Формирование культуры правильного питания в учебной и внеучебной деятельности
статья по теме
В статье обобщен опыт педагога МБОУ СОШ №154 г.Екатеринбурга по формированию культуры правильного питания в учебной и внеучебной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kultura_pravilnogo_pitaniya_microsoft_word.rar | 11.03 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОТА ПО
формированию культуры правильного питания
в учебной и внеучебной деятельности.
Здравствуйте!
Что такое «здравствуй?»
Лучшее из слов
Потому что «здравствуй!»
Значит «Будь здоров».
Давайте познакомимся: Я - Горбачева Марина Юрьевна, учитель русского языка, литературы и риторики. В этой школе работаю со дня основания - 19 лет, общий стаж педагогической деятельности - 27 лет, имею I аттестационную категорию.
Сегодня я говорю вам «здравствуйте», таким образом желаю вам, нашим коллегам и гостям, всем и каждому здравия, то есть здоровья.
Состояние здоровья подрастающего поколения - важнейший показатель благополучия общества и государства, отражающий не только настоящую ситуацию, но и дающий точный прогноз на будущее. Строго объективных критериев, дифференцирующих понятия «болезнь» и «здоровье», пока нет. Существует более 300 определений здоровья. Остановимся на определении, где здоровье определяется как состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов.
Существует и определение здоровья по Брехману!
* Соматическое здоровье - удел биологии и медицины
* Физическое здоровье - сфера физической культуры и спорта.
* Психическое здоровье - область применения психологических наук.
* Нравственное здоровье отражает социальную ценность человека, формирует нравственность и духовность.
Представление о здоровье как триединстве здоровья физического (соматического), психического и духовно-нравственного отражает невозможность сохранить и укрепить здоровье, заботясь только о физическом или только о духовном благополучии, необходимость комплексного подхода. «Чтобы быть здоровым, нужны собственные усилия - постоянные, и значит заменить их ничем нельзя» писал академик Н.Амосов.
Лекарства не помогут, если сам человек нарушает нормы здорового образа жизни.
Наметившаяся во всем мире тенденция «новых подходов в вопросах формирования здоровья способствует созданию новых образовательно-оздоровительных программ.
В нашей школе всегда уделялось большое внимание формированию здорового образа жизни (не случайно слова «здоровым быть здорово» - девиз нашего ОУ).
В этом году школа приступила к реализации модели «Общественно активная школа».
В рамках реализации этой модели существует проект «Здоровый ребенок», цель которого - сохранение и укрепление здоровья всех участников образовательного процесса, формирование ответственных взглядов и убеждений в деле укрепления здоровья, осуществление согласованных действий медиков, педагогов и родителей по сохранению и укреплению здоровья ребенка в условиях деятельно-активной школы.
Среди основных направлений реализации проекта особо выделяется планомерная организация полноценного сбалансированного питания, так как организация правильного питания детей и подростков имеет не только медицинское значение как фактор сохранения здоровья конкретного ребенка и его последующего развития, но и большое социальное значение как фактор, определяющий здоровье будущих поколений.
Значение питания в детском и подростковом возрасте обусловлено основными факторами, определяющими различие зрелого и детского организма, а именно - ростом и развитием. Детский организм отличается от взрослого бурным ростом и развитием, формированием органов и систем. Этими физиологическими особенностями определяются потребности детей и подростков в пищевых веществах и энергии.
Именно поэтому считаю, что формирование культуры и навыков правильного питания должно быть целью работы каждого педагога, каждого ОУ.
Для выполнения данной цели сформулируем следующие задачи:
- обучение школьников основам знаний о здоровом питании;
- расширение знаний подростков о правилах питания, направленных на сохранение и укрепление здоровья, формирования готовности соблюдать эти правила;
- развитие навыков правильного питания как составной части здорового образа жизни;
- развитие представления о социокультурных аспектах питания, его связи с культурой и историей народа;
- развитие представления о правилах этикета, связанных с питанием;
- развитие коммуникативных навыков у подростков, умения эффективно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми в процессе решения проблемы.
Формирование культуры питания - процесс долговременный, включающий в себя следующее:
1 Позиционирование основ правильного питания.
2 Формирование у учащихся правильного пищевого поведения.
3 Обеспечение здоровым питанием в школе.
4 Вовлечение семьи и общественности в процесс формирования культуры питания.
Я остановлюсь лишь на первых двух составляющих этой проблемы.
Работа по формированию культуры правильного питания осуществляется мною в учебной и внеклассной деятельности.
Учебная деятельность.
1. Организация уроков.
Проводя уроки русского языка, литературы и риторики, подбираю материал по данной проблеме, работаю над созданием энциклопедии «Секреты здорового питания», включающей задания учащимся, тексты для сообщений, материалы из книг и словарей, рисунки, творческие работы детей, шарады, загадки, ребусы, викторины, пословицы, поговорки и др; сценарии уроков и занятий.
Провожу интегрированные уроки (интегрирование уроков по правильному питанию с другими предметами: русский язык, риторика, литература, ИЗО, технология, ОБЖ, природоведение). Работа позволяет осуществить связь между предметами: русским языком ( работа с текстами, затрагивающими тематику питания, использование тетради-помощницы «Учу слова из словаря»); математикой (эффективным средством формирования умений и навыков сохранения и укрепления здоровья являются задачи со здоровьесберегающим содержанием). Совместно с учителями-предметниками мною разработан и проведен ряд интегрированных уроков по природоведению, литературе, русскому языку, ИЗО и математике.
В программе предмета риторика (работаю по программе Т.А.Ладыженской) уделяю время на развитие представления о правилах этикета, связанных с питанием. Так раз в четверть провожу этикетные уроки. В этом году особенно интересно прошли уроки в 5 классе на тему «Жду гостей», в 6 классе - «Этикет питания», в 7 классе - «Приходите к нам на огонек» и в 8 классе - «Всегда ли молчание-золото».
2. Работа элективного курса.
Веду занятия элективного курса «Разговор о правильном питании».
Считаю удачным и правильным, что в нашей школе, несмотря на то, что учебная нагрузка и занятость учащихся в среднем звене возросла, ребята имеют возможность продолжить данную работу на занятиях элективного курса.
Второй год апробирую продолжение программы, по которой работают учителя начальной школы. В среднем звене программа рассчитана на одно полугодие - 17 часов.
Цель программы «Разговор о правильном питании» - формирование у детей основ культуры питания как составляющей здорового образа жизни.
Программа включает в себя три содержательных части:
Часть 1 «Разговор о правильном питании»
Часть 2 «Две недели в лагере здоровья»
Часть 3 «Формула правильного питания».
«Формула правильного питания» предназначена для детей 12-14 лет,
познакомившихся с первой и второй частями программы «Разговор о правильном питании».
Учебно-методический комплект «Формула правильного питания» состоит из рабочей тетради для школьников и методического пособия для педагога.
Использование комплекта «Формула правильного питания» в рамках программы «Разговор о правильном питании» направлено на достижение следующих результатов:
* полученные знания позволят подросткам ориентироваться в ассортименте наиболее типичных продуктов питания, сознательно выбирая наиболее полезные;
* подростки смогут оценивать и контролировать свой рацион и режим питания с точки зрения соответствия требованиям здорового образа жизни;
* подростки научатся самостоятельно оценивать свой рацион питания с точки зрения его адекватности и соответствия образу жизни;
* подростки получат дополнительные знания в области истории, литературы, различных сферах искусства, что будет способствовать расширению их общего кругозора;
* подростки получат дополнительные коммуникативные знания и навыки взаимодействия со сверстниками и взрослыми, что повлияет на успешность их социальной адаптации.
Реализация учебно-методического комплекта «Формула правильного питания» определяется её модульным характером, что предполагает:
* вариативность при выборе площадок для реализации. Она может использоваться в учреждениях различного типа: общеобразовательных школах, гимназиях и лицеях, коррекционных школах, детских домах и интернатах, а также на базе учреждений дополнительного образования;
* вариативность способов реализации.
Учебно-методический комплект может быть реализован:
* в рамках внеклассной работы (система классных часов и внеклассных мероприятий);
* в рамках факультативной работы;
* в рамках регионального компонента учебного плана - курсов, направленных на формирование у школьников здорового образа жизни.
Дополнительно материал учебно-методического комплекта может быть использован на уроках истории, литературы, музыки, рисования, краеведения. Выбор же конкретного варианта остается за педагогом:
* свободным выбором сроков реализации как каждой темы, так и программы целиком. Сроки реализации также определяются самим педагогом - с учетом важности конкретной темы для учащихся, их заинтересованности и т.д.
Содержание учебно-методического комплекта, а также используемые формы и методы её реализации носят преимущественно интерактивный характер, направленный на активное вовлечение подростков в работу по программе, стимулирование их интереса к изучаемым темам, освоение ценностных нормативов и навыков. Задания, предлагаемые в рабочей тетради, также основаны на творческой работе подростка - самостоятельной или в коллективе.
Очень важно, чтобы в реализации программы принимали участие родители. Эффективность формирования основ культуры питания в очень большой степени будет определяться тем, насколько определяемые программой нормы и ценности находят отклик в семьях учащихся.
Хочется отметить, что методы реализации данной программы, которые подробно изложены в методическом пособии для учителя ( Безруких М.М., Филиппова Т.А., Макеева А.Г. «Формула правильного питания») учитывают возрастные особенности школьников - их стремление к самостоятельности, желание играть. Наиболее интересными, на мой взгляд, явились ролевые игры. В ходе взаимодействия участники игры должны решить поставленную перед ними задачу. Такие игры оказываются весьма эффективными при освоении подростками навыков поведения в различных ситуациях (так при изучении темы «Где и как мы едим» учащиеся должны продемонстрировать варианты поведения в кафе - игра «Кафе»). Основная задача по формированию у подростка личной позиции в отношении того или иного вопроса эффективнее всего решалась при организации дискуссий, брейн-рингов. В ходе работы курса многие из ребят впервые попробовали себя в проектной деятельности ( в теме «Кулинарная история» они готовили викторины, презентации для своих одноклассников, посвященных питанию на Руси и в России).
Сами ребята отмечали изменения, произошедшие в них после наших занятий.
Так, создавая «Похвальное слово своему классу», выполняя задание по риторике, ученица 6-б класса Парыгина Анастасия написала:
В нашей школе мы живем
Уж не первый год,
Откровенно скажем всем
«Славный мы народ».
Никогда наши ребята
Не едят немытых ягод,
Чистят зубы, моют уши
Посмотрите на ребят -
Не сутулятся, сидят.
Все умыты, все опрятны,
Ложки держат аккуратно.
Быстро, дружно все съедают,
Корки на пол не бросают,
Чай на стол не проливают,
Потому что точно знают:
Кто ест красиво - выглядит счастливо!
Внеучебная деятельность.
Работа литературного клуба «Лира»
Уже третий год в нашей школе работает литературный клуб «Лира», объединяющий ребят 5 - 9 классов, интересующихся филологией, людей творческих и активных. Все три года я являюсь его руководителем. Совместно с советом старшеклассников и Центром правопорядка ребята участвовали в праздниках, акциях, конкурсах рекламных плакатов и фотогазет на тему «Новое поколение выбирает правильное питание». Совместно с классными руководителями разработали и провели (в начальной школе) цикл бесед «Азбука здорового питания». Раз в четверть проходят различные творческие конкурсы по теме «Здоровое питание». 10 декабря закончится конкурс частушек. Выступления агитбригады «Золотые правила» тоже помогают формировать у учащихся навыки здорового образа жизни.
Второй год при литературном клубе работает «Школа этикета», целью которой является воспитание культуры поведения учащихся посредством привития им норм этикета. Занятия рассчитаны на учащихся 5-6 классов, а в роли ведущих учащиеся 7- 9 классов. В прошлом 2009 году прошли четыре игровых занятия:
* «В гостях у маркиза Этикета»
* «Рыцарский турнир вежливости»
* «Кому нужны правила поведения за столом»
* «Необычные приключения в стране хорошего тона».
В этом году игра «Школа этикета» будет проведена как районная между командами учащихся 5 -6 классов ОУ микрорайона «Юго-Западный».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие универсальных учебных действий в разных формах учебной и внеучебной деятельности при реализации основной образовательной программы.
В данной статье расматривается как можно сформировать 4 группы основных УУД в образовательном процессе на уроках иностраного языка. Приводятся формы работы и методические рекомендации. Главная роль от...
Вовлечение родителей в воспитательный процесс, в учебную и внеучебную деятельность класса в рамках учебного предмета ОРКСЭ
Сотрудничество семьи и школы – необходимое условие для создания оптимальных условий для духовного, нравственного и интеллектуального развития ребенка. Без взаимодействия с семьей, общности с родителям...
Дополнительная образовательная программа по формированию культуры здорового питания обучающихся «Культура питания»
Культура питания – важнейшая составная часть общей культуры здорового и безопасного образа жизни учащихся. Формирование культуры здорового питания должно начинаться с первых этапов обучения ребе...
Развитие универсальных учебных действий в учебной и внеучебной деятельности. Формирование портфолио ученика
Развитие универсальных учебных действий в учебной и внеучебной деятельности. Формирование портфолио ученика...
Специфика формирования и развития познавательных процессов у учащихся при реализации программы «Разговор о правильном питании» в учебном курсе «Формула здорового питания»
Одной из главных задач современной школы, помимо обучения учащегося основам разнообразных знаний в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом и формирования определенных ком...
Статья: «Формирование системы правильного питания у учащихся с ОВЗ».
В статье отображены наиболее часто встречающиеся проблемы питания у учащихся с ОВЗ и пути их решения....
Интеграция учебной и внеучебной деятельности как средство формирования духовно-нравственных ценностей подростков
Интеграция учебной и внеучебной деятельности как средство формирования духовно-нравственных ценностей подростков. Ссылка на презентацию: https://cloud.mail.ru/public/rj1S/MhoKj1nc8...