Педагогический совет по теме "Активные методы преподавания"
материал по теме
Педагогический совет, знакомящий с активными методами преподавания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pedsovet_aktivnye_metody_prepodavaniya.docx | 25.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Педагогический совет «Активные методы преподавания»
Цель: способствовать осознанному выбору активных и интерактивных методов обучения; познакомить с активными методами на практике.
Коллеги, в течение нашего педсовета вы должны будете заполнить карту памяти. На столах у каждой группы – лист ватмана, маркер. Посередине листа записываете тему педсовета. Затем, в течение работы вы добавляете в карту новые понятия, систематизируете их с тем, чтобы в конце у вас получилась карта памяти того, чем мы занимались сегодня, с чем познакомились.
Звучит мелодия «Учат в школе».
Все мы учились в педагогических вузах и изучали педагогику. Что же такое метод?
Метод обучения (от греческого «путь») - упорядоченная деятельность педагога и учащихся, направленная на достижение заданной цели обучения.
Методы обучения – совокупность путей, способов достижения целей, решения задач образования.
Какая же разница между пассивными, активными и интерактивными методами? Разделение на эти методы довольно условное, так как в практике они чаще всего переплетаются, но возможен акцент на один из таких методов. Критерии их разделения – уровень коммуникации, взаимодействия участников учебного процесса.
Пассивные стратегии:
- одностороннее, линейное взаимодействие;
- учитель – центральная фигура, он источник информации;
- он распределяет время, работу;
- много контролирует;
- ученик – пассивный объект воздействия;
- класс – масса;
- нет активного творчества учащихся, нет алгоритма взаимодействия друг с другом;
- нет инициативы учащихся, самостоятельности.
Активные стратегии.
Характер взаимоотношений меняется, хотя учитель и остается центральной фигурой:
- учитель – источник информации, эксперт;
- ученик уже не пассивный слушатель, он задает вопросы, предлагает собственные идеи, решения, т.е. он уже становится субъектом учебной деятельности;
- темы, проблемы формулируются в ходе совместного обсуждения;
- нет жесткой структуры занятия, т.к. учитель готов действовать по ситуации.
Интерактивные стратегии.
Роль преподавателя резко изменяется:
- он перестает быть центральной фигурой и главным источником информации;
- его роль – определить общее направление работы, создать условия для инициативы учащихся;
- он консультант, помощник при серьезных затруднениях;
- учащийся – полноправный участник учебного процесса, он ведет исследование, поиск самостоятельно или во взаимодействии с другими учащимися;
- источниками информации для учащихся являются книги, словари, сборники, ИКТ;
- процесс обучения во многом идет через проживание опыта.
В России использование активных и интерактивных методов широко практиковалось в 20-х гг. XX в. (проектный, лабораторно-бригадный метод, производственные, трудовые экскурсии, практики). Дальнейшая разработка этих методов присутствует в трудах Сухомлинского (60-егг.), а также “педагогики – сотрудничества” (70-80-егг) - Шаталова, Амонашвили, Лысенковой и других. Особо интересен для нас и опыт американских коллег, поскольку в последние десятилетия XX в. там проводились многочисленные эксперименты и научные исследования в области активных и интерактивных методов, разработаны детальные руководства для учителей. Все эти методы и наработки способствуют активному использованию интерактивных методов в массовой школе.
Исследования, проведенные в 80-х гг. Национальным тренинговым центром (США, штат Мэриленд), показали, что интерактивные методы позволяют резко увеличить % усвоения материала. Результаты этого исследования отражены в таблице, получившей название “пирамида обучения”, из которой видно, что наименьший процент усвоения имеют пассивные методики (лекция 05%, чтение - 10%), а наибольший интерактивные (дискуссионные группы - 50%, практика через действие - 75%, обучение других, или немедленное применение - 90%). Здесь уместно привести китайскую пословицу: “Скажи мне – и я забуду, покажи мне – и я запомню, дай мне действовать самому – и я научусь”
Многие педагоги, в частности и российские, критически оценивают эту “Пирамиду”. Действительно, трудно точно измерить “усвоение материала”. К тому же мы знаем прекрасных преподавателей, чьи лекции почти дословно запечатлелись в нашей памяти. Бывают также ученики, прекрасно усваивающие материал при чтении (развитая зрительная память). Но можно согласиться, что в среднем закономерность, выраженную “пирамидой”, могут проследить практически все педагоги.
Каждое МО подготовило выступление о том, какой метод они считают самым эффективным для преподавания своего предмета.
(Выступление участников МО)
Итак, нам представили следующие методы: создание проблемных ситуаций, майевтика, рассказ, беседа, диспут и другие.
Это активные или пассивные методы? Сейчас мы проведем «мозговой штурм». Давайте разделим данные приемы как формы реализации этих методов.
Работа в группах.
Пассивные, активные, интерактивные, лекция, дискуссия, дебаты, «мозговой штурм», ролевые игры, эвристическая беседа, деловые игры, работа с документами, проектная деятельность, работа с видео и аудиоматериалом, разминки, моделирование ИКТ.
Тот прием, который мы использовали, относится к активным и называется «Мозговой штурм». В нем существуют определенные правила:
правило поднятой руки;
высказываются любые идеи;
чем больше предложений, тем лучше;
высказывания не обсуждаются и не критикуются;
поощряется развитие других идей;
продолжайте думать, даже когда считаете, что ваша фантазия истощилась.
А сейчас – работа в группах. Это тоже активная форма преподавания. Каждая группа покажет, как этот метод можно использовать на вашем уроке. Можно взять конкретную тему.
(Представления групп)
В этом учебном году администрация школы посетила много уроков: в рамках методических недель, классно-обобщающего контроля и т.д. Посещались разные классы – и сильные, и слабые. Мы пришли к выводу:
1.Учащиеся не умеют задавать вопросы друг другу и формулировать ответы на них;
2.Активно включаться в обсуждение и внимательно слушать;
3.Давать критическую оценку и комментировать высказывания;
4.Аргументировать свое мнение в группе, парах, индивидуально;
5.Свободно общаться с аудиторией на уроках, конференциях, мероприятиях различного уровня.
А это значит, что у учащихся не сформирована коммуникативная компетенция. Активные методы позволяют включить каждого ученика в процесс усвоения учебного материала, повышается познавательная мотивация, дети учатся слушать и слышать друг друга, выстраивать диалог, задавать вопросы на понимание.
У каждой группы на столе ноутбук. На рабочем столе найдите папку «Копилочка» (Это «Копилочка активных методов обучения» с сайта «Мой университет»). Откройте папку. Для каждой группы есть задание. Вам нужно познакомиться с одним из активных методов и представить его применительно к вашему предмету.
1 гр. – Методы выяснения ожиданий и опасений. «Дерево ожиданий»
2 гр. – Методы активизации. «Утренняя гимнастика» или «Земля, вода, воздух, огонь».
3 гр. - Методы релаксации. «Мои предпочтения».
4 гр. – Методы работы над темой. Вхождение в тему. «История техники»
5 гр. – Методы представления информации. «Инфо-угадайка»
(Представления групп).
Давайте вспомним и обобщим, чем мы сегодня занимались? Что мы делали? (получали новый опыт и предлагали, как его можно использовать). Это метод обучения называется модель обучения через опыт и тоже относится к активным методам.
Давайте сейчас вывесим на доску ваши карты памяти. Это тоже один из активных методов обучения, который предполагает использование индивидуальной или групповой формы работы. Карта памяти помогает группировать идеи, факты, систематизировать материал.
Наш педсовет подходит к концу. Как и на любом уроке, педагог должен подвести ребят к итогу. А итог мы будем подводить с помощью упражнения «Шесть шляп мышления». Каждая группа выбирает себе шляпу и инструкцию к ней. Каждая цветная шляпа указывает на роль, на определенный тип мышления и деятельности. Шляпу очень легко надеть и снять. Это важно всегда, во всех ситуациях, когда человек должен уметь применять все ресурсы своего мышления, уметь менять тип мышления и деятельности в зависимости от поставленной задачи.
Методический приём «Шесть шляп» - эффективное средство формирования ключевых компетентностей:
- «готовность к разрешению проблем»,
когда ребёнок анализирует поставленную перед ним задачу (на неё указывает цвет шляпы) и разрабатывает алгоритм её решения;
- « готовность к самообразованию»,
когда ученик сам осуществляет информационный поиск нужного материала (предварительное д/з по шляпам);
-технологической компетентности,
когда успех школьника во многом зависит от чёткого соблюдения инструкции (например, в «чёрной» шляпе только минусы, никаких плюсов; в «белой» шляпе мыслим фактами, цифрами, без эмоций и субъективных оценок и т.п.);
- «готовность к использованию информационных ресурсов»:
формирование и развитие способов деятельности работы с информацией: способность осознавать потребность в информации, способность разрабатывать стратегии поиска информации, способность систематизировать, обрабатывать и воспроизводить информацию, способность синтезировать существующую информацию, создавая на ее основе новое знание;
- «готовность к социальному взаимодействию»,
школьники взаимодействуют друг с другом в группе;
-коммуникативную компетентность,
ученик цивилизованно отстаивает свою точку зрения.
Группы выбирают себе шляпу и инструкцию к ней.
(Представления групп)
Право выбора методик и форм обучения остается всегда за вами: будете ли вы просто носителями информации или создадите такие условия, которые помогут детям самим добывать информацию и приобретать новый опыт. Дерзайте, творите! Успехов вам! Спасибо за работу!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ПЕДАГОГИЧЕСКОМ СОВЕТЕ ШКОЛЫ: «СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ С ПРИМЕНЕНИЕМ НОВЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ»
Методика работы по подготовке к ГИА и ЕГЭ по русскому языку...
Выступление на педагогическом совете на тему "Методы мотивации и стимулирование деятельности учащихся".
Данное выступление дает ответ на вопросы: "Что такое мотивация?", "Как развить мотивацию?", "Какие этапы волевого действия можно использовать?"...
Педагогический совет "Приемы и методы взаимодействия классных руководителей, воспитателей, обучающихся и родителей с целью создания благоприятного психологического климата в классе и развития коллектива"
Педагогический совет "Приемы и методы взаимодействия классных руководителей, воспитателей, обучающихся и родителей с целью создания благоприятного психологического климата в классе и разви...
Педагогический совет. «Формы и методы работы на занятии по повышению мотивационной сферы обучающихся»
Представлена презентация проведения педагогического совета «Формы и методы работы на занятии по повышению мотивационной сферы обучающихся»...
Выступление на педагогическом совете "Приемы и методы современного урока"
«Нужно, чтобы дети, по возможности, учились самостоятельно, а учитель руководил этим процессом и давал для него материал». К.Д. Ушинский ...
Выступление на педагогическом совете по теме "Метод кейсов"
Выступление на педагогическом совете "Метод кейсов"...
Сообщение на педагогическом совете " Формы и методы подготовки старших воспитанников к самостоятельной жизни"
В этом выступлении я делюсь опытом по формированию навыков самостоятельной деятельности старших воспитанников специальной (коррекционной) школы-интерната/...