Речевое развитие школьников
учебно-методическое пособие на тему
Показатели речевого развития. Критерии, определяющие подготовку дошкольников к школе (по В.Н. Зайцеву). Изучение развития речевой деятельности 1 класс (По Н.В. Нечаевой).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rechevoe_razvitie_shkolnikov_zaytsev_i_nechaeva.doc | 37.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Показатели речевого развития:
Уровни | Речь и память |
1 | Ассоциативная память; |
2 | Зрительная память; |
3 | Эмоциональная окраска; |
4 | Логичность; |
5 | Лаконичность. |
Критерии, определяющие подготовку дошкольников к школе
(по В.Н. Зайцеву):
- Фонематический слух;
- Умение выполнять указания взрослого;
- Определение смысловых пар;
- Установление причинно-следственных связей;
- Умение выделять лишние понятия;
- Умение делать простые обобщения;
- Механическая зрительная память;
- Развитие речи;
- Умение находить различия;
- Умение находить общее;
- Объем зрительной памяти;
- Слуховая механическая память;
- Объем словаря;
- Копирование бессмысленных слов;
- Степень развития внимания.
Изучение развития речевой деятельности 1 класс (По Н.В. Нечаевой):
Устная речь | Внешняя характеристика речи |
Связность речи | |
Письменная речь | Техника чтения |
Понимание прочитанного | |
Выразительность чтения | |
Чтение про себя | |
Восстановление текста | |
Уровень самостоятельности | |
Списывание | |
Каллиграфия | |
Восстановление предложения | |
Самоконтроль | |
Составление телеграммы | |
Сочинение | |
План | |
Аннотация | |
Конспект |
Системность организации работы по развитию связной речи должна включать несколько уровней в организации речевой работы: произносительный, словарный, морфологический, синтаксический, текстовый (Мали Л.Д., Арямова О.С., Климова С.А., Пескова Н.С.).
Представления о том, что является главным в подготовке ребенка к школе
Что является главным при подготовке ребенка к школе | Родители дошкольников в % | Родители первоклассников в % | Учителя начальных классов в % |
Развитие речи | 37 | 33 | 61 |
Развитие мышц руки, уверенное владение карандашом, ножницами | 19 | 25 | 59 |
Умение выполнять требования воспитателей, педагогов | 42 | 47 | 51 |
Развитие памяти, разучивание стихов | 51 | 45 | 49 |
Умение общаться в детском коллективе | 60 | 47 | 41 |
Воспитание усидчивости, собранности, настойчивости в работе | 34 | 42 | 41 |
Развитие логических навыков | 23 | 31 | 32 |
Расширение кругозора | 26 | 23 | 31 |
Самостоятельность | 23 | 32 | 22 |
Умение вести себя (культура поведения) | 18 | 22 | 22 |
Интерес к учебе | 35 | 37 | 19 |
Физическое развитие | 16 | 14 | 16 |
Активность на занятиях, на утренниках | 29 | 18 | 14 |
Умение слушать рассказы взрослых | 9 | 10 | 14 |
Грамотность (чтение, счет) | 34 | 39 | 10 |
Представление о недостатках подготовки к школе в МДОУ
Что Вас не устраивает в подготовке детей к школе в условиях детского сада | Родители дошкольников в % | Родители первоклассников в % | Учителя начальных классов в % |
Родителей мало информируют о методике занятий воспитателей с детьми | 23 | 16 | 11 |
Родителей мало информируют об особенностях и недостатках развития их ребенка | 21 | 22 | 29 |
Необходимо проводить больше занятий | 21 | 16 | 5 |
Нет взаимодействия садики со школой | 14 | 19 | 38 |
Недостаточная подготовка руки к письму | 12 | 24 | 39 |
Мало развивают речь, умение рассказывать | 9 | 13 | 40 |
Занятия воспитателей рассчитаны на наиболее активных детей, а не на всех | 7 | 8 | 28 |
Воспитатели не добиваются прочного усвоения материала каждым ребенком | 7 | 14 | 18 |
Не учат абстрактно-логическому мышлению | 6 | 13 | 24 |
Дают мало знаний об окружающем мире | 6 | 6 | 12 |
Не достаточно воспитывают ответственность и самостоятельность ребенка | 5 | 10 | 36 |
Недостаточно учат дисциплине, усидчивости | 5 | 8 | 34 |
Мало развивают навыки и умения детей | 4 | 7 | 19 |
Ребенок сильно устает от занятий | 3 | - | - |
Моему ребенку не уделяют должного внимания | 1 | - | - |
Общая оценка удовлетворенности уровнем подготовки детей к школе в МДОУ
Как Вы оцениваете уровень подготовки детей к школе в условиях детского сада | Родители дошкольников в % | Родители первоклассников в % | Учителя начальных классов в % |
Достаточная подготовка | 30 | 39 | 17 |
Скорее достаточная подготовка | 34 | 28 | 37 |
Скорее недостаточная подготовка | 12 | 13 | 23 |
Недостаточная подготовка | 7 | 13 | 12 |
Не могу оценить | 17 | 7 | 11 |
Желание ребенка идти в школу
Как дошкольники воспринимают будущую учебу в школе | % |
Ребенок хочет идти в школу | 66 |
Особого желания идти в школу пока нет | 31 |
Идти в школу не хочет | 3 |
Как дошкольники воспринимают учебу в школе | % |
Посещает школу с удовольствием | 85 |
Ходит в школу без особого желания | 15 |
Не хочет идти в школу | 0,1 |
Как большинство детей класса, по мнению учителей, воспринимают учебу в школе | % |
Посещают школу с удовольствием | 84 |
Ходят в школу без особого желания | 15 |
Не хотят идти в школу | 1 |
Кому принадлежит основная роль в подготовке детей к школе | Родители дошкольников в % | Родители первоклассников в % | Учителя начальных классов в % |
В равной степени и семье, и детскому саду | 69 | 70 | 64 |
В основном детскому саду | 16 | 3 | 3 |
Главную роль играют родители | 16 | 24 | 31 |
Я не придаю подготовке к школе особого значения, детей всему необходимому научат в школе | 2 | 2 | 3 |
Речевое развитие школьников ЗАЙЦЕВ и НЕЧАЕВА.doc
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Речевое развитие школьников
Смысловая целостность речевого сообщения (в терминах современной лингвистики - «когерентность») проявляется в единстве его темы, которая получает в тексте свое последовательное развитие.Под культурой ...
Сводная таблица состояния речевого развития школьников
Сводная таблица состояния речевого развития школьников...
Знания о слове и тексте как основа речевого развития школьников
В данной статье представлен примерный образец лексического разбора слова....
Карта речевого развития (школьники).
Представлена карта речевого развития школьника с пояснениями к проведению диагностики...
Речевое развитие школьников посредством театрализованной деятельности на уроке английского языка.
Творческий характер заданий, предлагаемых в ходе спектаклей, способствует лучшему запоминанию и усвоению различных грамматических форм, расширению лексического запаса, развитию монологической и диалог...
Особенности речевого развития школьников с ЗПР
Большую часть контингента детей с трудностями в обучении составляет группа, которую определяют как «дети с задержкой психического развития». Это многочисленная группа, составляющая около 3...
Особенности речевого развития школьников с интеллектуальными нарушениями
В статье изложены особенности речи школьников с интеллектуальными нарушениями: звукопроизношения, слоговой структуры,просодики, лексико-грамматического строя, связной речи....