Внеучебная деятельность
рабочая программа на тему
Предварительный просмотр:
Тюменская область.
Ханты-Мансийский автономный округ
Нижневартовский район.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ОХТЕУРСКАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА»
УТВЕРЖДАЮ Согласовано
Директор школы: Зам. директора по учебной работе:
_______________Т.В.Павловская _______________И.Д.Мотузко
Приказ № 11 о/д «28 » августа 2014 г.
от 28.08.2014 г.
Рабочая программа
внеурочной деятельности для 3 класса
«Уроки нравственности, или «Что такое хорошо и что такое плохо»
Направление: общекультурное
Количество часов по учебному плану –34
Срок реализации программы 1 год
Рабочая программа рассмотрена на заседании предметного методического объединения протокол № 1 от «27» августа 2014 г.
2014 – 2015 учебный год
Пояснительная записка
ФГОС второго поколения формулируют основную педагогическую цель – воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России. В портрете выпускника начальной школы есть такие строки: «Любящий свой край и свою родину; уважающий и принимающий ценности семьи и общества; готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и школой; доброжелательный, умеющий слушать и слышать партнера, умеющий высказывать свое мнение; выполняющий правила здорового и безопасного образа жизни для себя и окружающих».
Учащиеся начальной школы в силу своего возраста наиболее восприимчивы к духовно-нравственному развитию и воспитанию. Все пережитое и усвоенное в детстве отличается большой психологической устойчивостью. В школе - социальном институте, через который проходят все граждане России, - продолжается формирование позитивного отношения ребенка к базовым ценностям общества, таким как человек, семья, Родина, природа, труд, знания, культура, здоровый образ жизни.
В начальной школе перед учителем стоит задача: открыв путь к сердцу и уму маленького человека, воспитать полноценную личность, сформировать систему нравственных ценностей младшего школьника, имеющего свою внутреннюю позицию, представляющую собой осознанное отношение ребенка к собственному «Я», к окружающим, к социально одобряемым и неодобряемым формам поведения».
Основная цель курса: воспитание духовно-нравственной личности ребенка через систему ценностно-ориентированных занятий.
Задачи курса:
- сформировать систему нравственных ценностей;
- способствовать формированию основ культуры общения и построения межличностных отношений на основе толерантности;
- формировать экологически воспитанную личность;
- воспитывать ответственное отношение к своему здоровью, стремление к здоровому образу жизни;
- формировать интерес к чтению художественной литературы;
- развивать познавательную активность;
- развивать творческие способности.
Курс «Уроки нравственности» представляет собой комплекс занятий воспитывающего характера, знакомящих учащихся начальных классов с понятиями того, «что такое хорошо и что такое плохо».
Содержание курса включает в себя следующие циклы:
- «Я и школа»;
- «Я и окружающие»;
- «Я и семья»;
- «Я и природа»;
- «Я и книги»;
- «Я и животные»;
- «Я и здоровье».
Каждое занятие проводиться в форме творческой мастерской, что создает условия для формирования познавательной и творческой активности детей.
Курс «Уроки нравственности ориентирован на детей 7-8 лет, рассчитан на 66 занятий.
Проведение занятий подкрепляется учебно-методическим комплектом, состоящим из рабочих тетрадей на печатной основе (в двух частях).
Личностные, метапредметные и предметные результаты
освоения программы.
В процессе освоения программы ученик получает знания о характере взаимоотношений с другими людьми, что становится предпосылкой воспитания доброжелательного и заботливого отношения к людям, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, сочувствия, толерантности, формирования нравственного сознания младшего школьника.
Знакомясь с нравственным содержанием пословиц о добре, труде,
учении, младшие школьники начинают осознавать базовые гуманистические ценности, характер отношений между людьми, необходимость бережного отношения к людям и предметам их труда.
Обсуждение сказок, их инсценировка, обсуждение произведений художественной литературы — всё это нацелено на воспитание первоначальных этических представлений обучаемых (понятия добра и зла, значение слов вежливости, правил вежливого поведения и их мотивации), развитие их эмоционального восприятия.
Система вопросов и заданий, носящая диагностический и тренинговый характер, позволяет решать задачи самооценки и самопроверки, повторять, уточнять и формировать начальные нравственные представления,
знакомить с нравственными понятиями (например, «Что такое добрый по-
ступок?», «Какой нравственный выбор сделал герой?», «Что можно посоветовать в этой ситуации? Как её изменить?», «Бывает ли так в реальной
жизни?»).
Для овладения метапредметными результатами (сравнение, анализ,
синтез, обобщение, классификация по родовидовым признакам, установление аналогий и причинно-следственных связей) в программе содержатся упражнения, способствующие активизации интеллектуальной деятельности учащихся. В них предлагается установить соответствие поступков нравственным правилам; сопоставить, сравнить героев, их поведение; классифицировать материал по разным основаниям (определить группы пословиц по теме — о добре, трудолюбии, об отношении к учёбе); сравнить иллюстрации с текстом для определения эмоционального состояния героев.
В целях формирования коммуникативных универсальных учебных
действий (ведение диалога, признание возможности существования раз-личных точек зрения и права каждого иметь свою; выражение своего мнения и аргументация своей точки зрения; уважительное восприятие других точек зрения) в материалах для занятий представлены задания, их формирующие. Так, с учащимися организуются коллективные обсуждения, предлагаются вопросы «открытого» типа, например «Почему?», «Как?», которые помогают детям высказывать свою точку зрения, выслушивать мнение одноклассников, т. е. работать коллективно или в группах, парах, а также предлагаются задания на выбор ответа, альтернативного решения.
Использование художественной литературы и работа в библиотеке
помогает школьникам учиться использовать различные способы поиска
информации в библиотеке, Интернете. Тематика заданий этой рубрики позволяет детям научиться работать в библиотечном пространстве с целью решения информационных и коммуникативных задач.
Универсальные учебные действия:
- воспроизводить правила поведения в конкретной жизненной ситуации;
- оценивать своё поведение и поведение окружающих (на уроке, на перемене).
- использовать в речи слова вежливости;
- участвовать в диалоге: высказывать свои суждения по теме, анализировать высказывания собеседников, добавлять их высказывания;
- высказывать предположение о последствиях недобрых поступков
(в реальной жизни, героев произведений);
- создавать по иллюстрации словесный портрет героя (положительный, отрицательный);
- описывать сюжетную картинку (серию);
- оценивать адекватно ситуацию и предотвращать конфликты;
- самостоятельно формулировать правила коллективной игры, работы.
- оценивать свои действия во время уроков, дежурств.
- воспроизводить основные требования к внешнему виду человека в практических и жизненных ситуациях;
- оценивать внешний вид человека.
- использовать доброжелательный тон в общении;
- оценивать характер общения (тон, интонацию, лексику), поведения в общественных местах.
Ожидаемые результаты духовно-нравственного развития и воспитания учащихся.
К концу обучения учащиеся должны иметь:
- систему нравственных качеств и этическое сознание;
- потребность в самовоспитании и саморазвитии;
- чувство уважения к правам и обязанностям человека;
- чувство трудолюбия, уважения к людям труда;
- ценностное отношение к здоровью и здоровому образу жизни;
- ценностное отношение к природе, окружающей среде;
- потребность в чтении художественной литературы.
Методическое обеспечение
Формы проведения занятий:
- беседа;
- сюжетно-ролевая игра;
игра-спортивная;
- подвижная игра;
- учебная игра;
- конкурс;
- праздник;
- экскурсии.
Техническое оснащение и наглядные пособия:
- компьютер;
- проектор;
- экран;
- дидактические материалы на различных носителях (памятки, опорные карты, художественные рисунки, иллюстрации и др.)
- настольные игры;
- книги.
Формы подведения итогов:
- конкурс;
- КВН;
- Игры.
Список используемой литературы
1.Мищенкова Л.В. Курс «Воспитание нравственных качеств» уроки нравственности, или «Что такое хорошо и что такое плохо»
- Васильева-Гангнус Л. Азбука вежливости .-М.: «Педагогика», 1983.
3.Богданова О.С. Содержание и методика этических бесед с младшими школьниками. М.:, «Просвещение», 1982.
4.Волина В.В. Учимся играя. М.: «Просвещение», 1994.
5.Смирнов Н.А. Пособие для учителей и родителей учащихся начальных классов «Этика и этикет младших школьников». М.: «Школьная пресса», 2002.
6.Ладыженская Т.А. Детская риторика в рассказах, стихах, рисунках. М.: «Просвещение», 2002.
7.Петерина С.В. Воспитание культуры поведения у детей. М.: «Просвещение», 1986.
8.Горбунова Н.А. Классные часы.- Волгоград, «Учитель АСТ», 2004.
9.Корчинова О.В. Детский этикет.- Ростов на Дону «Феникс», 2002.
10.Самоукина Н.В. Игры в школе и дома. М.: «Просвещение», 1993.
11.Максимова Т.Н. Классные часы 1 класс. М.: «Вако», 2009.
12.Стрелкова Л.П. Уроки сказки. М.: «Педагогика», 1990.
Тематическое планирование
(34 часа)
№ | Дата | Тема | Цикл | Воспитание качеств |
1 | 03.09 | О культуре поведения в школе | Я и школа | Культуры общения |
2 | 10.09 | Под крышей дома моего | Я и семья | Любви к родственникам, чувства благодарности к старшим членам семьи |
3 | 17.09 | Времена года | Я и природа | Любви к природе, умения видеть её красоту |
4 | 24.09 | Отправляемся в путешествие | Я и природа | Бережного отношения к природе |
5 | 01.10 | Узнай меня! | Я и книга | Стремление к чтению художественной литературы |
6 | 08.10 | Не надо больше ссориться… | Я и окружающие | Толерантности, доброжелательного отношения к окружающим. |
7 | 15.10 | Учимся дружить | Я и окружающие | Умения находить способы для примирения; толерантности, дружелюбия |
8 | 22.10 | Белый пес в сиреневый цветочек | Я и животные | Доброты, отзывчивости, любви к животным, |
9 | 29.10 | Учимся обсуждать проблему | Я и окружающие | Доброты, справедливости, желания приходить на помощь |
10 | 12.11 | Во саду ли, во городе | Я и природа | Бережного отношения к земле |
11 | 19.11 | Слушаем сказку | Я и окружающие | Стремления быть нужным, полезным окружающим |
12 | 26.11 | Поговорим о собаках | Я и животные | Доброжелательного отношения к животным |
13 | 03.12 | Тише, пожалуйста | Я и здоровье | Толерантности |
14 | 10.12 | Занимательный журнал «Имена» | Я и окружающие | Уважительного отношения к имени |
15 | 17.12 | Колечко красоты | Я и окружающие | Стремления к внутреннему самосовершенствованию |
16 | 24.12 | Девочка и разбойники | Я и книга | Стремление к чтению художественной литературы; искать выход из любой жизненной ситуации |
17 | 14.01 | Экскурсия в медицинский кабинет | Я и здоровье | Уважение к труду медицинского работника |
18 | 21.01 | Зима в лесу | Я и природа | Умение замечать красоту природы |
19 | 28.01 | По страницам русской народной сказки «Царевна-лягушка» | Я и книга | Стремление к чтению художественной литературы; доброты, отзывчивости |
20 | 04.02 | Для чего нужны нам глазки | Я и здоровье | Стремление к соблюдению гигиены глаз |
21 | 11.02 | И снова сказка | Я и книга | Стремление к чтению художественной литературы |
22 | 18.02 | Давайте, друзья, потолкуем о маме | Я и семья | Чувства любви и уважения к маме |
23 | 25.02 | Лепим снеговика | Я и природы | Наблюдательности, интереса к изучению природы |
24 | 04.03 | Цветик - семицветик | Я и окружающие | Доброты, отзывчивости |
25 | 11.03 | Волшебники и волшебные предметы | Я и книга | Стремление к чтению художественной литературы |
26 | 18.03 | Животные с книжных страниц | Я и книга | Стремление к чтению художественной литературы |
27 | 01.04 | Спешим на помощь к бабке Ёжке | Я и окружающие | Отзывчивости и доброты |
28 | 08.04 | День космонавтики | Я и окружающие | Гордости за наших соотечественников – первых космонавтов |
29 | 15.04 | Тропинка | Я и природа | Бережного отношения к природе |
30 | 22.04 | Ох уж этот ветер!... | Я и окружающие | Отзывчивости, сочувствия |
31 | 29.04 | Сказочные фанты | Я и книга | Стремление к чтению художественной литературы |
32 | 06.05 | И снова сказочные фанты | Я и книга | Стремление к чтению художественной литературы |
33 | 13.05 | Школа насекомых | Я и природа | Чувства благодарности к полезным насекомым за их труд |
34 | 20.05 | Кем быть? | Я и окружающие | Уважение к труду |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интеграция учебной и внеучебной деятельности в образовательном учреждении
Статья адресована руководителям системы образования, педагогам и методистам, осуществляющим или планирующим инновационную деятельность в образовании. Данная статья была опубликована в книге "Пути реал...
Формирование культуры правильного питания в учебной и внеучебной деятельности
В статье обобщен опыт педагога МБОУ СОШ №154 г.Екатеринбурга по формированию культуры правильного питания в учебной и внеучебной деятельности....
Обобщение опыта "Развитие творческих способностей обучающихся через интеграцию учебной и внеучебной деятельности.
Автор опыта Мокроусова Надежда Алексеевна, учитель русского языка муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №16» г. Губкина Белгородской области ...
Экологическое воспитание на уроках русского языка и литературы и через внеучебную деятельность.
Как научить ребят бережному отношению к природе, как воспитать не потребленцев, а рачительных хозяев? Считаю, что задача родителей и учителей – в...
Обобщение педагогического опыта по теме "Активизация познавательной деятельности по математике и во внеучебной деятельности"
Обобщение педагогического опыта...