Веб-квест как способ достижения результатов образования по ФГОС
статья на тему

Балашова Галина Сергеевна

 

Веб-квест - одна из образовательных технологий 21-го века. Статья представляет собой рефлексию педагога после участия воспитанников  в веб-квесте "Мой гений веки пролетит" (к 200-летию М.Ю.Лермонтова).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx25.76 КБ

Предварительный просмотр:

 Веб-квест как способ достижения результатов образования по ФГОС

(рефлексия педагога)

Международная комиссия по образованию для XXI века  отметила четыре базовых принципа  образования: научиться жить, научиться познавать, научиться делать и научиться сосуществовать.  В результате, по утверждению международной комиссии, должны быть востребованы все таланты личности, скрытые в ней как драгоценный клад.[1]

Внедрение ФГОС  и принятие нового российского закона об образовании изменило отношение к результатам обучения и, соответственно, к формам и методам их измерения. Если ранее оценка результатов обучения была представлена исследованием уровня знаний, умений и навыков обучающегося, то в соответствии с ФГОС оценка результатов  носит комплексный характер через степень сформированности у выпускника предусмотренных стандартом компетенций.[2] 

Задача школы – сформировать у учащихся «способность мыслить, способность вырабатывать свое собственное, личное знание, способность вести продуктивную исследовательскую деятельность, способность выстраивать свою собственную, личностную траекторию в мире человеческой культуры»[3].  

 Для реализации требований к результатам освоения образовательных    программ учитель должен максимально использовать возможности современных образовательных технологий.

Сегодняшней экономике нужны специалисты, способные самостоятельно и в команде решать возникающие проблемы, делать это с помощью Интернет. Поэтому работа учащихся в таком варианте проектной деятельности, как веб-квест, разнообразит учебный процесс, сделает его живым и интересным. А полученный опыт принесет свои плоды в будущем, потому что при работе над таким  проектом развивается целый ряд компетенций: самосовершенствования, социального взаимодействия, общения, предметно-деятельностная, информационно-технологическая компетенции. [4]  

«Образовательный веб-квест - это сайт в Интернете, с которым работают учащиеся, выполняя ту или иную учебную задачу. Разрабатываются такие веб-квесты для максимальной интеграции Интернета в различные учебные предметы на разных уровнях обучения в учебном процессе. Они охватывают отдельную проблему, учебный предмет, тему, могут быть и межпредметными.   Особенностью образовательных веб-квестов является то, что часть или вся информация для самостоятельной или групповой работы учащихся с ним находится  на  различных веб-сайтах. Кроме того, результатом работы с веб-квестом является публикация работ учащихся в виде веб-страниц и веб-сайтов (локально или в Интернет)».[5]

Эта технология подходит как для организации урочной индивидуальной или групповой работы, так и для внеклассной деятельности.

В статье речь пойдет о дистанционном  муниципальном  литературном  веб – проекте, посвященном 200-летию со дня рождения М.Ю.Лермонтова.  Как и любой веб-квест,  он состоял из введения, формулировки заданий, пошагового описания реализации проекта, критерий оценивания конечного продукта, подведения итогов.

 Основная задача педагога при организации веб-квеста – создать условия, инициирующие детское действие, смотивировать их эмоциональную сферу.

Повышение мотивации к «обучению и целенаправленной познавательной деятельности» (ФГОС) в проектной технологии с привлечением ресурсов сети Интернет происходит через стремление обучающимися проявить себя в нестандартной ситуации, через развитие индивидуальности и самости.

На начальном этапе  веб-проекта «Мой гений веки пролетит» ребята оформляли  визитную карточку команды: выбирали и объясняли её название, цель участия в проекте, рассказывали самое интересное о членах команды,  о том, интересуются  ли они  творчеством и личностью М.Ю.Лермонтова и почему, создавали коллаж из фотографий членов команды  с  использованием сервиса Imagechef. Уже на этом этапе изменяется роль учителя. Вырабатывается новая профессиональная позиция учителя: партнёрские отношения ученик – учитель, учитель – администратор. 

Распределение ролей в команде ребята провели самостоятельно. В рассматриваемом проекте это поэт, художник-иллюстратор, оператор, режиссер, сценарист, специалист по русскому языку (рецензент). Участники заходили на предложенные сайты по ссылкам в разделе «Ресурсы», искали нужный материал в библиотеке, в том числе электронной, отбирали нужный. Работа с выбранными источниками потребовала от ребят решения аналитической задачи: информационной переработки. На каждом этапе участник проекта отмечал выполненное задание в таблице продвижения. Это развивало регулятивные действия самоконтроля, самопознания, самооценки. А затем участники веб-квеста должны были создать самостоятельный продукт: маршрут виртуальной экскурсии «По лермонтовским местам» с использованием сервиса Киностудия Windows Live или GOOGLE-ресурсов. Они предложили посетить подмосковное Середниково, рассказали о нем, упомянув произведения поэта, связанные с данным пунктом маршрута. Сценаристу и режиссеру  понадобилась помощь рецензента: проверить грамотность и логичность изложенного материала, консультация с преподавателем. Результаты работы коллектива нужно оформить в электронном виде для передачи их web-мастеру. В процессе работы над веб-квестом происходит взаимное обучение членов команды умениям работы с компьютерными программами и Интернет.

        Следующий вид задания веб-квеста творческое: создать свои лирические произведения, навеянные переживаниями, испытанными во время «посещения» мест, связанных с именем Лермонтова. Вновь для оформления произведения понадобились GOOGLE-ресурсы. Поэтам предстояло не просто создать стихотворение, но и поработать с литературоведческим материалом: указать жанр собственного шедевра. Художнику – проиллюстрировать произведение авторскими рисунками, соблюдая стилевое единство.

Наконец, рассказ о книге Лермонтова, который бы смог заинтересовать читателя, возложили на плечи сценариста и режиссера. Выработка решения по острой проблеме далась нелегко: было много споров по поводу выбора произведения Лермонтова, его прочтения и трансформации формата информации. Сценарист склонил на свою сторону оппонентов, убедил в правильности выбора режиссера. Режиссеру  удалось собрать целую актерскую труппу, снять видеоролик по мотивам поэмы М.Ю.Лермонтова «Демон» (буктрейлер). Это был первый, но удачный  опыт ребят и педагогов.

Самым сложным этапом является этап оценивания конечного продукта. Предъявление заранее критериев оценивания в некоторой степени снимает эту проблему. В нашем случае было выбрано жюри. Но команда совместно подводила  итоги выполнения каждого задания, участники обменивались материалами для достижения общей цели — создания сайта. Под руководством педагога каждый ощущал свою ответственность за опубликованные в Интернет материалы  исследования. Результаты  (команда заняла первое место) показали правильность выбранной стратегии решения проблемы, точное понимание задания и логичность изложения информации.

Способность мыслить, вырабатывая свое личное знание, способность вести продуктивную исследовательскую деятельность, творить, работать   в команде – качества, которые можно развивать с помощью технологии веб-квест. Этот инструмент дает учителю возможность формировать умения и навыки 21 века.

        

Библиографический список

1. Образование: сокрытое сокровище (Learning: The Treasure Within). Основные положения Доклада Международной комиссии по образованию для XXI века. - МОО ВПП ЮНЕСКО «Информация для всех»,2007. – 31 с.  http://www.ifap.ru/library/book201.pdf 

2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / М-во образования и науки  Рос. Федерации.- М.: Просвещение, 2011. – 48 с. – (Стандарты второго поколения).

3.А.М.Лобок «Школа нового поколения: опыт концептуального наброска» http://www.values-edu.ru

4.Зимняя И.А. Ключевые компетенции – новая парадигма результата образования // Высшее образование сегодня, 2003. -  № 5. С. 34-42.

            5. Быховский Я. С. Образовательные веб-квесты // Материалы международной

конференции "Информационные технологии в образовании. ИТО-99". - http://ito.bitpro.ru/1999 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование проектных технологий при обучении математике как средство достижения результатов образования в соответствии с ФГОС ООО

Материал содержит описание основных направлений ФГОС второго поколения в 5-6 классах, небольшое описание метода проектов, а также примерные темы и разработки нескольких проектов....

Развитие критического мышления учащихся в обучении английскому языку как способ достижения метапредметных результатов ФГОС

Развитие критического мышления учащихся в обучении английскому языку как способ достижения метапредметных результатов ФГОС...

выступление Развитие критического мышления учащихся в обучении иностранному языку как способ достижения метапредметных результатов ФГОС.docx

в выступлении расскрываются особенности критического мышления и его отличия от других видов мышления...

Современные образовательные технологии как способ достижения результатов образования на уроках немецкого языка в условиях ФГОС.

В статье говорится о том, как учитель применяет на своих уроках игровые и интерактивные технологии. Использование широкого спектра педагогических технологий дает возможность учителю продуктивно исполь...

Вебинар: Формирование личностных результатов образования по ФГОС: интеллектуально-познавательные и интеллектуально-подвижные игры во внеурочной деятельности

Цель вебинара: представление опыта формирования личностных результатов через игру посредством организации интеллектуально-познавательных и интеллектуально-подвижных игр во внеурочной деятельности. ...

Методическая разработка "Организация фестиваля «Гимназическое созвездие» как формы системной оценки результатов образования по ФГОС"

В методической разработке описан опыт Организации фестиваля «Гимназическое созвездие» как формы системной оценки результатов образования по ФГОС, который получил общественное признание и с...