Презентация "Классный час как форма организации воспитательного процесса"
презентация к уроку на тему
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цели воспитательной работы школы: формирование бережного отношения к своему физическому и психическому здоровью, закономерным следствием чего становится избегание вредных привычек; формирование важнейших социальных навыков, способствующих успешной адаптации в обществе; формирование творческой индивидуальности личности школьника в условиях развивающейся образовательной среды; формирование конкурентно-способной личности каждого ученика; воспитание человека-гражданина, интегрированного в современном мире и нацеленного на совершенствование современного общества.
Задачи воспитательной работы: социальная адаптация обучающихся; содействие социальному продвижению учащихся; реализация идеи целесообразного личностного выбора; воспитание гражданско-патриотических качеств личности; изучение особенностей учащихся; формирование коллектива, объединённого общей целью; развитие интереса к учёбе и значимости высокого уровня знаний; формирование потребности в здоровом образе жизни; профилактика правонарушений среди учащихся; воспитание в учащихся потребности в систематическом и напряжённом умственном труде; формирование доброжелательных отношений между одноклассниками; укрепление связи: семья – школа.
Мероприятия, проводимые учителем совместно с учениками во внеурочное время, способствуют формированию интеллектуального, нравственного, коммуникативного, эстетического и физического потенциалов школьников.
Одной из распространенных форм работы классного руководителя со школьниками является классный час.
Под классным часом понимается специально отведенное классному руководителю время для проведения воспитательной работы с учащимися класса… обобщенно Классный час есть форма прямого общения воспитателя со своими воспитанниками. В.П.Сазонов Классный час – это время для общения классного руководителя со своим коллективом, когда он использует разнообразные приемы, средства и способы организации взаимодействия . Е.В.Титова Что такое классный час: Классный час – это одна из наиболее распространенных форм организации фронтальной воспитательной работы. Н.И.Болдырев
Классный час – гибкая по составу и структуре форма массовой воспитательной работы, представляющая собой специально организуемое во внеурочное время общение классного руководителя с учащимися класса с целью содействия формированию, развитию классного коллектива и самоактуализации участников образовательного взаимодействия.
Основные принципы организации классного часа Принцип взаимосвязи сознания и деятельности: выбор таких форм и методов работы, которые воздействуют одновременно и на сознание, и на поведение ребенка Принцип личностно-ориентированного подхода: приоритетное внимание на развитие личностных качеств ребенка Принцип вариативности: гибкое следование программе воспитательной работы и корректировки содержания работы с учащимися в зависимости от актуальности тех или иных проблем, вопросов, мероприятий и дел, акций и начинаний. Принцип продуктивности: получение классным руководителем реального и практического продукта, имеющего ценность для личности ребенка.
Основные компоненты классного часа. Содержательный - классный час является личностно значимым, включающий материал, необходимый для самореализации и самоутверждения личности ребенка. Целевой – установка на развитие индивидуальности ребенка, с проектированием и установлением уникального его образа жизни. Организационно-деятельный – обучающиеся являются полноправными организаторами классного часа, с учетом заинтересованность каждого ребенка, актуализация его жизненного опыта. Оценочно-аналитический - в качестве критериев оценки результативности классного часа выступают проявление и обогащение жизненного опыта ребенка, индивидуально-личностное значение усваиваемой информации. 3 2 4 1
. Воспитательные функции классного часа: . Просветительская - классный час расширяет круг знаний воспитанников по этике, эстетике, психологии, физике, математике, литературоведению и другим наукам, знания из области техники, народного хозяйства, а также сведения о событиях, происходящих в деревне, городе, стране, мире, т.е. объектом рассмотрения может стать любое явление социальной жизни. Ориентирующая — классный час формирует у школьников определенное отношение к объектам окружающей действительности, в выработке у них иерархии материальных и духовных ценностей . Направляющая - классный час предусматривает перевод разговора о жизни в область реальной практики учащихся, направляет их деятельность, помогает в выборе ими жизненного пути, постановку жизненных целей и их реализацию .
Как грамотно организовать классный час (по Маленковой Л.И.) 1. Определение целей и задач 2. Определение жанра и названия классного часа 3. Создание психологического настроя 4. Предварительная подготовка 5. Проведение самого мероприятия 6. Педагогический анализ: А) обсуждение успешности (неуспешности) предметного результата вместе с учащимися, проектирование более продуктивной деятельности в будущем; Б) собственно педагогический анализ, осуществляемый взрослыми участниками, - анализ воспитательного результата. Э Л Е М Е Н Т Ы
Темы классных часов планируются на основе общешкольного плана, основных направлений работы школы на каждую четверть, месяц исходя из своеобразия характеров и интересов самих детей, уровня их развития. Один раз в месяц проводится тематический классный час. Опытные классные руководители знают, что порой воспитывает не столько сам «час», сколько подготовка к нему. Эффективно провести классный час значительно сложнее, чем дать хороший урок.
Дискуссионные формы Творческие формы Форма психологического просвещения Формы проведения классных часов Формы работы вне школы Формы состязательного характера Игровые формы
Ожидаемые результаты: Повышение эмоционального уровня учащихся, который включает в себя эмоциональное самочувствие, переживание состояния равновесия. Изменение уровня развития самосознания, преображение у них определенных мнений, установок, стереотипов, представлений о школе, ориентирование на успех, проявление позиций: «я нравлюсь», «я способен», «я значу». Появление умения подчинять свое поведение целому ряду поставленных целей и задач, независимо от мнения окружения в соответствии с требованиями педагогов Развитие личности учащихся во всех предполагаемых сферах деятельности: творческой, мотивационной, поведенческой, эмоциональной, личностной, в сфере общения и взаимоотношений
МЕТОДИКА ОЦЕНКИ КЛАССНОГО ЧАСА Критерии внешней эффективности оценивает директор по: целям и задачам; оформлению; содержанию; организации; поведению и деятельности учащихся; педагогическое обеспечение классного часа; полученные результаты. Критерии внутренней эффективности определяются по отзывам и эссе учащихся, написанных по окончанию классного часа.
Таблица наблюдений классного часа Ход занятия Положительное в работе Что требует доработки У педагога У учащихся У педагога У учащихся
Оценка эффективности с использованием программы наблюдения за воспитательным мероприятием Цель Задачи Этапы подготовки Этапы проведения
Количественный анализ эффективности воспитательного мероприятия № Показатель Оценка 1 Четкое определение педагогом цели мероприятия 2 Планирование этапов мероприятия и задач каждого этапа 3 Определение оптимального содержания мероприятия 4 Выбор наиболее рациональных методов и приемов воспитания на каждом этапе 5 Четкость, темп, ритм 6 Гибкость и широта(отсутствие шаблона, наличие неожиданности «изюминки») 7 Взаимосвязь этапов мероприятия 8 Отношение учащихся к мероприятию 9 Эмоциональный фон 10 Результативность 11 Системность мероприятия в рамках воспитательной работы класса, школы
«0» - показатель не проявил себя «1» - показатель проявил себя частично «2» - показатель проявил себя достаточно полно Эффективность = Σ факт/ Σ макс*100 % , где числитель – сумма баллов (3 столбец таблицы), знаменатель – количество показателей (2 столбец таблицы), умноженное на 2. Оценка и расчет показателей
Обработка результатов 90-100% - очень высокая эффективность 75-89% - высокая эффективность 50-74% - средняя эффективность < 50% - низкая эффективность Обработка результатов
Заключение – аналитическая справка Вводная часть – цель сбора информации, программа изучения, кто, сроки изучения, в конце общая оценка результата Основная часть – подробно прописываются результаты изучения с фактической оценкой (количественной и качественной). Обосновываются суждения и выводы, регистрируются условия, обеспечившие результат. Вскрываются причины появления этих условий Заключительная часть – общие выводы, намечаются проблемы, для решения в будущем. Даются конкретные предложения по ликвидации причин (-), или рекомендации по развитию (+)
Воспитание - это то, что делает человека мудрее, добрее, счастливей. Классный руководитель должен помочь своему ученику стать таким Человеком.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Повышение эффективности урока как основной формы учебно-воспитательного процесса.
Стремление провести урок на боле высоком уровне, обеспечитьмаксимальную мыслительную активность учащихся и прочное запоминание и...
ПОРТФОЛИО к краевому конкурсу лучших классных руководителей Краснодарского края «Современные подходы к определению содержания в организации воспитательного процесса в классе» в номинации «Современное содержание воспитательного процесса в деятельности кл
Портфолио работы классного руководителя .Результаты работы....
Классный час как форма организации воспитательного процесса
опыт работы, представленный на педагогическом совете...
Анализ результатов адаптации при организации воспитательного процесса.процесса социально – педагогической
В начале года меня назначили классным руководителем 5 класса, в котором 46% учащихся мигрантов. Необходимо было создать все условия для адаптации учащихся.. Дети были не активны, замкнуты,...
ФОРМЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС
Одной из важнейших модернизаций образования в Российской Федерации является введение федерального образовательного стандарта основного общего образования. Главная цель введения новых стандартов ...
Семинар-практикум по теме «Классный час как одна из форм организации воспитательного процесса»
Классный час – это одна из наиболее распространенных форм организации фронтальной воспитательной работы (Н.И. Болдырев)Классный час можно назвать специально организованной ценностно-ориентационн...
Модель организации образовательного туризма - одна из эффективных форм учебно-воспитательного процесса в условиях ФГОС
Опираясь на обширный практический опыт школы в области межсетевого взаимодействия, имея в наличии квалифицировнные педагогические кадры и желание систематизировать работу с обучающимися в направлении ...