Конкурентоспособность учителя: критерии роста
статья на тему
В статье поднимается вопрос о том, в каком направлении двигаться учителю, чтобы построить успешную профессиональную карьеру (а также отвечать требованиям стандарта учителя).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 39.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Часовских Н.А.
ГБОУ гимназия № 498,Санкт-Петербург
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ УЧИТЕЛЯ: КРИТЕРИИ РОСТА
«Когда человек не знает,
к какой пристани держит путь,
для него ни один ветер не будет попутным».
Сенека
Серьёзные изменения социальной и экономической ситуации в нашей стране предъявляют особые требования и к уровню профессионализма специалистов сферы образования. Сегодня всё чаще говорят о необходимости планирования карьеры. Тема моей диссертации - «Обучение планированию карьеры в процессе реализации магистерской программы». Можно ли предусмотреть все повороты своей профессиональной жизни? Есть ли практическая потребность современного общества в новом учителе?
Ещё недавно слово «карьера» имело негативный смысл и в отечественной педагогике практически не использовалось. Сейчас человек, «делающий карьеру», рассматривается как имеющий ориентацию на реализацию личностного и профессионального потенциала. Карьера – один из показателей индивидуальной профессиональной жизни человека, достижение желаемого статуса и уровня жизни. Успешно построенная карьера позволяет человеку раскрыть свою неповторимость, стать значимым для других людей, для общества в целом.
Понятие «карьера» многозначно. А.Н. Толстая определяет карьеру как индивидуально осознанную позицию и поведение, связанное с трудовым опытом и профессиональной деятельностью [1]. Я нахожу это определение самым близким к проблемам, которые обозначены мною в этом эссе.
На мой взгляд, карьера – это ещё и постоянный процесс саморазвития, самоактуализации, реализации личностного потенциала, рефлексии. Общество нуждается в специалистах, способных выстраивать успешную карьеру. Изменившиеся социально-экономические отношения заставили многих проанализировать собственную ценность на рынке труда, задуматься о своих компетенциях и путях развития карьеры. В современном обществе у человека должна быть способность «чётко осознавать собственный карьерный потенциал и в соответствии с этим эффективно выстраивать карьерный путь, преодолевая все возможные препятствия и затруднения»[2].
Я считаю, что сегодня карьера – это не только успешность в профессиональной деятельности, но и успешность всей жизни человека. Молодому человеку ещё в процессе получения образования необходимо соотнести свои способности с профессиональными качествами, необходимыми для профессии учителя. Сейчас проводятся различные тестирования (TEDS-M, PISA и др.), которые и призваны ответить на многие вопросы современного образования. Чему учить завтрашнего учителя? Какое знание необходимо для жизни? Как много и долго должен учиться человек? Большое внимание общества направлено на личность самого учителя. Кем призван стать учитель для своего ученика, для обучающегося взрослого в современной России? Я выросла на Востоке. Там принято учителя называть «наставником», относиться к нему с великим уважением. Образованные люди очень ценятся обществом. Это уважаемые люди. Когда я читаю о том, что страны Азии сейчас лидируют в образовании, я невольно думаю о том, что образование и образованность там - это не просто политика, но и менталитет; учитель там – уважаемый человек.
Да для того, чтобы учитель был успешен, конкурентоспособен, важны критерии личностного роста. Внутренние критерии роста – это принятие себя, вера в себя и свои возможности, доверие собственной природе. Учитель должен полно и чётко понимать себя, иметь глубокое представление о себе. Современный педагог должен быть целостным и динамичным. Этот внутренний рост учителя невозможен без уважения общества к нашей профессии. Конечно же, важны и внешние критерии личностного роста. Это принятие и уважение других, понимание других. Педагог просто обязан стремиться к конструктивным социальным взаимоотношениям, быть реалистичным и гибким. А ещё – проявлять творческую адаптацию к новизне сложившейся ситуации.
Ещё недавно выражение «планирование карьеры» воспринималось с улыбкой. Что можно было планировать в 90-е, когда педагоги нередко уходили в торговлю или осваивали новую для них профессию? Сегодня рынок труда достаточно устойчив, а умение ставить себе цели и продумывать пути их достижения ценится. Молодёжь сейчас становится активной. Очень многие задумываются о планировании карьеры, у них есть общий план развития карьеры. Планирование карьеры очень важно: необходимо знать, в каком направлении двигаться, какие навыки развивать.
Кто он, педагог, который нужен обществу? Я вижу его таким:
В деле: уверен, требователен, любит выполнять роль наставника и воспитателя.
В действиях: легко идёт на перемены, следует нормам морали и закона.
В общении: внимательный, активный, эмоциональный.
Я считаю, что «новое» должно восприниматься педагогом быстро и с энтузиазмом.
Конечно же, нужны условия, при которых педагогу захочется развиваться и становиться конкурентоспособным. Нужна информационная, методическая и материально-техническая обеспеченность учебного процесса.
Одна из задач моего магистерского исследования — разработать программу элективного курса по планированию карьеры. Теоретической основой исследования являются педагогические, психологические и управленческие концепции о профессиональном росте, профессиональной карьере (Климов А.Е., Маркова А.М. И др.); социально-педагогические концепции (В.Г. Бочарова, Н.Л. Селиванова и др.). В исследовании я использую следующие методы:контент-анализ;опрос,наблюдение;изучение и обобщение педагогического опыта и др.
Хочу снова вернуться к международным исследованиям в образовании.PISA, например, определяет не знания учеников, а их умение применять эти знания в решении каких-то задач. Отечественное образование построено таким образом, что знания передаются обучающемуся уже в готовом виде. Этот путь самый неэффективный. В западных странах необходимые знания ученик или взрослый обучающийся добывают эмпирическим путём, исследованием. Наши дети и взрослые при таком обучении теряют способность мыслить и относиться к обучению творчески.
Новый, по-новому подготовленный педагог должен учитывать индивидуальные особенности обучающегося к восприятию информации, открывать в ученике возможности к творчеству и развитию талантов в разных сферах.
Планирование карьеры позволяет определить оптимальный путь профессионального развития будущего педагога, его совершенствования, более полного раскрытия потенциала будущего специалиста на этапе обучения в ВУЗе. В настоящее время в системе высшего профессионального образования уделяется недостаточно внимания вопросам, связанным с планированием карьеры будущих специалистов. Поэтому моя диссертация будет иметь практическую значимость в том числе и для подготовки будущих учителей.
Я хочу, чтобы учитель, да и всякий специалист, целенаправленно, планомерно «выращивал» свою конкурентоспособность через творческое отношение к делу, настойчивость в осуществлении профессионального развития и саморазвития. Ясность осознания целей, ценностных ориентаций, себя и своей индивидуальности, профессионально значимых качеств – залог успеха всей жизни человека.
Удовлетворённость своей профессией и местом работы связана с карьерой. Именно карьера как профессиональное продвижение обеспечивает и материальную стабильность, и психологический комфорт. Человек счастлив, у него отсутствует эмоциональный дискомфорт, напряжённость в межличностных связях.
Литература:
- Толстая А.Н. Управление карьерой в организациях.//Психология управления: Учебное пособие/ Под ред. А.В. Федотова.-Л.:Лениздат,-1991.-с.49-62
- Могилевкин Е.А. Карьерный рост: диагностика, технологии, тренинг / Е.А. Могилевкин.-СПб:Речь, 2007.- 336 с.
- Климов А.И. «Психология профессионализма»,М., 1996 г.
- Гершунский Б.С. Философия образования для 21 века. М.: Совершенство, 1998
- Краевский А.В. Методология педагогики: новый этап: Учебное пособие для студ. ВУЗов/ М.: Академия, 2006 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на занятии "мастер - класс" № 1 по теме Критерии личностного роста учителя
Методическая разработка: презентация для проведения "Мастер - класс". Личностный рост учителя – это собственная активность человека в изменении себя, в раскрытии, обогащении своих духовных потре...

Эссе "Современный учитель: векторы роста и грани мастрества"
Живёт на ЗемлеПрофессий так много,Но всё же одна нужней и важней!Учитель, ты сам выбрал эту дорогуИ долгие годы шагаешь по ней....

Нравственное воспитание как основной критерий личностного роста (самообразование)
Опыт работы по теме самообразования. Теоретические основы....

Профессионализм учителя, как основа конкурентоспособности личности
Сегодня учитель должен владеть навыками научно-методической и научно-исследовательской работы для создания качественного учебно-методического обеспечения образовательного процесса. По своей сущно...

Критерии личностного роста учителя
Презентация к докладу на тему "Критерии личностного роста учителя"...

Эссе для конкурса "Учитель года Ростов-на-Дону 2019"
Конкурсная работа учителя истории гимназии №118 г. Ростова-на-Дону А.С. Новолодского...