ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ИННОВАЦИОННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА УЧАСТНИКА Приоритетного национального проекта «ОБРАЗОВАНИЕ» |
I. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ |
Ф.И.О. автора опыта, адрес электронной почты lyubov.nikulina.59@mail.ru
| Учреждение, в котором работает автор опыта, адрес сайта pestrsosh@mail.ru | Должность с указанием преподаваемого предмета или выполняемого функционала | Стаж работы в должности |
Никулина Любовь Петровна | государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа села Пестравка муниципального района Пестравский Самарской области
| Учитель истории и обществознания, классный руководитель | 24 года
|
II. САМОЭКСПЕРТИЗА ОПЫТА |
Тип опыта (сектор применения, масштаб изменений, предмет изменений) | Сектор применения - основная и старшая школа; масштаб изменений – локальный; предмет изменений – применение инновационных форм и методов в организации образовательного и воспитательного процессов, направленных на формирование базовых национальных ценностей, гражданско – патриотических качеств учащихся.
|
Характеристики ценности опыта (новизна для потребителя, актуальность, эффективность: потенциальная полезность, надежность, перспективность) | Новизна моего инновационного педагогического опыта - как учителя истории и обществознания, заключается в способности научить учащихся: самостоятельному добыванию информации из любых источников и правильному использованию её в учебной, познавательной и социальной практике; методике учебного сотрудничества с педагогом и сверстниками; построению индивидуальной образовательной траектории. Потенциальная полезность опыта выражается в передаче учащимся способов целеполагания, действия, контроля, оценки своей учебной деятельности, вовлечение их в исследовательскую деятельность. Актуальность опыта заключается в возможности учащихся самостоятельно определять цели своего обучения, умении планировать пути их достижений, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных задач, определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, устанавливать причинно - следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение. Всё это создаёт комфортное настроение учащихся, удовлетворённость учебным процессом. Учащиеся находятся на пути продвижения от незнания к знанию, от неумения к умению, то есть осознают смысл и результат своих усилий, что позволяет им чувствовать себя значимыми и самодостаточными. Эффективность опыта заключается в формировании активной гражданской позиции, патриотизма, духовности учащихся средствами образовательно-воспитательного процесса. Принципы, положенные в основу образовательно – воспитательной деятельности способствуют формированию базовых национальных ценностей – основных моральных установок, существующих в культурных, семейных, социально - исторических, религиозных традициях многонационального народа Российской Федерации, передающихся от поколения к поколению и обеспечивающих успешное развитие страны в современных условиях. Перспективность представляемого опыта заключается в том, что в его основе лежит формирование модели выпускника, гражданина и патриота, конструктивного, мобильного, интеллектуального. |
Характеристики опыта, определяющие трудоемкость его освоения | Освоение опыта не требует особых материально-технических и организационно-методических затрат. |
III. СУЩНОСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ОПЫТА |
1. Тема инновационного педагогического опыта (ИПО) | «Формирование базовых национальных ценностей, гражданско-патриотических качеств учащихся» |
2. Источник изменений (противоречия, новые средства обучения, новые условия образовательной деятельности, др.) | Важными принципами при организации любого вида внеурочной деятельности, на уроках истории и обществознания считаю добровольность, свободный выбор приложения своих сил, самостоятельность учащихся, дающие им возможность в будущем применить свои навыки и умения в реальных жизненных ситуациях. Ключевыми идеями воспитательного компонента ФГОС является воспитание гражданина России, принимающего её судьбу как свою личную, готового к социальной и моральной активности. Для достижения цели представляемого инновационного педагогического опыта повышаю квалификацию в русле тенденции инновационных изменений в системе современного образования, владею технологиями целеполагания, проектирования, способностью анализировать и оценивать свой индивидуальный стиль и педагогическую деятельность в целом. |
3.Идея изменений (в чем сущность ИПО: в использовании образовательных, коммуникационно-информационных или других технологий, в изменении содержания образования, организации учебного или воспитательного процесса, др.) | Стараюсь рационально организовать учебно-воспитательный процесс, в соответствии с возрастными, половыми, индивидуальными способностями и гигиеническими требованиями. Слежу за соответствием учебной и физической нагрузки возрастным возможностям учащихся. Включаю в занятия оздоровительные моменты: физкультминутки, дыхательную гимнастику, минутки релаксации, слежу за правильными позами учащихся, стараюсь подбадривать их словом и взглядом, планирую смену деятельности на уроках и внеклассных мероприятиях. Одним из важнейших средств формирования метапредметных результатов учащихся считаю использование ИКТ и ЭОР, что позволяет реализовать на занятиях визуализацию знаний, проводить виртуальные лабораторные, практические работы с использованием обучающих программ. Использование презентаций на уроках истории и обществознания и во внеклассной деятельности позволяет решать проблему наглядности, даёт возможность создавать и использовать разнообразные карты, рисунки, портреты исторических деятелей, видеофрагменты, схемы и диаграммы. Позволяет частично заменить записи на доске, учебные тексты, рабочую тетрадь.
|
4.Концепция изменений (способы, их преимущества перед аналогами и новизна, ограничения, трудоемкость, риски) | Реализация главного условия гуманистической педагогики в образовательно – воспитательном процессе – разносторонний учёт особенностей учащихся, консультирование, сопровождение и направление их деятельности на достижение успеха. Целенаправленная организация учебных и внеклассных занятий с учётом и признанием уникальности и индивидуальности подростков, поиск наиболее эффективных путей, обеспечивающих их субъектности, что порою очень затруднительно, т. к. в классных коллективах обучаются дети разных типологий личности, что является одной из причин поведенческих различий у них. Трудность апробации инновационного педагогического опыта заключается в том, что в каждом учащемся необходимо сформировать качества гражданина и патриота, понимание базовых национальных ценностей. Результат апробации прослеживается на основании мониторинга. |
5.Условия реализации изменений (включая личностно-профессиональные качества педагога и достигнутый им уровень профессионализма) | С целью достижения высокого уровня профессионализма, владения качествами педагогической эрудиции систематически повышаю квалификацию по внедрению современных образовательных технологий в образовательный процесс – необходимое условие реализации данного опыта. Принимаю активное участие в региональных, всероссийских, международных семинарах, научно-практических конференциях, конкурсах педагогического мастерства, где выступаю с презентациями собственных достижений в педагогической деятельности, разработала электронные методические пособия по проведению «Уроков мужества», имею печатные статьи в сборниках региональных и международных научно-практических конференций по патриотическому воспитанию. Неоднократно принимала участие в составе Самарской делегации в работе Всероссийских семинаров в г. Адлер по проблемам гражданского и патриотического воспитания школьников. Ориентирую педагогическую практику на формирование базовых национальных ценностей, гражданско-патриотических качеств учащихся через их активную деятельность. Использую новые подходы, делающие процесс обучения и воспитания более эффективным и демократичным: деятельностный, дифференцированный, компетентностный, личностно ориентированный, личностно развивающий, исследовательский, проблемный, развивающий. Продумываю планирование разнообразных форм учебных и внеклассных занятий, внеурочной деятельности: семинаров, практикумов, презентаций, конференций, диспутов, защиты проектов, «круглых столов», брейн – рингов. Стараюсь выстраивать взаимодействие с учащимися на уровне равноправного сотрудничества в ходе образовательного процесса. Учебный процесс оснащён всем необходимым современным оборудованием. Имею страницу в социальной сети работников образования, доступном для коллег, родителей, учащихся, общественности.
|
6.Результат изменений | Наблюдаются значительные успехи в практической подготовке обучающихся, достижения ими высокого среднего балла по истории и обществознанию, среднего балла по результатам ЕГЭ по истории выше окружных и региональных значений; призовых мест в конкурсах, проектах, фестивалях, научно-практических конференциях разных уровней. Сотрудничаю с Собранием представителей и Администрацией муниципального района Пестравский, Самарским региональным Центром гражданского образования, научно-методическим Центром «Гражданин» г. Москва, Самарским областным комитетом ветеранов войны и военной службы, Самарской региональной организацией ВООВ «Боевое Братство», Самарским областным историко-краеведческим музеем им П. Алабина, Центром социализации молодежи г. Самара в рамках методической работы по гражданскому и патриотическому воспитанию школьников. Освоила методику руководства инициативными группами учащихся, разрабатывающих социально значимые проекты и занимающихся поисково - исследовательской деятельностью, уделяю большое внимание работе по увековечению памяти о земляках - участниках Великой Отечественной войны и локальных конфликтов. Систематически провожу открытые «Парламентские уроки» и мероприятия, посвященные памятным датам истории России. Это значительно повышает уровень познавательных способностей учащихся на уроках и во внеурочной деятельности, даёт возможность достигать позитивных предметных и метапредметных результатов.
|
7.Публикации о представленном инновационном педагогическом опыте | 1. «Гражданское и патриотическое воспитание учащихся на основе современной гуманистической концепции», 2009 г. Сборник межрегиональной научно – практической конференции «Социальное проектирование как средство формирования гражданской позиции школьников». 2. «Сохранение памяти о воинах – земляках периода Великой Отечественной войны в рамках деятельности патриотического клуба «Гражданином стать готов», 2015 г. Электронный сборник областной научно-практической Конференции «Роль 70-летия Победы в Великой Отечественной войне в гражданском и патриотическом воспитании детей и молодёжи Самарской области». Центр гражданского образования СДДЮТ. 3. Статьи и разработки в социальной сети работников образования. |