Метапредметный подход к современному образованию. (из опыта работы)
статья на тему
Задачи модернизации общего и профессионального образования, необходимость его соответствия, как потребностям личности, так и запросам и возможностям общества, требуют принципиально нового подхода к определению целей образования, его содержания, организации самого образовательного процесса. В качестве такого механизма нами предлагается метапредметный подход к современному образованию, посредством которого возможно гармонизировать стратегические и тактические цели современного образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad-metoredme.doc | 78.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Областное автономное общеобразовательное учреждение
«Центр образования «Ступени»»
Тема: Метапредметный подход к современному образованию.
(из опыта работы)
Автор:А.Г.Волохович
учитель химии
высшая категория
г.Биробиджан
2014 год
(слайд 1)
Метапредметный подход к современному образованию.
(слайд 2)
Существенные изменения в обществе, ускорение темпов социально-экономического развития обусловили поиск новой стратегии образования, отражающей эти изменения в обществе и нацеленной на развитие качеств личности, востребованных на начало, и даже на середину XXI столетия - мобильности, динамизма, конструктивизма, профессиональной, социальной, личностно-бытовой компетентности.
Задачи модернизации общего и профессионального образования, необходимость его соответствия, как потребностям личности, так и запросам и возможностям общества, требуют принципиально нового подхода к определению целей образования, его содержания, организации самого образовательного процесса. Появились новые стандарты.
В связи с переходом на стандарты второго поколения меняются требования к деятельности учителя и к результатам этой деятельности.
Чтобы грамотно спроектировать учебное занятие, учитывая новые требования, учителю необходимо:
- знать новые подходы (компетентностный, метапредметный)
- знать структуру педагогического процесса
- знать дидактическую структуру учебного занятия.
В качестве такого механизма нами предлагается метапредметный подход к современному образованию, посредством которого возможно гармонизировать стратегические и тактические цели современного образования.
- метапредметность–направленность обучения на общемировоззренческую (надпредметную) интерпретацию содержания образования
Кратко сущность метапроектного подхода можно сформулировать следующим образом: человек осознает и осмысливает свой жизненный путь, соотнося свой личностный смысл с конечной целью своего существования – смыслом жизни. На протяжении всего жизненного пути личность находится в процессе своего самостроительства. Создавая уникальный проект самого себя, проектируя себя, личность опирается на свой личный опыт. В процессе своей жизнедеятельности, активной включенности в разнообразные виды практик (познавательной, смыслопоисковой, социальной и др.) она, поднимаясь в своем духовном и личностном строительстве, преобразует и себя, и окружающий его мир.
Уместно обратиться к заключению комиссии Юнеско по образованию для 21 в., в котором она предупреждает о всякой узкоутилитарной концепции образования: оно должно быть обращено к человеческому существу не как к экономическому фактору, но как к цели развития. Добиться расцвета талантов и способностей, которые несет в себе каждый человек – вот что одновременно отвечает и фундаментально гуманистической линии образования, и требованиям справедливости, которым должна руководствоваться любая образовательная политика, а также истинным потребностям эндогенного развития.
(слайд 3)
В нашей школе данный подход был реализован путем создания различных метапредметных групп учителей, работающих по следующим направлениям:
-Разработка и апробация метапредметных программ достижения конкретных метапредметных результатов
-Разработка и апробация учебных заданий метапредметного характера на уроках и во внеурочной деятельности
-Развитие познавательной активности обучающихся через метапредметные формы работы
-Создание обучающимися метапредметных проектов
-Формирование метапредметных компетентностей посредством использования в образовательном процессе определенных технологий обучения
-Формирование субъектной деятельности обучающихся в учебно-познавательном процессе
-Организация социальных практик в образовательном процессе
(слайд 4)
Наша группа работала над темой «Создание обучающимися метапредметных проектов»
Объект исследования - метапроектная организация образовательного процесса
Предмет исследования - метапроектное обучение, инициирующее смыслообразующую деятельность учащихся.
Гипотеза исследования состоит в следующем:
- метапроектное обучение, базируемое на фундаментальном ядре содержания, включающем организующие знания и универсальные действия учащихся, обеспечивает условия для формирования у учащихся как ключевых компетентностей, так и других метаособенностей личности (позиций, взглядов, мировоззрения, системы ценностей, когнитивных схем и фонов, опыта, установок);
- источниками метапроектного обучения могут являться: метод проектов; крупноблочная организация учебного процесса; проблемное обучение;
Задачи:
- Анализ теоретических и методологических предпосылок понимания метапроектного подхода, метапроектного образования, метапроектного обучения.
2. Определение исходного состояния проблемы метапроектного обучения на практике.
3. Разработка модели метапроектного обучения, удовлетворяющей требованиям смыслообразования.
4.Обоснование технологий развертывания метапроектного обучения.
5.Разработка методического обеспечения метапроектного обучения.
6. Определение критериев эффективности метапроектного обучения в практике педагогического процесса и, в частности, в развитии ключевых компетентностей обучающихся.
(слайд 5)
В нашей группе были учителя, обучающие разным предметам.
Состав группы
1. Антипова О.А. - учитель начальных классов
2. Басова И.А.- учитель истории
3. Волохович А.Г. - учитель химии
4. Номоконова А.А.- учитель биологии и географии
5.Туркина Т.Э.- учитель биологии
6. Кузьменок И.М.- учитель ИЗО
7.Черкасова Н.В.- учитель информатики и ИКТ
8.Худорожкова Е.В.- учитель английского языка
На своих встречах мы рассматривали теоретические вопросы данного аспекта, а также проводили различные метапроекты.
Из теоретических вопросов на обсуждение были предложены следующие темы:
-Метапредметный подход в обучении (Антипова О.А.)
-Организация проектно-исследовательской деятельности учащихся на уроках биологии и во внеурочное время (Номоконова А.А.)
-Источники метапроектного обучения (Туркина Т.Э.)
-Метапроектная деятельность учащихся как средство формирования ключевых компетентностей (Худорожкова Е.В.)
-Моделирование деятельности учителя и обучающегося в метапроектном обучении (Волохович А.Г.)
(слайд 6)
Прикладные основы исследования.
В течение учебного года были проведены три общешкольных проекта и одно заседание НОЛ «Границ «Net.».
Общешкольный проект по теме " Овощная фантазия "
Участники (1-11й классы)
Сроки проведения: 3 октября 2012г.
Цели:
1. Воспитательные:
1.1. Воспитать культуру сохранения и совершенствования собственного здоровья
1.2. Формировать готовность к коммуникации, воспитывать культуру общения и поведения
2. Развивающие:
2.1. Сформировать привычку правильного питания
2.2. Развить творческие способности, фантазию обучающихся
3. Образовательные:
3.1. Познакомить детей с принципами здорового питания
3.2. Систематизировать и расширять знания обучающихся и их родителей о необходимости употребления в пищу овощей, фруктов, ягод и других полезных продуктов;
3.3. Познакомить с витаминами;
3.4. Повышать активность учащихся при совместной работе друг с другом, с родителями и учителями;
- Работать над сознательным усвоением материала
(слайд 7)
План проведения
1.Открытие проекта.
2. Защита проекта «Витамины и их значение». Волохович А.Г. Чешев А. 11 кл
3. Проект «Овощная кулинария». Туркина Т.Э., Шупилова Т.
4. Проект «Сокотерапия». Номоконова А.А.(7 кл.), Басова И.А.(6 кл)
5. Мастер-класс «Овощная фантазия». Кузьменок И.М. 1-9 классы
- Выставка рисунков и поделок из овощей. Кураторы, дети, родители
(слайд 8) фильм 1овощная
(слайд 9)
Общешкольный метапредметный проект: Акция «Будь здоров!»
Участники : обучающиеся 1-11х классов
Сроки проведения: 14 ноября 2012 г.
I. Обоснование
Здоровье лежит в основе благополучия любого человека. Только здоровый человек может в полной мере стать творцом своей судьбы, добиться определенных успехов в карьере и личной жизни, продуктивно проводить свой досуг, быть созидателем в окружающем его мире.
Многие ребята нашего Центра имеют различные заболевания. В настоящее время как никогда актуальной для любого человека становится задача сохранения и укрепления здоровья с детства, особенно это касается детей, обучающихся в ОГАОУ «Центра образования «Ступени». Значительную помощь обучающимся и их родителям в решении этой задачи должны оказывать учителя и кураторы. Наш проект предназначен для учащихся 1-11 классов.
Цель проекта - поиск наиболее оптимальных средств сохранения и укрепления здоровья (имеется в виду здоровье физическое, духовное, социальное) обучающихся, создание наиболее благоприятных условий для формирования здорового образа жизни как к одному из основных путей в достижении успеха, условий для того, чтобы каждый ребенок «нашел себя» во внеурочных и общешкольных полезных и интересных делах.
В соответствии с поставленной целью определились такие задачи и направления деятельности метапредметной группы учителей Центра по реализации данной акции:
- Пропаганда преимуществ здорового образа жизни.Профилактика простудных заболеваний и гриппа.
- Поиск новых форм работы с обучающимися, родителями с целью вовлечения их в процесс решения данной проблемы.
(слайд 10)
План проведения общешкольного метапредметного проекта:
Акция «Будь здоров!»
1. Открытие акции. Басова И.А.,Волохович А.Г., Номоконова А.А., кураторы 1-11 классов
2. Веселая физминутка «Раз, два, три...», Киселева Г.Р.
3. Защита проекта «Кто такие фитонциды?», Волохович А.Г., Лузина Юля
4. Изготовление амулетов здоровья. Худорожкова Е.В., Черкасова Н.В., Туркина Т.Э.
5.Выставка плакатов и рисунков (обучающихся и их родителей)
«Гриппу — НЕТ!». Антипова О.А., Кузьминок И.М. кураторы 6,7,11 -х классов.
6.Устный журнал «Способы профилактики гриппа и простуды». Басова И.А.,
Номоконова А.А. Учащиеся 6,7 -х классов
видео
(слайд 11)
22-23 апреля проходит всемирный День Земли, к которому мы подготовили
Общешкольный проект (кратковременный)
по теме "Мусор -вчера, сегодня, завтра"
Участники (1-11й классы)
Сроки проведения: 22-23 апреля 2013г.
Цель проекта:
- знакомство детей с современными проблемами утилизации бытового мусора.
- развитие познавательных интересов и кругозора учащихся в области экологии;
- формирование у учащихся гражданской позиции;
- воспитание чувства ответственности за судьбу Родины.
Задачи:
- учебно-образовательные: мотивировать школьников к самообразованию, изучению естественнонаучных дисциплин, способствовать формированию знаний о природе, ее закономерностях;
- учебно-воспитательные: продолжать формирование у учащихся чувства ответственности за состояние окружающей среды; развивать эмоционально-чувственную сферу личности школьников, способствовать сплочению детского коллектива;
- учебно-развивающие: способствовать развитию мышления, внимания, наблюдательности, умения решать задачи, рассчитанные на сообразительность.
(слайд 12)
План проведения
1.Открытие проекта. Волохович А.Г., Шкляр П.С.
- Защита проекта «Что несет мусорный ветер?», Волохович А.Г., Кучегаров В. 11 класс
- Защита проекта «Экология родного города» Номоконова А.А.,Босяков Д
- Выставки рисунков, поделок. Кузьменок И.М., Антипова О.А., Черкасова Н.В., Кураторы, дети, родители
- Мастер-класс «Бабочка из пластиковой бутылки», Кузьменок И.М.
- Проект «Глобальные проблеммы цивилизации», НомоконоваА.А., Ерофеева Т
- Дефиле «Фэшин-шоу» театр Мод студентов ТИТ и учащиеся центра «Ступени», Кузьменок И.М., Волохович А.Г. (ФИЛЬМ МУСОР)
(слайд 13)
Научно-практическая конференция НОЛ «Границ.net»
««Мыльные пузыри – наука или развлечение?».
Цель:
- привлечение учащихся к ведению научных и опытно-экспериментальных исследовании;
- углубление теоретической и научно-практической подготовки учащихся;
- создание условий для реализации творческих способностей учащихся и стимулирование научно-исследовательской деятельности учащихся и педагогов.
Воды обыкновенной
В стаканчик набери.
Пускать из мыльной пены
Мы будем пузыри.
Соломинку простую
Сейчас возьму я в рот,
Воды в нее втяну я,
Потом слегка подую
В соломинку - и вот,
Сияя гладкой пленкой,
Растягиваясь вширь,
Выходит нежный, тонкий,
Раскрашенный пузырь.
(слайд 14)
1. Волохович А.Г.- защита проектов «Это удивительное мыло» Черкашин А., «Тайны мыльных пузырей» Жулич В.2. Худорожкова Е.В. - защита проекта «Мыльные пузыри в произведениях искусств» (МХК) Худорожкова И.
3. Козлова О.В.- защита проекта «Литература и пузыри» Сотников Д.
4. Бередух С.В.- защита проекта «Физика и пузыри» Чешев А.
5. Басова И.А.- защита проекта «История мыла» - Ерофеева Т.
- Номоконова А.А. - защита проекта «Мыло и экология» Худорожкова И.
ВИДЕО
(слайд 15)Мир непрост, совсем непрост
Сдадутся тайна, загадка, вопрос!
Звук иль движение, свет или тьма –
Задачи ставит природа сама!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Что такое компетентностный подход в современном образовании?
Размышления школьного учителя...
Введение компетентностного подхода в современное образование
Сценарный план выступления на педагогическом совете....
Метапредметный подход этнокультурном музыкальном образовании
метапредметный подход...
Новаторские подходы к современному уроку из опыта работы
Новаторские подходы к современному уроку из опыта работы...
Применение метапредметных технологий на уроках математики (из опыта работы по введению ФГОС на уровне основного общего образования).
В статье рассматриваются вопросы метапредметного подхода в изучении математики на уровне основного общего образования. Автор акцентирует внимание на метапредметных технологиях, применяемых на ур...
Метапредметный подход в современном образовании в условиях реализации ФГОС
Органично входят в систему ФГОС второго поколения, чаще используемые мной на уроках и внеурочной деятельности такие виды технологий, как интерактивные, исследовательские проекты, проектные, ИКТ. Они п...
Методическое пособие "Практикоориентированные подходы к организации личностного и профессионального самоопределения детей и подростков в системе дополнительного образования (из опыта работы МОУ ДО «Центр детского творчества» г.Надым)"
В настоящем пособии представлен опыт работы педагогического коллектива МОУ ДО «Центр детского творчества» г.Надым по организации личностного и профессионального самоопределения детей и под...