Доклад
учебно-методический материал на тему

Смирнова Екатерина Геннадьевна

Технология Шаталова.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologiya_shatalova.docx28.6 КБ

Предварительный просмотр:

Слайд1:

Тема: Технология интенсификации процесса обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала.

Слайд 2:

Упрощать сложное – во всех отраслях знания

 самый существенный результат.
Г. Бокль

Обновление всех сторон жизни общества, необходимость выхода на передовые рубежи научно-технического процесса, обеспечения высокой эффективности производства, наиболее полного развития творческого потенциала общества – все это ставит перед профессиональной школой совершенно новые учебные и воспитательные задачи. Необходимо, чтобы обучение формировало новый тип мышления, новый стиль деятельности обучающегося, ориентированный на более эффективное решение производственных, социальных, культурных и многих других проблем. О всё ещё недостаточной эффективности обучения говорят многие факты. Далеко не в полной мере решена проблема учебной перегрузки обучающихся. Одновременно с освобождением программ от усложненного и второстепенного материала в них были внесены дополнения, связанные с новыми технологиями производства, с глобальными проблемами современности. Значит, надо искать такие способы обучения, которые позволяли бы за это же время усваивать возрастающий объём знаний и умений. Таким образом, необходим активный поиск интенсивных методов, форм и средств обучения, что определяют актуальность выбранной мною темы.

 Многие преподаватели пока ещё не достаточно владеют такими методами и формами обучения, которые развивают познавательную активность учеников. В результате на уроках все ещё говорит в основном преподаватель, а обучающиеся молчат и в лучшем случае пассивно запоминают материал. Из вышеизложенного следует, что основными направлениями перестройки обучения являются интенсификация и оптимизация учебного процесса.

Обобщение результатов научных исследований и опыта творческих педагогов, учителей – новаторов позволяет выделить следующие основные факторы интенсификации обучения:  повышение целенаправленности обучения; усиление мотивации учения; повышение информативной емкости содержания образования; применение активных методов и форм обучения; ускорение темпа учебных действий; развитие навыков учебного труда.                                                                                            

Среди известных методик, созданных в русле интенсификации обучения, центральное место занимает «опорный конспект» В.Ф.Шаталова.

Слайд3:

Проанализировав определения понятия «опорный конспект» можно сделать вывод, что опорный конспект – это построенная по специальным принципам визуальная модель содержания учебного материала, в которой сжато изображены основные смыслы изучаемой темы, а также используются графические приемы повышения эффекта запоминания и усвоения.

Моя практика преподавания в колледже показывает, что для большинства обучающихся колледжа характерна проблема неумения давать развёрнутый ответ на изучаемый теоретический вопрос, поэтому им в качестве опоры для ответа нужен материал близкий к языку учебника, только более систематизированный, очищенный от лишней информации. Такой конспект – это хорошая подсказка для студента, которая даёт уверенность и спокойствие, бросив взгляд на которую студент вспоминает все, о чем надо рассказать.

Известно, что опора на наглядность облегчает понимание нового материала и закрепление его в памяти. Опорные конспекты позволяют усвоить больший объём информации, помогают установить связи между отдельным звеньями новой информации, заставляют прослеживать логическую цепочку, рассматриваемых процессов.

При составлении опорных конспектов необходимо учитывать психологические и дидактические приемы и правила, позволяющие эффективно использовать опорные конспекты для усвоения и запоминания информации. Эффективность схемы тем выше, чем больше идей можно развернуть на основе представленных символов. Кроме того, необходимо учитывать возраст обучающихся, степень их владения материалом.

Известно, что материал четко оформленный в виде системы, запоминается прочнее и допускается более широкий перенос на новые ситуации, чем собранные не системно отдельные факты.

Слайд4:

Поэтому основными требованиями к составлению опорного конспекта, по мнению В.Ф. Шаталова, являются:

  • Лаконичность. Ограничивает содержание в опорном конспекте печатных знаков (не более 400). Под печатным знаком понимается точка, цифра, стрелка, буква, но не слово, которое уже представляет собой опорный сигнал. В конспекте находит отражение лишь самое главное в этой теме, изложенное с помощью символов, схем, формул, ассоциаций.
  • Структурность. Материал излагается цельными блоками (связками) и содержит 4 - 5 связок. Структура их расположения должна быть удобной и для запоминания, и для воспроизведения, и для проверки.
  • Унификация. Введение определенных знаков-символов для обозначения ключевых или часто повторяющихся слов.
  • Автономность. С одной стороны обеспечивает возможность воспроизводить каждый блок в отдельности, мало затрагивая другие блоки, с другой - все блоки между собой связаны логически.
  • Привычные ассоциации и стереотипы. При составлении опорного конспекта следует подбирать ключевые слова, предложения, ассоциации, схемы (например, всем известный образ позволяет оживить в памяти рассказ по ассоциации).
  • Непохожесть. Разнообразие опорных конспектов и блоков по форме, структуре, графическому исполнению.
  • Простота. Избегание вычурных шрифтов, сложных чертежей и оборотов речи, буквенные обозначения сводятся до минимума.                                                            

     Слайд5:

Опорный конспект является эффективным средством в процессе обучения и решает сразу несколько дидактических задач:

  1. Позволяет проверять подготовленность обучающихся при изучении каждой поурочной темы, и дает возможность выявить микро пробелы в знаниях;
  2. В результате закрепления нового материала по опорному конспекту, обращая внимание на самое главное, возрастает запоминание, так как при этом включаются еще и зрительные рецепторы;
  3. Опорный конспект дает возможность в любое время вытянуть из долговременного хранилища, всё что туда было заложено ранее. Он подскажет последовательность рассказа, отдельные части материала и связь между ними.
  4. В результате длительной учебной практики работа с книгой при составлении опорных конспектов становится навыком.

Помимо решения дидактических задач опорные конспекты помогают решить и психологические аспекты применения опорных конспектов. Поскольку материал разбивается на блоки, он легче воспринимается и запоминается. Кроме того, опорный конспект позволяет выполнить логические операции и помогает сохранить основные знания в долговременной памяти. Работа с опорным конспектом, способ                                 подачи информации, нестандартно и ярко оформленные опоры вызывают положительные эмоции, а следовательно, и более прочное запоминание.                                             Существует технология разработки опорного конспекта, которая определяет определенную последовательность работы с изучаемым материалом. При составлении опорного конспекта необходимо соблюдать требования, предъявляемые к ним:

  1. Опорный конспект должен соответствовать смысловой структуре изучаемого материала: количество логических блоков должно быть равно количеству числовых частей.
  2. Логические блоки должны зрительно хорошо определяться;
  3. Не следует включать в опорный конспект слишком много опор. Это затруднит работу с конспектом;
  4. Опорные конспекты не должны быть похожи друг на друга. Для этого можно менять шрифт, расположение смысловых блоков, цвета и т.п.;
  5. Для выделения особо важных понятий, определений используется красный цвет. Здесь надо быть осторожным, чтобы цвет не потерял своей значимости;
  6. При возможности в опорном конспекте следует показывать взаимосвязи и взаимозависимости.

Объяснение нового материала с помощью опорного конспекта целесообразно проводить в несколько этапов. Существует несколько алгоритмов работы с опорным конспектом. Я в своей практике использую опорные конспекты, в которых часть вопросов оставлены открытыми.

Слайд6 -7:

 Например, в уроке по теме «Методы предупреждения и устранения дефектов силовых электроустановок» перед учащимися ставилась такая задача: прочитать учебный текст, и закончить составление таблицы-опоры или схемы-опоры, в зависимости от выбранного уровня сложности, выполняемого задания. Причём, предложенная таблица и схема были заполнены только наполовину. Остальной материал, необходимый для заполнения учащимся необходимо было выбрать самостоятельно из прочитанного текста. Такое задание способствовало активизации обучающихся, отработки у них такого общеучебного умения как: работа с учебной информацией, выделение главного и преобразование найденной информации в виде таблицы или схемы-опоры.

Такое задание дает возможность заполнить опорный конспект в виде самостоятельной работы обучающегося с книгой на занятии или в качестве домашнего задания. Заполненные пробелы обязательно проверяются и уточняются.

Опорные конспекты могут предлагаться преподавателем в готовом виде, а могут по заданию преподавателя при наличии примерных ориентиров составляться обучающимися.

Слайд8:

 Например, изучение темы «Технология монтажа кабельных линий» можно построить по такому плану: 1.Самостоятельное изучение учебного материала; 2. Выделение смысловых частей изучаемого учебного материала; 3. Самостоятельное кодирование каждой выделенной смысловой части в виде таблицы, схемы-опоры, составление учебного кластера. Таким образом, ориентируясь на предложенный учителем план изучаемой темы, обучающиеся самостоятельно прорабатывают учебный материал, составляя в удобной и понятной для каждого форме  опорный конспект, по которому без труда они смогут восстановить изученное.

Важно отметить, что технологию опорных конспектов можно использовать в сочетании с другим инновационным методом, т.е. с информационно – компьютерной технологией. На уроках я использую презентации различного вида: презентация «урок-лекция», презентация «урок изучения нового материала», презентация «урок обобщения и систематизации изучаемого материала». Использование учебной презентации при объяснении нового материала наглядно иллюстрирует рассказ преподавателя.

Слайд 9 – 14.

Рассмотрим это на примере темы: «Устройство и принцип действия силового трансформатора», данную тему я представил обучающимся в виде готовой презентации, представляющей опорный конспект, состоящий из пяти смысловых блоков: 1)Понятие трансформатора; 2)Устройство трансформатора; 3)Классификация трёхфазных трансформаторов; 4)Принцип работы трёхфазных трансформаторов; 5)Маркировка трансформаторов. Обучающиеся, визуально и аудиально познакомились с основным понятием темы, конструкциями изучаемых устройств. Учащиеся, по ходу работы с презентацией, смогли составить в своих тетрадях опорный конспект по пяти изученным блокам. Представленный в презентации материал  изучаемой  темы получился максимально структурированным, сжатым, удобным для запоминания.

Слайд 15:

В конце урока, для отработки изученной темы, учащимся была предложена работа с опорным конспектом в виде дидактической игры «5 вопросов или КВИНТИЛИАНА», где для каждого смыслового блока нужно самостоятельно сформулировать и ответить на конкретный вопрос. Это задание будет способствовать проработки составленного опорного конспекта, лучшему запоминанию закодированной в нём информации, а также будет способствовать развитию речи обучающихся, приведению их в активную познавательную позицию.

Слайд 16:       

В заключение можно сказать, что эффективность опорных конспектов в том, что они дают возможность работать с каждым обучающимся, учитывая его возможности и раскрывая способности. Кроме того, они развивают привычку у учащихся готовиться к каждому занятию и это не становится обузой из-за оригинальности и отсутствия трудностей. Данная технология интересна и преподавателю, и студенту, так как обычный урок, часто еще и скучный, становится интересным и насыщенным.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад:"Эффективность учебного занятия-стимул к успеху педагога и обучающегося" Доклад:" Профессиональная компетенция педагога в дополнительном образовании"

Млтивация ребенка на освоение нового для себя и интересного вида деятельности.Профессионально компетентным можно назвать педагога доп. образования, который на достаточно высоком уровне осуществляет пе...

Доклад к педсовету от 27 марта 2013 г. Тема доклада: «Формирование продуктивных компетенций через участие учащихся в кружковой деятельности».

Развитие творческих способностей  детей является неотъемлемой частью образовательного процесса, который включает в себя не...

Доклад "ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ ПЕДАГОГА." и презентация к докладу.

Аннотация:В данной работе рассматривается вопрос формирования и повышения информационно–коммуникационной культуры педагога современной школы. «Все течет – все изменяется», - говорили древние. Эт...

Доклад "ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ ПЕДАГОГА." и презентация к докладу.

Аннотация:В данной работе рассматривается вопрос формирования и повышения информационно–коммуникационной культуры педагога современной школы. «Все течет – все изменяется», - говорили древние. Эт...

Доклад "ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ ПЕДАГОГА." и презентация к докладу.

Аннотация:В данной работе рассматривается вопрос формирования и повышения информационно–коммуникационной культуры педагога современной школы. «Все течет – все изменяется», - говорили древние. Эт...