Смена видов деятельности на уроке
статья на тему

Борисова Светлана Владимировна

Материал выступления на педагогическом совете

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon smena_vidov_deyat.ppt437.5 КБ
Файл smena_vidov_deyat.docx26.52 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Смена видов деятельности учащихся на уроке Подготовила: Борисова С.В., учитель русского языка и литературы

Слайд 2

Смена видов деятельности - это прием, который заключается в целесообразном чередовании учителем в ходе урока различных видов деятельности детей с целью снижения усталости, утомления, а также повышения интереса учащихся.

Слайд 3

Согласно нормам СанПиН (2.4.2.2821-10), на современном уроке обязательно должны соблюдаться следующие требования по организации учебного процесса: 10.17. С целью профилактики утомления, нарушения осанки и зрения обучающихся на уроках следует проводить физкультминутки и гимнастику для глаз . 10.18. Необходимо чередовать во время урока различные виды учебной деятельности (за исключением контрольных работ). Средняя непрерывная продолжительность различных видов учебной деятельности обучающихся (чтение с бумажного носителя, письмо, слушание, опрос и т.п.) в 1 - 4 классах не должна превышать 7-10 минут , в 5 - 11 классах - 10-15 минут .

Слайд 4

Продолжительность непрерывного применения технических средств обучения на уроках Классы Непрерывная длительность (мин.) не более Просмотр статистических изображений на учебных досках и экранах отраженного свечения Просмотр теле-передач Просмотр динамических изображений на учебных досках и экранах отраженного свечения Работа с изображением на индивидуальном мониторе компьютера и клавиатурой Прослушиваемые аудиозаписи Прослушивание аудиозаписи в наушниках 1 - 2 10 15 15 15 20 10 3 - 4 15 20 20 15 20 15 5 - 7 20 25 25 20 25 20 8 - 11 25 30 30 25 25 25

Слайд 5

Основные гигиенические критерии рациональной организации урока (по Н.К. Смирнову) Факторы урока Уровни гигиенической рациональности урока Рациональный Недостаточно рациональный Нерациональный Плотность урока Не менее 60% и не более 75-80% 85-90% Более 90% Число видов учебной деятельности 4-7 2-3 1-2 Средняя продолжительность различных видов учебной деятельности Не более 10 минут 11-15 минут Боле 15 минут Частота чередования различных видов учебной деятельности Смена не позже чем через 7-10 минут Смена через 11-15 минут Смена через 15-20 минут Число видов преподавания Не менее 3 2 1 Чередование видов преподавания Не позже чем через 10-15 мин. Через 15-20 минут Не чередуются Наличие эмоциональных разрядок (число) 2-3 1 Нет

Слайд 6

Основные гигиенические критерии рациональной организации урока (по Н.К. Смирнову) Факторы урока Уровни гигиенической рациональности урока Рациональный Недостаточно рациональный Нерациональный Место и длительность применения ТСО В соответствии с гигиеническими нормами С частичным соблюдением гигиенических норм В произвольной форме Чередование позы Поза чередуется в соответствии с видом работы. Учитель наблюдает за посадкой учащихся Имеются случаи несоответствия позы виду работы. Учитель иногда контролирует посадку учащихся. Частые несоответствия позы виду работы. Поза не контролируется учителем. Физкультминутки Две за урок, состоящие из 3 лёгких упражнений, по 3-5 повторений каждого 1 физкультминутка за урок, с недостаточной продолжительностью Отсутствуют Психологический климат Преобладают положительные эмоции Имеются случаи отрицательных эмоций. Урок, эмоционально индифферентный Преобладают отрицательные эмоции Момент наступления утомления учащихся (по снижению учебной активности) Не ранее чем через 40 минут Не ранее чем через 35-37 минут Менее чем через 30 минут

Слайд 7

Некоторые виды деятельности и формы работы на уроках русского языка и литературы Рассказ учителя, лекция. Лекция с презентацией (задействован зрительный и слуховой канал). Опрос по цепочке. Проговаривание правил хором вслух. Воспроизведение материала (выполнение упражнений) по образцу. Словарная работа (толкование слов, составление словарных статей, этимологический комментарий и т.д.). Работа по карточкам. Анализ текста. Составление характеристики героя. Чтение (выразительное, наизусть). Пересказ.

Слайд 8

Некоторые виды деятельности и формы работы на уроках русского языка и литературы Решение лингвистических загадок. Работа с ресурсами интернет. Работа с электронными учебниками и тренажерами. Тестирование онлайн. Работа со словарями. Стихосложение. Создание текстов (устно и письменно). Инсценирование. Лингвистические и литературные разминки. Виртуальные экскурсии. «Предметная» деятельность (динамические пособия, сигнальные карточки, магнитные буквы).

Слайд 9

«Конструктор урока»

Слайд 10

Примерный план урока литературы с чередованием видов деятельности учащихся. Урок литературы в 7 классе. Тема: А.П. Чехов. Рассказ «Хамелеон». Живая картина нравов. Тип урока: урок анализа литературного произведения.

Слайд 11

Этап урока Виды деятельности Организацион-ный Литературная разминка. Учащиеся вспоминают названия рассказов Чехова, изученных ранее, с помощью кроссворда (фронтальная работа, создание ситуации занимательности). Проверка д.з. Актуализация знаний. Слово о писателе. Фронтальная беседа, чтение подготовленных дома вопросов по статье, фактов биографии. Повторение литературных терминов. Фронтальная беседа чередуется с показом слайдов.

Слайд 12

Постановка цели и задач. Формулирование цели урока . Устные высказывания, запись темы в тетрадь. Анализ произведения: актуализация знаний; изучение нового; первичное закрепление. Вспоминаем прочитанное . Кроссворд “Угадай фамилии чеховских героев”. Частичный пересказ по вопросам учителя. Чтение по ролям. Устные ответы по теории литературы. Рассказ учителя о художественной детали (новый термин) с демонстрацией слайдов. Запись в тетрадь. Анализ художественных средств , использованных в рассказе. Групповая работа (каждая группа работает с одним худ. средством, затем устно рассказывает классу).

Слайд 13

Контроль усвоения знаний и коррекция. Формулирование выводов. ( Какие приемы использует Чехов для создания комического эффекта? Какой порок высмеивает?) Устная работа. Создание текста. Самостоятельный письменный ответ. 3 уровня задания. Домашнее задание. Объяснение учителя.



Предварительный просмотр:

Смена видов деятельности на уроке

        Одной из важных проблем для педагога на современном уроке является поддержание высокого уровня работоспособности учащихся. На каждом уроке необходимо обеспечить познавательную активность, интерес учащихся, занятость и увлеченность работой, доступность объяснения. Этого можно достичь через правильную организацию урока: с помощью смены различных видов деятельности.

           

Смена видов деятельности – это прием, который заключается в целесообразном чередовании учителем в ходе урока различных видов деятельности детей с целью снижения усталости, утомления, а также повышения интереса учащихся.

Такая организация урока является неотъемлемым элементом здоровьесберегающей технологии.

Согласно нормам СанПиН (2.4.2.2821-10), на современном уроке обязательно должны соблюдаться следующие требования по организации учебного процесса:

10.17. С целью профилактики утомления, нарушения осанки и зрения обучающихся на уроках следует проводить физкультминутки и гимнастику для глаз.

10.18. Необходимо чередовать во время урока различные виды учебной деятельности (за исключением контрольных работ). Средняя непрерывная продолжительность различных видов учебной деятельности обучающихся (чтение с бумажного носителя, письмо, слушание, опрос и т.п.) в 1 - 4 классах не должна превышать 7-10 минут, в 5 - 11 классах - 10-15 минут.

Продолжительность непрерывного использования в образовательном процессе технических средств обучения устанавливается согласно таблице 5.

Таблица 5

Продолжительность непрерывного применения технических средств обучения на уроках

Классы

Непрерывная длительность (мин.) не более

Просмотр статистических изображений на учебных досках и экранах отраженного свечения

Просмотр телепередач

Просмотр динамических изображений на учебных досках и экранах отраженного свечения

Работа с изображением на индивидуальном мониторе компьютера и клавиатурой

Прослушиваемые аудиозаписи

Прослуши-вание аудиозаписи в наушниках

1 - 2

10

15

15

15

20

10

3 - 4

15

20

20

15

20

15

5 - 7

20

25

25

20

25

20

8 - 11

25

30

30

25

25

25

После использования технических средств обучения, связанных со зрительной нагрузкой, необходимо проводить комплекс упражнений для профилактики утомления глаз, а в конце урока - физические упражнения для профилактики общего утомления.

        

Основные гигиенические критерии рациональной организации урока

(по Н.К. Смирнову)

Факторы урока

Уровни гигиенической рациональности урока

Рациональный

Недостаточно рациональный

Нерациональный

Плотность урока

Не менее 60% и

не более 75-80%

85-90%

Более 90%

Число видов учебной деятельности

4-7

2-3

1-2

Средняя продолжительность различных видов учебной деятельности

Не более 10 минут

11-15 минут

Боле 15 минут

Частота чередования различных видов учебной деятельности

Смена не позже чем через 7-10 минут

Смена через 11-15 минут

Смена через 15-20 минут

Число видов преподавания

Не менее 3

2

1

Чередование видов преподавания

Не позже чем через 10-15 мин.

Через 15-20 минут

Не чередуются

Наличие эмоциональных разрядок (число)

2-3

1

Нет

Место и длительность применения ТСО

В соответствии с гигиеническими нормами

С частичным соблюдением гигиенических норм

В произвольной форме

Чередование позы

Поза чередуется в соответствии с видом работы.

Учитель наблюдает за посадкой учащихся

Имеются случаи несоответствия позы виду работы.

Учитель иногда контролирует посадку учащихся.

Частые несоответствия позы виду работы.

Поза не контролируется учителем.

Физкультминутки

Две за урок, состоящие из 3 лёгких упражнений, по 3-5 повторений каждого

1 физкультминутка за урок, с недостаточной продолжительностью

Отсутствуют

Психологический климат

Преобладают положительные эмоции

Имеются случаи отрицательных эмоций. Урок, эмоционально индифферентный

Преобладают отрицательные эмоции

Момент наступления утомления учащихся

(по снижению учебной активности)

Не ранее чем через 40 минут

Не ранее чем через 35-37 минут

Менее чем через 30 минут

Таким образом, на каждом уроке необходимо использовать хотя бы 4 разных вида деятельности.

На уроках русского языка и литературы нужно чередовать различные виды речевой деятельности: слушание, говорение, чтение, письмо; использовать приемы стимулирования интереса (создание ситуации занимательности, эмоционального переживания); менять формы организации учебного процесса (фронтальная, индивидуальная, групповая).

Некоторые виды деятельности и формы работы на уроках русского языка и литературы

  1. Рассказ учителя, лекция.
  2. Лекция с презентацией (задействован зрительный и слуховой канал).
  3. Опрос по цепочке.
  4. Проговаривание правил хором вслух.
  5. Воспроизведение материала (выполнение упражнений) по образцу.
  6. Словарная работа (толкование слов, составление словарных статей, этимологический комментарий и т.д.).
  7. Работа по карточкам.
  8. Анализ текста.
  9. Составление характеристики героя.
  10. Чтение (выразительное, наизусть).
  11. Пересказ.
  12. Решение лингвистических загадок.
  13. Работа с ресурсами интернет.
  14. Работа с электронными учебниками и тренажерами.
  15. Тестирование онлайн.
  16. Работа со словарями.
  17. Стихосложение.
  18. Создание текстов (устно и письменно).
  19. Инсценирование.
  20. Лингвистические и литературные разминки.
  21. Виртуальные экскурсии.
  22. «Предметная» деятельность  (динамические пособия, сигнальные карточки, магнитные буквы).

Многие педагоги и методисты для облегчения процесса подготовки к уроку предлагают создавать «конструкторы урока» (все имеющиеся в арсенале учителя виды и приемы работы надо распределить по этапам урока и затем выбирать).

Пример такого конструктора (Сафаргалиева Г.А. Приемы педагогической техники на уроках русского языка и литературы / http://festival.1september.ru/articles/517423)

Этапы урока

1

2

3

4

5

….

Начало урока

Простой опрос по базовым вопросам

“Да –нет”

Фантастическая добавка

Взаимоопрос

Театрализация

Обсуждение выполнения домашнего задания

Объяснение нового материала

Привлекательная цель

Удивляй!

Практичность теории

Доклад

Проблемный диалог

Лови ошибку!

Закрепление, тренировка, отработка умений

Лови ошибку!

Пресс – конференция

Игра – тренинг

Взаимоопрос

 

Деловая игра “Компетентность”

Повторение

Своя опора

Повторяем с контролем

Свои примеры

Пересечение тем

Игра в случайность

Показательный ответ

Контроль

“Светофор”

Опрос по цепочке

Программируемый опрос

Обычная контрольная работа

Выборочный контроль

Блиц - контрольная

Домашнее задание

Задание массивом

Три уровня домашнего задания

Необычность обычного

Творчество работает на будущее

Индивидуальное задание

 

Конец урока

Опрос - итог

Отсроченная отгадка

Роль “подводящий итог”

 

Роль “Психолог”

 

        Примерный план урока литературы с чередованием видов деятельности учащихся.

Урок литературы в 7 классе.

Тема: А.П. Чехов. Рассказ «Хамелеон». Живая картина нравов.

Тип урока: урок анализа литературного произведения.

Этап урока

Виды деятельности

Организационный

Литературная разминка. Учащиеся вспоминают названия рассказов Чехова, изученных ранее, с помощью кроссворда (фронтальная работа, создание ситуации занимательности).

Проверка д.з.

Актуализация знаний.

Слово о писателе. Фронтальная беседа, чтение подготовленных дома вопросов по статье, фактов биографии.

Повторение литературных терминов. Фронтальная беседа чередуется с показом слайдов.

Постановка цели и задач.

Формулирование цели урока. Устные высказывания, запись темы в тетрадь.

Анализ произведения:

  • актуализация знаний;

  • изучение нового;

  • первичное закрепление.

Вспоминаем прочитанное.

Кроссворд “Угадай фамилии чеховских героев”.

Частичный пересказ по вопросам учителя.

Чтение по ролям.

Устные ответы по теории литературы.

Рассказ учителя о художественной детали (новый термин) с демонстрацией слайдов. Запись в тетрадь.

Анализ художественных средств, использованных в рассказе. Групповая работа (каждая группа работает  с одним худ. средством, затем устно рассказывает классу).

Контроль усвоения знаний и коррекция.

Формулирование выводов. (Какие приемы использует Чехов для создания комического эффекта? Какой порок высмеивает?) Устная работа.

Создание текста. Самостоятельный письменный ответ. 3 уровня задания.

Домашнее задание.

Объяснение учителя.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Влияние смены видов деятельности учащихся на уровень работоспособности на уроках английского языка в начальной школе

    Поддержание высокого уровня работоспособности  учащихся является одной из ключевых проблем для педагогов в современной образовательной школе.  В начальных классах ...

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА УЧАЩИХСЯ, КАК ОДИН ИЗ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ ФИЗИКИ И МАТЕМАТИКИ

Самостоятельная работа - важнейшее условие саморегуляции личности, её творческих возмож- ностей. Самостоятельная работа ученика - главный путь воспитания самостоятельности. Но самостоя- тельная работа...

ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ В РАЗНЫХ ВИДАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

Данный материал посвящен вопросу формирования УУД на уроках иностранного языка....

Урок по теме "Bonjour, Paris!" Чередование и последовательность четырёх видов деятельности на уроке французского языка

Цели урока: обучение чтению нового вида текста (программа пребывания в Париже, текст, содержащий географические данные) и извлечению необходимой информации; ввод новых слов, знакомство учащихся с геог...

Критерии оценивания различных видов деятельности на уроках английского языка

Критерии оценивания различных видов деятельности на уроках английского языка...

Чередование и последовательность четырех видов деятельности на уроке французского языка

Чередование и последовательность четырех видов деятельностина уроке французского языка...