Описание технологии проблемного обучения. Этапы технологии.
статья
Проблемное обучение можно применять для усвоения обобщенных знаний – понятий, правил, законов, причинно-следственных и других логических зависимостей. Оно нужно тогда, когда ставится задача специального обучения учащихся приемам и способам умственной деятельности, необходимым при добывании знаний и решении поисковых задач.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_problemnoe_obuchenie.docx | 17.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Описание технологии проблемного обучения. Этапы технологии.
На основе изучения работ М.И. Махмутова, можно говорить о поэтапном развитии теории и практики проблемного обучения. Проводимая периодизация, в какой-то мере условна, поскольку в действительности происходит некоторое пересечение отдельных этапов, наложение их друг на друга. Поэтому М.И. Махмутов и др. не связывают эту периодичность с точной хронологией.
Первый этап – это период активизации учебного процесса путем более эффективного применения приемов варьирования учебного материала, его эмоционального изложения, усиления элементов новизны излагаемого материала. Этот этап дал сильный толчок в развитии теории и практики современного развивающего обучения.
Второй этап – характеризуется дальнейшими поисками путей активизации обучения уже с опорой на новые теоретические положения и с учетом достижений практики первого этапа. Здесь заметно усиливается роль познавательных задач, появляются попытки организации процесса обучения при помощи системы познавательных задач и исследовательских методов обучения.
Третий этап – считается важнейшим в становлении проблемного обучения, поскольку здесь происходит теоретическое осмысление роли и места проблемных ситуаций в учебном процессе и построение теории проблемного обучения в условиях современной школы с опорой на принцип проблемности усвоения и исследовательский принцип познания. Эта теория органически включает в себя все достижения предшествующих этапов для поиска путей активизации учебного процесса и развития мыслительных способностей учащихся.
Также в работах М.И. Махмутова рассматриваются следующие этапы технологии проблемного обучения, которые можно представить на примере Таблицы № 1 в виде деятельности учителя и учащегося.
Таблица 1
Этапы технологии проблемного обучения.
Этапы технологии | Деятельность учителя | Деятельность ученика |
1. Актуализация знаний | Побуждает учащихся к активизации необходимых знаний. Способствует их анализу, синтезу, обобщению и систематизации. Подводит учащихся к выводу о недостаточности имеющихся знаний или умений. Мотивирует поиск новых знаний или умений. | Активизирует необходимые для решения проблемы знания (анализирует, синтезирует, обобщает, систематизирует). Осознает потребность в новых знаниях. Концентрируется на поиске новых знаний. |
2. Постановка проблемы | Создает проблемную ситуацию. Фиксирует внимание учащихся на обнаружении противоречий. Анализирует проблемную ситуацию. Формирует, помогает учащимся сформулировать проблему. Определяет целевую установку (что нужно знать, чтобы решить проблему). | Осознает создавшееся противоречие. Участвует в формулировке проблемы. «Присваивает» проблему. Осознает цель поиска. |
3. Выдвижение гипотез | Организует поиск решения. Задает общее направление поиска. Вовлекает учащихся в процесс выполнения этапов поиска и их планирование. Осуществляет коррекционную и консультационную помощь в процессе реализации поиска. Соотносит шаги поиска с особенностями проблемы. | Участвует в обсуждении плана поисковых действий. Размышляет, рассуждает и выдвигает идеи, гипотезы, обосновывает их. Участвует в обсуждении гипотез других учащихся. Ведет дискуссию по обнаружению других точек зрения. Проводит самостоятельно поисковую деятельность. |
4. Проверка решения | Помогает учащимся соотнести полученный результат с целями поиска. | Проверяет полученный результат поиска, его соответствие целям. Доказывает правильность выбранного пути поиска. Оценивает результат |
5. Формулировка выводов | Анализирует конечный результат и процесс деятельности учащихся. Проводит самоанализ по результатам организации проблемного обучения. | Формулирует выводы на основе умозаключений. Присваивает новые знания и умения. Обогащает субъективный опыт. |
От того, насколько верно поставлена проблемная ситуация, зависит не только эффективность, но и возможность дальнейшего проблемного обучения. С точки зрения учащихся этот этап характеризуется фазой восприятия материала и его предварительного анализа. При правильной постановке проблемной ситуации, у учащихся возбуждается интерес и появляется мотивация к ее изучению. Актуализация внутреннего и внешнего противоречия проблемной ситуации создает необходимые предпосылки для развертывания учебно-поисковой деятельности учащихся, которая начинается с попытки осознания затруднения и постановки проблемы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Применение технологий проблемного обучения и учебных ситуаций как средство мотивации к обучению учащихся на этапе актуализации знаний по биологии в 6 классе
Материал предложеный в этой работе поможет учителю создать проблемную ситуацию на укорах биологии в 6 классе при изучении темы "Строение растений"...
Технологическая карта урока по математике в 5 классе по теме "Среднее арифметическое" ( в соответствии с ФГОС). Технология проблемного обучения. Игровая технология.
Урок обобщения и систематизации знаний и умений учащихся....
Технологическая карта урока по математике в 5 классе по теме "Решение задач на проценты" ( в соответствии с ФГОС). Технология проблемного обучения. Игровая технология.
Урок систематизации и обобщения знаний и умений....
Исследовательская работа на тему: «Построение процесса обучения на основе инновационных технологий: технология проблемного обучения»
Цель моей работы показать, как можно построить процесс обучения на основе использования инновационных технологий: технологии проблемного обучения и технологии развития критического мышления.Сегодня по...
Технологическая карта урока по математике в 5 классе по теме "Решение задач на проценты" ( в соответствии с ФГОС). Технология проблемного обучения. Игровая технология.
Урок по математике в 5классе по ФГОС....
Эффективные методы применения технологии проблемного обучения и технологии применения ИКТ на уроках математики
Статья о б Эффективных методах применения технологии проблемного обучения и технологии применения ИКТ на уроках математики...
урок в 9 классе с технологиями" Проблемного обучения" и "Технологии личностно-орентираванного подхода"
Вданном уроке, который проводится в 9 классах по учебнику "Английский в фокусе" , используются технологии " Проблемного обучения" и " Личностно- орентированного подхода"....