Педагогический совет «Влияние общности обучающихся и обучаемых на процессы социализации в системе образования через патриотическое воспитание и ЗОЖ»
материал на тему
Провести анализ взаимодействия обучающих и обучаемых по формированию здорового образа жизни и укреплению здоровья учащихся, выявить проблемы, пути и способы совершенствования работы по патриотическому воспитанию школьников.
Скачать:
Предварительный просмотр:
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ
«ВЛИЯНИЕ ОБЩНОСТИ ОБУЧАЮЩИХ И ОБУЧАЕМЫХ НА ПРОЦЕССЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ ЧЕРЕЗ ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ И ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ»
Цель: провести анализ взаимодействия обучающих и обучаемых по формированию здорового образа жизни и укреплению здоровья учащихся, выявить проблемы, пути и способы совершенствования работы по патриотическому воспитанию школьников.
Задачи:
1) выявить и проанализировать состояние здоровья учащихся;
2) изучить сложившуюся в школе систему работы по данным направлениям;
3) разработать и презентовать положения об общешкольных конкурсах «Самый здоровый класс» и «Спортсмен года», «Самый активный класс по патриотическому воспитанию».
4) определить возможности, условия и основные направления совершенствования педагогической деятельности по формированию здорового образа жизни обучающихся в школе, по патриотическому воспитанию учащихся, учитывая возможности взаимодействия педагогов, учащихся и родителей.
Участники: администрация, педагоги, родители
Подготовка:
1. Создание инициативной группы по проведению педагогического совета.
2. Анализ состояния здоровья учащихся школы за последних 3 года.
3. Изучение научно-методической литературы по обсуждаемой проблеме (список литературы прилагается).
4. Разработка исходных положений.
5. Посещение уроков в 1-11-х классах с целью изучения практики применения здоровьесберегающих технологий на учебных занятиях.
6. Подготовка презентации к педсовету, распечатка материалов для участников педсовета: программы «Образование и Здоровье»; «Я – гражданин новой России», проектов положений об общешкольных конкурсах «Самый здоровый класс», «Спортсмен года», «Самый активный класс по патриотическому воспитанию».
Оформление, оборудование:
1. Подготовлены рабочие места для работы 6 групп, председателя и секретаря педсовета.
2. На столе председателя педсовета установлены песочные часы.
3. Презентация
4. На столах групп разложены материалы, необходимые для групповой работы.
Ход педсовета
Добрый день, уважаемые педагоги и родители. Тема сегодняшнего педагогического совета «Влияние общности обучающих и обучаемых на процессы социализации в системе образования через патриотическое воспитание и здоровый образ жизни».
В последнее время все большее внимание уделяется вопросам патриотического воспитания и здорового образа жизни учащихся.
Социально-экономические процессы последнего десятилетия и последовавшая за ними девальвация духовных ценностей оказали негативное влияние на общественное сознание и выявили зависимость успешного решения многих жизненных проблем от уровня сформированности гражданской позиции у подрастающего поколения, потребности в духовно-нравственном совершенствовании, уважения к историко-культурному наследию своего народа. В связи с этим приоритетным направлением и составной частью образовательного процесса становится патриотическое воспитание подрастающего поколения.
Патриотическое воспитание призвано формировать в детях чувство любви к своей малой родине, уважительное отношение к национальным традициям и культуре, пробуждать чувство гордости за свой народ. Но гордиться можно лишь тем, что хорошо знаешь, чему сопричастен. Следовательно, нужно направить усилия на освоение духовного наследия народа и, прежде всего основы основ - традиционной народной культуры.
Выделяют три системы народной культуры, способствующие освоению детьми нравственных и эстетических ценностей народа:
- круг традиционного календаря с его ритмичным чередованием труда и праздников, сообразно естественным природным ритмам, которые духовно осмыслены народом;
- семейный уклад. Это веками выработанный способ передачи от поколения к поколению образа жизни народа и его нравственных ценностей;
- образ истории родной земли и Отечества, построенный народом в соответствии со своим национальным характером и отраженный в образах народных героев, в национальной символике.
Приобщение к опыту народного миропонимания закладывает основу для решения ребенком важнейшего жизненного вопроса:
- осмысления себя как неотъемлемой части народа, наследника национального богатства, творца истории Отечества (через знание процесса формирования национального характера в ходе народной истории и отражения в произведениях материальной и духовной культуры исторической памяти народа).
Такой подход к освоению конкретного содержания народной культуры, представленного в трех перечисленных системах, соотнесение его с сегодняшней жизнью способствуют формированию отношений ребенка к природе, семье, народу и родной земле. Дети учатся проектировать свое будущее - семейное и гражданское, ощущая себя носителем духовно-нравственного потенциала народа.
Именно поэтому в нашей школе работают кружки патриотической направленности, такие как краеведческий кружок «Люби и знай свой край родной», краеведческий кружок «Родина», туристко – краеведческий кружок.
Проблема воспитания здорового поколения приобретает все большую активность. Ухудшение состояния здоровья детей вызывают многие причины, в том числе и неправильное отношение родителей к своему здоровью и здоровью своего ребенка.
Актуализация проблемы здоровья детей на сегодняшний день требует качественно нового подхода к воспитанию и обучению в общеобразовательных учреждениях, тем более что школа является идеальным центром для продвижения идей здорового образа жизни и воспитания культуры здоровья подрастающего поколения.
Проблема сохранения и укрепления здоровья детей чрезвычайно актуальна: уровень заболеваемости детей в городе не снижается: высок процент детей с заболеваниями органов дыхания, желудочно-кишечного тракта, с нервными расстройствами. Больше всего зафиксировано заболеваний, связанных с нарушениями зрения и нервно-психическими отклонениями. Главной причиной пропусков учебных занятий также являются проблемы со здоровьем учащихся. Чаще всего ученики пропускают занятия из-за респираторных и инфекционных заболеваний.
В школе из года в год большое внимание уделяется работе по сохранению и укреплению здоровья детей. Исходя их возможностей школы создаются условия для безопасного и комфортного пребывания детей в школе, реализуется программа «Образование и Здоровье», которая включается в себя организационные, медицинские, санитарно-эпидемиологические, гигиенические, педагогические мероприятия, такие как учебная и внеклассная работа.
Сохранению и укреплению здоровья учащихся способствуют следующие моменты в организации обучения и воспитания детей в нашей школе:
1) проведение ежегодной диспансеризации обучающихся;
2) учет санитарно-гигиенических требований при составлении расписания учебной и внеучебной работы;
3) обязательные физкультминутки на уроках;
4) нормализация учебной нагрузки учащихся;
5) организация горячего питания;
7) применение здоровьесберегающих технологий в учебном процессе.
Учителями, классными руководителями, медицинским работником школы ведется физкультурно-оздоровительная работа, направленная на привитие здорового образа жизни, на укрепление здоровья учащихся. Все это еще раз подчеркивает целесообразность более глубокого и детального рассмотрения педагогическим коллективом вопроса влияния общности обучающих и обучаемых на процессы социализации в системе образования через патриотическое воспитание и здоровый образ жизни.
Сегодня на нашем педагогическом совете присутствуют родители из разных параллелей и классов. И я предлагаю вам принять участие в новой совместной работе.
Участники педсовета делятся на 5 группы, выбираются руководители групп.
Чтобы решить эту проблему, я предлагаю поработать в группах, используя интерактивную форму. Но прежде, чем мы начнем работать, обратите внимание на правила, которые вы должны соблюдать:
- Равенство всех участников – имя как форма общения
- Активность участников (круглый стол не лекция, а общая работа)
- Право каждого участника на собственное мнение по любому вопросу
- Право поднятой руки (говорить кратко, поочередно, по одному, по теме)
- Добровольность
- Чувство юмора
- Умение слушать и слышать других
- Не критиковать
- Регламент (не более 10 мин на презентацию результатов работы группы)
Практическая часть
Для дальнейшего совершенствования работы по патриотическому воспитанию учащихся вам предлагается принять участие в составлении плана совместных действий педагогического и родительского коллективов. Используя метод «Мозгового штурма», участникам 1 группы предлагается разработать перечень конкретных дел и мероприятий, направленных на реализацию программы «Я – гражданин новой России».
Мероприятие | Организаторы дел | ||
Дети | Родители | Педагоги | |
I.Народные праздники: 1. 2. II.Праздники краеведческой направленности: 1. 2. III.Традиционные праздники: 1. 2. 4.Мероприятия гражданско- патриотического воспитания |
Участникам 2 группы предлагается разработать и защитить проект Положения об общешкольном конкурсе «Самый активный класс по патриотическому воспитанию» (приложение 1).
В целях совершенствования и координации учебно-воспитательной работы по формированию здорового образа жизни и укреплению здоровья учащихся остальным участникам предлагается по группам выполнить задания:
1) разработать перечень конкретных дел и мероприятий, направленных на реализацию программы «Образование и Здоровье» - 3 группа;
2) доработать и защитить проект Положения об общешкольном конкурсе «Самый здоровый класс» (приложение 2) - 4 группа;
3) доработать и защитить проект Положения о школьном конкурсе «Спортсмен года» (приложение 3) - 5 группа.
(На фоне музыки)
В течение 15 минут группы педагогов, родителей выполняют предложенные задания и поочередно представляют свои разработки.
Презентация результатов. Участники педсовета задают вопросы и высказывают свое мнение по поводу представленных разработок.
Проект решения педагогического совета
Заслушав и обсудив ряд проблем, стоящих перед семьей, школой и в целом перед обществом, педагогический совет постановил:
1. Принять программу «Образование и Здоровье», «Я – гражданин новой России» как составную часть Программы развития учебного заведения на …..год.
2. Запланировать в следующем учебном году тематический контроль деятельности классных руководителей по патриотическому воспитанию учащихся.
3. Провести в соответствии с разработанными положениями общешкольные конкурсы:
- «Самый здоровый класс»;
- «Самый активный класс по патриотическому воспитанию»;
- «Лучший спортсмен года».
4. На заседаниях школьных методических объединений учителей осуществить глубокий и детальный анализ практики применения в учебно-воспитательном процессе здоровьесберегающих технологий.
5. На общешкольных и классных родительских собраниях продолжить проводить целенаправленную работу с родителями по вопросам охраны и укрепления здоровья детей и профилактике курения, случаев употребления наркотиков и спиртных напитков.
Проект выносится на голосование.
Желаем удачи в работе!
Список литературы:
1.О совершенствовании процесса физического воспитания в образовательных учреждениях РоЩигской Федерации. Приказ МО России, Минздрава России, Госкомстата и РАО от 16.07.02 № 2715/227/166/19//Вестник образования. № 18.2002.
2. Балашова В.А., Степаненко В.П., Бекешова Л.М. Основные направления программы «Оздоровительная модель общеобразовательного учреждения» // Завуч. № 4. 2000.
3. Горячев В. Здоровье — категория педагогическая //Народное образование. № 9.1999.
4. Козлова О.П., Мансурова Ф.Б. План развития школы «Образование плюс ...» до 2000 года //Завуч. № 5. 2000.
5. Мишина Л. Профессиональное здоровье учителя: стратегия, концепция, технология//Народное образование. № 9- 10.1998.
6. Савельева Г. Наркомания - без цивилизации/Народное образование. № 6.1999.
7. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии М., 1998.
8. Школьные локально-нормативные акты лицея № 11 г. Воткинска, Республика Удмуртия. Положение об общелицейском конкурсе «Самый здоровый класс». Завуч. № 8.2001.
9. Кузина Г. Ф., Батурина Г. И. Занимательная педагогика народов России: советы, игры, обряды. М., 1998.
10. Куку шин B.C., Столяренко Л. Д. Этнопедагогика и этнопсихология. Ростов-на-Дону, 2000.
11. Мазыкина Н. Инновационные подходы в патриотическом воспитании и гражданском становлении личности //Воспитание школьников. № 6. 2002.
12. Новицкая М. Ю. Азбука народной культуры //Начальная школа. № 8. 2000.
13. Шамрай Т.Н. Туристско-этнографическая программа под девизом «Потерявший память - обречен» //Классный руководитель. № 7. 2001.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Положение
Общешкольного конкурса «Самый активный класс по
патриотическому воспитанию»
Общие положения: Школьный конкурс «Самый активный класс по патриотическому воспитанию» проводится ежегодно для всех классов. Участие в нем на добровольных началах принимает весь класс, классный руководитель, а также родители. Конкурс проводится с 1 сентября по 10 мая. Подведение итогов с 10 по 15 мая.
Цель: содействовать формированию у учащихся патриотического воспитания.
Организация конкурса:
1. Общешкольный конкурс «Самый активный класс по патриотическому воспитанию» проводится в течение всего учебного года.
2. Участие в нем классных коллективов оценивается членами жюри, в состав которого входят представители администрации, педагоги, учащиеся, родители. Жюри использует следующее критерии оценки:
- участие класса в общешкольных мероприятиях, патриотической направленности 10 баллов, за каждое мероприятие +5 баллов за качество;
- привлечение родителей к работе по гражданско-патриотического воспитанию10 баллов;
- организация классом внеклассных дел для учащихся других классных и школьных коллективов — 20 баллов;
- выпуск газет, листовок- 15 баллов;
- участие в секциях, кружках краеведческой направленности - 5 баллов (за каждого ученика);
- помощь в школьном музее -15 баллов.
Награждение победителей конкурса. Победители награждаются почетными грамотами, вымпелом и ценными подарками.
Подведение итогов проводится на торжественном слете. Допустимо награждение самых активных участников их каждого класса с записью фамилий и классов в книгу летописи школы.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Положение об общешкольном конкурсе
«Самый здоровый класс»
Общие положения. Школьный конкурс «Самый здоровый класс» проводится ежегодно для всех классов. Участие в нем, на добровольных началах, принимают весь класс, классный руководитель, а также родители.
Конкурс проводится с 1 сентября по 20 мая.
Цель: содействовать формированию у учащихся здорового образа жизни и интереса к занятиям физкультурой и спортом.
Задачи:
1. Привлечь максимально возможное количество учеников и их родителей к занятиям физической культурой для сохранения здоровья и улучшения работоспособности.
2. Обучить детей и взрослых методам и приемам организации активного отдыха.
3. Пропагандировать в школьном сообществе здоровый образ жизни,
Организация конкурса:
1. Общешкольный конкурс «Самый здоровый класс» проводится в течение всего учебного года.
2. Участие в нем классных коллективов оценивается членами жюри, в состав которого входят представители администрации, педагоги, учащиеся, родители. Жюри использует следующие критерии оценки:
- участие класса в общешкольных спортивно-оздоровительных мероприятиях - 10 баллов (за каждого участника);
- привлечение родителей к работе по пропаганде здорового образа жизни - 10 баллов;
- организация классом внеклассных спортивно-оздоровительных дел для учащихся других классных и школьных коллективов — 20 баллов;
- выпуск санитарных бюллетеней, листков здоровья, газет, в которых пропагандируется здоровый образ жизни - 15 баллов;
- организация походов, экскурсий, прогулок - 5 баллов;
- участие в спортивных секциях, кружках - 5 баллов (за каждого ученика);
- наличие у учащихся вредных привычек - вычитается 10 баллов (за каждого ученика).
Награждение победителей конкурса. Победители награждаются почетными грамотами, вымпелом и ценными подарками.
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Положение об общешкольном конкурсе
«Спортсмен года»
Общие положения. Школьный конкурс «Спортсмен года» проводится ежегодно Советом старшеклассников с целью выявления лучших спортсменов школы. Его участником может стать любой ученик или ученица школы со 2-го по 11-ый класс. Участвующие в конкурсе должны вести здоровый образ жизни и не иметь вредных привычек.
Задачи конкурса:
1. Популяризация занятий спортом среди учащихся.
2. Повышение спортивного мастерства школьников.
3. Приобщение детей к здоровому образу жизни.
Организация конкурса:
1. Конкурс проводится с 1 сентября по 15 мая.
2. Жюри подводит итоги каждый месяц. В состав жюри конкурса входят учителя физической культуры, члены Совета старшеклассников, представитель ДЮСШ, заместитель директора школы по воспитательной работе.
3. При определении победителей учитываются следующие показатели:
- получение отличной оценки по физической культуре в четверти, полугодии - 10 баллов;
- сдача нормативов по общей физической подготовке на «5» - 10 баллов и на «4» -8 баллов;
- участие в спортивных состязаниях:
а) в школьных соревнованиях - 5 баллов;
б) в городских соревнованиях - 10 баллов;
в) в областных соревнованиях - 15 баллов;
- посещение занятий в спортивных секциях — 5 баллов.
Подведение итогов проводится в конце каждого месяца. Результаты записываются в «Книжку участника конкурса» и отражаются на стенде общешкольной газеты в разделе «Спортивные достижения».
Награждение победителей конкурса. Победитель конкурса награждается почетной грамотой и ценным подарком, а участникам, занявшим второе и третье места, вручаются грамоты и памятные призы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Из опыта работы отдела дополнительного образования по патриотическому воспитанию учащихся
Патриотическое воспитание подрастающего поколения я вляется одним из приоритетных направлений в деятельности отдела дополнительного образования. В каждой школе Подольского района созданы и функциониру...
Комплексная программа "Гражданское образование и патриотическое воспитание юного поколения россиян"
Программа успешно адаптирована в школе....
Песовет : «Влияние общности обучающихся и обучаемых на процессы социализации в системе образования»»
Цель:Способствование формированию теоретических представлений педагогов о возможностях и условиях использования системного подхода в социализации учащихся;Поддержка и развитие школьных ученических объ...
Роль исторического образования в патриотическом воспитании молодёжи
Предлагаемый материал содержит размышления о новых подходах к патриотическму воспитанию учащихся старших классов. Историческое образование должно способствовать осознанию учащимися сущности таки...
Система работы по патриотическому воспитанию детей
Работа по патриотическому воспитанию отражает основное направление в работе с учащимися подросткового возраста....
Роль исторического образования в патриотическом воспитании молодёжи.
Предлагаемый материал содержит размышления о новых подходах к патриотическому воспитанию учащихся старших классов....
Выступление на педагогическом совете «Влияние цифровых технологий на процесс обучения и когнитивные способности учащихся»
Доклад на тему: «Влияние цифровых технологий на процесс обучения и когнитивные способности учащихся»...