Педагогический контроль в процессе воспитания обучающихся
презентация к уроку (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс) по теме
выступление на педсовете
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pedsovet_chesnokova.doc | 124 КБ |
chesnokova_pedagogicheskiy_kontrol.ppt | 881 КБ |
ispolzovanie_otsenochnyh_sredstv.ppt | 1.92 МБ |
Предварительный просмотр:
Слайд №1
Человек рождается как биологическое существо. Чтобы он стал личностью, его нужно воспитать.
Слайд №2
Воспитание - целенаправленный и организованный процесс формирования личности. В узком педагогическом смысле воспитание — процесс и результат воспитательной работы, направленной на решение конкретных воспитательных задач
Любая работа, нацеленная на результат, должна быть контролируемой.
Слайд №3
Педагогический контроль – это функция управления воспитательным процессом, осуществляемая с целью получения достоверной информации о ходе и результатах проводимой воспитательной деятельности, проверки соответствия достигнутых параметров запланированным, поддержки положительных и коррекции отрицательных явлений в практике воспитательной работы с учащимися.
Однако контролировать воспитательный процесс гораздо труднее, чем учебный. Сложность контроля воспитательного процесса заключается в том, что
- его результаты не так явственно просматриваются и не так быстро обнаруживают себя, как, например, в процессе обучения;
- между педагогическими проявлениями воспитанности и невоспитанности лежит длительный период образования необходимых свойств личности.
Слайд 4.
Принято выделять 3 типа педагогического контроля: административный, общественно-педагогический и самоконтроль.
Как классный руководитель я буду говорить об одном виде педагогического контроля, а именно о самоконтроле.
В этом случае объектами педагогического контроля становятся процесс воспитания, и полученные результаты.
Контроль процесса воспитания заключается в том, что я , как классный руководитель веду педагогическое наблюдение, документацию, изучаю различные виды диагностики, провожу самоанализ.
Сложнее с контролем полученных в результате воспитания результатами, то есть с контролем воспитанности учеников.
Каким же образом можно отследить результаты воспитания?
Слайд 5.
Воспитанность - это интегрированный показатель сформированного отношения ученика к учебе, природе, обществу, людям, к себе. Воспитанность предполагает культуру поведения, этикет, культуру общения.
Каждый год, начиная с пятого класса в конце учебного года мы отслеживаем уровень воспитанности учеников по следующим параметрам:
Слайд 6.
- Характер отношений школьника к семье
- Характер отношений школьника к Отечеству
- Характер отношений школьника к Земле
- Характер отношений школьника к миру
- Характер отношений школьника к труду
- Характер отношений школьника к культуре
- Характер отношений школьника к знаниям.
- Характер отношений школьника к человеку как таковому
- Характер отношений школьника к человеку как к другому
- Характер отношений школьника к человеку как Иному, как к представителю иной национальности, иной веры, иной культуры
- Характер отношений школьника к своему телесному Я
- Характер отношений школьника к своему внутреннему миру, своему душевному Я
- Характер отношений школьника к своему духовному Я
Я работаю со своим классом третий год и уже могу сравнивать результаты воспитанности за 5 и 6 класс.
Слайд 7. –диаграмма « Уровень воспитанности за 2008-2009 и 2009-2010учебный год»
По результатам этого анкетирования видно, что уровень воспитанности остаётся по-прежнему высоким или повышается.
У меня возник вопрос, почему же в таком воспитанном по результатам диагностики классе имеют место оскорбления одноклассников, взрослых, нарушение дисциплины во время занятий и вне школы.
Можно сделать вывод, что учеников моего класса достаточно хорошо и правильно сформирован нравственный идеал, ребята знают , что такое хорошо, а что такое плохо, они знают, как нужно правильно поступить в тех или иных обстоятельствах. Но знать, как правильно поступать в разных ситуациях и обстоятельствах, и соблюдать эти правила в жизни – не одно и то же.
Я пришла к выводу, что я недостаточно хорошо знаю своих учеников. Разового анкетирования мало.
К.Д.Ушинский говорил: «Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде всего узнать его тоже во всех отношениях». Поэтому, прежде чем планировать воспитательную работу с классом и отдельно с каждым учеником, я составила подробную характеристику каждого обучающегося. Собрала воедино характеристику родителей, учителя начальных классов, учителей-предметников, работающих с данными учениками, одноклассников, мнение самого ребёнка о себе, психолога и дополнить собственными наблюдениями. В своей работе я использую следующую характеристику.
Слайд 8.
Раздел 1. Общие сведения о ребенке
1.Анкетные данные
2.Сведения о состоянии здоровья
3.Успеваемость
4.Внешкольные занятия (систематические)
Раздел 2. Проявление личностных качеств в поведении ребенка
1.Направленность интересов.
2.Отношение к делу:
- Общественная активность.
- Трудолюбие.
- Ответственность.
- Инициативность.
- Организованность.
- Любознательность.
- Аккуратность.
3.Отношение к людям
- Коллективизм.
- Честность, правдивость.
- Справедливость.
- Бескорыстие.
- Общительность.
- Чувство товарищества.
- Отзывчивость.
- Вежливость, тактичность.
4.Отношение к себе
- Скромность.
- Уверенность в себе.
- Самокритичность.
- Умение рассчитывать свои силы.
- Стремление к успеху, первенству.
- Самоконтроль.
5.Волевые качества личности
- Смелость.
- Решительность.
- Настойчивость.
- Самообладание.
6. Положение ребенка в школе
- Авторитет в классе.
- Симпатия.
- Авторитет во внешкольных объединениях.
7.Внимание
8.Память
9.Мышление
10Эмоциональная реактивность
11.Общий эмоциональный тонус
12.Эмоциональная уравновешенность
Именно такая характеристика каждого ученика даёт мне понимание , почему ребёнок поступает так или иначе.
Далее при планировании воспитательной работы с классом я учитываю конкретные наклонности и потребности учащихся .
Это позволяет мне дифференцированно подойти к учащимся с разным уровнем воспитанности для формирования устойчивой гражданской позиции.
Передо мной встали 2 вопроса: первый – это вопрос выбора показателей, контролируя которые можно управлять качеством воспитания; второй – выбор инструментария, позволяющегося многократно измерять эти показатели.
Таким инструментарием для меня является педагогический мониторинг по проблеме «Определение уровня воспитанности учащихся»
Под педагогическим мониторингом по проблеме воспитания учащихся я понимаю форму организации сбора, хранения, обработки и распространения информации о деятельности воспитательной системы, обеспечивающей непрерывное слежение за ее состоянием и прогнозированием ее развития.
Слайд 9.
Цель мониторинга выявить уровень воспитанности учащихся школы.
Задачи мониторинга заключаются в том, чтобы:
1. определить состояние уровня воспитанности учащихся;
2. оценить и выявить тенденции в развитии воспитательного процесса;
3. по результатам мониторинга наметить управленческие решения и составить программу регулирования и коррекции уровня воспитанности учащихся.
4. отследить траекторию развития учащихся в процессе воспитательной работы школы.
Разрабатывая систему мониторинга, я исходила из следующей гипотезы: постоянное диагностирование по параметрам развития личности позволяет определить траекторию развития каждого учащегося с учетом его индивидуальных особенностей и уровня воспитанности.
Основные методы исследования, используемые в мониторинге: наблюдение, беседа, анкетирование, тестирование.
- Воспитанность - это интегративный показатель сформированных отношений ученика к учебе, природе, обществу, людям и к себе.
- Измерение уровней воспитанности учащихся проводится на основе критериев и показателей оценки воспитанности.
- Критерии оценок и показатели воспитанности учащихся называют качествами личности, которые надо выработать, чтобы достичь успеха. Они дифференцируются по возрастным периодам.
Слайд 10.
5-7 классы | Цели воспитания | Критерии |
Развитие познавательного процесса | Кругозор | |
Уважении е к людям | Я и школа | |
Интерес к трудовой деятельности | Прилежание | |
Бережное отношение к природе | Отношение к природе | |
Эстетический вкус | Эстетический вкус | |
Формирование личности | Я (отношение к себе) | |
Таким образом в моей работе появилась системность в отслеживании результатов воспитания. Исследование уровня воспитанности я провожу не один раз в год, а каждую четверть.
Закончив анкетирование и подсчитав все , что нужно, я заношу суммарный рейтинговый балл в карту воспитанности ученика.
Слайд 11.
Карта воспитанности учащихся 7А класса, школа №6
Фамилия, имя ученика | Любознательность | Отношение к школе | Прилежание, трудолюбие | Бережное отношение к природе | Красивое в жизни | Отношение к себе | Рейтинг (суммарный балл) |
Указывается средний балл по каждому показателю | |||||||
1 | |||||||
2 | |||||||
3 | |||||||
4 | |||||||
5 | |||||||
6 | |||||||
7 | |||||||
8 | |||||||
9 | |||||||
10 | |||||||
Уровни воспитанности (в %) | |||||||
Высокий (от 4 до 5 баллов) | |||||||
Средний (от 3 до 4 баллов) | |||||||
Низкий (от 2 до 3 баллов) | |||||||
Отрицательный (от 1 до 2 баллов) |
Это позволяет мне, как классному руководителю, контролировать не только процесс обучения, но и воспитания.
Также в своей работе с целью изучения широты сфер интересов учащихся, выраженности интересов к активным видам деятельности, общению, развлечению, творчеству я также использую следующие диагностические методики исследования воспитанности учащихся
1. Методика «Сфера интересов».
2. Методика «Самоанализ (анализ) личности».
3. Методика «Я – лидер».
4. Методика «Направленность личности».
6. Методика «Мишень».
А в заключение хочу привести слова А С.Макаренко, который говорил, что хороший воспитатель должен обязательно вести дневник своей работы, в котором записывать отдельные наблюдения над воспитанниками, …движение воспитанника вперед, анализировать явления кризиса и перелома…
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Воспитание – это процесс и результат воспитательной работы, направленной на решение конкретных воспитательных задач
Типы педагогического контроля Административный Общественно-педагогический Самоконтроль
Воспитанность - это интегрированный показатель сформированного отношения ученика к учебе, природе, обществу, людям, к себе.
Характер отношений школьника к семье Характер отношений школьника к Отечеству Характер отношений школьника к Земле Характер отношений школьника к миру Характер отношений школьника к труду Характер отношений школьника к культуре Характер отношений школьника к знаниям. Характер отношений школьника к человеку как таковому Характер отношений школьника к человеку как к другому Характер отношений школьника к человеку как Иному, как к представителю иной национальности, иной веры, иной культуры Характер отношений школьника к своему телесному Я Характер отношений школьника к своему внутреннему миру, своему душевному Я Характер отношений школьника к своему духовному Я
Уровень воспитанности за 2008-2009 и 2009-2010 учебный год
Раздел 1. Общие сведения о ребенке 1.Анкетные данные 2.Сведения о состоянии здоровья 3.Успеваемость 4.Внешкольные занятия (систематические) Раздел 2. Проявление личностных качеств в поведении ребенка 1.Направленность интересов. 2.Отношение к делу: 3.Отношение к людям 4.Отношение к себе 5.Волевые качества личности 6. П оложение ребенка в школе 7.Внимание 8. Память 9.Мышление 10Эмоциональная реактивность 11.Общий эмоциональный тонус 12.Эмоциональная уравновешенность Характеристика обучающегося
Педагогический мониторинг «Определение уровня воспитанности учащихся» Цель мониторинга: выявить уровень воспитанности учащихся школы. Задачи мониторинга заключаются в том, чтобы: 1. определить состояние уровня воспитанности учащихся; 2. оценить и выявить тенденции в развитии воспитательного процесса; 3. по результатам мониторинга наметить управленческие решения и составить программу регулирования и коррекции уровня воспитанности учащихся. 4. отследить траекторию развития учащихся в процессе воспитательной работы школы.
Критерии и показатели воспитанности 5-7 классы Цели воспитания Критерии Развитие познавательного процесса Кругозор Уважении е к людям Я и школа Интерес к трудовой деятельности Прилежание Бережное отношение к природе Отношение к природе Эстетический вкус Эстетический вкус Формирование личности Я (отношение к себе)
Карта воспитанности учащихся 7А класса школа №6
Методики исследования воспитанности учащихся 1. «Сфера интересов». 2. «Самоанализ (анализ) личности». 3. «Я – лидер». 4. «Направленность личности». 6. «Мишень».
Самый главный и действенный метод воспитания – доброе слово
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Разделение тестов по уровням сложности: Первый уровень (знакомство) - тесты по узнаванию , т.е. отождествлению объекта и его обозначения (задания на опознание, различение или классификацию объектов, явлений и понятий) Второй уровень (репродукция) - тесты-подстановки , в которых намеренно пропущено слово, фраза, формула или другой какой-либо существенный элемент текста, и конструктивные тесты , в которых учащимся в отличие от теста-подстановки не содержится никакой помощи даже в виде намеков и требуется дать определение какому-либо понятию, указать случай действия какой-либо закономерности и т.д. В качестве тестов второго уровня могут использоваться и типовые задачи , условия которых позволяют «с места» применять известную разрешающую их процедуру (правило, формулу, алгоритм) и получать необходимый ответ на поставленный в задаче вопрос.
Еще более сложная форма – методика последовательных ситуаций . Задача разворачивается во времени и решается поэтапно; переход к следующему этапу возможен только в случае правильного ответа на вопросы предыдущего этапа, условия следующего этапа определяются в зависимости от варианта ответа на предыдущем этапе. (Например, при определении стратегии лечения «больного» студентами медиками если избирается путь оперативного вмешательства, то на следующем этапе студент сталкивается с одним набором проблем, если избирается путь консервативного медикаментозного лечения – с другим). Наиболее сложная форма ситуационного теста – деловая (ролевая) игра. Это метод моделирования профессиональной деятельности, при котором студенты не просто теоретически выбирают пути решения предложенных задач, а «проигрывают» их в своем поведении. Например, они проводят «производственное совещание», выступая в роли директора предприятия, председателя профсоюза, менеджера и т.д. Часто этот метод предполагает создание нескольких команд, которые соревнуются друг с другом в решение той или иной задачи. Деловая игра требует не только знаний и навыков, но и умения работать в команде, находить выход из неординарных ситуаций и т.д.
Цели кейс-метода состоят в следующем: активизация с, что, в свою очередь, повышает эффективность профессионального обучения; повышении мотивации к учебному процессу; приобретение навыков анализа различных профессиональных ситуаций; отработка умений работы с информацией, в том числе умения затребовать дополнительную информацию, необходимую для уточнения ситуации; моделирование решений, представление различных планов действий; приобретение навыков принятия наиболее эффективного решения на основе коллективного анализа ситуации; приобретение навыков четкого и точного изложения собственной позиции в устной и письменной форме, защиты собственной точки зрения; приобретение навыков критического оценивания различных точек зрения, самоанализа, самоконтроля и самооценки.
Порядок (алгоритм) работы по кейс – методу № п/п Наименование этапа Время этапа 1. Подготовка к занятию Домашняя работа 2. Организационная часть. Выдача кейса. 5 3. Индивидуальная самостоятельная работа с кейсом. Получение дополнительной информации. 10 4. Проверка усвоения теоретического материала по теме. 10 5. Работа в микрогруппах. 30 6. Дискуссия (коллективная работа ). 15 7. Оформление итогов работы. 5 8. Подведение итогов преподавателем. 5
получил распространение в отечественной и зарубежной педагогике в 1920-1930-е гг., однако затем в нашей стране был вытеснен методом систематического предметного обучения. В современной педагогике рекомендуется сочетать проектный метод с систематическим предметным, используя первый для проведения научно-исследовательской работы, во внеучебное, межцикловое время. представляет собой социально значимую задачу , связанную с будущей профессиональной деятельностью, предполагающую достаточно длительный период решения (до семестра) и большой объем работы, которая ведется самостоятельно, но с консультативным руководством преподавателя, с обязательной творческим отчетом (презентацией). Проект может быть индивидуальным и групповым.
Студенты, готовящие проект имеют право: самостоятельно выбирать тему проекта; самостоятельно выбирать методы решения проектной задачи; самостоятельно анализировать информацию, обобщать факты, готовить презентацию. На основе презентации преподаватель оценивает работу студентов (в целом группы и индивидуально). Работа над проектом разделяется на 4 стадии: постановка проблемы (планирование) сбор материалов обобщение информации представление проекта (презентация).
Под термином портфолио понимается способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений. Слово «портфолио» возникло в эпоху Возрождения, так итальянские архитекторы называли папки, в которых приносили на суд заказчика свои строительные проекты. В наше время портфолио называется альбом с фотографиями, которые призваны показать мастерство фотохудожника или фотомодели. Начиная с 1960-х гг. в американской педагогике портфолио стали называть также папки индивидуальных учебных достижений учащихся. Они могут содержать их рефераты, сочинения, эссе, решения задач – все, что свидетельствует об уровне образования и духовной эволюции учащегося. Сторонники идеи портфолио отмечают, что портфолио может быть чем-то гораздо большим, чем просто средством оценивания или собранием учебных работ школьников. Это – новый подход к обучению, новый способ работы, выражающий современное понимание процесса преподавания, новую культуру учения. Так понятая идея портфолио предполагает выстраивание вокруг портфолио учебного процесса, в котором существенно меняется суть взаимодействия учителя и ученика.
Оформления портфолио включает в себя обязательные элементы: титульный лист; сопроводительное письмо автора с кратким описанием портфолио, определением его цели и предназначения; аннотированное содержание (оглавление) с перечислением основных элементов портфолио; самоанализ и прогноз на будущее. Для отбора документов в портфолио учащимся предлагаются следующие рекомендации: выбрать три лучшие работы из этого курса; выбрать работу из начала, середины и конца курса; выбрать работы, которые показывают лучше всего ваши навыки из перечисленных типов работ выбрать по одному (например, обобщение текста, биографическое воспоминание, история, сочиненная самим учащимся, комментарии к истории, сочиненной товарищами); две работы, которыми вы гордитесь; три работы, которые ученик хотел бы представить своим товарищам
Являясь альтернативным способом оценивания по отношению к традиционным формам (тест, экзамен), портфолио позволяет решить две основные задачи: 1. Проследить индивидуальный прогресс учащегося, достигнутый им в процессе получения образования, причем вне прямого сравнения с достижениями других обучающихся. 2. Оценить его образовательные достижения и дополнить (заменить) результаты тестирования и других традиционных форм контроля. В этом случае итоговый документ портфолио может рассматриваться как аналог аттестата, свидетельства о результатах тестирования (или выступать наряду с ними). Три основные типа портфолио: 1. Портфолио документов – портфель сертифицированных (документированных) индивидуальных образовательных достижений. 2. Портфолио работ – собрание различных творческих, проектных, исследовательских работ учащегося, а также описание основных форм и направлений его учебной и творческой активности: участие в научных конференциях, конкурсах, учебных лагерях, прохождение элективных курсов, различного рода практик, спортивных и художественных достижений и др. 3. Портфолио отзывов – включает оценку обучающимся своих достижений, проделанный им анализ различных видов учебной и внеучебной деятельности и её результатов, резюме, планирование будущих образовательных этапов, а также отзывы, представленные преподавателями, родителями, возможно, сокурсниками, работниками системы образования и др.
Модульно-рейтинговая система – это результат совмещения двух принципов. Первый – модульная организация обучения. Учебный модуль – фрагмент программы, оформленный как самостоятельная ее часть и предназначенный в первую очередь для индивидуального обучения». Необходимыми элементами модуля можно считать: 1) его тему; 2) пакет учебных материалов (лекций, хрестоматий, упражнений и т.д.); 3) подробную инструкцию по их выполнению; 4) перечень знаний, умений, навыков, компетенций, которые студент должен продемонстрировать при успешном изучении модуля; 5) форму отчетности, контрольные материалы; 6) указание на межмодульные связи. Второй принцип – рейтинговая система оценки деятельности . Изначально предполагалось выставление оценки по унифицированной системе баллов за каждый выполненный студентом модуль и на основании общей суммы баллов определение места учащегосяв групповом рейтинге. Но в наше время обычно в рейтинг включаются и дополнительные баллы – за участие в конференциях, научные публикации, профессиональные достижения при работе студента по специальности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект программы «Педагогическое содействие самосовершенствованию личности ребёнка в процессе воспитания»
Программа рассчитана на детей, воспитывающихся в детских домах семейного типа, ...
"Педагогическая мастерская "Традиции и инновации в процессе воспитания и социализации личности учащихся".
"Педагогическая мастерская "Традиции и инновации в процессе воспитания и социализации личности учащихся", проведённая для коллег в с. Ремонтное....
Педагогический проект «Семейное воспитание как относительно социально контролируемая социализация в процессе стихийной социализации»
Данный материал адресован психологам, социальным педагогам. Возможно, эта статья заинтересует классных руководителей. Разработала учитель музыки ( педагог-психолог ) Коптик Е.С....
Педагогический контроль в процессе воспитания обучающихся
В работе представлены диагностические методики исследования воспитанности учащихся...
Педагогический совет «Влияние общности обучающихся и обучаемых на процессы социализации в системе образования через патриотическое воспитание и ЗОЖ»
Провести анализ взаимодействия обучающих и обучаемых по формированию здорового образа жизни и укреплению здоровья учащихся, выявить проблемы, пути и способы совершенствования работы по патриотическому...
Психолого-педагогическое и социально-педагогическое сопровождение индивидуально-личностного развития и воспитания обучающихся подросткового возраста
Кто они, герои и кумиры молодежи? Эти и другие вопросы мы обсуждаем на классных часах и отрабатываем на интегрированных уроках (психология + русский язык и литература; история + психология; психология...
Выступление на педагогическом совете «Патриотическое воспитание обучающихся как одно из приоритетных направлений воспитательной работы школы»
С 1 января 2021 года в России стартовала реализация федерального проекта «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» в рамках национального проекта «Образ...