Социокультурный подход к истокам в образовании. Проект" Будущее наследие".
статья (5, 6, 7, 8, 9 класс) на тему
В статье представлена модель социокультурного системного развития образовательного учреждения как открытого социально-воспитательного института.
Статья адресована заместителям директоров по учебной,воспитательной и научно-методической работе,психологам,педагогам.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sotsiokulturnyy_sistemnyy_podhod_k_istokam_obrazovaniya.docx | 15.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Социокультурный системный подход к истокам образования.
Елена Ивановна Корнилова, учитель английского языка ГБОУ СОШ №12
Социокультурный системный подход является методологической основой программы « Социокультурные истоки», включающей в себя новую методологическую основу—социокультурный системный подход, и учебный курс « Истоки»,новые стратегии и технологии обучения и воспитания.
Программа исходит из того, что стратегической целью современного общества является преобразования школы в социальный институт, для которого важнейшей функцией является гармоничное развитие и воспитание гражданина России, раскрытие человеческих ресурсов ради социально-экономического, общественного и духовно-культурного развитии страны. Для жизни русского человека всегда было свойственно самоуправление в рамках общины, где духовные мотивы жизни преобладают над материальными.
Таким подходом, позволяющим придать образовательной системе новое качество, является социокультурный системный подход к истокам образовании, разработанный группой ученых во главе с профессором РАЕН И.А.Кузьминым. «Важнейшей функцией Школы как социального института является реализация целостной программы воспитания и обучения на основе развития восприятия, переосмысления и прочувствования первоначального контекста ценностей и категорий с целью сохранения и приумножения социокультурного опыта нашего народа».
Социокультурный системный подход согласуется с основными идеями междисциплинарного подхода, что создает уникальные возможности для реализации важнейших требований к современной системе образования:
1.Он предполагает объединение содержания обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе единой цели и единых социокультурных ценностей;
2.он призван обеспечить естественное гармоничное духовно-нравственное развитие личности, объединяя в одну сложную структуру школу, семью и учащегося;
3.он развивает социокультурную основу во всех звеньях образования, обеспечивая преемственность дошкольного образования, начальной, средней, профессиональной и высшей школы;
4.он позволяет использовать принципиально новый инструментарий образования и систему подготовки на основе активных форм обучения;
5.он способствует развитию образования как открытой организационно системы, способной стать важным фактором как внутрирегионального, так и межрегионального единения.
Задача учебного курса « Истоки»- дать представление о самом важном в жизни человека и на основе активных форм обучения последовательно развивать духовно- нравственные ценности ребенка.
Система « Истоков» на фундаментальной основе главных ценностей жизни развивает духовно-нравственную стержневую основу образования, способную интегрировать предметы гуманитарного и естественнонаучного направлений в единое образованное пространство.
Вопросы содержательного наполнения в модели « Социокультурные истоки» решаются, прежде всего, путем введения в школьную программу отдельного учебного курса» Истоки»,призванного дать представление о главных ценностях отечественной культуры.
В основной школе внимание акцентировано на развитие социокультурных истоков Отечества от понимания духовного и социокультурного контекста Слова и Образа Отечества( « Память и мудрость Отечества»,» Слово и Образ Отечества») к истокам мастерства, творчества и духовного искания( « Истоки дела и подвига»,» истоки творчества» ,» В поисках истины»,к « истокам управленческой культуры» и « Истокам традиций Отечества» (5-11классы).
Курс « Истоки»,по словам учителей, ведущих этот предмет, сближает детей и их родителей ,делая семью крепче, дети глубже понимают нравственные ценности.
Важное место в программе « Социокультурные истоки» занимают вопросы выбора методики образования, отвечающей требованию развития ребенка не только как субъекта учебной деятельности, но и как субъекта социокультурного слоя общества. Урок ориентирован на собственный жизненный опыт ребенка, его семьи и близких. Урок становится нелинейной ситуацией открытого диалога, прямой и обратной связи.
Многие методические инновации системы связаны с применением активных форм и методов обучения. Социокультурные технологии - это, прежде всего, диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие учителя и ученика на уровне « взрослый» - «взрослый», общение на аналоговом уровне, это специальная форма организации познавательной деятельности, с вполне конкретными и прогнозируемыми целями.
Ключевым элементом социокультурного системного подхода являются активные формы обучения. Активные формы обучения обеспечивают развитие системы духовно-нравственных личностей ребенка, преподавателя, родителя. В этом состоит их главное предназначение.
В целом в модели « Социокультурные истоки» присутствует открытость образовательной системы, открытость каждой личности. Стиль взаимодействия в такой среде можно охарактеризовать большей степенью доверия, свободы, самостоятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Социокультурный подход с использованием технологии критического мышления в формировании экологических компетенций при обучении немецкому языку.
Мастер-класс для учителей немецкого языка и других предметов гуманитарного направления с целью ознакомления с основными приемами обучающих технологий, которые можно использую в обучен...
Социокультурный подход в обучении английскому языку
Викторина для учащихся 5-9 классов...
Реферат на тему: "Социокультурный подход к обучению иностранному языку в общеобразовательной школе"
Материал реферата на тему: "Социокультурный подход к обучению иностранному языку в общеобразовательной школе" может быть использован для подготовки к экзамену по предмету история и философия науки....
Формирование традиционных семейных ценностей у учащихся в свете социокультурного подхода
Аннотация:К элементам или объектам социального и культурного наследия можно отнести материальные и духовные ценности. В данном исследовании рассматриваются духовные ценности, связанные с семейны...
Статья "Формирование активной позиции родителей обучающихся с целью создания единого социокультурного пространства в учреждении дополнительного образования"
Статья посвящена вопросам приобщения родителей обучающихся творческих объединений к культурно-досуговой деятельности, развитию их активной позиции в социокультурном пространстве детско-юношеског...
Партнёрство семьи и социокультурного кластера в системе дополнительного образования как эффективное средство поддержки духовно - нравственного воспитания
Взаимодействие семьи и социума...
Партнёрство семьи и социокультурного кластера в системе дополнительного образования как эффективное средство духовно – нравственного воспитания
Описан инструмент взаимодействия семьи и социума города...