Описание технологии проблемного обучения. Этапы технологии.
статья

Наталия Константиновна Куликова

Проблемное обучение можно применять для усвоения обобщенных знаний – понятий, правил, законов, причинно-следственных и других логических зависимостей. Оно нужно тогда, когда ставится задача специального обучения учащихся приемам и способам умственной деятельности, необходимым при добывании знаний и решении поисковых задач.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_problemnoe_obuchenie.docx17.28 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Описание технологии проблемного обучения. Этапы технологии.

На основе изучения работ М.И. Махмутова, можно говорить о поэтапном развитии теории и практики проблемного обучения. Проводимая периодизация, в какой-то мере условна, поскольку в действительности происходит некоторое пересечение отдельных этапов, наложение их друг на друга. Поэтому М.И. Махмутов и др. не связывают эту периодичность с точной хронологией.

Первый этап – это период активизации учебного процесса путем более эффективного применения приемов варьирования учебного материала, его эмоционального изложения, усиления элементов новизны излагаемого материала. Этот этап дал сильный толчок в развитии теории и практики современного развивающего обучения.

Второй этап – характеризуется дальнейшими поисками путей активизации обучения уже с опорой на новые теоретические положения и с учетом достижений практики первого этапа. Здесь заметно усиливается роль познавательных задач, появляются попытки организации процесса обучения при помощи системы познавательных задач и исследовательских методов обучения.

Третий этап – считается важнейшим в становлении проблемного обучения, поскольку здесь происходит теоретическое осмысление роли и места проблемных ситуаций в учебном процессе и построение теории проблемного обучения в условиях современной школы с опорой на принцип проблемности усвоения и исследовательский принцип познания. Эта теория органически включает в себя все достижения предшествующих этапов для поиска путей активизации учебного процесса и развития мыслительных способностей учащихся.

Также в работах М.И. Махмутова рассматриваются следующие этапы технологии проблемного обучения, которые можно представить на примере Таблицы № 1 в виде деятельности учителя и учащегося.

Таблица 1

Этапы технологии проблемного обучения.

Этапы технологии

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1. Актуализация знаний

Побуждает учащихся к активизации необходимых знаний. Способствует их анализу, синтезу, обобщению и систематизации. Подводит учащихся к выводу о недостаточности имеющихся знаний или умений. Мотивирует поиск новых знаний или умений.

Активизирует необходимые для решения проблемы знания (анализирует, синтезирует, обобщает, систематизирует). Осознает потребность в новых знаниях. Концентрируется на поиске новых знаний.

2. Постановка проблемы

Создает проблемную ситуацию. Фиксирует внимание учащихся на обнаружении противоречий. Анализирует проблемную ситуацию. Формирует, помогает учащимся сформулировать проблему. Определяет целевую установку (что нужно знать, чтобы решить проблему).

Осознает создавшееся противоречие. Участвует в формулировке проблемы. «Присваивает» проблему. Осознает цель поиска.

3. Выдвижение гипотез

Организует поиск решения. Задает общее направление поиска. Вовлекает учащихся в процесс выполнения этапов поиска и их планирование. Осуществляет коррекционную и консультационную помощь в процессе реализации поиска. Соотносит шаги поиска с особенностями проблемы.

Участвует в обсуждении плана поисковых действий. Размышляет, рассуждает и выдвигает идеи, гипотезы, обосновывает их. Участвует в обсуждении гипотез других учащихся. Ведет дискуссию по обнаружению других точек зрения. Проводит самостоятельно поисковую деятельность.

4. Проверка решения

Помогает учащимся соотнести полученный результат с целями поиска.

Проверяет полученный результат поиска, его соответствие целям. Доказывает правильность выбранного пути поиска. Оценивает результат

5. Формулировка выводов

Анализирует конечный результат и процесс деятельности учащихся. Проводит самоанализ по результатам организации проблемного обучения.

Формулирует выводы на основе умозаключений. Присваивает новые знания и умения. Обогащает субъективный опыт.

От того, насколько верно поставлена проблемная ситуация, зависит не только эффективность, но и возможность дальнейшего проблемного обучения. С точки зрения учащихся этот этап характеризуется фазой восприятия материала и его предварительного анализа. При правильной постановке проблемной ситуации, у учащихся возбуждается интерес и появляется мотивация к ее изучению. Актуализация внутреннего и внешнего противоречия проблемной ситуации создает необходимые предпосылки для развертывания учебно-поисковой деятельности учащихся, которая начинается с попытки осознания затруднения и постановки проблемы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение технологий проблемного обучения и учебных ситуаций как средство мотивации к обучению учащихся на этапе актуализации знаний по биологии в 6 классе

Материал предложеный в этой работе поможет учителю создать проблемную ситуацию на укорах биологии в 6 классе при изучении темы "Строение растений"...

Исследовательская работа на тему: «Построение процесса обучения на основе инновационных технологий: технология проблемного обучения»

Цель моей работы показать, как можно построить процесс обучения на основе использования инновационных технологий: технологии проблемного обучения и технологии развития критического мышления.Сегодня по...

Эффективные методы применения технологии проблемного обучения и технологии применения ИКТ на уроках математики

Статья о б Эффективных методах применения технологии проблемного обучения и технологии применения ИКТ на уроках математики...

урок в 9 классе с технологиями" Проблемного обучения" и "Технологии личностно-орентираванного подхода"

Вданном уроке, который проводится в 9 классах по учебнику "Английский в фокусе" , используются технологии " Проблемного обучения" и " Личностно- орентированного подхода"....