Формирование интереса к урокам физики.
методическая разработка по физике (7, 8, 9 класс)

Третьяков Юрий Николаевич

Проблема познавательного интереса все шире исследуется в связи с разнообразной деятельностью учащихся, что позволяет творчески работающим учителям успешно формировать активное отношение к жизни. Познавательный интерес - это один из важнейших мотивов учения школьников, он выступает как сильное средство обучения. Вот почему в процессе обучения необходимо систематически возбуждать, развивать и укреплять познавательный интерес учащихся и как важный мотив учения, и как стойкую черту личности и как мощное средство воспитывающего обучения, повышение его качества.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon formirovanie_interesa_k_urokam_fiziki.doc62.13 КБ

Предварительный просмотр:

Третьяков Ю.Н.

Формирование интереса к урокам физики.

Сегодня проблема познавательного интереса все шире исследуется в связи с разнообразной деятельностью учащихся, что позволяет творчески работающим учителям успешно формировать активное отношение к жизни. Познавательный интерес - это один из важнейших мотивов учения школьников, он выступает как сильное средство обучения. Вот почему в процессе обучения необходимо систематически возбуждать, развивать и укреплять познавательный интерес учащихся и как важный мотив учения, и как стойкую черту личности и как мощное средство воспитывающего обучения, повышение его качества.

В процессе изучения физики мы используем все возможности развития подлинно познавательного интереса, используя ситуации решения познавательных задач, ситуации активного поиска, догадок, размышления, ситуации мысленного напряжения, ситуации противоречивости суждении, столкновения различных позиций, в которых необходимо разобраться самому, принять решение, встать на определенную точку зрения.

Возможности учителя по формированию познавательного интереса не ограничены. Так мы стремимся по возможности на уроке обращаться к каждому ученику не по одному разу, а не менее 3-5 раз, т.е. осуществлять постоянную «обратную связь» - корректировать непонятное или неправильно понятое. В результате ставится оценка не за отдельный ответ, а за активное участие школьника на протяжении всего урока, т.е. - это поурочный балл.

А для этого учителю необходимо целенаправленно развивать такие качество, способности учащихся: как быстрота реакции, все виды памяти, внимание, воображение, развить мышление средствами физики, интегрировать знание, связывать тему физики с другими учебными дисциплинами, обогащая знания, расширяя кругозор учащихся.

Самостоятельно выполненные задания - самый надежный показатель качества знаний, умений и навыков учащихся. Как мы знаем не все учащиеся умеют работать самостоятельно.

Чтобы научить ученика самостоятельно работать, необходимо использовать подготовительные упражнения, карточки с дифференцированными заданиями, продуманную последовательность заданий, вариантность, комментирование заданий и наглядность, мультимидийную презентацию, составление тестов.

Одним из средств формирований познавательного интереса является занимательность. В процессе урока физики, построенного с использованием интерактивных технологий, учащиеся незаметно для себя выполняют различные задания, где им приходится сравнивать, выполнять физические действия, решать задачи. Игра ставит ученика в условия поиска, побуждает интерес к победе, а иногда стремление быть быстрым, сообразительным, ловким, находчивым, уметь четко выполнять задания, соблюдать правила игры.

Чтобы познавательный интерес постоянно подкреплялся, получал импульсы для развития, надо использовать средства, вызывающие у ученика ощущение сознания собственного роста, а для этого используем такие приемы: составь план ответа, задай вопрос товарищу, проанализируй ответ, составь тест и оцени его, обобщай сказанное, поищи иной способ решения задач.

Ничто так, как физика и информатика не способствует развитию мышления, так как предметом их изучения являются отвлеченные понятия, законы, закономерности, которым в свою очередь занимается математическая логика, поэтому учащихся необходимо научить анализировать, сравнивать и обобщать информацию, полученную по физике и информатике.

Для развитии интеллекта, памяти, восприятия, внимания хороший прием фронтальной работы, вовлекающий в деятельность весь класс, развивает быстроту реакции, умение слушать и слышать вопрос, четкой и конкретно мыслить. Разминка занимает 5-7 минут. Она проводится или на этапе проверки домашнего задания или первичного усвоения, когда вопросы просты, репродуктивны и требуют однозначный и быстрый ответ. Если устную разминку проводить в начале урока пред объяснением нового материала, то можно включить в неё не только на проверку домашнего задания, но и опорные понятие, законы, пройденные ранее и необходимые для урока по новой теме.

Приемы повышения интереса учащихся к обучению в физике, о которых было сказано, повысят эффективность не только для качественного формирования знаний, но и для развития познавательных особенностей школьников, и общеучебных умений и навыков (работа с учебниками, справочниками, информационными ресурсами, задачниками) для повышения мотивации их деятельности, создание ситуации успеха и творческой активности.

В результате формируется интерес к учебному предмету, выявляются склонности к различным областям знаний, видам труда, развивать нравственные и познавательные стремления. Однако этот процесс требует от учителя творчества, терпения и желание привить интересы к своему предмету.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование мотивации и повышение познавательного интереса на уроках физики

Эта работа сделана на курсах повышения квалификации в МИОО....

Развитие познавательного интереса на уроках физики

Среди многих идей, направленных на совершенствование учебного процесса на уроках физики, определённое место занимает идея формирования познавательных интересов учащихся. Эта идея служит отыскани...

Формирование интереса к урокам ручного труда у детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью.

Обучение должно строиться так, чтобы формировалась стойкая заинтересованность в получении знаний. Для этого я применяю методические приемы,которые привлекают внимание, создают положительное отношение ...

Роль экскурсий в развитии познавательного интереса на уроках физики(сборник творческих работ учащихся)

Цель проекта: показать, что процесс формирования познавательного интереса на экскурсии будет более эффективным, если содержание учебного материала будет разносторонним, выстроенным на основе эмпиричес...

Формирование познавательного интереса на уроках физики ,с помощью современных образовательных технологий

Доклад на метод объединение учителей естественно-математического цикла на тему:"Формирование познавательного интереса на уроках физики, с помощью современных образовательных технологий."...

Формирование познавательного интереса на уроках физики ,с помощью современных образовательных технологий

Метод объединение учителей естественно-математического цикла. Доклад на тему:"Формирование познавательного интереса на уроках физики, с помощью современных образовательных технологий"...

Формирование мотивации и повышение интереса на уроках физики

Статья о мотивации учащихся к изучению физики...