Статья "Технология "Педагогическая мастерская"
статья

Кошелева Татьяна Юрьевна

В статье описана технология "Педагогическая мастерская" и целесообразность ее использования на уроках геометрии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tehnologiya_pedagogicheskaya_masterskaya.doc31 КБ

Предварительный просмотр:

Технология «Педагогическая мастерская»

При реализации образовательной программы учитель должен учитывать требования, выдвигаемые Федеральным Государственным образовательным стандартом. В основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход, который обеспечивает формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию, активизирует учебно-познавательную деятельность учащихся. Современное общество нуждается в творческих людях, поскольку только творческая нацеленность позволяет современному человеку оперативно адаптироваться в условиях стремительно развивающегося современного общества. Поэтому перед современным учителем встает проблема формирования личности, способной к саморазвитию. Поставленную перед учителем задачу невозможно решить, опираясь на средства и методы информационно-объяснительного обучения, ведущая роль в которых отводится учителю, а ученик становится пассивным слушателем. В связи с этим актуальной становится проблема интерактивного обучения. От латинского «inter» - взаимный, «act» - действовать.

Формы взаимодействия на уроке.

Одной из интерактивных технологий обучения, которая включает каждого из ее участников в «самостроительство» своих знаний через критическое отношение к поступающей информации и самостоятельное решение поставленных задач является технология «педагогическая мастерская».

Педагогическая мастерская – это технология, при помощи которой учитель вводит своих учеников в процесс познания через создание атмосферы, в которой ученик может проявить себя. Каждый совершает открытия в предмете и в себе через личный опыт, а учитель продумывает действия и материал, который позволит ученику проявить себя. Новые знания в мастерской «выращиваются». Знания оказываются «прожитыми», своими. Данная технология позволяет научить учащихся находить наиболее эффективные пути достижения цели, способствует приобретению опыта работы в группе. В мастерской учитель озабочен не только передачей знаний и умений своим ученикам, но и созданием того алгоритма действий, в ходе которого осуществляется исследование.

Технология «Педагогическая мастерская» может использоваться при изучении различных тем на различных предметах. Я, как учитель математики, чаще всего применяю ее на уроках геометрии. Это особенно актуально потому, что диагностические работы, проводимые с целью проверки качества усвоения геометрического материала, показывают невысокий уровень усвоения знаний. Как я и мои ученики  преодолеваем эти трудности? Руководствуясь принципом «процесс познания гораздо важнее, ценнее, чем само знание», организую работу так, чтобы ученик «пришел» к знанию самостоятельно. В этом мне и помогает технология «Педагогическая мастерская»,  этапы которой представлены на слайде.

I этап «Индукция» - «наведение», первое задание, мотивирующее дальнейшую деятельность учащихся.

II этап «Реконструкция или деконструкция» - решение индивидуально или в группе конкретной задачи. Прием разложения сложной задачи на подзадачи является ценным метапредметным навыком. Реализация этого этапа способствует развитию информационной культуры учащихся, поскольку они занимаются поиском и критическим отбором информации.

III этап  «Социализация» - предъявление учащимися решения, соотнесение своих результатов с чужими.

IV этап «Афиширование» - демонстрация решений. Все что сделано индивидуально, в паре, в группе должно быть обнародовано, обсуждено.

V этап «Разрыв» - важнейший элемент мастерской. Озарение, новое видение, побуждающее к углублению в проблему, к поиску ответов. Появление информационного запроса. На этом этапе целесообразно провести доказательство.

VI этап «Рефлексия» - самоанализ, обобщение чувств, ощущений, возникших в мастерской. «Что я открыл сегодня – в себе, в задаче, в окружающих. С каким вопросом вышел? Чего не понял?»  Это материал и для рефлексии  самой себя, для усовершенствования мастерской, для дальнейшей работы. На каждом этапе мастерской происходит самооценка учащихся, что способствует их личностному росту.

Предлагаю погрузиться в суть технологии.

(Каждая группа выполняет работу в презентации открытого доступа. Представляет результаты своей работы. Приходим к открытию)

      Результаты мастерской.

Результат работы в мастерской это не только реальное знание или умение, но и сам процесс постижения истины и создание творческого продукта. При этом важнейшим качеством процесса оказывается сотрудничество и сотворчество. Таким образом, образовательная технология «Педагогическая мастерская» отвечает требованиям ФГОС и, осуществляя деятельностный подход, обеспечивает «формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию, активизирует учебно-познавательную деятельность учащихся».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогическая мастерская (технология французской мастерской) " А нынче поглядим в окно..." ( Мотив окна в творчестве А.С.Пушкина)

Данная мастерская построена по технологии французской мастерской. материал занятия получил высокую оценку  издателства "Первое сентября", стал победителем конкурса "Литмотив"...

Использование методики педагогических мастерских на уроках биологии в 7 классе. Мастерская "Царевна-путешественница".

Разработки моделей образовательного процесса на основе учебно-исследовательской  деятельности. Методические разработки на основе новых педагогических технологий. Использование методики педаг...

Статья Педагогическая мастерская «Художественное творчество» ТЕХНОЛОГИЯ «ХУДОЖЕСТВЕННАЯ МАСТЕРСКАЯ» НА ЗАНЯТИЯХ ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ для детей от 6 до 8 лет

Статья знакомит педагогов с французской обучающей технологией творческая мастерская и рассказывает об опыте педагога в применении этой технологии. Разбор ведется по занятию "Рисование пушистых кошек"....

Урок - мастерская по теме: «Развитие коммуникативной компетенции учащихся начальной школы с применением технологии творческих мастерских»;

Урок - мастерская по теме: «Развитие коммуникативной компетенции учащихся начальной школы с применением технологии творческих мастерских»...

Мастерская творческого письма ( с использованием новых технологий "Педагогические мастерские")

На обычном школьном уроке учитель, подобно первопроходцу, ведет за собой весь класс, дети же идут вслед за ним по уже проторенной дороге.Даже если педагог начинает с обсуждения проблемного вопроса, от...