Информационные технологии в образовании
материал на тему
Статья о примении информационных технологий в школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
informatsionnye_tehnologii.doc | 46 КБ |
Предварительный просмотр:
Информационные технологии в образовании
Авторы: Малиновская С.В., учитель русского языка и литературы, старший методист
Образовательное учреждение: ГБОУ Школа № 1392 им. Д.В.Рябинкина
Современный период развития общества характеризуется сильным влиянием на него компьютерных технологий, которые проникают во все сферы человеческой деятельности, обеспечивают распространение информационных потоков в обществе, образуя глобальное информационное пространство. В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение в мировое информационно-образовательное пространство. Компьютерные технологии призваны стать не дополнительным «довеском» в обучении, а неотъемлемой частью целостного образовательного процесса, значительно повышающей его эффективность.
С каждым годом количество детей, умеющих пользоваться компьютером, увеличивается. Как отмечает большинство исследователей, эти тенденции будут ускоряться независимо от школьного образования. Однако, как выявлено во многих исследованиях, дети знакомы в основном с игровыми компьютерными программами, используют компьютерную технику для развлечения. При этом познавательные, в частности образовательные, мотивы работы с компьютером стоят примерно на двадцатом месте. Таким образом, для решения познавательных и учебных задач компьютер используется недостаточно.
Однако следует отметить, многие учителя в настоящее время уже не считают, что компьютер может быть использован только на уроках информатики. Компьютерные технологии учителя нашей школы используют практически на всех уроках и внеклассных мероприятиях. Раньше учитель применял компьютер для написания планов уроков, распечатки раздаточных и наглядных материалов, оформления отчётных документов. Современная компьютерная техника дает нам более широкие возможности: проведение мультимедийных уроков, использование на уроке презентаций, как созданных самим учителем, так и готовых дисков с обучающими программами, интернет – ресурсов.
Конечно, проведение урока с использованием компьютерных технологий требует от учителя огромной работы, занимает длительное время, но все затраты окупаются результатами – эффективностью обучения. К тому же использование компьютерных технологий позволяет сделать уроки интересными, включает в процесс восприятия не только зрение, но и слух, эмоции, воображение, помогает детям глубже погрузиться в изучаемыё материал, сделать процесс обучения менее утомительным. Особая роль принадлежит визуальным материалам – фото, плакаты, видеофрагменты и т.п. Если педагог сам разрабатывает свои уроки, то удается получить программный продукт, адаптированный к данному ученическому коллективу.
В последние годы термин «информационные технологии» часто выступает синонимом термина «компьютерные технологии», так как все информационные технологии в настоящее время так или иначе связаны с применением компьютера. Однако, термин «информационные технологии» намного шире и включает в себя «компьютерные технологии» в качестве составляющей. При этом, информационные технологии, основанные на использование современных компьютерных и сетевых средств, образуют термин «Современные информационные технологии».
Проникновение современных информационных технологий в сферу образования позволяет педагогам качественно изменить содержание, методы и организационные формы обучения. Целью этих технологий в образовании является усиление интеллектуальных возможностей учащихся в информационном обществе, а также гуманизация, индивидуализация, интенсификация процесса обучения и повышение качества обучения на всех ступенях образовательной системы.
В настоящее время особую актуальность приобретают изучение психологических и социальных аспектов взаимодействия человека и компьютера, а также поиск эффективных методов применения информационных технологий.
Особое значение в жизни человечества в настоящее время отводится Интернет–технологиям. Интернет превратился в предмет интегративных междисциплинарных исследований. Интернет–технологии рассматриваются как средство общения и как способ получения информации. К числу основных мотивов, побуждающих пользователей обращаться к Интернету относятся: деловые, познавательные, коммуникативные, рекреационные и игровые, потребность ощущать себя членом какой-то группы, а также мотивы, сотрудничества, самореализации и самоутверждения.
Однако растущее применение компьютеров во всех сферах человеческой деятельности порождает новые проблемы.
Одной из негативных сторон информатизации является появление у некоторых людей (и не только пользователей) компьютерной тревожности. В настоящее время не существует четкого определения, этого понятия, нет и общепризнанных методов профилактики и лечения компьютерной тревожности. Большинство психологов подразумевают под нею страх, возникающий при работе на компьютере или при размышлении о ней.
У учащихся компьютерная тревожность возникает зачастую как реакция на страх получить плохую отметку, показаться неспособным или глупым по сравнению с другими обучающимися. Учителя также сталкиваются с серьезными трудностями в процессе освоения навыков работы на компьютере. У них может иметь место опасение, что их рабочие места займут компьютеры или педагоги, лучше владеющие компьютером. Одним из важных факторов тревожности является также осознание ими того, что их ученики владеют компьютером намного лучше, чем они сами.
В числе положительных моментов применение информационных технологий в образовании мы считаем возможность самостоятельного обучения с открытым доступом к обширным информационным ресурсам, наличие обратной связи. С помощью компьютера учащийся может очутиться в самом разном окружении, требующем от него творческого подхода. Использование Интернета способствует смене авторитарного стиля обучения на демократический, когда обучающийся знакомится с различными точками зрения на проблему, сам формулирует свое мнение. В то же время не следует переоценивать возможности новых образовательных технологий. Компьютер только в определенной степени может моделировать межличностную коммуникацию преподавателя и учащегося, суть которой составляют отношения наставничества, сотрудничества и поддержки, невербальные компоненты человеческого общения.
Мы считаем, что следует оптимизировать образовательные программы на основе использования информационных технологий, принимая во внимание так называемый индивидуальный стиль обучения или подход к обучению.
Главной формой организации и воспитания учащихся в школе был, есть и остаётся урок. Но урок – это живое действо, и он должен отвечать требованиям времени. Использование ИКТ, электронных образовательных ресурсов обогащает образовательный процесс. Он становится более интерактивным. Электронные образовательные ресурсы по отдельным темам богаче, чем текст даже самого лучшего учебника. Они вовлекают и учеников, и учителя в интересный увлекательный и творческий процесс познания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Информационные технологии в образовании
Информатика – в настоящее время одна из фундаментальных областей научного знания, формирующая системно-информационный подход к анализу окружающего мира, изучающая информационные процессы, методы...
Новые информационные технологии в образовании
Выступление на педагогическом совете МБОУ Лицей №21 Кировского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан по вопросам информатизации ОУ....
Информационные технологии в образовании
реферат на тему: "Информационные технологии в образовании"...
Информационные технологии в образовании
Сегодня особенно актуальна тема информатизации, в том числе и образования. Материал посвящен использованиюи нформационных технологий в учебно-воспитательном процессе....
Рабочая программа проектной деятельности с использованием информационных технологий дополнительного образования учащихся 1-4 классов по ФГОС: "Мои первые проекты".
Данная программа обучает учащихся создавать и работать с проектом, используя компьютер, как основной инструмент. Формирует навыки сотрудничества, учит способам обработки информации....
Статьи и выступления на ИТО (Международная конференция - выставка "Информационные технологии в образовании")
В статьях описывается опыт интегрированного сотрудничества в проектной деятельности учащихся. Основой интеграции явиляется единый продукт деятельности учащихся по двум предметам - ан...