Педагогический контроль в процессе воспитания обучающихся
консультация на тему
В работе представлены диагностические методики исследования воспитанности учащихся
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pedsove_chesnokova.doc | 129.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Педагогический контроль
в процессе воспитания обучающихся
Человек рождается как биологическое существо. Чтобы он стал личностью, его нужно воспитать.
Воспитание - целенаправленный и организованный процесс формирования личности. В узком педагогическом смысле воспитание — процесс и результат воспитательной работы, направленной на решение конкретных воспитательных задач
Любая работа, нацеленная на результат, должна быть контролируемой.
Однако контролировать воспитательный процесс гораздо труднее, чем учебный. Сложность контроля воспитательного процесса заключается в том, что
- его результаты не так явственно просматриваются и не так быстро обнаруживают себя, как, например, в процессе обучения;
- между педагогическими проявлениями воспитанности и невоспитанности лежит длительный период образования необходимых свойств личности, где личность подвергается одновременному воздействию множества разнохарактерных влияний и накапливает не только положительный, но и отрицательный опыт, требующий корректировки;
- воспитательный процесс очень динамичен, подвижен и изменчив. Он изменяется в зависимости, например, от возрастных особенностей учеников, он становится иным в различных условиях и конкретных ситуациях. Бывает так, что одно и тоже воспитательное средство в одних условиях оказывает сильное воздействие на воспитанников, а в других – самое незначительное.
Педагогический контроль – это функция управления воспитательным процессом, осуществляемая с целью получения достоверной информации о ходе и результатах проводимой воспитательной деятельности, проверки соответствия достигнутых параметров запланированным, поддержки положительных и коррекции отрицательных явлений в практике воспитательной работы с учащимися.
Принято выделять 3 типа педагогического контроля: административный, общественно-педагогический и самоконтроль.
Как классный руководитель я буду говорить об одном виде педагогического контроля, а именно о самоконтроле.
В этом случае объектами педагогического контроля становятся как процесс воспитания, так и полученные результаты.
Осмысление своего труда классным руководителем ведет к его совершенствованию, к более эффективной работе в дальнейшем.
Поэтому первый раздел плана воспитательной работы классного руководителя традиционно называется «Анализ воспитательной работы за прошедший учебный год».
Анализ воспитательной работы – это выявление высоких и низких, положительных и отрицательных результатов воспитательной работы, а также причин, приведших к успеху или неудаче – это определение путей развития успеха или путей преодоления недостатков в классе.
Без анализа пережитого опыта совместной деятельности и, определения достижений и выяснения слабых мест воспитательного процесса в классе, без понимания социальных процессов, которые идут в классном сообществе, невозможно правильно наметить целевые ориентиры, определить приоритетные направления воспитательной деятельности на будущий учебный год, выбрать оптимальные формы, методы и приемы построения воспитательной работы.
К.Д.Ушинский говорил: «Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде всего узнать его тоже во всех отношениях». Поэтому, прежде чем планировать воспитательную работу с классом и отдельно с каждым учеником, важно составить подробную характеристику каждого обучающегося. На это уйдёт много времени, т.к. нужно собрать воедино характеристику родителей, учителя начальных классов, учителей-предметников, работающих с данными учениками, одноклассников, мнение самого ребёнка о себе, психолога и дополнить собственными наблюдениями. В своей работе я использую следующую характеристику.
Раздел 1. Общие сведения о ребенке
1.Анкетные данные
2.Сведения о состоянии здоровья
3.Успеваемость
4.Внешкольные занятия (систематические)
Раздел 2. Проявление личностных качеств в поведении ребенка
1.Направленность интересов.
2.Отношение к делу:
- Общественная активность.
- Трудолюбие.
- Ответственность.
- Инициативность.
- Организованность.
- Любознательность.
- Аккуратность.
3.Отношение к людям
- Коллективизм.
- Честность, правдивость.
- Справедливость.
- Бескорыстие.
- Общительность.
- Чувство товарищества.
- Отзывчивость.
- Вежливость, тактичность.
4.Отношение к себе
- Скромность.
- Уверенность в себе.
- Самокритичность.
- Умение рассчитывать свои силы.
- Стремление к успеху, первенству.
- Самоконтроль.
5.Волевые качества личности
- Смелость.
- Решительность.
- Настойчивость.
- Самообладание.
6. Положение ребенка в школе
- Авторитет в классе.
- Симпатия.
- Авторитет во внешкольных объединениях.
7.Внимание
8.Память
9.Мышление
10Эмоциональная реактивность
11.Общий эмоциональный тонус
12.Эмоциональная уравновешенность
Каким образом можно отследить результаты воспитания?
Воспитанность - это интегрированный показатель сформированного отношения ученика к учебе, природе, обществу, людям, к себе. Воспитанность предполагает культуру поведения, этикет, культуру общения.
Оценка результатов воспитания через качества личности определяется признанием того, что творческое развитие и карьера человека невозможны без соответствующих личностных качеств, что именно в школьные годы интенсивно идет и практически завершается формирование индивидуальности личности.
Изучение и анализ уровня воспитанности дает возможность:
• определить цели воспитательной работы через формирование и развитие тех или иных качеств;
• дифференцированно подойти к учащимся с разным уровнем воспитанности для формирования устойчивой гражданской позиции.
Перед любой школой, взявшейся за организацию качественного управления процессом воспитания, встают как минимум два вопроса: первый – это вопрос выбора показателей, контролируя которые можно управлять качеством воспитания; второй – выбор инструментария, позволяющегося многократно измерять эти показатели.
Таким инструментарием является педагогический мониторинг по проблеме
«Определение уровня воспитанности учащихся»
Под педагогическим мониторингом по проблеме воспитания учащихся я понимаю форму организации сбора, хранения, обработки и распространения информации о деятельности воспитательной системы, обеспечивающей непрерывное слежение за ее состоянием и прогнозированием ее развития.
Цель мониторинга выявить уровень воспитанности учащихся школы.
Задачи мониторинга заключаются в том, чтобы:
1. определить состояние уровня воспитанности учащихся;
2. оценить и выявить тенденции в развитии воспитательного процесса;
3. по результатам мониторинга наметить управленческие решения и составить программу регулирования и коррекции уровня воспитанности учащихся.
4. отследить траекторию развития учащихся в процессе воспитательной работы школы.
В качестве объекта мониторинга выступает воспитательный процесс.
Предметом исследования являются условия и факторы, обеспечивающие развитие личности учащихся в системе воспитания.
Разрабатывая систему мониторинга, я исходила из следующей гипотезы: постоянное диагностирование по параметрам развития личности позволяет определить траекторию развития каждого учащегося с учетом его индивидуальных особенностей и уровня воспитанности.
Основные методы исследования, используемые в мониторинге: наблюдение, беседа, анкетирование.
Методика проведения мониторинга.
- Воспитанность - это интегративный показатель сформированных отношений ученика к учебе, природе, обществу, людям и к себе.
- Измерение уровней воспитанности учащихся проводится на основе критериев и показателей оценки воспитанности.
- Критерии оценок и показатели воспитанности учащихся называют качествами личности, которые надо выработать, чтобы достичь успеха. Они дифференцируются по возрастным периодам.
5-7 классы | Развитие познавательного интереса | Кругозор |
| Уважение к людям | Я и школа |
| Интерес к трудовой деятельности | Прилежание |
| Бережное отношение к природе | Отношение к природе |
| Эстетический вкус | Эстетический вкус |
| Я - личность | Я (отношение к себе и ко мне) |
- Основные требования к определению критериев воспитанности:
- Связь критериев с целями воспитания, т.е. цели воспитания переходят в критерии оценки уровня воспитанности (таблица 1). Каждый критерий состоит из показателей, которые дают информацию о связях, отношениях ученика с объектами, отраженными в целях воспитания.
- Доступность понимания критериев и показателей воспитанности педагогами, учащимися и родителями;
- Количественная оценка качеств учащихся достаточно условна, так как их проявление возможно не сразу, кроме того, оценка достаточно субъективна (качества оцениваются педагогом).
- В ней находит отражение качественная сторона воспитания учащихся, под которой понимается частота проявления тех или иных отношений, фиксируемая в пятибалльной системе, привычная и для детей и для родителей.
- Системность в отслеживание результатов воспитания. Исследование уровня воспитанности проводится один раз в год (в апреле-мае). При таком подходе можно видеть динамику изменений в уровнях воспитанности и своевременно вносить изменения в воспитательный процесс.
- Фиксирование и хранение информации об уровнях воспитанности учащихся
- Полученная информация используется в качестве основы анализа результатов воспитательного процесса и планирования воспитательной работы на будущий учебный год.
5. Оценка проводится по четырехбалльной системе: 5 - качество проявляется всегда; 4 - качество проявляется часто; 3 - качество проявляется редко; 2 - качество не проявляется никогда. По каждому критерию (качеству) выводится одна среднеарифметическая оценка. В результате каждый ученик имеет семь оценок.
Закончив анкетирование и подсчитав все что нужно, классный руководитель заносит суммарный рейтинговый балл в карту воспитанности ученика.
Карта воспитанности учащихся 7А класса, школа №6
Фамилия, имя ученика | Любознательность | Отношение к школе | Прилежание, трудолюбие | Бережное отношение к природе | Красивое в жизни | Отношение к себе | Рейтинг (суммарный балл) |
Указывается средний балл по каждому показателю | |||||||
1 | |||||||
2 | |||||||
3 | |||||||
4 | |||||||
5 | |||||||
6 | |||||||
7 | |||||||
8 | |||||||
9 | |||||||
10 | |||||||
Уровни воспитанности (в %) | |||||||
Высокий (от 4 до 5 баллов) | |||||||
Средний (от 3 до 4 баллов) | |||||||
Низкий (от 2 до 3 баллов) | |||||||
Отрицательный (от 1 до 2 баллов) |
Я считаю наиболее приемлемыми для практического использования следующие методы диагностики: наблюдение, анкетирование, беседу и тестирование.
Наблюдение более всего доступно учителю и дает много сведений об учащихся. В сущности, любые наши контакты с учениками дают возможность наблюдать, однако профессиональное наблюдение должно быть методически грамотно. Смысл наблюдения – в сборе и описания фактов, случаев, особенностей поведения учеников. Методика требует определения цели и объекта наблюдения (какие именно качества и особенности изучать), а также длительности и способов фиксации результатов. Например, свои наблюдения можно записывать на отдельные карточки в ходе уроков, различных внеурочных дел или после них (поведение ученика в момент объяснения учителя, в период выполнения самостоятельной работы, во время уборки класса или на школьном вечере, в походе). Наблюдение дает возможность видеть ученика в естественных условиях. Рекомендуется вести дневник классного руководителя, где на каждого ученика выделяется место для записи наблюдений.
Анкетирование и другие опросные методы дают сведения о личностных качествах, ценностях, отношениях, мотивах деятельности учеников. По форме анкеты бывают открытые (свободный ответ формулирует ученик) и закрытые (нужно выбрать среди предложенных ответов). Составление анкеты – непростое дело и требует определения перечня качеств или других сведений, которые учитель хочет получить. Вопросы должны быть однозначно понимаемыми, понятными, соответствовать возрастным возможностям детей. Их не должно быть очень много. Анкета позволяет быстро собрать много легкообрабатываемых сведений, однако ответы на всегда могут быть полные, точные, искренние.
Беседа – более гибкий, чем опрос, метод изучения учащихся, может быть стандартизированной и свободной. В первом случае заранее сформулированные вопросы задаются в определенной последовательности – это упрощает обработку. Свободная беседа позволяет варьировать вопросы с целью получения более точных, развернутых сведений, что требует известного навыка. Психологи рекомендуют задавать открытые вопросы, которые стимулируют свободные, развернутые ответы. Например, «Как обычно проходит твой вечер?» вместо закрытого «Любишь ли ты смотреть телевизор?». Беседа, как и наблюдение, наиболее естественный метод изучения школьника. Учитель должен осознанно определить, что он хочет узнать об ученике, как лучше спросить об этом. Следует избегать грубых поучений, не путать диагностическую беседу с воспитательной, хотя в практике это часто совмещается. Вести себя надо непринужденно, внимательно, уважительно относиться к ученику любого возраста. Ученик должен чувствовать, что им искренне интересуются и хотят помочь.
Тест – стандартизированное задание, «прибор», измеряющий или обнаруживающий определенные свойства личности. Одна группа тестов позволяет судить об ученике на основе успешности выполнения деятельности. Это тесты интеллекта, способностей и тесты достижений, проверки знаний. Работая с предложенным материалом, ребёнок, сам того не осознавая, рассказывает о себе.
В своей работе я также использую следующие диагностические методики исследования воспитанности учащихся
1. Методика «Сфера интересов».
Цель: изучение широты сфер интересов учащихся, выраженности интересов к активным видам деятельности, общению, развлечению, творчеству.
Методика направлена на выявление следующих ценностных ориентаций:
активная деятельная жизнь (полнота и эмоциональная насыщенность);
наличие хороших и верных друзей;
познание (возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры, интеллектуальное развитие);
продуктивная жизнь (максимально полное использование своих
возможностей, сил и способностей);
развитие (работа над собой, постоянное физическое и духовное
совершенствование);
развлечения (приятное, необременительное времяпрепровождение, отсутствие обязанностей);
творчество (возможность творческой деятельности);
красота природы и искусства (переживание прекрасного в природе и в искусстве);
любовь (близость с любимым человеком).
2. Методика «Самоанализ (анализ) личности».
Цель: методика позволяет оценивать уровень проявления социально ценных качеств личности:
активность нравственной позиции;
коллективизм;
гражданственность в труде;
трудолюбие;
волевые качества.
Методика «Самоанализ личности» не только позволяет раскрыть сильные и слабые стороны личности учащихся, но и активизировать углубленный самоанализ качеств. Такое самопознание является начальным этапом самовоспитания нравственных и трудовых сторон личности.
Повторное предъявление методики через год выявляет динамику изменений в проявлениях ценных качеств личности.
3. Методика «Я – лидер».
Цель: изучение операциональных коммуникативных умений (лидерских, организаторских качеств) учащихся.
Методика направлена на определение лидерских качеств и включает оценку таких коммуникативных и организационных умений, как умение повести за собой, стать организатором и вдохновителем жизни в коллективе, умение управлять собой, умение решать проблемы, умение влиять на окружающих, умение работать с группой и т.п.
4. Методика «Направленность личности».
Цель: определение личностной направленности учащихся. Методика позволяет выявить следующие направленности личности:
1. Направленность на себя (Я) - ориентация на прямое вознаграждение и удовлетворение безотносительно работы и окружающих людей, агрессивность в достижении статуса, властность, склонность к соперничеству, раздражительность, тревожность.
2. Направленность на общение (О) - стремление при любых обстоятельствах поддерживать отношения с людьми, ориентация на совместную деятельность, но часто в ущерб выполнению конкретных заданий или оказанию искренней помощи людям, ориентация на социальное одобрение, зависимость от группы, потребность
в привязанности и эмоциональных отношениях с людьми.
3. Направленность надело (Д) — заинтересованность в решении деловых проблем, выполнение работы как можно лучше, ориентация на деловое сотрудничество, способность отстаивать в интересах дела собственное мнение, которое полезно для достижения общей цели.
6. Методика «Мишень».
Цель: заключается в возможности узнать, как школьники сами оценивают свою позицию в коллективе и какой они ее предпочитают видеть (это одна из социометрических методик).
Детям предлагается нарисовать две «мишени» в пять кругов. Эти круги условно обозначают активность детей. Первый круг (ближе к центру «мишени») - школьники всегда активны, от них исходит инициатива, предложения; второй - учащиеся активно откликаются на предложения, приходят на помощь, хотя сами инициативы и не проявляют; третий крут - активность и пассивность здесь соседствуют рядом, этих ребят трудно бывает поднять на то или иное дело, но они его выполняют, если этого потребует старший; четвертый - в делах коллектива участвуют редко и то в качестве зрителей, исполнителей; пятый круг - предпочитают избегать общих дел, отказываются участвовать в них.
После того, как учитель объяснит своим воспитанникам назначение этих кругов, необходимо попросить их отметить в первой «мишени» знаком +, как далеко от центра круга находится каждый; во второй - где бы каждому хотелось находиться. Листы должны быть подписаны. Затем необходимо перенести полученные ответы на две итоговые «мишени», разместив номера детей по списку класса. Таким образом, возникает картина самооценки школьниками их реальной позиции в классном коллективе и желаемого положения.
«Хороший воспитатель должен обязательно вести дневник своей работы, в котором записывать отдельные наблюдения над воспитанниками, …движение воспитанника вперед, анализировать явления кризиса и перелома…» А.С.Макаренко
Литература
1. Воспитать человека / Под ред. В.А. Березиной, О.И. Волжиной, И.А. Зимней.-М. «Винтана-Граф».-2009.-381с.
2. Воронов В.В. Технология воспитания: Пособие для преподавателей вузов, студентов и учителей/ В.В. Воронов.-М.:Школьная Пресса.-2010.-96с.
3. Классному руководителю о воспитательной системе класса: Методическое пособие/ Под ред. Е.Н. Степанова.-М.:Образовательный центр «Педагогический поиск».-2008.-159с.
4. Классному руководителю: учебно - методическое пособие /Под ред. М.И.Рожкова-М.: Владос.-2009.-274с
5. Макарова Т.Н. Планирование и организация методической работы в школе: Часть-2/ Т.Н. Макарова.-М.: «Педагогический поиск».-2010.-160с.
6. Мельникова Р.П. Критерии и показатели оценки деятельности классного руководителя / Р.П. Мельникова // Классный руководитель .-2005.-№5.-С. 64-65
7. Методика воспитательной работы /Под ред. В.А. Сластенина.- Издание-2.-М.:Академа.-2007.-120с.
8. Планирование воспитательной работы в классе. Методическое пособие/ Под ред. Е.Н. Степанова.-М.:Творческий центр.-2010.-127с.
9. Сергеева В.П. Классный руководитель: планирование и организация работы от А до Я/ В.П. Сергеева.-М.: Педагогическое общество России.-2011.-256с.
10. Сергеева В.П. Рабочая тетрадь классного руководителя/В.П. Сергеева.-М.: Педагогическое общество России.-2011.-96с.
11. Щуркова Н.Е. Классное руководство: теория, методика, технология/ Н.Е. Щуркова.-М.: Педагогическое общество России.-2000.-256с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Место и роль педагогического контроля в процессе физического воспитания школьников младших классов
В «Великой дидактике» (1633 – 1638) Я.А. Каменский писал: «человек должен учиться, чтобы стать тем, кем он должен быть». (10) Обучение двигательным действиям необходимо в любой...
«Врачебно-педагогического контроля в процессе физического воспитания школьников»
Тема работы: "Содержание врачебно-педагогического контроля в процессе физического воспитания школьников".Актуальность. Актуальность настоящего исследования обусловлена тем, что вопросы, укрепления здо...
Внедрение новых форм педагогического контроля образовательного процесса в рамках ФГОС
Методическая разработка посвящена проблемам педагогического контроля образовательного процесса. Рассматривается один из вариантов педагогического контроля – компьютерное тестирование. В разработке...
Педагогический контроль в процессе воспитания обучающихся
выступление на педсовете...
ПМ 01 ПК 1.4. Осуществлять педагогический контроль, оценивать процесс и результаты деятельности спортсменов на учебно-тренировочных занятиях и соревнованиях
ПМ 01 ПК 1.4 Осуществлять педагогический контроль, оценивать процесс и результаты деятельности спортсменов на учебно-тренировочных занятиях и соревнованиях...
ПМ 1 ПК 1.4. Осуществлять педагогический контроль, оценивать процесс и результаты деятельности спортсменов на учебно-тренировочных занятиях и соревнованиях
Переводные нормативы по возрастным учебно-тренировочным группам....
ПМ 02. ПК 2.4. Осуществлять педагогический контроль в процессе проведения физкультурно-спортивных мероприятий и занятий.
-контрольные нормативы по физической культуре для обучающихся 1-11 классов;-диагностические карты определения уровня физической подготовленности занимающихся (3 шт.)...