Информационная карта описания инновационного педагогического опыта победителя конкурса по ПНПО
опыты и эксперименты ( класс) по теме

Никулина Любовь Петровна

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ИННОВАЦИОННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА УЧАСТНИКА

Приоритетного национального проекта «ОБРАЗОВАНИЕ»,

победителя в конкурсном отборе лучших учителей Российской Федерации

на денежное поощрение 2009 года 

учителя истории и обществознания

 Никулиной Любови Петровныimageimage

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ipo.docx38.7 КБ

Предварительный просмотр:

C:\Users\user\Desktop\image.jpg государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа села Пестравка муниципального района Пестравский Самарской области

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ИННОВАЦИОННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА УЧАСТНИКА

Приоритетного национального проекта «ОБРАЗОВАНИЕ»,

победителя в конкурсном отборе лучших учителей Российской Федерации

на денежное поощрение 2009 года  

учителя истории и обществознания

 Никулиной Любови Петровны

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ИННОВАЦИОННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА УЧАСТНИКА

Приоритетного национального проекта «ОБРАЗОВАНИЕ»

I. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

Ф.И.О. автора опыта, адрес электронной почты

lyubov.nikulina.59@mail.ru

Учреждение, в котором работает автор опыта, адрес сайта

 pestrsosh@mail.ru

Должность с указанием преподаваемого предмета или выполняемого функционала

Стаж работы в должности

Никулина Любовь Петровна

 

государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа села Пестравка муниципального района Пестравский Самарской области

Учитель истории и обществознания, классный руководитель

24 года

II. САМОЭКСПЕРТИЗА ОПЫТА

Тип опыта (сектор применения, масштаб изменений, предмет изменений)

Сектор применения - основная и старшая школа; масштаб изменений – локальный; предмет изменений – применение инновационных форм и методов в организации образовательного и воспитательного процессов, направленных на формирование базовых национальных ценностей, гражданско – патриотических качеств учащихся.

Характеристики ценности опыта (новизна для потребителя, актуальность, эффективность: потенциальная полезность, надежность, перспективность)

           Новизна моего инновационного педагогического опыта - как учителя истории и обществознания, заключается в способности научить учащихся: самостоятельному добыванию информации из любых источников и правильному   использованию её в учебной, познавательной и социальной практике; методике учебного сотрудничества с педагогом и сверстниками; построению индивидуальной образовательной траектории. Потенциальная полезность опыта выражается в передаче учащимся способов целеполагания, действия, контроля, оценки своей учебной деятельности, вовлечение их в исследовательскую деятельность.

       Актуальность   опыта заключается в возможности учащихся самостоятельно определять цели своего обучения, умении планировать пути их достижений, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных задач, определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, устанавливать причинно - следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение. Всё это создаёт комфортное настроение учащихся, удовлетворённость   учебным процессом.   Учащиеся  находятся  на пути продвижения от незнания к знанию, от неумения к умению, то есть осознают смысл и результат своих усилий, что позволяет им чувствовать себя значимыми и самодостаточными.

 Эффективность опыта заключается в формировании активной гражданской позиции, патриотизма, духовности учащихся средствами образовательно-воспитательного процесса. Принципы, положенные в основу образовательно – воспитательной деятельности способствуют формированию базовых национальных ценностей – основных моральных установок, существующих в культурных, семейных, социально - исторических, религиозных традициях многонационального народа Российской Федерации, передающихся от поколения к поколению и обеспечивающих успешное развитие страны в современных условиях.

Перспективность представляемого опыта заключается в том, что в его основе лежит формирование модели выпускника, гражданина и патриота, конструктивного, мобильного, интеллектуального.

Характеристики опыта, определяющие трудоемкость его освоения

Освоение опыта не требует особых материально-технических и организационно-методических затрат.

III. СУЩНОСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ОПЫТА

1. Тема инновационного педагогического опыта (ИПО)

«Формирование базовых национальных ценностей, гражданско-патриотических качеств учащихся»

2. Источник изменений (противоречия, новые средства обучения, новые условия образовательной деятельности, др.)

Важными принципами при организации любого вида внеурочной деятельности, на уроках истории и обществознания считаю добровольность, свободный выбор приложения своих сил, самостоятельность учащихся, дающие им возможность в будущем применить свои навыки и умения в реальных жизненных ситуациях. Ключевыми идеями воспитательного компонента ФГОС является воспитание гражданина России, принимающего её судьбу как свою личную, готового к социальной и моральной активности. Для достижения цели представляемого инновационного педагогического опыта повышаю квалификацию в русле тенденции инновационных изменений в системе современного образования, владею технологиями целеполагания, проектирования, способностью анализировать и оценивать свой индивидуальный стиль и педагогическую деятельность в целом.

3.Идея изменений (в чем сущность ИПО: в использовании образовательных, коммуникационно-информационных или других технологий, в изменении содержания образования, организации учебного или воспитательного процесса, др.)

Стараюсь рационально организовать учебно-воспитательный процесс, в соответствии с возрастными, половыми, индивидуальными способностями и гигиеническими требованиями. Слежу за соответствием учебной и физической нагрузки возрастным возможностям учащихся. Включаю в занятия оздоровительные моменты: физкультминутки, дыхательную гимнастику, минутки релаксации, слежу за правильными позами учащихся, стараюсь подбадривать их словом и взглядом, планирую смену деятельности на уроках и внеклассных мероприятиях. Одним из важнейших средств формирования метапредметных  результатов учащихся считаю использование ИКТ и ЭОР, что позволяет реализовать на занятиях визуализацию знаний, проводить виртуальные лабораторные, практические работы с использованием обучающих программ. Использование презентаций на уроках истории и обществознания и во внеклассной деятельности позволяет решать проблему наглядности, даёт возможность создавать и использовать разнообразные карты, рисунки, портреты исторических деятелей, видеофрагменты, схемы и диаграммы. Позволяет частично заменить записи на доске, учебные тексты, рабочую тетрадь.

4.Концепция изменений (способы, их преимущества перед аналогами и новизна, ограничения, трудоемкость, риски)

Реализация главного условия гуманистической педагогики в образовательно – воспитательном процессе – разносторонний учёт особенностей учащихся, консультирование, сопровождение и направление их деятельности на достижение успеха. Целенаправленная организация учебных и внеклассных занятий с учётом и признанием уникальности и индивидуальности подростков, поиск наиболее эффективных путей, обеспечивающих их  субъектности, что порою очень затруднительно, т. к. в классных коллективах обучаются дети разных типологий личности, что является одной из  причин поведенческих различий у них. Трудность апробации инновационного педагогического опыта заключается в том, что в каждом учащемся необходимо сформировать качества гражданина и патриота, понимание базовых национальных ценностей. Результат апробации прослеживается на основании мониторинга.

5.Условия реализации изменений (включая личностно-профессиональные качества педагога и достигнутый им уровень профессионализма)

С целью достижения высокого уровня профессионализма, владения качествами педагогической эрудиции систематически  повышаю квалификацию по внедрению современных образовательных технологий в образовательный процесс – необходимое условие реализации данного опыта.  Принимаю активное участие в региональных, всероссийских, международных семинарах, научно-практических конференциях, конкурсах педагогического мастерства, где выступаю с презентациями собственных достижений в педагогической деятельности, разработала электронные методические пособия по проведению «Уроков мужества», имею печатные статьи в сборниках региональных и международных научно-практических конференций по патриотическому воспитанию. Неоднократно принимала участие в составе Самарской делегации в работе Всероссийских семинаров в г. Адлер по проблемам гражданского и патриотического воспитания школьников. Ориентирую педагогическую  практику  на формирование базовых национальных ценностей, гражданско-патриотических качеств учащихся  через их активную деятельность. Использую новые подходы, делающие процесс обучения и воспитания более эффективным и демократичным: деятельностный, дифференцированный, компетентностный, личностно ориентированный, личностно развивающий, исследовательский, проблемный, развивающий. Продумываю планирование разнообразных форм учебных и внеклассных занятий, внеурочной деятельности: семинаров, практикумов, презентаций, конференций, диспутов, защиты проектов, «круглых столов», брейн – рингов. Стараюсь выстраивать взаимодействие с учащимися на уровне равноправного сотрудничества в ходе образовательного процесса. Учебный процесс оснащён всем необходимым современным оборудованием. Имею страницу в социальной сети работников образования, доступном для коллег, родителей, учащихся, общественности.

6.Результат изменений

    Наблюдаются значительные успехи в практической подготовке  обучающихся,  достижения ими высокого среднего балла по истории и обществознанию,  среднего балла по результатам ЕГЭ по истории выше окружных и региональных значений; призовых мест в конкурсах, проектах, фестивалях, научно-практических конференциях разных уровней. Сотрудничаю с Собранием представителей и Администрацией муниципального района Пестравский, Самарским региональным Центром гражданского образования, научно-методическим Центром «Гражданин» г. Москва, Самарским областным комитетом ветеранов войны и военной службы, Самарской региональной организацией ВООВ «Боевое Братство», Самарским областным историко-краеведческим музеем им П. Алабина, Центром социализации молодежи г. Самара в рамках методической работы по гражданскому и патриотическому воспитанию школьников. Освоила методику руководства инициативными группами учащихся, разрабатывающих социально значимые проекты и занимающихся поисково - исследовательской деятельностью, уделяю большое внимание работе по увековечению памяти о земляках - участниках Великой Отечественной войны и локальных конфликтов.  Систематически провожу открытые «Парламентские уроки» и мероприятия, посвященные памятным датам истории России. Это значительно повышает уровень познавательных способностей учащихся на уроках и во внеурочной деятельности, даёт возможность достигать позитивных предметных и метапредметных результатов.

7.Публикации  о представленном инновационном педагогическом опыте

1. «Гражданское и патриотическое воспитание учащихся на основе современной гуманистической концепции», 2009 г. Сборник межрегиональной научно – практической конференции «Социальное проектирование как средство формирования гражданской позиции школьников».

2. «Сохранение памяти о воинах – земляках периода Великой Отечественной войны в рамках деятельности патриотического клуба «Гражданином стать готов», 2015 г. Электронный сборник областной научно-практической Конференции «Роль 70-летия Победы в Великой Отечественной войне в гражданском и патриотическом воспитании детей и молодёжи Самарской области». Центр гражданского образования СДДЮТ.

       3. Статьи и разработки в социальной  сети работников образования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Описание инновационного педагогического опыта

В работе представлен передовой педагогический опыт по применению метода проектов и информационно - компьютерных технологий на уроках английского языка в условиях введения новых ФГОС....

Описание инновационного педагогического опыта учителя физики (Федоровой И.Ю.)

Тема моего инновационного педагогического опыта: развитие личности учащихся при обучении физике через использование интерактивных технологий и метапредметного обучения....

Описание инновационного педагогического опыта учителя биологии МБОУ "Хову-Аксынская СОШ" Очур-оол С.С.

Обобщение и систематизация педагогического опыта. Материал по  технологии проектного обучения....

Описание инновационного педагогического опыта

Известно, что усвоение способов учебной деятельности происходит не в процессе слушания педагога или созерцания деятельности другого, а в про...

Описание инновационного педагогического опыта учителя обществознания

Описание инновационного педагогического опыта учителя обществознания...

Описание инновационного педагогического опыта

Статья  посвящена  вопросам  формирования  универсальных  учебных  действий на уроках русского языка. Мы живём в обществе, где знания постоянно  обновляются  и...