Формирование функциональной грамотности в области здорового образа жизни у детей с особыми образовательными потребностями в условиях инклюзивного образования
статья

Геворгян Марина Самвеловна
В современном быстро меняющемся мире наша задача, как педагогов, состоит в том, чтобы максимально подготовить воспитанников к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными ситуациями. Поэтому наиболее остро встает вопрос о необходимости развития индивидуальных возможностей каждого ребенка, жизненно необходимых для него компетенций. Таким образом формирование функциональной грамотности учащихся происходит путем усвоения начальных представлений о социальных нормах взаимодействия, связанных прежде всего с отношением к себе и к окружающим.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование функциональной грамотности

в области здорового образа жизни у детей с особыми образовательными потребностями

в условиях инклюзивного образования

Обучить функциональной грамотности учащихся с особыми образовательными потребностями в условиях инклюзивного образования — это значит дать им такой уровень развития навыков, который обеспечит комфортные (социально приемлемые) взаимоотношения личности с партнерами по социуму, несмотря на разницу в психофизическом развитии. Здесь находит свое отражение основной принцип эффективной инклюзивной среды, предполагающий не только создание обществом условий для успешного включения детей с  особыми образовательными потребностями  в социум, но и подготовку такого ребенка к этому процессу. При работе по формированию функциональной грамотности у таких детей необходимо учитывать, что у них имеются недостатки эмоционального и речевого общения с участниками беседы. Поэтому требуется специальная организация преодоления данных недостатков. В то же время следует подчеркнуть, что в процессе обучения детей с особыми образовательными потребностями  важно опираться не только на результаты диагностики, но и на личностный потенциал, познавательные возможности и способности каждого ученика.

Будучи частью непрерывного образования, функциональная грамотность включает в себя множество форм: это и общая грамотность; и читательская грамотность; и грамотность, связанная с ИКТ, поведенческая грамотность в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций. И отдельным пунктом выделяется грамотность в области проблем здоровья и здорового образа жизни. И это неслучайно. Так как полноценное функционирование выпускника зависит не столько от освоенных им знаний, предметных умений и навыков, сколько от круга проблем, которые он может решить эффективно с минимальными затратами собственных жизненных сил и здоровья, что особенно актуально для учащихся с особыми образовательными потребностями .

В нашей школе при формировании функциональной грамотности в области здорового образа жизни есть ряд направлений работы:

Первое направление «Основы знаний о здоровом образе жизни»

Здоровый образ жизни - рациональный образ жизни, неотъемлемой чертой которого является активная деятельность, направленная на сохранение и улучшение здоровья. Образ жизни, который способствует общественному и индивидуальному здоровью, является основой профилактики, охраны и укрепления здоровья народа.

Это направление решает следующие задачи:

  • закреплять знания о здоровом образе жизни;
  • развивать у детей потребность в новых знаниях, умение переносить их в социальную среду;
  • формировать активность и инициативность детей;
  • воспитывать интерес к здоровому образу жизни;
  • сформировать понятие о здоровье и здоровом образе жизни людей;
  • вырабатывать потребность в поддержании собственного здоровья воспитывать стремление к здоровому образу жизни.

Второе направление «Воспитание культуры здоровья»

Воспитание культуры здоровья - создание педагогических условий, обеспечивающих развитие личности школьника как субъекта оздоровительной деятельности в соответствии с его интересами, склонностями, способностями, ценностными установками на самосохранение здоровья, а также знаниями, умениями и навыками обоснованного ведения здорового образа жизни.

Это направление решает следующие задачи:

  • сформировать умение содержать свое тело в чистоте;
  • расширять знания о средствах гигиены;
  • воспитывать умение управлять своими физическими возможностями, чувствами и эмоциями согласно нормам морали и этикета;
  • воспитание потребностей к здоровому образу жизни, культуре интеллектуальной (способность управлять своими мыслями и контролировать их), в умении вести здоровый образ жизни и относиться к здоровью как к ценности процесса воспитания.

Третье направление «Профилактика вредных привычек».

Вредная привычка - закрепленный в личности способ поведения, по отношению к самой личности. Качество жизни зависит не только от соблюдения правил здорового образа жизни, но и от тех привычек, которые возникли у человека в том или ином возрасте. Направление оказывает профилактическое воздействие на ряд вредных привычек, таких как курение, употребление алкоголя и наркотиков.

Это направление решает следующие задачи:

  • создать условия для формирования и развития социально-адаптированной личности, способной противостоять жизненным трудностям, негативным факторам жизни;
  • научить детей оценивать последствия своих действий;
  • показать разрушающее влияние отравляющих веществ на организм человека;
  • пропаганда здорового жизненного стиля;
  • предотвращение начала вредных привычек у детей и подростков, формирование у них личностного иммунитета к соблазну;
  • формирование сознательного отношения к своему физическому здоровью;
  • профилактика и предупреждение вредных привычек среди учащихся;
  • учить детей оценивать последствия своих действий.

Для детей с особыми образовательными потребностями, в том числе с расстройством аутистического спектра,  игра - естественный спутник жизни ребенка и поэтому отвечает законам, заложенным самой природой в развивающемся организме ребенка - неуемной потребности его в жизнерадостных движениях. Поэтому четвёртое направление «Подвижные и развивающие игры».

Преимущество подвижных и развивающих игр перед строго дозируемыми упражнениями в том, что игра всегда связана с инициативой, фантазией, творчеством, протекает эмоционально, стимулирует двигательную активность. В нашей школе успешно реализуется проект «Коммуникативные перемены».

Это направление решает следующие задачи:

  • формировать самостоятельность;
  • повышать спортивное мастерство;
  • воспитывать чувство сплочённости, интерес к занятиям спорта
  • научить приспосабливаться к изменяющимся условиям окружающей среды, находить выход из критического положения, быстро принимать решение и приводить его в исполнение, проявлять инициативу, оказывать товарищескую поддержку, добиваться достижения общей цели.

Мы используем разнообразные формы и методы, носящие преимущественно интерактивный характер, обеспечивающий непосредственное участие детей в работе, стимулирующий их интерес к изучаемому материалу, дающий возможность проявить свои творческие способности.

Теперь более подробно остановимся на критериях эффективности работы по формированию функциональной грамотности в области здорового образа жизни у детей с ОВЗ и способах проверки.

На слайдах Вы видите таблицу критериев эффективности и показателей при формировании функциональной грамотности в области ЗОЖ для детей с  особыми образовательными потребностями в зависимости от поставленной задачи.

Задачи

Критерии

Показатели

Способы проверки

1.Формирование у детей мотивации к здоровому образу жизни.

Знание, понимание основных видов спортивной деятельности, ведущие к здоровому образу жизни.

Взаимодействие ученика с педагогом. Приобретение учеником социальных знаний, первичного понимания социальной реальности в повседневной жизни.

Умение применять различные формы ЗОЖ в повседневной жизни, умение выделять компоненты здоровья и устанавливать связь между ними.

Опросники анкеты

2. Формирование навыков ответственного, бережного отношения к своему здоровью.

Сформированные умения и навыки личной гигиены.

Понятие гигиены, функции гигиены в жизни человека. Правила гигиены. Значение гигиены для человека. Личная и общественная гигиена.

Умение применять различные навыки, знания личной гигиены в повседневной жизни.

Наблюдение, диагностика.

3. Профилактика и преодоление вредных привычек у детей.

Знание, понимание понятий «здоровый образ жизни», «вредные привычки», их влияние на качество жизни.

Ознакомление с влиянием «вредных привычек» на органы человека, на основные системы жизнеобеспечения организма человека.

Умение различать, определять вредные привычки от полезных, умение передавать отрицательное воздействие вредных привычек.

Индивидуальные и групповые беседы, практические задания, анализ творческих работ.

4. Развитие у детей лидерских качеств и умений самостоятельно работать со сверстниками по продвижению ЗОЖ.

Положительное эмоциональное реагирование на спортивные ценности по ЗОЖ.

Стремление принимать участие в спортивных мероприятиях, занятиях,  направленных на здоровый образ жизни, развитие эмоционально-чувственной сферы воспитанников.

Рейтинг участия в мероприятиях,  направленных на здоровый образ жизни.

В современном быстро меняющемся мире наша задача, как педагогов, состоит в том, чтобы максимально подготовить воспитанников к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными ситуациями. Поэтому наиболее остро встает вопрос о необходимости развития индивидуальных возможностей каждого ребенка, жизненно необходимых для него компетенций. Таким образом формирование функциональной грамотности учащихся происходит путем усвоения начальных представлений о социальных нормах взаимодействия, связанных прежде всего с отношением к себе и к окружающим.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад «Формирование здорового образа жизни у детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях школы – интерната».

«Формирование здорового образа жизни у детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях школы – интерната»....

Проект по формированию основ здорового образа жизни у детей с нарушениями слуха. «Основные понятия о здоровом образе жизни».

Проектпо формированию основ здорового образа жизниу детей с нарушениями слуха.«Основные понятия о здоровом образе жизни»....

Формирование здорового образа жизни у детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях школы-интернат"

Формирование здорового образа жизни у детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях школы-интернат"...

Доклад на методическом объединении воспитателей «Формирование и развитие культуры здорового образа жизни, безопасного поведения у детей с ОВЗ в условиях школы-интерната»

            Цель этого процесса – личность, которую необходимо научить способности на протяжении жизни сохранять и поддерживать своё здоровье.  ...

Формирование функциональной грамотности в области здорового образа жизни у детей с особыми образовательными потребностями в условиях инклюзивного образования

Обучить функциональной грамотности учащихся с особыми образовательными потребностями в условиях инклюзивного образования — это значит дать им такой уровень развития навыков, который обеспечит ко...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ И ФОРМИРОВАНИЕ ПРАВИЛ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ ФГОС ДО

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ И ФОРМИРОВАНИЕ ПРАВИЛ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ ФГОС ДО...

ПУТИ РАЗВИТИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В НАПРАВЛЕНИИ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ДЕТЕЙ

Здоровый ребёнок – главная задача прошлого, настоящего,  ближайшего и отдалённого будущего. В последние годы в нашем обществе все очевиднее ухудшение здоровья учащихся. В  настоящее вр...