Эссе для конкурса "Учитель года Ростов-на-Дону 2019"
материал по теме

Новолодский Алексей Сергеевич

Конкурсная работа учителя истории гимназии №118 г. Ростова-на-Дону А.С. Новолодского

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл esse_dlya_konkursa_uchitel_dona_2018.docx22.26 КБ

Предварительный просмотр:

КОНКУРСНОЕ ЭССЕ НА ТЕМУ

«Я – УЧИТЕЛЬ!»

А.С. Новолодский,

учитель истории

гимназии №118 г. Ростова-на-Дону

Каждый мальчишка под впечатлением книжек, мультфильмов, сказок мечтает в будущем стать супергероем, чтобы спасать мир и человечество от злых умыслов преступников, грозящих своей непредсказуемостью природных катаклизмов, и, конечно же, вражеских вторжений в пределы любимой страны. По мере взросления и погружения в мир реальности ребенок свой сложившийся сказочный образ супергероя непроизвольно проецирует на действительные профессии, в обязанности которых так или иначе входит выполнение тех же задач, что приходится решать и их любимому персонажу. И тогда почти каждый мальчишка желает быть либо милиционером, либо военным, либо летчиком. Но на удивление своим родственникам и всем окружающим, моей большой мечтой с детства было стать… УЧИТЕЛЕМ! Вот, кто был истинным супергероем в моем детском понимании! И с каждым годом моего взросления мечта продолжала крепнуть! И она не только все более утверждалась, но и получала детализацию. Обучаясь в средней школе, я начал четко осознавать, что буду учителем непременно дисциплин гуманитарного цикла. В старших же классах пришло понимание того, что меня безмерно увлекает историческая наука, которой я и отдал предпочтение.

Безусловно, желая стать учителем, я с большим удовольствием вовлекался в учебный процесс. Но и, как любой подросток, уже тогда старался примерить роль желаемой профессии. В своих фантазиях я представлял себя преподавателем по тем предметам, которые больше всего импонировали, и начинал готовиться к этим урокам, будто бы завтра мне их предстояло проводить. Зачастую удавалось найти столь интересный и малоизвестный материал по теме урока, что даже учитель с большим любопытством слушал мой рассказ. Любя своего наставника и расценивая его как прекрасного мастера педагогического ремесла, я порой задавался  вопросом:  может, мой учитель не столь умен, как мне кажется?! В старших же классах, когда началась серьезная подготовка к выпускным экзаменам, пришло осознание невозможности знания всех тонкостей гуманитарных дисциплин, которые просто «бездонны» по объему информации. А вновь мысленно примеряя роль учителя и анализируя ситуацию, я пришел к решению о том, что одним из столпов в будущей педагогической деятельности для меня должен стать такой метод работы, который позволит вызвать интерес у ученика к глубокому и всестороннему самостоятельному изучению темы, пройденной на уроке. Как мне подсказывает уже имеющаяся практика, я не ошибся в своем решении. Прежде всего, это удачный способ личного развития как ребенка, так и самого педагога, который не всегда в силу своей загруженности может уделить внимание детальной проработке той или иной темы и изучению научной литературы. Сообщение же ученика, основанное даже если не на сугубо научных, а на научно-популярных трудах, тем не менее позволяет и педагогу почерпнуть новые и интересные факты, и учащемуся дарит радость от обучения, поскольку своими вновь приобретенными знаниями он поражает не только своих одноклассников, но и учителя. Более того, качественно подготовив удачное выступление однажды, ученик вновь стремится блеснуть своими знаниями, что в свою очередь разжигает неизменный интерес к поиску новых знаний.

После окончания школы дилеммы о выборе профессии не возникло, и от поступления в педагогический университет родители даже не пытались отговаривать. По этому поводу хотелось бы отметить, что родители, навязывающие свою точку зрения, а тем более в отношении выбора будущей профессиональной стези своего чада, совершают преступление против человеческой природы ребенка! Родительское желание обучить чадо такой профессии, которая бы в последующем могла обеспечить получение высокого жалования, возможно понять. Однако и родители должны отдавать себе строгий отчет, что работодатель готов платить достойное вознаграждение только высококвалифицированному специалисту. Но как любимое чадо может стать мастером своего дела, если не будет иметь необходимый психологический и физический для того потенциал? Более того, импульсом для раскрытия этого потенциала может выступать только интерес по отношению к выполняемой работе. Поэтому при выборе профессии родителям непременно стоит прислушиваться к мнению ребенка, ведь он никогда не обратит внимания на ту специальность, к которой не предрасположен. Следует заметить, что зачастую взрослые упорно навязывают свое мнение ребенку не только в отношении вопроса выбора профессии, но и в других вопросах. Некогда столкнувшись с подобной проблемой, когда мою точку зрения просто и слышать не хотели, для себя я сделал вывод, что другим столпом в моей педагогической деятельности должно стать правило, заключающееся в том, что необходимо уметь не просто слушать каждого взрослого или юного человека, но и уважать его мнение! А в случае своей явной неправоты уметь признавать ошибки, даже если твоим оппонентом является ребенок! Только так, по моему мнению, возможно выстроить конструктивные и дружественные взаимоотношения как между взрослыми, так и между взрослым и ребенком. Хотелось бы отметить, что за годы обучения в педагогическом университете непроизвольно у меня сложилось еще одно правило, способствующее моему педагогическому росту. Оно довольно просто и состоит в том, что, анализируя произошедшие со мной курьезные или досадные случаи, проблемные ситуации, я стараюсь из них вынести не просто жизненные, но и педагогические уроки, которые затем становятся столпами в моей педагогической деятельности.

Так, следующий педагогический столп появился также в университетские годы, но уже на завершающем этапе обучения. Многие знакомые ребята на старших курсах отправились на подработку в различные организации, преимущественно связанные с торговлей. И самым удивительным оказалось то, что со временем эту подработку они стали рассматривать в качестве будущей основной работы. Руководство не собиралось расставаться с молодыми, энергичными и талантливыми людьми, в связи с чем были предложены достойные и хорошо оплачиваемые рабочие места.  Тогда в моем сознании зароился целый шквал мыслей, которые в итоге свелись лишь к следующим доводам и вопросам: «Хотелось бы мне того или нет, но лет через 10-15 после окончания школы предметные знания по истории из головы моих учеников улетучатся, останутся лишь обрывочные воспоминания. Даже при самом большом интересе к исторической науке из-за повышенного жизненного темпа-ритма и различных обязанностей сил на прочтение исторических книг или просмотр исторических фильмов попросту не будет. Да и зачем им моя история, если даже студенты-историки направили свои стопы в те организации, где им предложили интересную и высокооплачиваемую работу … может, тогда и мне не стоит становиться учителем? ... зачем я буду головы детей забивать абсолютно ненужной информацией, которую все равно рано или поздно забудут? ... в чем тогда состоит моя задача как педагога? …». Терзаемый сомнением и неопределенностью, все мое юношеское внимание сознания в поисках ответов на столь сложные вопросы теперь было обращено к научной литературе по педагогике и истории. Неоднократно своими вопросами я «мучал» и университетских преподавателей. Поток получаемой информации из различных источников казался неиссякаемым и неосознаваемым, но на подсознательном уровне я понимал, что двигаюсь в верном направлении. Наконец, собрав все  «пазлы»  из имеющейся информации воедино, мне удалось не только ответить на поставленные вопросы, но и твердо убедиться, что я просто обязан быть учителем! Быть таким учителем, который научит ученика постигать новое, сложное и прежде неведанное ему знание. Учителем, который поможет научиться работать и достигать намеченных целей. Учителем, который поможет ориентироваться и работать в постоянно изменяющемся информационном пространстве современного мира и отличать ложь от истины. То есть быть таким учителем, который научит не только знаниям по исторической науке, но и сформирует у ребят необходимые навыки для дальнейшей их профессиональной деятельности! Для меня это стало еще один столпом, на которой должна была быть основана вся моя педагогическая деятельность. Да, вспоминая о своих терзаниях, сегодня я мило улыбаюсь. Начав свою трудовую деятельность, я узнал, что по ФГОС это называется метапредметными  навыками и личностными компетенциями, над развитием которых и должен работать преподаватель сегодня в первую очередь. Но откуда мне было знать про это пять лет назад, когда ни о чем подобном на университетских занятиях нам не рассказывали, а в школе, на практике, проходили традиционные уроки, где нас учили только предметным знаниям?!

 Переступив порог гимназии в качестве учителя, имея уже определенные установки-столпы, я зашел в классную комнату и начал проводить свой первый урок. Странно, но никакого страха или волнения мною испытано не было. Всегда был убежден, что главный залог успеха – это уверенность в себе и отсутствие боязни допустить ошибку, ибо ошибаются все, даже "святые"! При этом четко осознавал и осознаю, что научиться мне предстояло и предстоит еще многому, и главными учителями в практической педагогике, как бы это странно не звучало, считал и продолжаю считать своих учеников, ради которых я и работаю. Будучи практически ровесником своим ученикам, поколению NEXT, воспринимая одинаково пространство реальности, мне относительно беспроблемно удается найти с ними общий язык, что позволяет узнать о волнующих проблемах современных подростков и понять их. В свою очередь эти подростковые проблемы выступают опорной точкой для моих педагогических изысканий в вопросе методики преподавания истории. Ведь безоговорочно работающее правило о том, что материал будет осмыслен и запомнен учеником только тогда, когда он будет соотноситься с его личными переживаниями, я хорошо усвоил еще с университетской скамьи. Так, например, тему про эпоху Петра I  я начинаю с вопроса: «А как Вы решаете проблему нехватки карманных денег?». Ребята живо включаются в беседу, каждый делится своим опытом. Когда же дискуссия достигает своего пика, мной выдвигается предложение обратиться к истории эпохи Петра I и выяснить, как решал проблему нехватки денег Великий государь, да и вообще, почему, во-первых, такая ситуация возникла, а, во-вторых, на что ему эти деньги потребовались. После разбора исторического материала я предлагаю ребятам обратиться к вопросам современности и при помощи интернета на мобильном телефоне выяснить: «Какая ситуация в отношении финансового развития наличествует в современной России? Грозит ли нам в ближайшем будущем дефицит государственного бюджета?». Такая работа с высоким уровнем эвристического компонента в режиме потокового исследования позволяет не только увлекательно и продуктивно обучать детей предмету, но побуждает и меня совершенствоваться и заниматься непрерывным самообразованием.

Хотелось бы отметить, что ученики подвигли меня на самый большой подвиг в моей жизни. Под натиском беспрестанных вопросов по различным аспектам исторической науки, особенно вопросов учеников старших классов, мною было принято решение продолжить свое образование и поступить в аспирантуру. Я очень благодарен за это своим ученикам, поскольку получаемые новые знания по исторической науке позволяют мне более профессионально подходить к преподаванию дисциплины, становиться авторитетным и компетентным взрослым, способным грамотно мотивировать учеников и на личный прогресс и построение миропонимания в контексте российских ценностей.

Подводя же итоги, хотелось бы отметить, что профессия учителя делает меня счастливым и уверенным человеком! Позволяет чувствовать себя профессионалом, имеющим влияние на ближайшее и отдаленное будущее нашей страны через воспитание зрелой личности выпускника, которую невозможно по определению воспитать без опоры на историю. Работа с детьми вдохновляет меня и позволяет творить как на поприще педагогической практики, так и на поприще исторической науки!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ростов купеческий (Ростов-на-Дону в 19 веке)

Материал  на тему "Ростов купеческий"....

Конференция ИКТ Ростов-на Дону

Конференция ИКТ в городе Ростов-на-Дону...

Лексические нормы как фактор развития коммуникативной культуры учащихся на уроках русского языка и литературы// Эффективный педагогический опыт: сборник научных статей и методических материалов.- Гуково- Ростов- на- Дону.- 2014.- С 257- 261

Данная статья предлагает   методы,приемы,  игровые ситуации,  формы работы, используя  которые учитель - словесник сможет совершенствовать речь ребенка,обогощать словарный запас , ...

Анализ эпизода "Встреча с вожатым" (Разработка урока) Выполнили - Алтухова И.В.,Яременко М.Я. г.Ростов-на-Дону, МБОУ "Гимназия № 46"

Решаемые учебные проблемы на уроке: Проследить за становлением личности Петра Гринева, определить роль личности Пугачева в истории Российского государства и в раскрытии основного конфликта повест...

Анализ главы "Вожатый" Подготовка к сочинениюю Презентация. Выполнили Алтухова И,В., Яременко М.Я. г. Ростов-на-Дону МБОУ "Гимназия № 46"

Умение понимать проблему, структурировать материал, устанавливать причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях...

Виртуальная экскурсия. Поездка в Таганрог- с.Рожок- Ростов-на-Дону

План поездки с описаниями музеев и достопримечательностей можно использовать для организации детского отдыха, внеурочной деятельности, изучения краеведения и истории....