях реализации образовательных программ при интерпретации результатов педагогических измерений.
· использование накопительной системы оценивания (портфолио), характеризующей динамику индивидуальных образовательных достижений;
Системная оценка личностных, метапредметных и предметных результатов реализуется в рамках накопительной системы – рабочего Портфолио.
«Портфель личных достижений»
(далее портфолио) – это индивидуальная папка ученика, в которой фиксируются, накапливаются, оцениваются индивидуальные достижения в разнообразных видах деятельности: учебной, творческой, социальной, коммуникативной за учебный год и за весь период его обучения в школе.
Портфолио ученика – это комплекс документов, представляющих совокупность сертифицированных и несертифицированных индивидуальных учебных достижений, выполняющих роль индивидуальной накопительной оценки, которая наряду с результатами экзаменов является составляющей рейтинга учащихся.
Портфолио является основанием для составления рейтингов выпускников основной и средней школы по итогам обучения на соответствующей ступени образования.
Портфолио создаётся для сбора информации об образовательных достижениях обучающегося в различных видах деятельности (учебно-познавательной, трудовой, творческой, общественной и т.д.); для повышения образовательной и общественной активности школьников, уровня осознания ими своих целей, потребностей, возможностей, личностных качеств; для определения дальнейшего профиля обучения.
Цели и задачи портфолио:
Цель внедрения технологии портфолио – отслеживание, учёт и оценивание индивидуальных достижений учащихся, повышение образовательной активности школьников, создание индивидуального образовательного рейтинга обучающегося, в котором отражены реальные достижения каждого ученика, весь спектр его способностей, интересов, склонностей, знаний и умений.
Основными задачами применения портфолио являются:
- создание ситуации успеха для каждого ученика, повышение самооценки и уверенности в собственных возможностях;
- максимальное раскрытие индивидуальных способностей каждого ребенка;
- развитие познавательных интересов учащихся и формирование готовности к самостоятельному познанию;
- формирование установки на творческую деятельность, развитие мотивации дальнейшего творческого роста;
- формирование положительных моральных и нравственных качеств личности;
- приобретение навыков рефлексии, формирование умения анализировать собственные интересы, склонности, потребности и соотносить их с имеющимися возможностями;
- формирование жизненных идеалов, стимулирование стремления к самосовершенствованию;
- содействие дальнейшей успешной социализации обучающегося.
Функции портфолио:
Диагностическая — позволяет проследить личностный рост ребенка, формирование умения учиться, дает возможность узнать особенности эмоциональной жизни ученика и учитывать это в общении.
Контролирующая и оценивающая — оценка своих достижений в учебной деятельности, помогает ребенку осознать и зафиксировать свои успехи, проанализировать свой учебный опыт, задуматься над результатами своего труда.
Воспитательная — осознание в себе ученика, человека, ценностных ориентаций.
Функция творческого развития — позволяет проявить творческие способности.
Порядок формирования портфолио:
Портфолио обучающегося основной школы является одной из составляющих «портрета» выпускника основной школы и играет важную роль при переходе в 10 класс для определения вектора его дальнейшего развития и обучения.
Период составления портфолио 5 лет (5 - 9 классы).
Ответственность за организацию формирования портфолио и систематическое знакомство родителей (законных представителей) с его содержанием берут на себя классные руководители и учителя-предметники.
Структура рабочего Портфолио:
1.Перечень представленных в портфолио документов
2. Информация о владельце портфолио
3.Раздел I. Портфолио документов по учебным предметам
Раздел II. Портфолио работ по междисциплинарным курсам
Раздел III. Портфолио достижений во внеурочной деятельности
4.«Копилка» (памятки, инструкции, полезная информация)
В заключении необходимо подчеркнуть, что
Портфолио ученика:
- является современным педагогическим инструментом сопровождения развития и оценки достижений учащихся, ориентированным на обновление и совершенствование качества образования;
- реализует одно из основных положений Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования второго поколения – формирование универсальных учебных действий;
- позволяет учитывать возрастные особенности развития универсальных учебных действий учащихся младших классов; лучшие достижения Российской школы на этапе начального обучения; а также педагогические ресурсы учебных предметов образовательного плана;
- предполагает активное вовлечение учащихся и их родителей в оценочную деятельность на основе проблемного анализа, рефлексии и оптимистического прогнозирования.
Портфолио представляет собой комплект печатных материалов формата А4, в который входят материалы, представляющие достижения учащегося.
Портфолио как инновационный продукт носит системный характер. В образовательном процессе начальной школы он используется как: процессуальный способ фиксирования достижений учащихся; копилка полезной информации; наглядные доказательства образовательной деятельности ученика; повод для «встречи» школьника, учителя и родителя.
Преимущества Портфолио как метода оценивания достижений учащихся:
- сфокусирован на процессуальном контроле новых приоритетов современного образования, которыми являются УУД (универсальные учебные действия);
- учитывает особенности развития критического мышления учащихся путем
рефлексия;
- позволяет помочь учащимся самим определять цели обучения, осуществлять активное присвоение информации и размышлять о том, что они узнали.
Использованные источники:
1. “Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования. ФГОС” И.А.Сафронова; Просвещение 2014
2. “ Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли”. Пособие для учителя / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.В. Володарская; Просвещение 2011
3. “Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий. ФГОС” М.Ю. Демидова, С.В. Иванов , О.А. Карабанова; Просвещение, 2011
4. Живая оценка: Программа “Портфолио в школе” Е. В. Меттус – М.:Глобус, Волгоград: Панорама, 2007. -272 с.
5. “Рекомендации по построению различных моделей и использованию портфолио учащихся основной и полной средней школы” Новикова Т. Г., Прутченков А. С., Пинская М. А. Профильная школа. М., -—2004. —С. 4-11.
6. http://www.ict.edu.ru
7. http://ipkps.bsu.edu.ru/source/predprof/baza_rek/portfolio.doc
Предварительный просмотр:
Portfolio of achievements
One form of authentic assessment being widely adapted at schools today is portfolio assessment. A portfolio can be defined as "a container that holds evidence of an individual's skills, ideas, interests, and accomplishments." The ultimate aim in the use of portfolios is to develop independent, self-directed learners. Long-term portfolios provide a more accurate picture of students' specific achievements and progress and the areas of needed attention.
Organization of the cumulative evaluation system in an educational institution is carried out by using the method of the student’s "portfolio". Portfolio" of achievements is a specially organized selection of works that demonstrate efforts, progress and achievements of students in the subject, personal and metasubject results. Portfolio (portfolio of achievements) is used to demonstrate dynamics of educational achievements of students.
Portfolio of achievements includes the results achieved by students in the learning activities and other forms of activity: creative, social, communicative, physical, labour activities.
During the experimental work the structure of the portfolio of achievements for secondary school students was developed. It includes three sections.
In the first section, students represent formal and creative works carried out on subjects that demonstrate the dynamics of educational achievements on substantive outcome of education.
In the second section, students represent formal and creative work on four interdisciplinary courses:
1 Formation of universal educational actions;
2 Formation of information and communication technologies;
3 Fundamentals of educational and research activities;
4 Strategies to effective reading and working with text.
This section demonstrates:
-the dynamics of educational achievements on a metasubject result of education, as well as systematic observation materials (evaluation sheets, materials and sheets of observations, etc.),
-the process of mastering universal educational activities that are taught by subject teachers, school psychologist, an organizer of educational work and other participants in the educational process.
In the third section, students represent materials describing the achievements in extra-curricular activities and competence in socio-civic and recreational areas -drafts made for courses of the educational program "Extracurricular activities"- results of competitions, contests, competitions, materials, confirming participation in social activities.
Analysis, interpretation and evaluation of the individual components of the portfolio and the portfolio as a whole is carried out with a view of achieving the planned results in accordance of the Federal State Educational Standards.
In the creation of the cumulative evaluation system the most difficult part was getting special (authentic) tasks for each section of the "Portfolio". Thanks to the manuals "Planned results. Task System" and “ Developing of General educational activities at secondary school: From action to Thought. Task System” the teachers managed to create the tasks.
Experience testing the cumulative evaluation system showed that it is necessary to prepare subject teachers, class teachers and the school psychologist for working with “Portfolio”. Moreover, we found out that fifth graders need to be supported by various forms of self-awareness, self-esteem and self -evaluation .It is necessary to conduct joint discussion, reflection, goal setting and planning of educational and extracurricular activities systematically.
In fifth grade, we supported the activities of the students to fill portfolio of achievements and the use of accumulated materials for self-evaluation and self-reflection in order to improve educational achievement and identify their most successful aspects.
To implement the planned program of courses in extracurricular activity it was proposed to include reflective exercises to work with "portfolio" and the thematic planning calendar for the trimester was made up .What is more, video recording of educational achievements of fifth graders was organised.
Working with the portfolio is based on the cooperation and the distribution functions of the class teacher, psychologist and teachers of subject.
According to this model, the teacher of subject assists the formation of the first section of the “portfolio” that reflects the objective dynamics result of education. Once a month the class teacher and a psychologist discuss with students their progress and materials that they put in a portfolio of achievements in the second and third section.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Коммуникативная культура педагога и ее структура в условиях реализации новых образовательных стандартов.
Коммуникативная культура педагога и ее структураПедагогический такт.Управление общением....
Основные направления деятельности педагога - психолога в условиях реализации образовательного Стандарта нового поколения в лицее - интернате № 5.
Качественные изменения содержания образования, происходящие в России, включают и изменение взгляда на личность человека, рассматриваемую с позиции культурно- исторической педагогики развития. В систем...
Сотрудничество школьного психолога и учителя начальных классов в условиях реализации новых образовательных стандартов образования.
В последнее время учителя начальной школы отмечают увеличение числа детей с трудностями в обучении, обусловленных, прежде всего недостаточным уровнем когнитивно - личностного развития учащихся. В совр...
Сотрудничество школьного психолога и учителя начальных классов в условиях реализации новых образовательных стандартов образования.
В последнее время учителя начальной школы отмечают увеличение числа детей с трудностями в обучении, обусловленных, прежде всего недостаточным уровнем когнитивно - личностного развития учащихся. В совр...
Сотрудничество школьного психолога и учителя начальных классов в условиях реализации новых образовательных стандартов образования.
В последнее время учителя начальной школы отмечают увеличение числа детей с трудностями в обучении, обусловленных, прежде всего недостаточным уровнем когнитивно - личностного развития учащихся. В совр...
Виртуальная экскурсия как интерактивный метод проведения занятий по литературе в условиях реализации новых образовательных стандартов.
Виртуальная экскурсия как интерактивный метод проведения занятий по литературе в условиях реализации новых образовательных стандартов....
Методическая тема: «Современная система методического сопровождения образовательного процесса в условиях реализации новых образовательных стандартов при обучении иностранным языкам»
В настоящее время, когда открытость российского общества и его готовность вступать в диалог со всеми странами очевидна, изменилось и отношение к предмету «иностранный язык», и его ро...