"Слагаемые успеха на современном уроке"
статья на тему
Выступление на районном семинаре заместителейдиректорос по УВР
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
slagaemye_uspeha.doc | 105 КБ |
Предварительный просмотр:
Выступление на семинаре
« Слагаемые успеха на современном уроке»
Одним из приоритетов современного образования является образование для жизни. Поэтому одна из основных задач современной школы - подготовить выпускника, обладающего необходимым набором современных знаний, умений и качеств, позволяющих ему уверенно чувствовать себя в самостоятельной жизни.
2. «Успех в учении – единственный источник внутренних сил, рождающий энергию для преодоления трудностей, желания учиться».
Василий Александрович Сухомлинский
С этом известном высказывании Сухомлинского прослеживаются 3 мысли.
Первая мысль проста: успех открытия не может возникнуть на пустом месте. Его надо долго и терпеливо готовить, открывая ребенку, возможность связи, отношения между тем, что он достиг, и тем, что ему пока достичь не удалось.
Вторая мысль - ребенку следует постоянно внушать, что он может достичь недостигнутого, что в нем хватит сил, ума. Здесь не нужен ни кнут, ни пряник. Нужно внушение, поддержка, установка на завтрашнюю радость.
Третья мысль. Ребенок должен быть убежден, что успехом он обязан, прежде всего, самому себе. Помощь учителя, какой бы эффективной ни была, все равно должна быть скрытной. Ребенок должен впитать ее в себя, не замечая, точно так же, как вдыхает воздух, не замечая его. Стоит ребенку почувствовать, что открытие сделано с подачи учителя, что заслуга его лишь в том, что он послушно шел за своим наставником, радость успеха может померкнуть.
3. Главный смысл деятельности учителя состоит в том, чтобы создать каждому ученику ситуацию успеха. Здесь важно разделить понятия: «успех» и «ситуация успеха». Ситуация – это сочетание условий, которые обеспечивает успех, а сам успех- результат подобной ситуации. Задача учителя состоит в том, чтобы дать каждому пережить радость достижения, осознать свои возможности, поверить в себя.
4.С психологической точки зрения успех – это переживание состояния радости, удовлетворение оттого, что результат, к которому стремилась личность в своей деятельности, либо совпал с ее ожиданиями, надеждами, либо превзошел их. На базе этого состояния формируются новые, более сильные мотивы деятельности, меняются уровни самооценки, самоуважения. В том случае, когда успех делается устойчивым, постоянным, может начаться своего рода реакция, высвобождающая огромные, скрытые до поры возможности личности.
5.С педагогической точки зрения ситуация успеха – это такое целенаправленное, организованное сочетание условий, при которых создается возможность достичь значительных результатов в деятельности как отдельно взятой личности, так и коллектива в целом.
6. Таким образом, ситуация успеха в учебной деятельности – комплекс оптимальных приемов, который способствует включению каждого ученика в активную учебную деятельность на уровне его потенциальных возможностей и развивает эти возможности, воздействуя на эмоционально-волевую и интеллектуальную сферу личности школьника. Успех рождает сильный дополнительный импульс к активной работе, содействует становлению достоинства ученика, это залог положительного отношения к учению, к школе, к науке, к труду как таковому. Можно сказать, что, проживая ситуацию успеха, ребенок обретает достоинство, удовлетворенность жизнью на данный момент, а это есть ни что иное, как счастье в его разновидности. Стоит задуматься? Думаю, да.
7.Говоря о создании ситуации успеха на уроке, нельзя обойти вниманием современный урок.
Сегодня (в условиях внедрения ФГОС) меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения. Но какие бы инновации не вводились, урок остается главной формой обучения. И именно на уроке встречаются и взаимодействуют главные участники образовательного процесса: учитель и ученик. Между ними (всегда) – океан знаний и рифы противоречий.
8.Урок имеет огромный потенциал для решения задач по достижению новых образовательных результатов. Говоря об уроке в логике ФГОС, о том каким быть успешному современному уроку, мы опираемся на следующие ключевые идеи стандарта:
1. Для достижения новых образовательных результатов требуются современные педагогические технологии. Для работы в условиях нового стандарта педагогу необходимо пересмотреть всю систему своей деятельности, научиться проектировать урок и внеурочную деятельность в логике ФГОС.
2. Основа стандарта - системно-деятельностный подход в обучении. Это заставляет пересмотреть способы взаимодействия с учеником в познавательном процессе. На уроке ученик должен быть постоянно включен в деятельность.
Целью обучения становится не передача определенной суммы знаний, а создание условий для максимального развития индивидуальности ребенка, его способностей, склонностей, интересов через освоение учащимися необходимых способов различных видов деятельности. Меняется и роль учителя: из "транслятора" информации он превращается в организатора деятельности ученика.
3. С определением новых образовательных результатов (личностных, метапредметных и предметных) встает вопрос об организации контрольно-оценочной деятельности. Новое понимание образовательных результатов определяет необходимость обновления традиционной оценочной деятельности учителя.
9. Опираясь на ключевые идеи стандартов, мы для себя отметили несколько критериев современного успешного урока, на котором учитель может и должен создавать ситуацию успешности для ученика.
Итак, успешный урок-
1. Это урок самореализации ученика.
На современном уроке ученик не просто изучает материал, а задействует свой потенциал, выявляет и развивает свои способности. Именно через самореализацию ученик успешно осваивает новые для него знания.
Чтобы самореализация состоялась, необходимы осмысленные учеником цели, он должен понимать, зачем и для чего он изучает тот или иной предмет, как и почему он с ним связан.
Цели не могут быть ученику просто переданы. Ученическое целеполагание – одно из условий обучения жизни в современном мире. Там, где есть целеполагание, востребована и рефлексия – осознание учеником степени соответствия полученных результатов поставленным целям, а также способов их достижения.
10. 2. Успешный урок - это урок открытия нового.
Новое – это не просто новая информация о чём-то. Это удивительный мир постепенного открытия и – далее- постижения нового. Здесь важна готовность ученика к восприятию информации и его желание в ней разобраться.
Новое открывается не только для ученика, но и для учителя. Творческий, эвристический урок – никогда не похож на другие. Предварительный план урока может быть одним и тем же для разных классов, но результаты учеников – всегда новые. В этом и есть смысл учительского счастья – дать возможность каждому проявить себя по-своему, изучая одни и те же «вечные» вопросы.
3. Успешный урок - это урок создания образовательной продукции.
Принцип продуктивности в образовании – основа успеха человека в жизни. Если ученик научился на уроках создавать (стихи, модели, планы, поступки и др.), он и в будущем всегда сможет быть полезен людям, а значит будет и успешен.
И наоборот, если во время учёбы ученику не предлагать ничего создавать, а только изучать готовое, то ничему толковому для реальной жизни его не научишь. Для жизни требуются творцы и деятели, т.е. те, кто создаёт продукцию или осуществляет деятельность по её созданию в общей цепочке. Продукт – всегда главный элемент. Поэтому и учёба должна стать средством, а не целью.
К тому же дети всегда больше любят сделать что-то сами, чем смотреть или читать про то, как это сделали другие. Поэтому надо давать ученикам возможность создавать на уроке! Это можно сделать на любом учебном предмете, в любой изучаемой теме.
11. 4. Успешный урок - это урок развития компетентностей.
Если принять необходимым условием успешного современного урока образовательную продукцию учеников, то следует научить их создавать её. Урок должен быть таким, чтобы ученики стали компетентными деятелями в изучаемых областях, имели опыт получения актуального результата.
Компетентность – это внутреннее качество ученика, тогда как компетенция – внешне заданная норма. В каждом учебном предмете содержатся ключевые и предметные компетенции – то есть нормы, освоение которых позволяет стать успешным в данных областях знаний. Например, компетенции путешественника предполагают, что ученик, изучая географию, понимает, зачем, где и для чего ему нужно побывать, знает, что включает в себя план путешествия, умеет ориентироваться в пространстве города или природы, владеет способами применения различных типов карт, имеет опыт путешествий, личностное отношение к ним.
5. Успешный урок - это урок общения - очного или дистанционного.
Современный успешный урок не может оставаться монологичным. Диалог, работа в группах, совместные проекты – это то, что требуется нынешнему успешному ученику уже в школе, а не только в его будущей профессии. Если мы хотим помочь ученику быть успешным в современном мире, мы не можем исключить из урока обучение коммуникативности.
12. 6. Успешный урок - это метапредметный урок.
«Мета» – означает «стоящее за». За каждым учебным предметом, темой, фундаментальным образовательным объектом – находятся его первоосновы. Это могут быть понятия числа или знака, проблемы происхождения мира или человека, пропорции или закономерности и т.д. Изучая предметное, всегда нужно дать ученикам заглянуть дальше, направить их познание к первосмыслам.
Через вхождения в метапредметные основы изучаемого урок помогает ученику увидеть корни происходящего, выстроить целостное знание и понимание изучаемых предметов, определить своё личное отношение к фундаментальным вопросам жизни.
13. И, конечно, успешный урок - это урок, на котором ученикам было психологически комфортно и на котором учитель со своими учениками решил все поставленные цели и задачи. Результатами таких уроков являются прочные знания, полученные учениками, когда их умения и навыки совершенствовались в течение урока.
Поэтому, подготовка успешного урока должна включать два аспекта: психологический и методический. О методическом аспекте говорилось выше.
14. Важнейшим показателем успешности является умение учителя создать атмосферу доброжелательности.
При этом учитель придумывает методические приемы, обеспечивающие
• снятие тревожности,
• высокую мотивацию,
• авансирование достоинств ученика
• преобладание скрытой инструкции,
• поддержку индивидуальности (исключительности) школьника,
• объективность и доброжелательность педагогического внушения
• высокую оценку успешно выполненной каждой детали деятельности школьника.
Научить, например, русскому языку всех детей практически невозможно, но научить не бояться русского языка, научить любить его - это цель, которую можно реализовать.
На всех этапах урока учитель для создания психологического комфорта учеников может прибегать к определенным речевым клише. Таблица «Технологические операции создания ситуаций успеха» предложена вам в раздаточном материале.
15. Говоря о психологическом аспекте урока, надо помнить о том, что учителю в своей работе важно осторожно пользоваться таким тонким инструментарием, как оценка. Оценка является одним из структурных компонентов педагогической деятельности. Оценка практически всегда носит субъективный характер, следовательно, очень важны профессиональные умения учителя, при этом необходимо при наличии отрицательных результатов находить успехи в чем-то и уметь их показать и всему классу, и ученику в том числе.
16. Для себя учитель выделяет главные функции оценки: информационную, ориентирующую, стимулирующую, результативную. Все виды оценочного воздействия будут наиболее эффективными только при соблюдении ряда условий:
• эмоциональная уравновешенность учителя - в гневе учитель часто бывает несправедлив;
• доброжелательный тон в момент оглашения оценки любого уровня (положительной или отрицательной);
• перевес положительной оценки над отрицательной;
• понимание душевного состояния ребенка;
• осознание, что оценка не наказание, а побуждение к действию;
• хорошие знания своего предмета и требований к оценке знаний по данному предмету.
Мы сегодня говорим об успешности урока и ученика. Но важна ли самому ребенку успешность в учебе? В рамках изучения данной проблемы и подготовки к сегодняшнему семинару среди учащихся 5-9 классов было проведено анкетирование. Результаты анкетирования представлены на слайдах.
17-22
Проанализировав результаты анкетирования, мы убедились в важности для учеников похвалы и хорошей оценки, узнали, каковы, по их мнению, причины их неудач и в чем состоит залог успешности. Ответы ребят помогут нам скорректировать наши действия в работе по дальнейшему моделированию успеха в совместной работе учителя и ученика.
23.Народный учитель СССР, педагог-новатор, Виктор Федорович Шаталов утверждал, что для того, чтобы работа в школе была успешной, должен сработать эффект «солёного огурца». Главное – создать рассол. Тогда какой бы огурец ни был, плохой или хороший, попав в рассол, он просолится.
Желание учиться возникает тогда, когда всё или почти всё получается. Появляется личная заинтересованность ученика в получении знаний. Доказано, что в основе успеха лежит вера в собственные силы. Утверждение этой веры невозможно без приобретения опыта достижения и переживания успеха. Уже давно ни для кого не секрет, что ребенок никогда не познавший радости достижения результата, не переживший гордости от того, что трудности преодолены, теряет интерес и желание учиться. Задача учителя состоит в том, чтобы готовить такие уроки, на которых бы каждому ученику была предоставлена эта возможность пережить радость достижения результата, осознать свои возможности и поверить в себя.
24. Спасибо за внимание.
Приложение 1
Технологические операции создания ситуаций успеха.
ОПЕРАЦИЯ | НАЗНАЧЕНИЕ | РЕЧЕВАЯ ПАРАДИГМА |
1. Снятие страха | Помогает преодолеть неуверенность в собственных силах, робость, боязнь самого дела и оценки окружающих. | «Мы все пробуем и ищем, только так может что-то получиться». «Люди учатся на своих ошибках и находят другие способы решения». «Контрольная работа несложная, этот материал мы с вами проходили». |
2. Авансирование успешного результата | Помогает учителю выразить свою твердую убежденность в том, что его ученик обязательно справиться с поставленной задачей. Это, в свою очередь, внушает ребенку уверенность в своих силах и возможностях. | «У вас обязательно получится..» «Я даже не сомневаюсь в успешном результате». |
3. Скрытое инструктирование ребенка в способах и формах совершения деятельности | Помогает ребенку избежать поражения. Достигается путем намека, пожелания. | «Возможно, лучше всего начать с…..» «Выполняя работу, не забудьте о…..» |
4. Внесение мотива | Показывает ребенку ради чего, ради кого совершается эта деятельность, кому будет хорошо после ее выполнения. | «Без твоей помощи твоим товарищам не справиться…» |
5. Персональная исключительность. | Обозначает важность усилий ребенка в предстоящей или совершаемой деятельности. | «Только ты и мог бы….» «Только тебе я и могу доверить…» «Ни к кому, кроме тебя, я не могу обратиться с этой просьбой…» |
6. Мобилизация активности или педагогическое внушение. | Побуждает к выполнению конкретных действий. | «Нам уже не терпится начать работу…» «Так хочется поскорее увидеть…» |
7. Высокая оценка детали. | Помогает эмоционально пережить успех не результата в целом, а какой-то его отдельной детали. | «Тебе особенно удалось…». «Больше всего мне в твоей работе понравилось…» «Наивысшей похвалы заслуживает эта часть твоей работы». «продолжай так же хорошо работать» |
Приложение 2
Технологическая карта урока, соответствующая требованиям ФГОС
Основные этапы организации учебной деятельности | Цель этапа | Содержание педагогического взаимодействия | |||
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | ||||
Познавательная | Коммуникативная | Регулятивная | |||
1. Постановка учебных задач | Создание проблемной ситуации. Фиксация новой учебной задачи | Организовывает погружение в проблему, создает ситуацию разрыва. | Пытаются решить задачу известным способом. Фиксируют проблему. | Слушают учителя. Строят понятные для собеседника высказывания | Принимают и сохраняют учебную цель и задачу. |
2. Совместное исследование проблемы. | Поиск решения учебной задачи. | Организовывает устный коллективный анализ учебной задачи. Фиксирует выдвинутые учениками гипотезы, организует их обсуждение. | Анализируют, доказывают, аргументируют свою точку зрения | Осознанно строят речевые высказывания, рефлексия своих действий | Исследуют условия учебной задачи, обсуждают предметные способы решения |
3. Моделирование | Фиксация в модели существенных отношений изучаемого объекта. | Организует учебное взаимодействие учеников (группы) и следующее обсуждение составленных моделей. | Фиксируют в графические модели и буквенной форме выделенные связи и отношения. | Воспринимают ответы обучающихся | Осуществляют самоконтроль Принимают и сохраняют учебную цель и задачу. |
4. Конструирование нового способа действия. | Построение ориентированной основы нового способа действия. | Организует учебное исследование для выделения понятия. | Проводят коллективное исследование, конструируют новый способ действия или формируют понятия. | Участвуют в обсуждении содержания материала | Принимают и сохраняют учебную цель и задачу. Осуществляют самоконтроль |
5. Переход к этапу решения частных задач. | Первичный контроль за правильностью выполнения способа действия. | Диагностическая работа (на входе), оценивает выполнение каждой операции. | Осуществляют работу по выполнению отдельных операций. | Учатся формулировать собственное мнение и позицию | Осуществляют самоконтроль |
6. Применение общего способа действия для решения частных задач. | Коррекция отработки способа. | Организует коррекционную работу, практическую работу, самостоятельную коррекционную работу. | Применяют новый способ. Отработка операций, в которых допущены ошибки. | Строят рассуждения, понятные для собеседника. Умеют использовать речь для регуляции своего действия | Самопроверка. Отрабатывают способ в целом. Осуществляют пошаговый контроль по результату |
7. Контроль на этапе окончания учебной темы. | Контроль. | Диагностическая работа (на выходе): - организация дифференцированной коррекционной работы, - контрольно-оценивающая деятельность. | Выполняют работу, анализируют, контролируют и оценивают результат. | Рефлексия своих действий | Осуществляют пошаговый контроль по результату |
Приложение (в помощь учителю)
Опыт показывает, что на первых порах педагогу сложно создать технологическую карту урока (ее можно рассматривать как мини-проект учителя). Наибольшие затруднения вызывает декомпозиция целей урока на задачи этапов, конкретизация содержания этапов своей деятельности и деятельности обучающихся на каждом этапе. В помощь учителю можно предложить возможные формулировки деятельности.
Формулировки деятельности учителя и обучающихся
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
Проверяет готовность обучающихся к уроку. Озвучивает тему и цель урока. Уточняет понимание учащимися поставленных целей урока. Выдвигает проблему. Создает эмоциональный настрой на… Формулирует задание… Напоминает обучающимся, как… Предлагает индивидуальные задания. Проводит параллель с ранее изученным материалом. Обеспечивает мотивацию выполнения… Контролирует выполнение работы. Осуществляет:
Побуждает к высказыванию своего мнения. Отмечает степень вовлеченности учащихся Диктует. Дает:
Организует:
Подводит обучающихся к выводу о… Наводящими вопросами помогает выявить причинно-следственные связи в… Обеспечивает положительную реакцию детей на творчество одноклассников. Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности обучающихся на уроке | Записывают слова, предложения. Делят (звуки, слова ит.д.) на группы. Выполняют упражнение в тетради. По очереди комментируют… Обосновывают выбор написания… Приводят примеры. Пишут под диктовку. Проговаривают по цепочке. Выделяют (находят, подчеркивают, комментируют) орфограммы. На слух определяют слова с изучаемой орфограммой. Составляют схемы слов (предложений). Проводят морфемный анализ слов. Отвечают на вопросы учителя. Выполняют задания по карточкам. Называют правило, на которое опирались Читают и запоминают правило, проговаривают его друг другу вслух. Озвучивают понятие… Выявляют закономерность… Анализируют… Определяют причины… Формулируют выводы наблюдений. Объясняют свой выбор. Высказывают свои предположения в паре. Сравнивают… Читают текст. Читают план описания… Подчеркивают характеристики… Находят в тексте понятие, информацию. Слушают стихотворение и определяют… Слушают доклад, делятся впечатлениями о… Высказывают свое мнение. Осуществляют:
Формулируют конечный результат своей работы на уроке. Называют основные позиции нового материала и как они их усвоили (что получилось, что не получилось и почему) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Виды чтения на уроках английского языка. Слагаемые успеха
Чтение – это рецептивный вид речевой деятельности, связанный с извлечением информации через зрительный канал. В основе этого вида речевой деятельности лежат умения, связанные с извлечением посту...
Урок и презентация к уроку в7 классе "Слагаемые успеха насекомых"
Материал может использоваться для уроков по теме отряды насекомых по ОС "Школа 2100"...
Презентация к уроку обществознания по теме"Слагаемые успеха в бизнесе"
Презентация к уроку обществознания в 11 классе к разделу "Экономика" по теме "Слагаемые успеха в бизнесе"...
Общественно-политический и научно-методический журнал "Образование в современной школе": статья "Методическое мастерство – основное слагаемое успеха" (№ 5-6, 2015)
В статье рассматриваются активные методы обучения иностранному языку в подростковой школе. Автор приводит яркие примеры интересных внеаудиторных мероприятий. В статье подчеркивается, что от методическ...
Статья:"Современные слагаемые успеха на уроке английского языка"
Статья:"Современные слагаемые успеха на уроке английского языка"Статья о методах, которые эффективно работают на уроке английского языка в части мотивации его активного изучения. Используя п...
СИТУАЦИЯ УСПЕХА НА СОВРЕМЕННОМ УРОКЕ
Что же такое ситуация успеха и какова ее роль на современном уроке?Не все люди способны самостоятельно добиваться успеха. Но если подготовить благодатную для этого почву (ситуацию), то достижение успе...
Общественно-политический и научно-методический журнал "Образование в современной школе": статья "Учебно-исследовательская деятельность - основное слагаемое успеха" (№ 7-8, 2022)
В статье рассматриваются вопросы развития творческой одаренности учащихся через исследовательскую деятельность. Автор рассказывают об основной задаче педагогов школы научить школьников рационально стр...