Конкурское задание Эссе "Я – учитель современной формации"
статья на тему

Власова  Наталья  Викторовна

Данный материал  является  конкурсным  задание  на  конкурс  "  Учитель  года"., осмысление  собственного  " Я"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon esse_uchitel_goda_2015_.doc42 КБ

Предварительный просмотр:

КОНКУРСНОЕ ЗАДАНИЕ «ЭССЕ» 

Я – учитель современной формации

Власова  Н.В.

БОУ СОШ № 5 МО  Динской район

Учитель... 
Сколько надо любви и огня, 
Чтобы слушали, чтобы верили, 
Чтобы помнили люди тебя. 
В.Тушнова

Я – учитель,

или

Опыт осмысления собственного «Я»

«Учитель-лицо, которое обучает чему-нибудь, преподаватель», -читаем мы определение в Толковом словаре. Сухая лаконичная формулировка, но ведь всего в Толковом словаре не напишешь. Чтобы постигнуть глубину слова учитель, иногда нужно прожить целую жизнь. 

 Я часто задаю себе вопрос: « Когда я решила стать учителем?» Может быть, когда 1 сентября 1980 года  была  моя первая встреча со школой и первая встреча с учителем. Каким был тот день? Честно, не помню. Но в памяти и 34 года спустя ярким и каким-то по-особому согревающим воспоминанием всплывает образ: мягкая улыбка, карие глаза, излучающие свет. Образ моей первой учительницы Зинаиды  Андреевны  Литвиненко. Она сразу стала идеалом во всём. Наверное, вполне объяснимо для 7-летнего ребёнка возникшее сразу желание – быть, как Она, и - как Она - стать учителем. Было ли это желание обдуманным и серьёзным? Конечно, нет! Но был образец, на который хотелось равняться, быть похожей. Простая детская психология. Или не такая уж и простая?

А вот ещё воспоминание, уже более осознанное. Годы 1983-1989 мой учитель истории  и классный руководитель  Лаврик Людмила  Дмитриевна. Её отличали доброта, общительность, жизнерадостность, эмоциональная открытость, способность дать своим ученикам не только знания, но и душевное тепло. Она в совершенстве знала и любила свой предмет, и эту любовь смогла привить и нам, своим ученикам, каждый свой урок стремилась превратить в незабываемое и яркое событие. Она учила нас думать, спорить, совершать открытия. Другими словами, она олицетворяла, на мой взгляд, то, что в нынешней нормативно-правовой базе обозначено как профессиональный стандарт педагога, который, думаю, следует понимать как образец, идеал, высокая мечта, а не как четкие границы в чем-то. Ведь профессия педагога всегда  была и останется  творческой.  Именно под  влиянием этого Мастера я и решила поступать в педагогический университет, хотя тогда у меня, конечно, не было ощущения, что это дело всей моей жизни, а было всего лишь желание прикоснуться к мечте. Вот Вам  и роль личности в истории. Моей личной. Велика ли она? Как измерить ее масштаб?

И вновь, как тогда, в детстве, в начальной школе, желание стать такой, как  Она, но желание вполне осознанное и мотивированное, обусловленное внутренней потребностью.

И вот 2014 год. Я – учитель. Уже 13 лет работаю в  школе. И очень часто вспоминаю своих учителей. Сравниваю себя с ними и спрашиваю: а достаточно ли во мне сил и мудрости, чтобы учить других,  что, кроме знаний, я могу дать тем, кто приходит ко мне на урок? Что я как учитель должна, могу, на что имею право? Да и что это значит «Я – учитель»? Совпадает ли моё собственное представление и понимание с тем, что хотят и видят во мне другие? Этими размышлениями и продиктована попытка осмыслить собственное «Я» через позиции разных участников этого действа, которое носит название «образовательный процесс».

    Я увлекалась разными педагогическими теориями,  технологиями, что-то принимала, включала в свою деятельность, от чего-то потом отказывалась, разочаровывалась, но неизменным  всегда для меня оставался принцип, который считаю краеугольным камнем всей своей педагогической деятельности - КАЖДЫЙ ребенок одарен. Педагогическое мастерство  учителя - увидеть, в чем заключается его одаренность,  и создать условия для его развития.  

  Четвертый курс, активная практика, мой первый самостоятельный урок. Ощущение потока энергии, направленного на тебя, которым ты способна управлять, понимание того, что вот сейчас вместе с тобой твои ученики могут радоваться, размышлять, восхищаться, негодовать, творить, ... И все это - в твоих руках. И только от твоего профессионализма зависит, как этот спектакль под названием «урок» отзовется в  детских душах, какие струны затронет. Эти первые 5-10 минут урока и решили окончательно мою судьбу.

   Ученики – не просто класс, это зрительный зал. Учитель - художник своего урока,  сценарист, режиссёр. Бездарно срежиссированный урок способен погасить интерес к знаниям, талантливо построенный - подарить ему крылья. Однако  диплом педагогического вуза - всего лишь документ на право приобщения к большому и необыкновенно сложному труду. А сложность учительского труда в том, чтобы найти путь к каждому ученику, создать условия для развития способностей, заложенных в каждом.

  Образование считается одной из самых консервативных сфер общества, и, тем не менее,  человечество всегда искало наиболее эффективные формы и методы обучения. Однако в погоне за инновациями, на мой взгляд, следует помнить, что  метод не самоцель, а средство к лучшему достижению наиболее разумным и эффективным путём. А цель - организовать учебный процесс так, чтобы  у ребенка возникала  потребность и возможность добывать знания.

   Методы преподавания  должны быть разнообразными и применяться в зависимости от конкретных  условий того или иного класса, урока, предмета, состояния данного детского коллектива и т.п. Безусловно, было бы просто глупо отрицать все педагогическое наследие. Но и когда бездумно  копируешь ту или иную систему, без учета собственного опыта, особенностей своей личности, не пришлось бы, потом удивляться, почему «сеешь разумное, доброе, вечное, а вырастает белена и чертополох».

  Настоящему  учителю важно  быть способным к импровизации, т.е. уметь быстро и верно оценить ситуацию, принять решение. Конечно, это требует постоянного анализа своей деятельности, самосовершенствования и самообразования, поэтому не случайно ведь одним из важнейших качеств учителя и является умение и желание  учиться. На своих ошибках и победах, на опыте  коллег, у своих учеников. Это  постоянное стремление к совершенству, на мой взгляд, и отличает настоящего учителя. Он идет на урок для того, чтобы вместе со своими учениками искать лучшие методы и формы, спорить, ошибаться, совершать открытия. А если он уже все про всех   знает (только так и не иначе, и не спорьте с ним) - тут он и перестает быть учителем.

   Если урок - это общение, а не просто работа, если это  искусство, а не только учебное занятие,  если это жизнь, а не часы в расписании, то  спроси у себя: «Зачем иду на урок? Какую Мысль ребятам оставила? Какое Чувство пробудила? Людей или учеников видела в них? О чём думали они, слушая тебя? Может, только делали вид, будто слушали, а думали - ни о чем? Или думали о том, чего не было на уроке, и тогда, глядя на тебя, слушали себя и думали о своём? Что полезнее, важнее для них было в тот миг?»

    Какие бы технологии, методы и приемы ни использовал в своей практике педагог, важно стремиться к тому, чтобы опираться на законы естественного развития каждого ребенка,  его особенностей, стремлений, потребностей, не противопоставлять, как пишет  Януш Корчак, «мир,  зажатый в чёрной классной доске, миру, плывущему за стёклами».  «Детей нет - есть  люди, но с иным масштабом понятий, иным запасом опыта, иными влечениями, иной игрой чувств. Одна из грубейших ошибок  - считать, что педагогика является наукой о ребенке, а не о человеке»,- пишет Я. Корчак   в своей книге  «Как любить ребенка». Мы делаем все, чтобы подготовить ребенка к будущей взрослой жизни. И часто забываем, что ребенок живет здесь и сейчас, детство - полноценный этап жизни человека. Его радости, беды, трагедии, успехи - это все по-настоящему, «разве существует жизнь в шутку?». Нам, взрослым, следует уважать и незнание ребенка, и  его  неудачи и слезы, тайны. Помнить, что ему надо бегать, так, как дышать, ему не жаль времени на сказку, на беседу с собакой, на игру в мяч, на раскрашивание  картинок. И он прав.

    Я люблю школу. Люблю, как у Плутарха, учебные занятия;  просто здание, эти стены, окна, парты. Люблю ее утром, еще сонную, только наполняющуюся гулом детских голосов. Люблю днем – собранную, шумную, деловую и веселую. Люблю вечером - немного уставшую, но довольную. Люблю длинные тени, которые ложатся на парты, стены, запоздалый звонок, который как-то обиженно прозвенел, как бы спрашивая: что, никого нет? Люблю уходить последней, выключать свет, думать о том, что завтра опять будет завтра…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эссе "Я - учитель современной формации"

Данная работа предназначена для конкурса "Учитель года -2015". В данном эссе я раскрываю мотив выбора мною учительской профессии. Данное эссе отражает мои собственные педагогические принципы  и...

ЭССЕ "Я - учитель современной формации." на конкурс!

ЭССЕ "Я - учитель современной формации." на конкурс!...

Эссе. Я - учитель современной формации

Данное эссе написано  для участия в конкурсе учитель года....

Модель учителя новой формации

Учитель новой формации - это, прежде всего, непрерывно развивающаяся личность, открытая для всего нового,  умеющая легко отказываться от штампов и стереотипов в учебно-воспитательной работе и в ж...

«Современный учитель – современный урок»

Модернизация современного общества охватила все его стороны.Изменения охватили и систему российского образования.Внедрение федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) нового поколе...

ПРИКАЗ « 22 » октября 2021 г. № 681 О проведении онлайн-семинара (с региональным участием) «Современный учитель –современный урок»

Из опыта участия в региональном и Всероссийском  этапе конкурса «Мой лучший урок»...