Активные методы преподавания
статья на тему

В методической статье показана эффективность активных  методов обучения, приведены примеры применения АМО на разных этапах урока.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл amo.docx20.24 КБ

Предварительный просмотр:

АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ

 Главной целью образовательного процесса является раскрытие и развитие потенциала ребенка, создание благоприятных условий для реализации его природных способностей, успешного овладения учебным материалом.  Достичь цели способны помочь активные методы обучения. АМО стимулируют познавательную активность и практическую деятельность, развивают творческое мышление, обеспечивают  разнообразие деятельности в ходе обучения. Такие методы обучения  интересны обучающимся благодаря своей необычности и игровой направленности, строятся в основном на диалоге, предполагающем свободный обмен мнениями о путях разрешения той или иной проблемы,  использовании знаний и опыта обучающихся, групповой форме организации их работы, вовлечении в процесс всех органов чувств, деятельностном подходе к обучению, движении и рефлексии.

 Эффективность АМО заключается в  высоком уровне активности учащихся, они непосредственно участвуют в деятельности,  самостоятельно определяют проблемы, вырабатывают  и принимают  решения, формулируют выводы и прогнозы, запоминают и усваивают материал намного успешнее. АМО позволяет так же эффективно в процессе урока и во внеклассной деятельности осуществлять воспитательный процесс. Работа в команде, совместная проектная и исследовательская деятельность, отстаивание своей позиции и толерантное отношение к чужому мнению, принятие ответственности за себя и команду формируют качества личности, нравственные установки и ценностные ориентиры школьника, отвечающие современным потребностям общества. Применение АМО в образовательном процессе обеспечивает становление и развитие у обучающихся так называемых мягких или универсальных навыков: способность принимать решения и умение решать проблемы, коммуникативные умения и качества, умения ясно формулировать сообщения и четко ставить задачи, умение выслушивать и принимать во внимание разные точки зрения и мнения других людей, лидерские умения и качества, умение работать в команде и др.

 Активные методы обеспечивают решение образовательных задач в разных аспектах:

формирование положительной учебной мотивации;

повышение познавательной активности учащихся;

активное вовлечение обучающихся в образовательный процесс;

стимулирование самостоятельной деятельности;

развитие познавательных процессов - речи, памяти, мышления;

эффективное усвоение большого объема учебной информации;

развитие творческих способностей и нестандартности мышления;

развитие коммуникативно-эмоциональной сферы личности обучающегося;

раскрытие личностно-индивидуальных возможностей каждого учащегося и определение условий для их проявления и развития;

развитие навыков самостоятельного умственного труда;

развитие универсальных навыков.

АМО можно классифицировать следующим образом:

  1. АМ начала урока помогают задать нужный ритм урока, обеспечивают доброжелательную атмосферу, настрой на работу. Позволяют снять зажатость обучающихся, испытывающих затруднения в общении. Примером таких методов могут быть «Поздоровайся локтями», «Измерим друг друга», «Галерея портретов». На сегодняшний день разработано множество разных АМО начала учебной деятельности. Выбор таких методов осуществляю с учётом целесообразности использования, особенностей класса. В ходе применения АМО разрабатываю собственные. Например,  метод «Удиви меня». Перед изучением темы ученикам предлагается самостоятельно найти материал, относящийся к данной теме, вызвавший у них удивление. Это могут быть интересные факты из истории языка, удивительные факты биографии или истории создания произведения. Этот метод позволяет заинтересовать учеников, активизировать внимание.
  2. АМ выяснения целей, ожиданий и опасений позволяют определить цели урока, выяснить ожидания и опасения учеников, вызванные изучаемой темой, учесть их при организации изучения материала. Например, «Лицензия на приобретение знаний», «Дерево желаний», «Фруктовый сад» (ожидания-яблоки, опасения-лимоны). Есть ученики, которые испытывают страх при изучении определенного материала: переживают, что материал будет сложным, не смогут усвоить, не справятся с заданиями и т.д. Снять напряженность мне помогает адаптированный мной метод «Мешок страхов» (у психологов есть прием «Мешок страха»). Учащимся предлагается написать на листках свои опасения, затем складываем «страхи» в мешок, договариваемся о том, что теперь они будут удерживаться в мешке. В ходе урока постепенно развенчиваем все опасения. В конце урока предлагаю вновь вернуться к своим страхам, если они исчезли, разорвать листок.  Таким образом, даже слабые ученики убеждаются в успешности своего обучения.
  3. АМ презентации учебного материала позволят сориентировать обучающихся в учебном материале, дать основные направления  для дальнейшей самостоятельной работы. На уроках я применяю метод, предложенный  методистами образовательного портала «Мой университет» «Инфо-угадайка». Его целями являются представление и структурирование нового материала, оживление внимания обучающихся.
    На листе ватмана в центре указываю название темы, остальное пространство листа делю  на секторы, пронумерованные, но пока не заполненные. Начиная с сектора 1, вписываю в сектор название раздела темы, о котором пойдёт речь. Обучающимся предлагается обдумать, о каких аспектах темы, возможно, далее будем говорить. Затем раскрываем тему, а в сектор вписываются наиболее существенные моменты первого раздела (можно записывать темы и ключевые моменты маркерами разных цветов). Они вносятся на плакат по ходу изучения. Постепенно заполняем все разделы. Таким образом, наглядно и в четко структурированном виде представляется весь новый материал, выделяются его ключевые моменты. Существующие на момент начала презентации "белые пятна" по данной теме постепенно заполняются.
    Этот метод помогает наглядно представить изучаемый материал, способствует лучшему восприятию, «белые пятна» побуждают к дальнейшему изучению темы.

          Метод «Аукцион вопросов»  позволяет побудить учащихся к изучению темы.               Ученикам предлагаю задать как можно больше вопросов по теме.

  1. АМ организации самостоятельной работы над темой позволяют научить обсуждать и анализировать  учебный материал.
    Для работы над темой урока использую  методы «Ульи», «Экспертиза» (учащимся предлагаю поработать экспертами, класс делю на группы, которым необходимо рассмотреть материал и вынести заключение). Для представления материала самостоятельной работы обучающихся использую методы «Инфо-карусель» (у каждой группы своя часть изучаемого материала, после изучения представляют свои находки), «Автобусная остановка»,«Ярмарка».
    Используя метод «Автобусная остановка»,  определяем количество обсуждаемых вопросов новой темы. Участники разбиваются на группы по числу вопросов. Группы распределяются по автобусным остановкам. На каждой остановке (на стене или на столе) расположен лист большого формата с записанным на нем вопросом по теме. Ставлю задачу группам – записать на листе основные моменты новой темы, относящиеся к вопросу. В течение 5 минут в группах обсуждаются поставленные вопросы и записываются ключевые моменты. Затем по команде группы переходят по часовой стрелке к следующей автобусной остановке. Знакомятся с имеющимися записями и, при необходимости, дополняют их в течение 3 минут. Исправлять существующие записи, сделанные предыдущей группой нельзя. Затем следующий переход к новой автобусной остановке и еще 3 минуты на знакомство, обсуждение и добавление своих записей. Когда группа возвращается к своей первой остановке, она в течение 3 минут знакомится со всеми записями и определяет участника группы, который будет представлять материал. После этого каждая группа презентует результаты работы по своему вопросу. В завершении резюмируем сказанное всеми группами, при необходимости вносим коррективы и подводим итоги работы.
  2. Активные методы релаксации позволяют учащимся расслабиться, отдохнуть.

Одним из таких методов является «Покажи меня». Обучающимся предлагаю изобразить названный мной неодушевлённый предмет.

  1. АМ подведения итогов урока позволяют выяснить, какой материал усвоен хорошо а на что необходимо обратить внимание на следующем уроке. Кроме того, обратная связь от учеников позволяет скорректировать урок на будущее.

В своей работе использую «Письмо самому себе» (ученики пишут о том, что, по их мнению, усвоено хорошо, что показалось сложным, к какому материалу необходимо вернуться, что понравилось на уроке, что бы хотели изменить), «Все у меня в руках!», «Итоговый круг», «Что я почти забыл?»,  «Комплименты».



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический совет по теме "Активные методы преподавания"

Педагогический совет, знакомящий с активными методами преподавания....

Активные методы обучения в преподавании математики

Данный материал представляет обобщение моего педагогическоего опыта....

Пассивные, активные и интерактивные методы преподавания на уроках математики

Презентация на тему: "Пассивные, активные и интерактивные методы преподавания на уроках  математики"...

Активные и интерактивные методы преподавания на уроках истории и обществознания.

Реферат "Активные и интерактивные методы преподавания на уроках истории и обществознания"...

Статья. Активные методы преподавания географии

Статья. Активные методы преподавания географии...

Активные методы преподавания английского языка

Для современной школы требуется учитель, способный свободно и активно мыслить, моделировать воспитательно – образовательный процесс, самостоятельно генерировать и воплощать новые идеи и технологии обу...